Молодежь — эта та часть населения, которая является экономической основой и локомотивом развития страны. В настоящее время особенно важно обращать внимание на формирование человеческого капитала молодежи и на реализацию ее трудового потенциала.
Экономические основы работы с молодежью включают следующие направления:
1) адаптационная политика поддержки молодежной занятости;
2) управление социально-экономическими отношениями в процессах формирования молодежных объединений, организаций, воспроизводства интеллектуальной собственности;
3) управление и поддержка молодежных проектов и программ;
4) поддержка участия молодежи в предпринимательской деятельности.
Рассматривая молодежь не просто как социально-демографическую группу с характерными ей проблемами и особенностями развития в современном обществе, а как субъект экономических отношений, раскроем определение экономических отношений и роль в них молодежи.
Современная экономика — это сфера приложения капитала, реализации экономических интересов, поле принятия решений в условиях ограниченности ресурсных возможностей. В эту сферу вовлечены традиционно три группы экономических субъектов: потребители (домохозяйства), производители (фирмы) и государство.
Экономический субъект — это социальная группа, которая обладает определенными социально-экономическими признаками, участвует в системе экономических отношений, вступая во взаимодействие с другими социальными субъектами по поводу производства, обмена, распределения и потребления результатов общественного производства.
В структуре названных групп экономических субъектов можно выделить молодежь как мобильную, устойчивую подгруппу, которая активно интегрируется в систему экономических отношений, формируя новые приоритеты, генерируя новации, развивая трудовой потенциал, преследуя экономические и управленческие интересы. При этом участие в системе экономических отношений молодежи характеризуется некоторыми особенностями, обусловленными скорее социально-психологической природой молодежи как социальной группы.
Так, начиная с 2000 г., проявляются позитивные тенденции в развитии российской молодежи: увеличивается инновационный потенциал, растет самостоятельность, инициативность, мобильность, заинтересованность в конечных результатах деятельности, ответственность за свою судьбу, восприимчивость к новому, целеустремленность. Проявляются такие черты, которые, с одной стороны, востребованы современным обществом, а с другой — этим же обществом и порождены. В частности, в молодежной среде проявляется тенденция получения престижного качественного образования. Причем наличие образования расценивается не как формально-статусный признак, а как средство и источник формирования личного и профессионального успеха и будущего благосостояния. В современных условиях проявляется заинтересованность среди молодежи в укреплении здоровья, что обеспечивается в значительной части пропагандой спортивно-массовых мероприятий, развитием спорта и формированием культуры здорового образа жизни. И наконец, современная российская молодежь является частью международного молодежного сообщества, она активно интегрируется в мировые экономические и политические процессы. Так, представители молодежи активно участвуют в молодежных форумах, конференциях, саммитах.
Помимо позитивных тенденций, в молодежной среде существуют и негативные. К ним относятся проблемы молодой семьи, состояния физического и психического здоровья молодых людей, криминализация молодежной среды, рост имущественного расслоения, отсутствие трудовой мотивации молодых работников, отсутствие навыков общественной деятельности и самоуправления, низкая степень включенности в систему государственного управления. В связи с этим порой в отношении общества и государства, особенно в сфере экономических и трудовых отношений, к молодежи проявляются потребительские тенденции и невостребованность потенциала человеческих ресурсов.
Относительно роли современной молодежи в экономических отношениях, отношениях, в которые вступают субъекты экономики в процессе производства, распределения, обмена и потребления, подчеркнем, что молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения, в то время как сфера производства остается вне их экономического интереса.
Это обусловлено тем, что в молодежной среде развито стремление к достижениям, преобладают высокие амбиции, недостаточно развита профессиональная адаптация и практически отсутствует пропаганда созидательного участия молодежи в развитии современного общества.
Рассматривая молодежь как трудовой ресурс, как потенциальную рабочую силу, отметим ее отрицательные и положительные стороны по сравнению с другими возрастными категориями трудовых ресурсов (табл. 1).
Сложность ситуации связана с отсутствием достаточных условий для самореализации и воплощения экономических инициатив молодежи. В обществе и на государственном уровне отсутствует механизм согласования интересов молодежи с интересами других социальных групп. Постиндустриальный этап развития современного общества и связанный с ним потенциал инновационной активности молодежи трансформирует роль молодежи в экономических отношениях. Формируются новые подходы к решению задач экономической политики, учитывающей интересы молодежи, меняется мировоззрение и мотивация поведения этой социальной подгруппы в обществе.
Таблица 1
Преимущества и недостатки молодежи как рабочей силы
Преимущества
Недостатки
— максимальный период предстоящей трудоспособности;
— высокие показатели физического здоровья и выносливости;
— сравнительно высокий общеобразовательный уровень;
— высокая миграционная мобильность;
— способность к адаптации, к изменениям в сфере информатизации и технологии;
— способность овладевать новыми навыками, знаниями и умениями как фактор эффективности инвестиций в их профессиональную подготовку
— несоответствие их представлений реальности, идеализм, инфантилизм;
— недостаточная квалифицированность, завышенные притязания и ожидания
в отношении будущей работы и оплаты труда, психологическая неготовность к профессиональному труду;
— ориентация на высокий уровень потребления без увязки его с необходимостью участия в профессиональной деятельности
Распространение информационно-компьютерных технологий (ИКТ) открывает новые возможности и создает новые проблемы в сфере экономического и социального развития и вовлечения в него молодежи. ИКТ используются в целях удовлетворения потребностей в информации, социальном общении, получения образования, поиска рабочих мест, таким образом — в решении экономических интересов.
