Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ формы и средств музыкальной выразительности.



 

Произведение С.И. Танеева написано для четырёхголосного смешанного хора. Начинается звучанием основной темы в тональности c-moll (Adagio ma non troppo) на p в октавный унисон. Мелодия декламационная, повествовательного характера тонко передаёт содержание поэтического текста. Поначалу точно следует за ним. Размер 44. Затактовое начало лишь подчёркивает слоговое ударение. Мелодия начинается с V ступени - центральной в звукоряде, и постепенно, раскачиваясь в обе стороны, достигает октавного диапазона (d1 - d 2). Чёткий размеренный ритм, октавное звучание, "маршевый" метр придают теме героический характер.

Вторая фраза "седая скала" начинается с видоизменённого начального мотива (ритмическое варьирование, введении мелкой триоли), который получает секвенционное развитие. Унисон сменяется гармонической фактурой. Изобразительным является устремление мелодии вверх. И как просветление, достигнув вершины (g2), появляется Es-dur. Кульминация главной партии подчёркнута ритмическим увеличением, динамически - f, фактурно - дивизией крайних голосов. Отклонение в параллельную тональность осуществляется через сложный оборот: гII43 D7 → Es-dur. Но, достигнув вершины, происходит излом. Мелодия сползает вниз, изображая "старца под ношей ему дорогой". Гармоническая фактура сменяется полифонической в виде канонической имитации. Как приём развития снова использована секвенция, только уже нисходящая. Возвращается главная тональность и прежняя звучность (pp).

Главная партия изложена в форме периода, состоящего из двух предложений не повторного строения. Неквадратный (7тактов + 8 тактов).

После общей паузы вновь звучит главная партия "И долго та башня уныло глядит…", только в тональности b-moll. Произошёл тональный сдвиг - модуляция сопоставление. Главная партия дана в сокращённом виде (лишь первое предложение). В последних двух тактах на словах "и слышится ей" подчёркивается триольный ритм, который звучит сначала поочерёдно в разных голосах, а затем одновременно у всего хора на D-ой гармонии F-dur, предвосхищая появление новой темы.

Но как бы не подготавливалась побочная партия, она резко контрастирует главной. В первую очередь - это внешний контраст: смена темпа (Allegro vivace), переменный метр: 68, сменяющийся 98; стаккато, "баркарольный" ритм сопровождения (♪| ♪ ч ♪ ♪ ч ч | ♪ ч ч ♪ ч), ритмический рисунок основной темы, имитирующий "топот коней" (можно обнаружить общие черты изобразительности с Р. Шуманом в "Смелом наезднике" из "Альбома для юношества"). Тональность F-dur. Побочная партия стремительно врывается в хоровое звучание. Весь её музыкальный материал вырастает из одной поэтической фразы "весёлое ржанье и топот коней". И вот здесь открывается внутренний философский контраст - побочная партия - это яркое героическое прошлое, которое безвозвратно ушло.

Показателен тональный план побочной партии: первые два предложения изложены в тональности F-dur, причём, 1 предложение заканчивается каденцией на D, второе - на тонике. Третье предложение, больше напоминающее развитие побочной партии, отмечено сразу же отклонением в тональность гармонической субдоминанты (b-moll), с последующей модуляцией в As-dur.

Но при всей контрастности, можно обнаружить много общего между главной и побочной партиями: затактовое начало, восходящая направленность движения, повторность тематического развития, синкопированный ритм, замкнутость.

С возвращения главной партии начинается разработка. Размер 98 сменяется 44. Темп Largo, тональность f-moll, pp: "И смотрит седая скала в глубину", - в низком регистре в октавный унисон она проводится в альтовой и басовой партиях и звучит как эпиграф. После генеральной паузы, отмеченной фермата, начинается собственно разработка (Tempo I). Главная партия плавно переходит из одного голоса в другой. Получает полифоническое развитие. Противосложением служит подголосок "где ветер качает и гонит волну", звучащий в триольном ритме поочерёдно в разных партиях. Его ритмический рисунок напоминает побочную партию, но характер уже совершенно иной. Создаётся впечатление зыбкой морской волны.

Поэтическая строка "и смотрит седая скала в глубину, где ветер качает и гонит волну" повторяется неоднократно. По сути, на ней строится весь музыкальный материал средней части (разработки). Масштаб её невелик, всего 12 тактов. Преобладающая тональность разработки - f-moll представлена в двух видах: натуральном и гармоническом. Но уже с седьмого такта разработки появляются блики главной тональности (в качестве побочных аккордов - II7 - D43 → c-moll).

