В отечественном законодательстве граждане подразделяются на три основные возрастные группы: малолетние - от 0 до 14 лет, несовершеннолетние - от 14 до 18 лет и совершеннолетние - от 18 лет. К собственно молодежи принято относить возрастную группу 14-30 лет.
Правовые основы работы с молодежью основываются прежде всего на международных, региональных, федеральных и местных документах о правах человека.
Права человека — права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как полноценное человеческое существо. Они являются универсальными, и ими могут пользоваться все люди без какой-либо дискриминации. Права человека носят естественный и неотчуждаемый характер, свободное и эффективное осуществление прав человека — один из основных признаков гражданского общества и правового государства. Ограничения прав возможны тогда, когда их осуществление ограничивает права и свободы других граждан или нарушает их права и законные интересы, посягает на нравственность и здоровье населения. В некоторых случаях имеет место ограничение прав по объективным причинам, не связанным с дискриминацией (возраст, состояние здоровья, отсутствие гражданства).
Существуют различные виды классификации прав человека и гражданина. В данном случае оптимальной является классификация по содержанию, это:
1) гражданские или личные — естественные права человека (право на жизнь, на охрану достоинства, тайну переписки, телефонных переговоров и др.);
2) политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);
3) экономические (право на труд, на отдых, на предпринимательскую деятельность, право частной собственности и др.);
4) социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и детства, охрану здоровья, на социальную защиту, на социальное обеспечение, право на жилище, благоприятную окружающую среду и др.);
5) культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.).
Иногда экономические, социальные и культурные права объединяют в одну общую категорию — социально-экономические права.
Различают права и свободы. Право человека (субъективное, юридическое) — это охраняемая, обеспечиваемая государством узаконенная возможность осуществлять какую-либо деятельность. Свобода человека (как это отражено в документах о правах человека) — это отсутствие каких-либо ограничений в деятельности.
Права и свободы человека неотделимы от его обязанностей, которые предписывают индивиду определенные действия по отношению к другим индивидам, обществу, государству. Права и обязанности не могут противопоставляться, так как свобода невозможна без ограничений. Свобода одной личности ограничивается свободой другой личности.
Соотношение юридически закрепленных прав и обязанностей определяет правовой статус личности. Граждане РФ равны перед законом независимо от пола, расы, национальности и т. д. (ст. 19 Конституции РФ). Особенность правового статуса молодых граждан определяется прежде всего возрастными параметрами. Это определяет как определенные ограничения правового статуса молодежи, так и определенные льготы для этой категории населения.
Соблюдением прав человека, развитием социальной политики занимаются многие международные организации. Так, система ООН включает ряд специализированных международных организаций (МОТ, ЮНЕСКО, ВОЗ), призванных заниматься конкретными социальными проблемами. При всей важности соблюдения прав человека на международном уровне следует иметь в виду, что решающее значение имеет внутригосударственное законодательство, его нормы, обычаи, практика. В Российской Федерации эти права нашли отражение во многих нормативных актах, в том числе и регламентирующих основы работы с молодежью.
Основой регулирования политики в отношении молодежи является Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г. Конституция РФ наделена высшей юридической силой, а поэтому является основой текущего законодательства, в котором закреплены важнейшие нормы, регулирующие общественные отношения, основные права, свободы и обязанности граждан. Ее положения опираются на ранее принятые международные документы о правах человека. К числу таковых в первую очередь следует отнести Устав Организации Объединенных Наций, Всеобщую декларацию прав человека, международные пакты по правам человека: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Декларацию о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами (1965), а также Конвенцию о правах ребенка, Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) и т. д. Можно увидеть значительное текстуальное совпадение статей Декларации ООН и статей Конституции РФ (ст. 17-64 Конституции).
Гражданское, семейное, административное, уголовное, социальное и другие отрасли законодательства конкретизируют, дополняют, регулируют права, свободы и обязанности граждан, но не могут противоречить конституционным нормам.
1.В сфере гражданских и семейных правоотношений ведущими нормативными актами являются Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы. Гражданское законодательство устанавливает определенные пределы дееспособности несовершеннолетних. Несовершеннолетние могут самостоятельно, без согласия законных представителей, совершать все сделки, которые вправе самостоятельно совершать малолетние (ст. 28 ГК), но, в отличие от малолетних, мелкие бытовые сделки они могут совершать не только за счет средств, предоставленных законными представителями и с их согласия другими лицами, но и за счет заработка, стипендии и других доходов, а также вправе самостоятельно:
1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.