Молодежный рынок труда: адаптационные тенденции молодежной занятости.Молодежный рынок труда представляет собой сегмент подсистемы национального рынка труда, субъектами предложения которого являются работники в возрасте 15-29 лет. Рассматривая особенности экономической работы с молодежью как социально-демографической группы, необходимо представлять ее особенности, потребности, потенциал развития (физический и интеллектуальный), ценностные ориентации, а также то, насколько многочисленна данная социальная группа.
В характеристике масштабности молодежи выделяются два периода: период уменьшения абсолютной и относительной численности, период неустойчивого численного роста. Период уменьшения численности молодежи Россия переживала, начиная с 1980-х гг. до середины 1990-х гг., что явилось следствием снижения рождаемости в 1960-1970-е гг. Период неустойчивого численного роста можно наблюдать с 2000 г. по настоящее время, что связано с колебаниями численности входящих в молодежный возраст. Общая тенденция такова, что чем ниже численность населения молодого возраста, тем выше на молодежь приходится трудовая и социальная нагрузка общества.
Динамика численности и доли населения молодого возраста представлена в таблице 2. Согласно данным Федеральной службы госстатистики РФ, молодежь в возрасте 15-29 лет составляла в 2008 г. 34 446 тыс. чел. (24,3% населения страны).
Таблица 2
Численность и доля молодежи в населении России [6, 31; 8, 82]
Возраст, лет
Численность, млн человек
15-19
12,3
12,9
12,4
9,3
10,1
10,8
12,3
11,8
11,8
10,2
9,3
20-24
9,7
12,3
13,0
11,3
9,6
10,1
11,1
10,7
12,4
12,7
12,5
25-29
7,1
10,8
11,9
13,1
12,1
9,5
10,4
10,2
11,0
11,4
11,9
Всего
29,1
36,0
37,3
33,7
31,8
30,4
33,8
32,7
35,2
34,4
33,7
В% к итогу
15-19
9,5
9,5
9,0
6,5
6,8
7,2
8,4
8,1
8,3
7,2
6,5
20-24
7,5
9,2
9,5
7,9
6,4
6,9
7,6
7,4
8,7
9,0
8,8
25-29
5,4
8,0
8,7
9,1
8,1
6,4
7,1
7,0
7,7
8,1
8,4
Всего
22,4
26,7
27,2
23,5
21,3
20,5
23,1
22,5
24,7
24,3
23,7
Периоды уменьшения численности молодежи и неустойчивого численного роста представлены на рисунке 1.
Снижение численности молодежи есть результат неудовлетворительной демографической политики, проводимой в конце 1990-х гг.
Перед молодежью в период первичного выхода на рынок труда стоит ряд проблем: высокая безработица, отсутствие трудового опыта, низкая заработная плата, необходимость получения навыков трудовой, корпоративной культуры и др. В связи со структурными изменениями, обусловленными современным состоянием в экономике, и кризисным высвобождением работников обостряется проблема занятости среди молодежи.
Первичный рынок труда — это такой рынок рабочей силы, где предложение формируется работниками, впервые вступающими на данный профессионально-специализированный сегмент рынка труда. Основой его формирования выступает социальная мобильность рабочей силы, полная смена работником своей базовой профессии. Функционирование вторичного рынка труда обусловлено действием механизмов горизонтальной и вертикальной, а также межфирменной мобильности рабочей силы. Горизонтальная мобильность обусловлена территориальной миграцией труда либо одноуровневой (без изменения структуры рабочей силы) сменой специализации работником в рамках одного агрегированного рынка. Вертикальная мобильность связана с изменением одного из компонентов показателя «качество рабочей силы»: квалификации, функциональной профессиональной группы, положения в иерархии профессионального разделения труда и т. д.
В рамках приведенной классификации молодежный сегмент рынка труда может включать рынок квалифицированного труда нерабочих специальностей, квалифицированного труда рабочих специальностей и неквалифицированного (низкоквалифицированного, полуквалифицированного) труда. Структуру предложения первичного молодежного рынка квалифицированного труда нерабочих специальностей формируют выпускники высших учебных заведений, средних специальных и технических учебных заведений в возрасте от 15 до 29 лет.
Основные индикаторы, позволяющие оценить состояние молодежного сегмента российского рынка труда, включают:
уровень экономической активности молодежи по соответствующим возрастным группам;
■ структуру и уровень экономически неактивной молодежи по соответствующим возрастным группам;
■ число безработных среди молодежи по соответствующим возрастным группам;
« уровень безработицы среди молодежи по соответствующим возрастным группам;
• уровень образования на 1000 человек соответствующей молодежной возрастной группы;
■ продолжительность поиска работы.
Уровень экономической активности среди молодежи является наиболее высоким. Об этом свидетельствуют данные статистического учета уровня экономической активности (табл. 3).
Таблица 3Уровень экономической активности молодежи по возрастным группам (в% от численности населения соответствующей группы)
2001 | 2002 2003 2004 2005
2003 2004 2005 2006 2007
Женщины
Всего
59,5
58,8
60,2
60,4
60,8
61,6
61,6
62,5
До 20 лет
16,4
13,0
14,7
13,3
13,1
12,4
12,3
12,2
От 20 до 24 лет
62,5
61,8
61,6
59,7
57,2
57,5
56,5
57,1
От 25 до 29 лет
80,5
79,5
82,5
82,3
82,4
82,8
82,7
83,0
Мужчины
Всего
71,3
70,0
70,2
70,5
70,4
71,4
71,4
72,2
До 20 лет
20,3
18,0
17,9
17,0
17,1
18,5
16,5
16,5
От 20 до 24 лет
74,9
73,5
71,5
70,0
67,3
67,3
66,1
65,2
От 25 до 29 лет
92,0
92,6
92,4
93,3
92,9
94,0
91,9
94,4
Согласно данным таблицы, наиболее высокий уровень экономической активности среди молодежи наблюдается в возрастной группе от 25 до 29 лет — как среди мужчин, так и среди женщин.