Полифоническое развитие сменяется гармоническим изложением в каденции (DD43 - D). Заканчивается разработка на доминанте основной тональности.

Реприза начинается звучанием побочной партии в одноименном мажоре (зеркальная). В отличие от экспозиции гармоническая фактура уплотняется. Разрастаются и масштабы темы: 30 тактов. Побочная партия подвергается тематической и тональной разработке. Частые отклонения создают особую напряжённость. В своём развитии достигает поистине фанфарного звучания: ff, тональность Es-dur, quasi tromba - это общая кульминация всего произведения. Происходят дивизии в хоровых партиях в кульминационный момент. На тексте "шумят и мелькают трофеи войны" стремительно проносится главная партия у альтов и басов в сжатом виде, сближая главные темы в репризе.

Накал развития прерывается гармонией уменьшённого вводного квинтсекстаккорда основной тональности.

После паузы, которая отграничивает основные разделы хора, проводится главная партия в первоначальном темпе в главной тональности. В своём развитии, также как и в экспозиции, достигает вершины (g2), но уже на слове "высоко", а не "подняла". Происходит смещение смыслового акцента. Графическая волна идёт на спад со слова "подняла", подчёркивая всю тяжесть "ноши".

Нет и Es-dur-а. Натуральный c-moll (фригийский тетрахорд в басу), поступенное нисходящее движение раскрывает весь пессимизм происходящего. Звучность затихает: ff, mf, p, pp. Короткие мотивы, прерываемые паузами, устремлены вниз. И лишь последний аккорд - тоника одноименного мажора напоминает о былом величии.


Заключение.

 

Сергей Иванович Танеев — крупнейший композитор рубежа XIX и XX столетий. Ученик Н. Г. Рубинштейна и Чайковского, учитель Скрябина, Рахманинова, Метнера. Вместе с Чайковским он — глава московской композиторской школы. Его историческое место сопоставимо с тем, какое занимал в Петербурге Глазунов. В этом поколении музыкантов, в частности, у двух названных композиторов начало проявляться сближение творческих черт Новой русской школы и ученика Антона Рубинштейна — Чайковского; у воспитанников Глазунова и Танеева этот процесс еще значительно продвинется.

«Эпоха Танеева» — не одна, а, по крайней мере, две эпохи. Его первые, юношеские сочинения — «ровесники» ранних произведений Чайковского, а последние создавались одновременно с вполне зрелыми опусами Стравинского, Мясковского, Прокофьева. Танеев рос и формировался в десятилетия, когда позиции музыкального романтизма были сильны и, можно сказать, доминировали. Вместе с тем — прозревая процессы близкого будущего, композитор отразил тенденцию к возрождению норм классицизма и барокко, проявившую себя в немецкой (Брамс и особенно позже Регер) и французской (Франк, д’Энди) музыке.

Олицетворение связи двух веков — двух эпох, постоянно обновляющейся традиции, Танеев на свой лад стремился «к новым берегам», и многое из его идей и воплощений достигло берегов современности.

Литература.

 

1. Бонфельд, М.Ш. Анализ музыкальных произведений ч.2/М.Ш. Бонфельд. М., 2003.

2. Дмитревская, К. Анализ хоровых произведений / К. Дмитриевская.М., 1965.

3. Заднепровская, Г.В. Анализ музыкальных произведений / Г.В. Заднепровская. М., 2003.

4. Лаврентьева, И.В. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений / И.В. Лаврентьева. М., 1978.

5. Мазель, Л.А. Строение музыкальных произведений / Л.А. Мазель. М., 1979.

6. Основы теоретического музыкознания / под ред. М.И. Ройтерштейна. М., 2003.

7. Русская хоровая литература. Очерки вып.2 // С.В. Попов. О хоровом творчестве Танеева. М., 1969.

8. Способин, И.В. Музыкальная форма / И.В. Способин. М., 1967.

9. Танеев, С. Дневники в трёх книгах / С.И. Танеев. М., 1982.

10. Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений / В.Н. Холопова. СПб, 2001.

11. Хопрова, Т.А. Сергей Иванович Танеев / Т.А. Хопрова. Л., 1968.

12. Хоровое искусство вып.2 // К. Ольхов. Хоры a cappella С. Танеева. Л., 1971.

13. Юденич, Н.Н. Музыковедческий анализ: вопросы теории и методики / Н.Н. Юденич. Мн., 2006.

14. сайт http://www.belcanto.ru

15. Савенко, С.И. «Сергей Иванович Танеев»/ Москва «Музыка», 1985.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.