Остальные сделки совершаются несовершеннолетним с согласия своих законных представителей. По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах (ст. 26 ГК РФ). В соответствии с п. 3 ст. 26 ГК несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность по действительным сделкам. Родители (усыновители) и попечители (граждане или соответствующие учреждения, которые в силу ст. 35 ГК являются таковыми) несут ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, при наличии двух обстоятельств:
■ собственного виновного поведения (за исключением случая причинения вреда принадлежащим им источником повышенной опасности);
■ отсутствия у несовершеннолетнего доходов и иного имущества, достаточных для возмещения вреда. Ответственность родителей (усыновителей) и попечителей носит дополнительный (субсидиарный) характер и ограничена во времени:
■ достижением причинителем вреда совершеннолетия;
■ появлением у несовершеннолетнего достаточных средств для возмещения вреда;
■ приобретением несовершеннолетним дееспособности в результате эмансипации или вступления в брак, а также по достижении причинителем совершеннолетия. Занятие несовершеннолетнего предпринимательской деятельностью с согласия законных представителей либо работа по трудовому договору могут повлечь правовые последствия, связанные с объемом дееспособности несовершеннолетнего. Такой несовершеннолетний по достижении им 16 лет может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипированным).
Если родители (усыновители, попечители) согласны, эмансипация производится по решению органов опеки и попечительства. При отсутствии такого согласия вопрос решается судом. В суд также может быть обжалован отказ органов опеки и попечительства в вынесении решения об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным. Несовершеннолетний становится эмансипированным с момента принятия соответствующего решения. Факт эмансипации освобождает законных представителей несовершеннолетнего от ответственности по его обязательствам, возникшим после объявления об эмансипации, в том числе и по обязательствам, возникшим из причинения им вреда (ст. 27, 1074 ГК).
2. Брачный возраст для мужчин и женщин в Российской Федерации установлен в 18 лет. В соответствии со ст. 13 Семейного кодекса РФ брачный возраст для вступающих в брак при наличии уважительных причин (беременность невесты, рождение ею ребенка, фактически сложившиеся брачные отношения, призыв на военную службу и др.) может быть по решению органов местного самоуправления снижен до 16 лет. А в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено заключение брака до достижения этого возраста. Установление порядка и условий получения такого разрешения отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.
Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом. Данная норма касается как семейных, так и гражданских правоотношений. Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 №937 было принято Положение «О предоставлении гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья» — впервые введена категория «молодая семья».
Постановлением Правительства РФ от 17.00.2001 № 675 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы» была принята подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Решение Верховного Суда РФ от 15 июля 2004 г. признает законность введения и правомерность применения термина «молодая семья», ограничивающего это понятие требованием, чтобы возраст супругов не превышал 30 лет. Следует назвать также такие федеральные законы, как «Об основах федеральной жилищной политики», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Указы Президента РФ «Об основных направлениях государственной жилищной политики», «О материнском капитале».
3. В сфере общественно-политических отношений Основным документом является Конституция РФ. Государство поощряет активную гражданскую и политическую активность молодежи. Несмотря на некоторые возрастные ограничения (граждане, не достигшие 18-летнего возраста, не имеют избирательных прав, даже в случаях приобретения гражданином полного объема гражданской дееспособности, лица моложе 21 года не могут быть избраны депутатами, моложе 25 лет не могут быть назначены судьями, гражданин моложе 35 лет не может быть избран Президентом РФ), молодежи предоставлено конституционное право участия в политических партиях, движениях, акциях: шествиях, митингах, пикетированиях. Существенную роль играют такие документы, как федеральные законы «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских объединений», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи».
4. Проблема отклоняющегося поведения в среде тех, кто вступает в активную социальную жизнь, является объектом повышенного интереса специалистов различного профиля, в том числе и в правовой сфере. Это обусловлено, во-первых, тем, что от того, каким образом и в какой форме новое поколение усвоит социальные нормы и ценности, зависят стабильность общества, пути и темпы его развития. Во-вторых, во все времена и во всем мире отмечалась и отмечается повышенная девиантность молодого поколения по сравнению с более старшими. В России только складывается система ювенальной юстиции, однако ряд норм Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса, других законов непосредственно касаются молодежи всех возрастных групп: от 14 до 30 лет. Это касается злоупотребления спиртными напитками, наркомании, бродяжничества, проституции, преступности. Важную роль играют Федеральный закон «О наркотических и психотропных веществах», постановления правительства РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «О федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью», «О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту"» и др.