Экономически неактивная часть молодежи представляет собой ту часть молодого населения, которая не считается занятой экономической деятельностью или безработными в течение рассматриваемого периода.
Структура экономически неактивного населения по возрастным группам и уровень экономической неактивности среди молодежи представлены в таблице 4.
Таблица 4 Структура экономически неактивной молодежи и уровень экономическойнеактивности по возрастным группам
2 2000
2001 2002 2003 2004 2005
Экономически неактивное население, тыс. чел
Всего
38 834
40 024
39 123
38 882
38 654
37 670
37 877
36 909
До 20 лет
10 502
10 753
10 545
10 232
От 20 до 24 лет
От 25 до 29 лет
Уровень экономической неактивности, %
Женщины
До 20 лет
20,8
21,6
22,5
23,2
23,0
23,0
22,3
21,4
От 20 до 24 лет
8,5
8,6
9,1
9,8
10,9
11,3
11,7
12,1
От 25 до 29 лет
4,2
4,4
3,9
4,0
4,1
4,1
4,2
4,3
Мужчины
До20 лет
32,2
32,2
33,3
34,4
33,7
33,4
33,3
32,3
От20 до24 лет
9,1
9,3
10,2
11,1
12,6
13,4
14,1
15,2
От25 до29 лет
2,7
2,4
2,6
2,3
2,5
2,2
2,9
2,1
Согласно представленным данным, наиболее высокий уровень экономической неактивности характерен для молодежи мужского пола в возрастных группах до 20 лет и от 20 до 24 лет. Как показано в таблице, общая тенденция заключается в том, что уровень экономической неактивности возрастает как среди женщин, так и среди мужчин во всех возрастных группах.
Обострение проблемы занятости среди молодежи носит системный характер и не связано динамикой Федеральной службы государственной статистики РФ, в 2007 г. наиболее высокий процент безработных как среди мужского, так и женского населения наблюдается в возрастной группе от 20 до 29 лет.
Причем среди городского мужского населения по сравнению с мужским сельским населением процент безработной молодежи выше на 5,2. Безработных среди женщин как в городе, так и в сельской местности меньше на 13,2% и 3% соответственно. Это обусловлено более высокой социальной адаптацией женщин и высоким уровнем семейной ответственности по сравнению с мужской частью населения. В настоящее время прямая связь между высоким уровнем молодежной безработицы и низким уровнем образования не наблюдается, хотя такая тенденция продолжает действовать. Связано это прежде всего с тем, что возрастает процент молодежи, получившей высшее образование, но по объективным причинам не востребованной в данной профессии современным рынком труда.
Сегодня требования к подготовке специалистов не связаны с конкретными потребностями рынка труда (работодателей) в способностях выпускника и, как следствие, 50% выпускников вузов работают в настоящее время не по специальности. Для сравнения: в Швеции таких выпускников — 18%, во Франции и США — 25%. 25% выпускников вузов в России работают сегодня на таких местах, где высшее образование не требуется. Среди выпускников ссузов уровень своей квалификации на рабочем месте подтверждают около 30%. 50% выпускников не используют полученное образование и работают не по специальности или на тех рабочих местах, где этот уровень образования и квалификации не требуется. Около 70% инженеров выполняют работу ниже своего уровня квалификации. Таким образом, качество подготовки специалистов таково, что образовательный потенциал не соответствует требованиям работодателей ни по содержанию, ни по численности обученных по профессиям, ни по изменяющимся требованиям к современным профессиям. Все это говорит о низкой эффективности затрат общества на обеспечение образовательного уровня населения и, как следствие, о недостаточном инвестировании в развитие человеческого потенциала общества. Современный этап постиндустриального развития, характеризующийся возрастанием роли непроизводственной сферы, вызывает непропорциональный рост доли молодых работников, занятых в сфере услуг, что требует существенной модернизации их профессиональной подготовки и переподготовки и развития адаптационных программ. Совокупность причин безработицы среди молодежи включает:
- несоответствие полученного образования требованиям рынка труда;
- недостаточный уровень образования;
- завышенные амбиции в отношении рабочего места, графика и уровня оплаты труда;
- отсутствие опыта трудовой деятельности;
- низкий уровень общенаучных (мировоззренческих) компетенций;
- неумение позиционировать себя на рынке труда. Адаптация молодежи при выходе на рынок труда является важнейшим условием эффективной занятости и конкурентоспособности. В этой сфере трудовых отношений наблюдается ряд проблем.
Во-первых, процессы первичной адаптации молодежи происходят на уровне учебных заведений без учета взаимосвязей с реальным сектором экономики. Компетенции в сфере ориентации и адаптации на первичном рынке труда, включающие такие качества, как осведомленность о социально-экономической ситуации в регионе, о потребности в работниках тех или иных специальностей, знание основных аспектов трудового законодательства, знание своего образовательного уровня и возможностей его изменения, знание и опыт участия в конкурсах вакансий, наличие индивидуального портфеля достижений, резюме, а также наличие умений и практического опыта по самоформированию базовых компетенций, исходя из потребностей работодателя, у выпускников практически отсутствуют.
Во-вторых, неполное использование трудового потенциала молодежи, замедляющее процесс обновления рабочей силы и ротации кадров, особенно ярко выражено в непривлекательных отраслях для молодежи. Неэффективная растрата трудового потенциала впервые вступающих на рынок труда — это потеря качества рабочей силы в средне- и долгосрочной перспективе. Таким образом, развитие программ эффективной адаптации молодежи к требованиям рынка труда позволит обеспечить высокую конкурентоспособность выпускников через апробацию инновационных образовательных инструментов по развитию управленческих и социально-личностных компетенций и навыков, способствующих созданию оптимальных траекторий трудоустройства выпускников, и скорректировать образовательные программы высшей школы в соответствии с рыночными сигналами.
