Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ типичных ошибок и затруднений по итогам ЕГЭ 2015 г.

Методические рекомендации по подготовке учащихся к Единому

Государственному экзамену в 2016 году (история)

Т.П. Андреевская, доцент кафедры

социального образования СПб АППО, к.п.н.

О.Н. Журавлева, профессор кафедры

социального образования СПб АППО, д.п.н.

 

Характеристика контрольно-измерительных материалов (КИМ)

ЕГЭ 2016 гг. (демоверсия)

В 2016 г. в контрольно-измерительные материалы вносятся значимые изменения. Убираются задания с выбором одного правильного ответа. В части 1, которая содержит 19 заданий с кратким ответом, будут предложены следующие разновидности заданий:

- задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов

из предложенного перечня ответов;

– задания на определение последовательности расположения данных

элементов;

– задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах;

– задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова

(словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п

В части 1 экзаменационной работы 2016 г. изменено и расположение заданий: они будут расположены в соответствии с принципом чередования видов деятельности. В данную часть работы добавлены новые задания на установление соответствия:

на знание дат (№ 2 по нумерации 2016 г.);

на знание основных фактов, процессов, явлений (№ 5);

на работу с текстовым историческим источником (№6);

на знание основных фактов истории культуры (№17);

на знание истории Великой Отечественной войны - заполнение пропусков в предложениях (№8),

задание с кратким ответом на работу с историческим источником по XX в. (№10).

Часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений.

№ 20–22 – комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).

№ 23–25 – задания, связанные с применением приёмов причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений.

В задания № 20-24 не внесены изменения по сравнению с предыдущими годами. Новым является задание № 25, в котором требуется написать историческое сочинение. Задание 25 альтернативное: выпускник имеет возможность выбрать один из трёх периодов истории России и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале.

Содержательные разделы экзаменационной работы. Проверяемые виды деятельности и умений учащихся. Уровни сложности заданий.

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего(полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089) и Историко-культурного стандарта, являющегося частью Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории.

Основными принципами отбора заданий и составления вариантов КИМ ЕГЭ являются:

• Значимость проверяемых фактов.

• Отражение различных аспектов истории: экономики, социальных отношений, внутренней и внешней политики, материальной и духовной

культуры. В работе 2016 г. выделены отдельные позиции, на которых

проверяется знание истории материальной и духовной культуры (17–19)

и знание истории Великой Отечественной войны (9).

• Пропорциональность представления заданий, связанных с различными

эпохами. Задания на установление соответствия (№ 2, 5, 9, 17) составлены

таким образом, что проверяют знание дат, фактов, персоналий по каждому

из следующих периодов истории России: 1) VIII–XV вв.; 2) XVI–XVII вв.;

3) XVIII–XIX вв.; 4) XX в. Каждое из остальных заданий может проверять

знание различных исторических эпох (VIII–начало XXI в.), но устанавливается такое сочетание заданий, чтобы в совокупности они примерно в равной степени охватывали основные содержательные разделы курсов истории.

• Обязательное включение элементов содержания по Всеобщей истории.

Проверяемые виды деятельности и умений учащихся:

§ систематизировать исторические факты;

§ устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи;

§ использовать источники информации разных типов (текстовый источник, таблица, историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач;

§ аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний;

§ представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности.

Всего заданий - 31, из них 16 заданий базового уровня, 8 повышенного уровня и 7 высокого уровня. Увеличивается время выполнения работы – 3 часа 55 минут.

Анализ типичных ошибок и затруднений по итогам ЕГЭ 2015 г.

Средний балл по Санкт-Петербургу составил 53,2, что значительно выше, чем в целом по РФ - 47,1. Количество участников, набравших баллов ниже минимального значения - 345, что составило к общему числу участников ЕГЭ по предмету (явка) 9,26%. Это показатель значительно ниже, чем в РФ - 16,5 %.

Анализ выполнений заданий части 1

Средний процент выполнения заданий с выбором одного правильного ответа составляет 61,01%, что соответствует требованиям к выполнению заданий данного типа КИМом. Значительные трудности вызвали задания на период относящийся к 1914-1941гг. и современной истории России. В тоже время отмечается положительная динамика выполнения заданий по истории России VIII-XVII вв. и по истории культуры России. В 2015 г. в целом успешно выполнены задания по видам деятельности.