Уголовное законодательство при определении наказания учитывает возраст преступника. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления (ст. 29 УК РФ). Пожизненное лишение свободы не назначается лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет. Лица, осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, помещаются в воспитательные колонии, где режим содержания более мягкий по сравнению с исправительными колониями для совершеннолетних. Помимо действующего Уголовного кодекса РФ, в целях профилактики подростковой преступности в 1999 г. был принят Федеральный закон РФ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
5. Трудовое совершеннолетие наступает с 16 лет. В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие 15 лет. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения. Социальная защита молодежи строится на основе Трудового кодекса РФ. Важное значение здесь имеют федеральные законы «О занятости населения», «Об основах охраны труда в РФ», постановления правительства «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан», «О федеральной целевой программе улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы», «О мерах по поддержке занятости населения» и др.
Для несовершеннолетних предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени (в возрасте до 16 лет — до 24 часов и нее более 5 часов в смену, от 16 до 18 лет — до 35 часов и до 7 часов в смену). Статья 271 Трудового кодекса регламентирует оплату труда работай ков в возрасте до восемнадцати лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы. При повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до восемнадцати лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет продолжительностью 31 календарный день предоставляется в удобное для них время.
Закон запрещает привлекать несовершеннолетних для сверхурочных работ и работ в ночное время, а также на работы с вредными или опасными условиями труда на подземных работах. Такие же запреты предусмотрены и для женщин, беременных или имеющих детей, а также запрещено отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью и наличием детей. Трудовое законодательство устанавливает оплачиваемый отпуск по беременности и родам — 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (при осложненных родах — 86 дней, а при рождении двух или более детей — 110 дней).
Несовершеннолетних нельзя использовать на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами).
Статья 266 Трудового кодекса законодательно закрепляет обязательные медицинские осмотры (обследования) лиц в возрасте до восемнадцати лет. Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (обследованию).
Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем), помимо соблюдения общего порядка, допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
6. Согласно ст. 7 Конституции, Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Статья 39 указывает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Применительно к молодежи существенную роль играют такие акты, как федеральные законы «О государственной социальной помощи», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановления Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания платных социальных услуг государственными социальными службами», «Об утверждении Примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» и др.
7. Право на образование закреплено в Конституции РФ (ст. 43). Оно детализировано в текущем законодательстве и подзаконных актах. Базовым законом здесь выступает Федеральный закон «Об образовании». Сюда также следует отнести федеральные законы «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О ратификации европейской конвенции об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты, и протокола к ней».
Следует отметить большое значение Указа Президента РФ в этой сфере: «О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования».
Можно назвать несколько принципиально важных постановлений Правительства РФ: «Об утверждении положения о стипендиальном обеспечении и других формах социальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования», «Об учреждении специальных государственных стипендий Правительства РФ для аспирантов и студентов государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования» и др. Сюда также можно отнести Указы Президента «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства», «Об учреждении государственных премий РФ для молодых ученых за выдающиеся работы в области науки и техники», «Об установлении размеров государственных научных стипендий для выдающихся ученых и талантливых молодых ученых России», «О государственных стипендиях для выдающихся деятелей культуры и искусства России и для талантливых молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений».
Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.
8. Ст. 14 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация является светским государством. В таком государстве должно быть проведено разграничение церковной и государственной сфер деятельности. Никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной для молодежи и других групп населения. Молодые граждане России имеют право как верить в Бога, так и отрицать теологические основы мироздания, т. е. являться верующими или атеистами.
Таким образом, в Российской Федерации молодежи уделяется определенное внимание. С 1991 г. на Федеральном уровне было принято около 20 нормативных актов по проблемам молодежи.
Деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив, называется молодежной политикой. В последних докладах Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации» имеются специальные параграфы, посвященные вопросам законодательного обеспечения государственной молодежной политики (ГМП). В Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2005 г. «О состоянии законодательства в Российской Федерации» в главу 6 «Опыт анализа перспектив системного законодательного регулирования комплексных общенациональных проблем» включен параграф «Государственная молодежная политика». В Докладе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 г. «О состоянии законодательства в Российской Федерации» в главе 6 «Правовое обеспечение комплексных общенациональных проблем» содержится параграф «Государственная молодежная политика и ее законодательное обеспечение».
В 2006 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1760-р утверждена Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. В 2009 г. состоялось заседание Президиума коллегии Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, посвященное результатам проведения Года молодежи в России и рассмотрению проекта Федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011-2015 гг.