В-третьих, по-прежнему отсутствуют институциональные структуры, способные решить проблему несоответствия и сформировать профессиональные стандарты и практику их применения.
Важным показателем состояния молодежного сегмента рынка труда является продолжительность поиска работы. Проблемы продолжительности поиска работы исследованы в работах как зарубежных, так и отечественных экономистов. В соответствии с теоретической моделью поиска работы, рассмотренной К. Марковой и С. Рощиным [4, 42], продолжительность процесса поиска работы (D) обратно зависит от вероятности найти хотя бы одно предложение (Pv) и от вероятности того, что найденное предложение окажется приемлемым (Рr):
1
D = Pv х Рr
На продолжительность процесса поиска могут оказывать влияние как характеристики самого ищущего работу индивида, так и некоторые внешние факторы, связанные с характеристиками рынка труда, влияющими на параметры Pvи Рг.
Согласно теоретическим моделям, описанным в экономике труда, увеличение размера пособия приводит к росту резервной заработной платы, а следовательно, и к увеличению продолжительности поиска работы. На продолжительность поиска работы в отдельном регионе влияние оказывают программы государственного стимулирования создания новых рабочих мест.
Специфика молодежи как социально-возрастной группы на рынке труда приводит к формированию некоторых стереотипов у работодателей и в конечном итоге оказывает существенное влияние на возможность первичного трудоустройства молодежи. Для того чтобы сформировать адаптационные модели поведения молодых специалистов на рынке труда, особенно в период их первичного трудоустройства, необходимо выявить особенности перехода от состояния учащегося к состоянию носителя соответствующего уровня человеческого капитала — потенциального, востребованного работника.
Успешность процесса адаптации, преодоления негативных эффектов перехода от учебы к трудовой деятельности зависит от государства, работодателей и самой молодежи, от того, какие согласованные действия осуществляются на первичном рынке труда между данными субъектами. Очевидно, от того, насколько продуман и обоснован будет процесс подготовки и приспособления выпускников вузов к выходу на рынок труда, непосредственно зависит качество их трудоустройства и в конечном счете— эффективность Функционирования системы высшего образования, рынка труда и экономики в целом.
Особенности вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность.Реализация экономических интересов молодежи осуществляется прежде всего в удовлетворении потребностей в получении доходов и в самореализации. Наиболее приемлемой формой реализации интересов молодежи является ее вовлечение в предпринимательскую деятельность. Предпринимательская деятельность молодежи должна быть связана не столько с получением дохода, сколько с получением дополнительного эффекта в виде удовлетворенности деятельностью в течение всей последующей жизни.
Для того чтобы предпринимательская деятельность была доступна для молодой части населения общества, должны быть созданы определенные институциональные условия. Во-первых, это формирование и реализация системы государственных мер по созданию и поддержке молодежных бизнес-инкубаторов, венчурных компаний, учебно-деловых центров, презентационных и выставочных центров для представления достижений молодых предпринимателей. Во-вторых, это популяризация предпринимательской деятельности среди молодецки, осуществляемая через создание общенациональной сети молодежных центров, обеспечивающих доступ к консультационным услугам, информации, методическим рекомендациям в области бизнес-процессов. В-третьих, это создание и продвижение среди образовательных учреждений инновационно-предпринимательских идей, проведение» конкурсов, проектов, предоставление грантов на лучшие бизнес-идеи и их практическое воплощение.
Кроме того, вовлечение молодежи в сферу бизнеса, в социально-экономическое развитие соответствующих территорий и России в целом поддерживается на государственном уровне. Так, в Стратегии государственной молодежной политики отмечена особая роль молодежи в предпринимательской деятельности: «Результатом вклада молодежи в социально-экономическое, общественно-политическое и социально-культурное развитие страны являются:
■ повышение числа молодых людей, получивших образование;
■ сокращение числа молодых людей, имеющих крайне низкий уровень доходов и имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума;
■ сокращение уровня безработицы в молодежной среде;
■ снижение уровня правонарушений среди молодежи;
■ повышение деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодежи;
■ увеличение числа молодых людей, участвующих в выборах органов власти всех уровней». Предпринимательство представляет собой инициативную, новационную деятельность экономических субъектов, принимающих на себя риск, направленную на получение прибыли, а следовательно, организация предпринимательской деятельности требует осмысления ее как процесса.
Предпринимательство как процесс осуществления производственно-коммерческой деятельности включает:
■ процесс создания нового, обладающего ценностью;
■ процесс, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности;
■ процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение.
Необходимо также учитывать правовое поле, в рамках которого осуществляется предпринимательская деятельность. Правовая сторона определяет следующие отличительные признаки предпринимательства:
1) осуществление предпринимательской деятельности (продажа, выполнение работ, извлечение дохода от использования имущества);
2) наличие целевой направленности, т. е. получения прибыли (в этом и состоит отличие данной деятельности от любой хозяйственной);
3) системность, т. е. систематичность в осуществлении указанной деятельности;
4) самостоятельность, т. е. предприниматель не подчинен кому-либо в административном отношении, вмешательство со стороны государства допустимо лишь в установленных законом пределах;
5) риск и ответственность всем наличным имуществом. Результативность предпринимательского процесса будет зависеть от следования общему алгоритму управленческих действий, включающих:
■ формирование предпринимательской идеи и миссии организации;
■ разработку стратегической цели;
■ разработку документации, связанной с созданием предприятия;
■ разработку бизнес-проекта;
■ государственную регистрацию организации;
■ начало функционирования предприятия.