Таблица 1. Средний процент выполнения заданий части с множественным выбором и открытыми ответами

  2015г. 2014г. 2013г.
Средний процент выполнения 54,25%   53,27   61,44%  

 

В данных типах заданий более низким оказался средний процент выполнения заданий базового уровня, что повиляло на конечный процент выполнений всех заданий этого уровня. Он составил 58,91 %. Средний процент выполнения заданий повышенного уровня составляет 57,10%. Это значительно выше примерного интервала выполнения заданий части 1. Однако, как и в предыдущие годы, хуже всего было выполнено задание повышенного уровня на умение устанавливать последовательность событий, явлений, процессов.

В работе 2015 г. два задания (задания №25 и 26, а в новом варианте соответственно № 3 и №4) были специально направлены на проверку знания исторических понятий, терминов. В среднем оба задания выполнены с результатом46,42%, что нельзя признать удовлетворительным для заданий базового уровня сложности. В 2015 г. при выполнении задания № 25 (в варианте 2016 г. №3) экзаменующие показали на 22% более низкие показатели по сравнению с предыдущими годами. Это задание связано с умением систематизировать знания по истории для выявления лишнего элемента в заданному ряду. Этот ряд может быть представлен понятиями, относящихся к определенному историческому периоду. Экзаменующиеся, обязательно должны видеть связь исторических терминов с периодами (эпохами), событиями, явлениями, процессами, с которыми эти термины или исторические личности соотносятся.

Процесс изучения понятий предполагает усвоение их существенных признаков. Чем старше обучающиеся, тем более абстрактными, обобщенными могут быть усваиваемые ими понятия. Некоторые понятия могут формироваться на протяжении достаточно значительного периода изучения истории, так как учитель знакомит учащихся с новыми признаками. Эффективно организовать ведение словарей (особенно в младших классах) и систематически проводить словарные диктанты.

Задания по исторической карте под № 29; 30; 31, (в варианте 2016 г. номера 13, 14, 15) относящиеся к базовому уровню, выявили проблемы в умении использовать карту как исторический источник. Невысокий процент их выполнения во многом связан с тем, что на карте отображались и экономическое развитие страны, и внешнеполитические события. Задание № 29 было нацелено на определение времени событий, к которым относится данная схема. Для выполнения заданий № 30(№14) и № 31(№15) нужно было интегрировать знания конкретных фактов с умением читать карту, используя специальные обозначения (легенду) и привлекая географические знания.

Приведем общие правила использования исторической карты в обучении:

1) все уроки истории проводятся с использованием карты или других

картографических средств;

2) использование карты целесообразно и необходимо на всех этапах обучения: в изучении новой темы, при закреплении и обобщении изученного, при проверке знаний и умений школьников;

3) параллельно с формированием знаний на основе карты должно вестись обучение школьников приемам учебной работы с различными типами картографических пособий;

4) при переходе от одной карты к другой обеспечивается преемственность между ними либо путем соотнесения их с общей картой, либо с помощью характеристики их временны́х отношений;

5) работа с настенной и настольными картами ведется параллельно и скоординированно;

6) постоянным компонентом домашних заданий по истории в соответствующих темах уроков является работа школьников с контурной картой.

Экзамен 2015 г. в заданиях части 1 повышенного уровня вновь выявил отмечавшиеся на протяжении многих лет проблемы с выполнением заданий на установление хронологической последовательности событий. В 2016 г. это задание под №1 и относится к базовому уровню, так как сокращается число элементов: вместо пяти будет только три. Следует иметь в виду, что существуют различные модификации таких заданий, которые несколько отличаются подходами к их выполнению.

А) Задания, в основе которых хронологическая последовательность отдельных событий. Такая модификация задания выполняется, как правило, успешно. Это объясняется тем, что в этом задании события относятся к разным векам, то есть стоят достаточно далеко друг от друга и практически не связаны между собой причинно-следственными связями.

Б) Задания, в основе которых одно событие, явление и относящиеся к нему

исторические факты. Для того, чтобы расположить их в хронологической последовательности, не обязательно вспоминать точные даты, а следует восстановить ход войны в целом.