Координирует и направляет молодежную политику Государственный комитет РФ по делам молодежи. Государственный комитет РФ по делам молодежи был образован в сентябре 2007 г. Указом Президента РФ от 24.09.2007 № 1274. Положение о Государственном комитете Российской Федерации по делам молодежи было утверждено Постановлением Правительства РФ № 706 от 27 октября 2007 г. Согласно Положению, комитет «является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по определению государственной молодежной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, созданию во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, условий для обеспечения здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания, реализации молодежью своих профессиональных возможностей, а также по координации деятельности в данной сфере органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
Как уже отмечалось, Основным законом нашего государства является Конституция Российской Федерации. Несмотря на ее прогрессивный характер по сравнению с Конституцией РСФСР, она содержит немало пробелов. Одним из таких пробелов вполне можно считать отсутствие в ней статьи, пункта или подпункта о молодежи и государственной молодежной политике. В Конституции РФ не используются слово «молодежь» и образованные на его основе словосочетания. Это является одной из главных причин того, что процесс формирования законодательной базы ГМП уже долгое время носит противоречивый характер.
Региональные и местные нормативные акты и программы действуют на уровне субъектов Федерации и на муниципальном уровне. В большинстве субъектов приняты законы о молодежи и регулированию молодежной политики, отдельных направлений работы с молодежью, поддержки определенных категорий молодежи: жителей седа, студентов, молодых специалистов и т. д. Например, в Ростовской области приняты и действуют такие программы и документы: Областная целевая программа «Молодело, Дона» на 2006-2010 гг., Областная долгосрочная Целевая программа «Молодежь Ростовской области» (2011-2013 гг.), Областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Ростовской области» на 2008-2010 гг., Областная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 2008-2009 гг., Областная целевая программа профилактики правонарушений в Ростовской области на 2007-2010 гг. Областной закон от 20.09.1996 г. № 24-ЗС «О молодежной политике Ростовской области» (принят ЗС РО 06.09.1996) является базовымч в нем даны основные определения, касающиеся молодежи, субъектов и объектов молодежной политики:
■ Молодые граждане, молодежь — граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет;
■ молодые семьи — семьи в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака), при условии, что оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а та.кже неполные семьи с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;
■ молодежные общественные объединения (молодежные объединения) — добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе молодых граждан, объединившихся на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, социальное становление и развитие членов объединения, а также защиты своих прав и свобод и реализации других общих целей, указанных в уставе объединения; ■ детские общественные объединения (детские объединения) — добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе совершеннолетних граждан, куда входят дети в возрасте от 8 до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов, развитие творческих способностей и социальное становление членов объединения, а также для защиты своих прав и свобод и реализации других общих целей, указанных в Уставе объединения.
Кроме этого, действуют Областной закон от 22.10.2004 № 184-ЗС «Об образовании в Ростовской области», Областной закон от 22.10.2004 № 161-ЗС «Об установлении размера минимальной стипендии учащимся и студентам государственных учреждений начального и среднего профессионального образования Ростовской области».
Отметим Решение коллегии Администрации области №73 от 8.12.2008 «О вопросах реализации молодежной политики в Ростовской области по итогам мониторинга процессов, происходящих в молодежной среде», а также Постановление Администрации области от 19.05.2005 № 174 «О положениях о премиях и стипендиях Главы Администрации (Губернатора) области», Постановление Администрации области от 16.02.2004 № 82 «О положениях о премиях и стипендиях Главы Администрации (Губернатора) области, об организации конкурсов НИОКР и воспитательных проектов, а также о единовременной денежной помощи малообеспеченным студентам», Постановление Администрации Ростовской области от 05.08.2009 № 384 «О порядке предоставления за счет средств областного бюджета субсидий на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов», Постановление Администрации Ростовской области от 03.08.2009 № 380 «О порядке реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы», Постановление Администрации области от 01.12.2003 №548 «Об утверждении положения о порядке предоставления гражданам — членам молодых семей бюджетных субсидий для погашения части задолженности по жилищным займам в случае рождения ребенка», Постановление Администрации области от 28.05.2002 № 248 «Об утверждении положения о порядке предоставления льготных ипотечных жилищных займов гражданам— членам молодых семей», Постановление Администрации области от 16.03.2005 № 86 «Об утверждении положения о стипендиальном обеспечении учащихся и студентов государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Ростовской области».
Разрозненные нормативные акты, отсутствие единой правовой базы молодежной политики не способствуют сегодня ее эффективности. Поэтому сегодня перед государством стоит задача систематизировать нормативно-правовую базу работы с молодежью, увязать федеральные и региональные программы и усилить контроль над правоприменительной практикой в том, что касается в данном случае решения молодежных проблем.