Одной из форм вовлечения молодежи в предпринимательский процесс является создание бизнес-инкубаторов на базе высших учебных заведений, обеспечивающих внедрение новых форм обучения, мотивацию студентов к активному участию в разработке востребованных рынком бизнес-идей, практическое осмысление и внедрение их в практику местного малого предпринимательства, отработку общего механизма генерации новой волны предпринимателей в области информационных технологий, маркетинга, менеджмента и социологии.
Задачи молодежного бизнес-инкубатора сводятся в первую очередь к созданию условий для коммерциализации молодежных научных разработок, к формированию профессиональных навыков в области современной экономики и менеджмента, к разработке эффективных направлений взаимодействия с местным бизнес-сообществом в рамках развития муниципальной экономики.
Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность сопровождается социальными и индивидуальными выгодами, которые заключаются:
1) в реализации новых производственных и управленческих идей;
2) в создании новых продуктов и услуг;
3) в распространении информационно-коммуникационных технологий;
4) в удовлетворении растущих потребностей и амбициозных планов;
5) в создании новых рабочих мест, решении проблемы молодежной занятости;
6) в стимулировании научно-технического прогресса и внедрения перспективных разработок;
7) в активизации инвестиционной деятельности, мобильности и инициативности;
8) в снижении уровня криминализации в молодежной среде.
Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность осуществляется преимущественно через малое предпринимательство. Основными особенностями малого предпринимательства являются в первую очередь гибкость и мобильность, позволяющие быстро осваивать новые виды продукции и, таким образом, быстро реагировать на изменение потребительского спроса.
Деятельность субъектов малого предпринимательства в России регулируется принятым 24 июля 2007 г. Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Этот закон определил новые критерии отнесения к экономическому сектору малого и среднего предпринимательства, цели и принципы государственной политики по развитию предпринимательства. Критериями отнесения предприятий к малым являются:
1) ограничение по статусу, т. е. доля внешнего участия в капитале предприятия не должна превышать 25%;
2) ограничение по численности работников, т. е. число постоянно занятых не должно превышать 100 человек (для средних — 250 человек, для микропредприятий — 50 человек);
3) ограничение по объему выручки от реализации без учета налога на добавленную стоимость (для малых предприятий — 400 млн руб., для средних — 1000 млн руб., для микропредприятий — 60 млн руб.).
Согласно российскому законодательству, к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.
Наиболее распространенными формами реализации малого предпринимательства с участием молодежи являются предпринимательские структуры, функционирующие в форме индивидуального предпринимательства.
Индивидуальное предпринимательство — это форма предпринимательства, при которой деятельность осуществляют физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Рассмотрим некоторые особенности регистрации, налогообложения и ответственности в сфере индивидуального предпринимательства.
Регистрацию индивидуальных предпринимателей осуществляют местные органы власти. Для государственной регистрации будущий предприниматель должен представить соответствующее заявление, документ об уплате регистрационного сбора в размере 4 МРОТ, документ, удостоверяющий личность, фотографию, свидетельство налогоплательщика, свидетельство о присвоении СИК, документ, подтверждающий место жительства и место осуществления деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели подлежат обязательной постановке на учет в налоговых органах по месту жительства. Заявление о постановке на учет индивидуального предпринимателя должно подаваться в налоговый орган по месту жительства в течение 10 дней после его государственной регистрации. В случае прекращения деятельности индивидуального предпринимателя он подлежит снятию с учета в налоговом органе по месту жительства только как индивидуальный предприниматель. При этом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом).
Особенность налогообложения индивидуальной предпринимательской деятельности заключается в возможности применения льготных налоговых режимов, таких как упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход. Размер налоговых ставок зависит от налогового режима, в котором работает предприниматель.
Единый налог на вмененный доход применяется для отдельных видов деятельности. Данный налоговый режим может применяться но решению субъекта Российской Федерации в отношении ограниченного круга видов предпринимательской деятельности (оказание бытовых услуг, оказание ветеринарных услуг, оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, розничная торговля, оказание услуг общественного питания, оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов). Единый налог предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость (кроме НДС, уплачиваемого при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации), налога с продаж, налога на имущество физических лиц, единого социального налога.
Объектом налогообложения признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговым периодом считается квартал. Если же предприниматель применяет общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов, то его доходы будут облагаться налогами существенно ниже по сравнению с налогами, установленными для юридических лиц.
Финансово-экономический кризис вносит свои коррективы в систему налогообложения. Антикризисные поправки к налоговому законодательству направлены прежде всего на снижение налоговой нагрузки предприятий малого бизнеса. В этом направлении осуществлены следующие действия:
1) скорректирована налоговая ставка по налогу на прибыль с 24 до 20%;
2) увеличен предельный размер дохода налогоплательщика, позволяющий перейти на упрощенную систему налогообложения (применять «упрощенку» смогут те налогоплательщики, у которых доход загод не превысил 60 млн руб. (ранее -_ 20 млн руб.);
3) предоставлено право субъектам Российской Федерации устанавливать дифференцированные налоговые ставки по единому налогу, взимаемому в связи с применением УСН.
Особенность ответственности индивидуального предпринимателя в том, что она является неограниченной, т. е. предприниматель несет ответственность не только за свои действия, но и за деятельность других лиц, осуществляемую от его имени (например, наемных работников). Например, продажа товара ненадлежащего качества, принадлежащего предпринимателю, неуполномоченным лицом не может служить основанием для освобождения предпринимателя от ответственности.
