Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Историческое знание, его достоверность.

До изобретения письменности знания о прошлом передавались в устной форме от поколения к поколению (легенды, мифы, предания, сказки, песни, жизненный опыт и др.). При этом нередко сохранялись сведения о событиях глубочайшей древности, хотя и принимавшие мифологизированную, сказочную форму.

С появлением письменности (IV — II тыс. до н. э.) собы­тия стали записываться. Чаще всего упоминались войны, набеги врагов, солнечные и лунные затмения, смена правителей. Со вре­менем записи стали более подробными, сопровождались комментариями (летописи, хроники, сказки, хозяйственные и религиозные тесты и др.). Одна из самых древних китайских летопи­сей датируется VIII в. до н.э.

Исторические источники – все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. Основные группы исторических источников:

1) вещественные (архитектурные строения, вазы, картины, книги и др.),

2) письменные (правительственные документы, царские грамоты, художественная литература и др.),

3) изобразительные (графические, художественные, натуральные),

4) фонические (звуковые записи на пластинках, кассетах и т.п.).

История –это та наука, которая изучает прошлое, настоящее и прогнозирует будущее человечества.«Не знать, что было до твоего рождения, значит навсегда оставаться ребёнком», - считал Цицерон. Прошедшие поколения передают нам не только свои трудовые навыки, опыт, достижения, потребности, успехи, но и свои промахи, просчёты, неудачи, беды и горести. История учит всех нас.

«История учит даже тех, кто у неё не учится: она проучивает их за невежество и небрежение» (В.О. Ключевский).

Этапы развития исторического знания

Геродот («отец истории») в V в. до н.э. написал труд «История»; его современник Фукидид описывал только войны; Тит Ливий (59 г. до н.э.– 17 г. н.э.) - историю Рима; Плутарх (45-127) – жизнь исторических деятелей. В то время ещё не чётко разграничивались различные научные дисциплины. Описание событий прошлого соседствовало с подробными сведениями по географии, экономике, политике, культурной жизни, сопровождалось философскими рассуждениями. Не всегда проводилась чёткая грань между реальностью и фантазией. Мифы — основной способ познания мира древних людей.

В Средневековье религиозное мировоззрение препятствовало развитию исторической науки. В XV в. были попытки свести воедино разрозненные сведения, содержащиеся в хрониках, летописях, трудах античных историков.

В XVII-XIX в.в. началось издание трудов по истории (В.Н. Татищев (1686-1750) – «История Российская с самых древнейших времён», Н.М. Карамзин (1766-1826) – «История государства Российского»).

В XIX в. определяются принципы историзма (конкретно-исторического анализа) и объективности в изучении истории.

В исторической науке XX в. произошло размежевание между историей, политологией, социологией, социальной психологией.

Современное историческое познание –процесс деятельности человека, отражающий объективную реальность в его сознании; получение нового знания об окружающем мире. Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин: источниковедение (общие приёмы и методы изучения исторических источников), палеография (история письма), геральдика (гербы), сфрагистика (печати), нумизматика (монеты, медали, ордена), топонимика (изучение названий геогра­фических пунктов) и др. Всё это свидетельствует о достаточно высо­ком уровне развития исторической науки. История - наука конкретная, требующая точного знания хро­нологии (дат) фактов, событий. По сравнению с другими гуманитар­ными науками, изучающими какую-либо одну из сторон обществен­ной жизни (философия, социология, экономика, политология и др.), история характеризуется тем, что предметом её познания яв­ляется вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса.

Пространство и время – важные исторические категории, которые имеют объективный характер, неразрывно связаны друг с другом, бесконечны. Пространство — форма сосуществования материальных объектов и процессов (характеризует структурность и протяженность материальных систем). Всеобщие свойства пространства — протяженность, единство прерывности и непрерывности.

Время — форма и последовательные смены состояний объектов и процессов (характеризует длительность их бытия). Универсальные свойства времени — длительность, неповторяемость, необратимость.

Если в процессе познания социальных явлений обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии исторических закономерностей. Законы истории:

1) Закон ускорения истории: на каждую последующую историческую эпоху уходит меньше времени, чем на предыдущую.

2) Закон уплотнения исторического времени: в каждую последующую эпоху происходит больше тех. изобретений и научных открытий, быстрее усовершенствуются орудия труда и технологии.

3) Народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью.

Этапы исторического познания:

1. Установление исторических фактов (их виды: а) действия или поступки отдельных личностей, больших социальных групп, б) продукты материальной и духовной деятельности людей, в) словесные факты: мнения, суждения, оценки людей).

2. Отбор и интерпретация (т.е. объяснение фактов, которое во многом зависит от мировоззрения исследователя, от задач которые он перед собой ставит).

3. Установление истины.

В реальности абсолютную истину установить практически невозможно. В большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной (или истинами), которая представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определённых условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.

Особенности исторического познания:

1. Установление исторических закономерностей затруднено, т.к. общество находится в постоянном развитии, сложно по своей структуре.

2. Открытые исторические законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются.

3. Ограничена возможность эксперимента, наиболее распространённым методом исторического исследования является научная абстракция.

4. Главный источник получения знаний - прошлое человечества и социальная действительность.

5. Установить относительную истину можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям.

Основные требования этого подхода:

1) изучение ситуации, сложившейся в обществе, и её причин;

2) рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом;

3) анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса.

Историческим процессом называется временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явились результатом деятельности многих поколений людей. Основу исторического процесса составляют исторические факты, произошедшие или происходящие явления общественной жизни, которые оказали серьёзное воздействие на жизнь людей. В процессе познания учёные не только констатируют данные факты, но и пытаются дать им научное объяснение.

При изучении таких фактов следует помнить о том, что:

а) любой исторический факт представляет собой элемент объективной реальности, тесно связанный с другими её элементами. Поэтому все исторические факты необходимо рассматривать в их взаимодействии, выявлять не только место конкретного факта в историческом процессе, но и его влияние на последующее развитие общества;

б) содержание исторического факта зависит от уровня развития конкретного общества и является результатом деятельности субъектов исторического процесса.

Субъекты исторического процесса – те индивиды и их общности, которые принимают в нём непосредственное участие (народные массы, социальные группы, исторические личности).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.