Обобщая сказанное, отметим, что индивидуальное предпринимательство имеет как преимущества, так и недостатки. В качестве преимуществ можно выделить льготное налогообложение, простоту регистрации, минимальные затраты на регистрацию, упрощенную систему ведения бухгалтерского учета. К числу недостатков осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности относится, во-первых, юридические лица (особенно зарубежные) неохотно идут на сотрудничество с индивидуальными предпринимателями по причине неуплаты предпринимателем НДС. Во-вторых, индивидуальный предприниматель не может быть «реорганизован» в юридическое лицо, например, в товарищество с ограниченной ответственностью. В-третьих, если индивидуальный предприниматель работает по патенту, то он не может принимать на работу наемных работников. В-четвертых, затруднительным является объединение капиталов нескольких лиц в рамках одного предпринимательского дела. Хотя и существует такая форма совместного предпринимательства, как простое товарищество, в которое могут объединиться несколько индивидуальных предпринимателей, такое объединение юридическим лицом не считается.
Таблица 6 Преимущества и недостатки индивидуального предпринимательства
Преимущества
Недостатки
1. Простота государственной регистрации.
2. Минимальные затраты на регистрацию предпринимательской деятельности.
3. Возможность применения льготного режима налогообложения.
4. Упрощенная система ведения бухгалтерского учета
1. Неограниченная ответственность.
2. Невозможность реорганизации в юридическое лицо.
3.Нежелание со стороны юридических лиц развивать сотрудничество.
4.Ограниченная возможность объединения капиталов нескольких лиц
Предпринимательские структуры с участием молодежи могут также создаваться в форме общества с ограниченной ответственностью. Это наиболее распространенная организационно-правовая форма предпринимательской деятельности.
Согласно п. 1 ст. 87 ГК РФ, обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники 000 отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
ООО обладает рядом особенных признаков.
1. ООО является объединением капитала, а потому оно может быть учреждено даже одним лицом (физическим или юридическим). Гражданский кодекс РФ (ст. 88) запрещает ООО иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. В силу ст. 88 ГК РФ число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать 50 (п. 3 ст. 7).
2. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (п. 1 ст. 87 ГК РФ). Общество несет полную ответственность всем принадлежащим ему имуществом (п. 1 ст. 56 ГК РФ).
3. Учредительным документом ООО являет устав (ст. 89 ГК РФ). При увеличении числа участников общества между ними может быть подписан договор о совместной деятельности.
4. Уставный капитал ООО состоит из стоимости вкладов его участников (ст. 90 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 15 Закона об ООО, вкладом в уставный капитал общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права или иные права, имеющие денежную оценку.
Размер уставного капитала общества не может быть менее суммы, определенной Законом об ООО (п. 1 ст. 90 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона, указанный размер должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества. Гражданский кодекс (п. 5, 6 ст. 90), Закон об ООО (ст. 17-20) предусматривают изменение уставного капитала путем увеличения или уменьшения его размера.
5. Доля участия в обществе. Если вклад в уставный капитал ООО есть имущество (деньги, ценные бумаги и др.), то доля участия в обществе — это совокупность прав и обязанностей в определенном объеме (размере) каждого участника в отношениях с обществом.
Размер доли участника общества в уставном капитале определяется в процентах. Различается действительная стоимость доли участия в обществе и номинальная.
6. Выход и исключение участника из общества. Прекращение членства в обществе может происходить путем выхода участника из общества (ст. 94 ГК РФ, ст. 26 Закона об 000). При выходе участника из общества наступают следующие последствия:
■ переход его доли к обществу с момента подачи заявления;
■ выплата участнику обществом действительной стоимости его доли или выдача ему имущества в натуре такой же стоимости. Исключение участника из общества — это санкция, применяемая к участнику, который грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества.
7. Распределение прибыли общества между участниками (ст. 28 Закона об 000). Распределение прибыли общества между его участниками осуществляется пропорционально их долям в уставном капитале общества. Иной порядок распределения прибыли общества может быть предусмотрен в уставе общества при его учреждении или путем внесения в устав изменений по решению общего собрания общества. С целью защиты интересов кредиторов, участников общества и самого общества Закон об ООО (ст.29) устанавливает ограничения распределения прибыли общества между участниками в следующих случаях:
■ до полной оплаты всего уставного капитала общества;
■ до выплаты действительной стоимости доли (ее части) участника общества в случаях, предусмотренных Законом об ООО;
■ если на момент принятия такого решения стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала и резервного фонда или станет меньше их размера в результате принятия такого решения;
■ в иных случаях, предусмотренных федеральными законами. В указанных случаях общество не вправе принимать решение о распределении своей прибыли между участниками.
8. Управление обществом (ст. 91 ГК, гл. 4 Закона об ООО). Управление в обществе с ограниченной ответственностью представляет собой вид управленческой деятельности, в рамках которой соответствующие органы общества осуществляют управленческие функции: общее собрание участников общества, совет директоров (наблюдательный совет), ревизионная комиссия.
При создании предпринимательской организации, ее государственной регистрации, постановке на учет в региональном налоговом органе, открытии счетов в банках, лицензировании отдельных видов деятельности необходимо руководствоваться федеральными законами РФ, Гражданским кодексом РФ, нормативными актами Правительства РФ и Центрального банка РФ, а также нормативными актами, принимаемыми на региональном уровне.
Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие процедура государственной регистрации:
■ Федеральный закон № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
■ Постановление Правительства РФ № 439 от 19.06.2002 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»;
■ Приказ Федеральной налоговой службы № САЭ-3-09/ 16 от 01.11.2004 «О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя».
Необходимые документы при государственной регистрации предприятия в форме ООО:
1) заявление установленной формы;
2) решение об учреждении ООО;
3) устав;
4) документ об уплате государственной пошлины;
5) документ, подтверждающий наличие нежилого помещения;
Процедура открытия расчетного счета в банке предусматривает наличие следующего перечня документов:
1) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (физического лица в качестве ИП);
2) свидетельство о постановке на налоговый учет;
3) решение о создании (для ООО);
4) устав (для ООО);
5) паспорт (для ИП);
6) приказ о вступлении руководителя в должность (для ООО);
7) уведомление о постановке на учет в органах статистики;
8) банковская карточка с образцами подписей и оттисков печати.
Отличительные особенности функционирования предпринимательской структуры в форме индивидуального предпринимательства и в форме общества с ограниченной ответственностью представлены в таблице 7.
Таблица 7 Отличительные особенности ИП и 000
Индивидуальное предпринимательство
Общество с ограниченной ответственностью
1. Ответственность
Неограниченная ответственность всем имуществом
Ответственность участника ООО ограничена размером его вклада в уставной капитал
2. Затраты при открытии
400 руб. — государственная
2000 руб. — государственная по-
пошлина, около 250 руб. — но-
шлина, 10 000 руб. — минимальный
тариальные расходы
размер уставного капитала, около
250 руб. — нотариальные расходы
дополнительные расходы: 200 руб.
за каждый дополнительный экземп-
ляр учредительных документов
3. Другие обязательные требования
Нет Наличие юридического адреса
4. Учет и отчетность
ИП освобождены от обязанно
Сдача отчетов в органы статистики
сти составлять и подавать бух-
обязательна. При применении об-
галтерский баланс, отчеты в
щего режима налогообложения обя-
органы статистики
зательно составление бухгалтерско-
го баланса
5. Прекращение деятельности
Быстрая ликвидация
Усложненная процедура ликвида-
ции, требующая широкого спектра
действии
6. Занятие определенными видами деятельности
Запрещено заниматься отдель-
Любые виды деятельности
ными видами деятельности,
например торговля алкоголь-
ными напитками (кроме пива),
аудиторская деятельность, ока-
зание охранных услуг
Экономика молодежной организации.Система участия молодежи в экономике опирается на сложившиеся институциональные условия, факторы современных экономических процессов, в основе которых лежат процессы смены технологических укладов, совершенствования инфраструктурного обеспечения хозяйствующих субъектов, структурной динамики функций молодежного движения. Молодежь, являясь мобильной инновационно-креативной социальной группой, ориентирована на достижение успеха, удовлетворение экономических интересов посредством вовлечения в инновационную деятельность. В этой связи концепция инновационного развития экономики должна предусматривать роль и место молодежи в ее реализации, так как именно молодежь является ключевым локомотивом экономического развития, обладающим мощным трудовым потенциалом.
В условиях рыночной экономики развитие молодежных предприятий и организаций зависит не только от факторов, заложенных экономической системой, от саморазвивающихся элементов (цель, ресурсы, организационная структура управления) внутри организации, но и от внешних условий, с которыми хозяйствующий субъект сталкивается (окружающая среда, социальные, политические и др. процессы). Таким образом, в динамичных условиях любой хозяйствующий субъект должен обладать экономической устойчивостью в течение всего жизненного цикла.
Экономическая устойчивость молодежной организации сводится к определению потенциала производственных и финансовых ресурсов предприятия, состоянию его организации и способности к эффективному использованию ресурсов, с тем чтобы противостоять негативному воздействию внешней среды.
Устойчивость организации — это понятие, характеризующее наиболее существенные связи и отношения ее реальной экономической деятельности с внешней средой. На практике устойчивость оценивается через финансовое состояние молодежной организации.
Молодежная организация существует и функционирует, как и любая другая организация. Ее базовыми элементами являются:
■ окружающая среда;
■ цель и миссия;
■ ресурсы;
■ организационная структура управления;
■ период жизненного цикла.
Молодежная организация как система функционирует на основе взаимосвязи названных элементов при условии баланса между силами воздействия внешней среды на организацию и силами воздействия организации на внешнюю среду. В целом основу обеспечения экономической устойчивости и развития организации являются процессы, формирующие качественные и количественные изменения, что определяет место организации в рыночной экономике.
Недоучет роли молодежных организаций, молодежного потенциала экономического развития снижает ин-новационность экономики и приводит к потере эффективности и конкурентоспособности.
Сегодня в России действует более 427 тыс. молодежных и детских общественных организаций (международных, общероссийских, межрегиональных, региональных, местных), ассоциаций, союзов, фондов и движений.
Приведем примеры некоторых общероссийских общественных организаций, входящих в федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений:
■ Российский союз молодежи;
■ Россия молодая;
■ Всероссийский студенческий корпус спасателей;
■ Всероссийское аэрокосмическое общество «Союз»;
■ Молодежное Единство;
■ Молодежный союз экономистов и финансистов;
■ Национальная молодежная лига;
■ Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция»;
■ Российский аграрный молодежный союз;
■ Центр поддержки молодежных инициатив;
■ Национальная организация скаутского движения России;
■ Молодая гвардия «Единой России» и др. Ассоциации общественных объединений:
■ Национальный совет молодежных и детских объединений России;
■ Российский центр гражданского и патриотического воспитания молодежи.
Молодежные политические движения:
■ Социалистическое движение «Вперед» (2005 г.);
■ Общероссийское молодежное движение «Энергия жизни» (2003 г.);
■ Молодежное движение ДА (Демократическая альтернатива) (2005 г.).
Любая организация в своем развитии проходит следующие стадии (этапы):
■ возникновение идеи и определение миссии организации; « организационно-техническое создание организации;
■ оценка имущественного и ресурсного потенциала организации;
■ развитие организации;
■ достижение максимальной эффективности;
■ затухание деятельности в результате изменения состояния внешней среды или выполнения своей миссии. В целом жизненный цикл молодежной организации
как целостной самоорганизующейся системы включает:
1) возникновение организации (объединения, движения);
2) развитие;
3) функционирование.
Регистрация, принципы создания и особенности деятельности общественных организаций изложены в ФЗ «Об общественных объединениях».
Права юридического лица у молодежного общественного объединения возникают с момента его государственной регистрации (ФЗ «О государственной регистрации юридический лиц»), после которой организации необходимо стать на учет в органах статистики, Государственной налоговой инспекции, внебюджетных фондах. Затем организация может открыть расчетный счет в банке. Молодежные общественные объединения с правами юридического лица создаются, когда для реализации уставных целей привлекаются средства бюджетов разных уровней, грантов, спонсоров, благотворительных пожертвований.
Вопросы экономики в деятельности молодежных организаций независимо от их цели и миссии (политической, социальной, экологической, патриотической и др.) являются ключевыми, так как от их решения зависит обеспеченность производственными, финансовыми и трудовыми ресурсами организации. Экономические основы функционирования молодежных организаций и реализации государственной молодежной политики предполагают как раз оценку экономического потенциала развития. В частности, для деятельности организации необходимо наличие имущественного потенциала (помещение, средства сбора, обработки, хранения и передачи информации, система Интернет, транспортные средства и другие коммуникационные ресурсы), финансовые ресурсы (оплата труда сотрудников организации, приобретение сторонних услуг), проведение учетной политики, политики бюджетирования, бизнес-планирования, взаимодействия с кредитно-финансовой системой и налоговыми органами, осуществления текущего мониторинга и оценки эффективности деятельности организации. Механизмы решения этих проблем и представляют экономику функционирования молодежных организаций.
Современная практика хозяйствования предполагает осуществление учетной политики, которая включает оперативный учет (повседневное текущее руководство и управление организацией), статистический учет (выборочный метод наблюдения и регистрации), бухгалтерский учет (непрерывное отражение хозяйственной деятельности (учет движения всех видов имущества, запасов, затрат, продукции, работ, услуг, финансовых результатов), оформленной документально с использованием различных измерителей).
Бухгалтерский учет в объединении ведется по упрощенной системе в типовой книге учета хозяйственных операций. В книгу заносятся все хозяйственные операции, осуществляемые в организации согласно типовым проводкам корреспондирующих счетов.
Практика финансирования молодежных организаций свидетельствует о многообразии источников: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, внебюджетные средства, добровольные средства спонсоров, финансовая поддержка бизнеса, средства от собственной предпринимательской деятельности. Федеральное финансирование осуществляется в пределах средств, выделяемых в рамках реализации государственной молодежной политики в соответствии с ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Существенную роль в финансовой обеспеченности молодежных организаций играют средства грантов, получаемых на основе конкурсных отборов.
Грант — это средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, органами власти, частным лицом) для выполнения конкретной работы. Для получения гранта необходимо оформить заявку установленной формы. Каждый грант предоставляется в рамках конкретной программы (федеральной или региональной) финансирования и ориентирован на определенные требования (цель, задачи, бюджет, содержание работ (услуг) и т. д.).
Пример логической схемы для разработки проекта, финансирование которого предполагается в рамках грантовых программ, представлен в таблице 9.
Таблица 9 Схема разработки проекта, финансируемого в рамках грантовых программ
Компоненты проекта
Основное содержание работы (показатели, обоснование)
Результаты
Сроки выполнения работ
(услуг)
Объемы финансирования
Постановка проблемы. История развития вопроса. Цель. Задачи. Ресурсы. Возможные источники дополнительного финансирования (софинансирование)
Описывается содержание работы и краткая пояснительная записка, включающая объективные свидетельства предполагаемой работы
Разработка методики.
Рекомендации к совершенствованию деятельности. Отчеты о деятельности.
Набор статистической информации. Аналитические обзоры. Документы. Методические материалы и т. д.
Разбивка по этапам выполнения работ (оказания услуг)
Определяется стоимость каждого вида работы (оказания услуги)
Важнейшей составляющей функционирования молодежной организации является бюджетирование. Бюджетирование — это процесс формирования и реализации сметы расходов и контроля за расходованием предусмотренных средств. Бюджетирование применяется для обозначения комплекса действий по подготовке проекта и исполнению бюджета, подведению итогов исполнения бюджета и контролю за расходованием средств.
В ходе реализации проекта на определенном этапе функционирования молодежной организации, основанном на использовании бюджетных финансовых ресурсов, возникает потребность в оценке эффективности. Если «эффект» является абсолютным показателем и характеризует результат, то «эффективность» является относительным показателем и характеризует процесс, в результате которого был получен результат. Эффективность — это категория, обозначающая соотношение осуществленных затрат и полученных результатов. В зависимости от вида деятельности различают различные виды эффективности. Например, финансовая эффективность позволяет соотнести денежные затраты на реализацию проекта с предполагаемыми результатами.
При этом в экономическом обороте используются такие финансовые категории, как прибыль, убытки, дефицит бюджета, исполнение бюджета и др.
Конкретные результаты должны быть сформулированы в количественных и качественных показателях. Ожидаемые результаты могут являться критериями оценки эффективности. Способы оценки позволяют проанализировать степень эффективности работы и выяснить, насколько удалось достичь поставленных целей, а также получить промежуточные сведения о ходе реализации финансирования мероприятий с тем, чтобы скорректировать проект в дальнейшем. В качестве способа оценки реализации проекта часто применяется мониторинг (внутренний и внешний). Внешний мониторинг осуществляется грантодателем с целью определения целесообразности дальнейшего финансирования проекта. На основе внешнего мониторинга финансовые ресурсы распределяются в зависимости от достижения конкретных целей