В) Задания, в основе которых хронологическая последовательность исторических личностей (правителей, других государственных деятелей, военачальников и т.п.). Как правило, у выпускников каждая из представленных исторических личностей ассоциируется с определенной эпохой (периодом) или правителем, при котором проходила их деятельность. Особенности подготовки к выполнению такого задания состоят, прежде всего, в формировании и актуализацииассоциативных связей, о которых упоминалось выше, и знание хронологии.

Трудным для экзаменующихся были задания № 33 и №34 на анализ иллюстративного материала, которое сохраняется в 2016 г. под № 18, 19. Материалом для составления заданий служат изображения памятников архитектуры, скульптуры, почтовых марок, открыток, плакатов, произведений живописи, миниатюр, карикатур, монет, медалей, фотографий. Наибольшую специфику из данного перечня имеет анализ политической карикатуры, которая дает возможность проверить умения: «читать» смысл изображение, соотносить его с определенной эпохой; выявлять взгляды автора карикатуры на события и явления; выявлять официальную точку зрения на события и явления, которым посвящена карикатура и т.п. Следует иметь в виду, чтовыпускнику очень трудно будет понять язык карикатуры, если он впервые столкнется с политической карикатурой на экзамене, поэтому использовать на уроке приемы работы с этим историческим источником необходимо.

Анализ результатов выполнения заданий части 2 ЕГЭ[1]

Задания части 2 №35-38, в варианте 2016 г. они под номерами 20-24 относятся к повышенному уровню. Правильное выполнение задания № 35 (№20) продемонстрировала только треть выпускников. Больше половины участников полностью не справились с этим видом задания. Затруднения часто зависели от сложности тематики источника или исторического периода, которого источник касался, так около 80% участников экзамена не справились с заданием №35(№20) в вариантах, в которых требовались знания событий периода правления Владимира Мономаха. Как следствие, такое же количество выпускников не смогли решить задание № 37(№22) в этих же вариантах, требующее назвать мероприятия данного правителя.

Возрос процент участников ЕГЭ по истории, справившихся с заданием №36(№21), что говорит об увеличении числа выпускников, продемонстрировавших умение работы с источником на базовом уровне.

Наиболее сложным из всех заданий по работе с источником оказалось задание №37(в 2016 г. - №22): больше половины участников экзамена не смогли набрать даже 1 балл при его выполнении, в ряде случаев наблюдалась прямая зависимость – если участник экзамена не справлялся с заданием №35(№ 20), то он не в состоянии был выполнить и задание №37(№22).

При организации работы с текстом важно задавать вопросы на выявление суждения и его аргументации, представленных в тексте, например:

• Какая точка зрения выражается в тексте (докладе, сообщении, обзоре)?

• Почему это мнение (гипотезу, теорию, аргументы) следует принять? Насколько выводы обоснованы и базируются на научных данных?

Или

• Какова тема текста?

• Какое суждение (точка зрения, теория, гипотеза, тезис) представлено?

• Как это суждение поддерживается?

• Какие примеры, данные, мнения экспертов его подтверждают?

• Поддерживает ли суждения предлагаемая аргументация?

• Насколько убедительны аргументы

• Представлены ли возможные контраргументы?

Почти в два раза возрос процент выпускников, которые полностью справились с заданием №38(№23). Как следствие, на 10% уменьшилось число выпускников, которые не смогли продемонстрировать умение анализа исторической ситуации или проблемы. Таким образом, можно говорить, что картина выполнения данного вида задания в 2015 году претерпела существенные изменения, и показатели успешности возросли.

При выполнении задания №38(№23) у выпускников по-прежнему определенные трудности вызывает требование структурно-функционального анализа исторической ситуации, когда необходимо установить причины, последствия или историческое значение заданной ситуации, однако это зависит не столько от уровня сформированности данных умений, сколько от тем, на примере которых их требуется продемонстрировать. Так, например, в рейтинге успешности выполнения данного задания на первом месте стоит задание, связанное с темой принятия христианства на Руси, с достаточно хрестоматийными вопросами справилось более 80 % выпускников. И только около 60% выпускников в разной степени справились с заданием на анализ исторической ситуации периода Смутного времени. Важно заметить, что в отличие от предыдущих вариантов в данном случае задание №38(№23) выдвигало сразу три требования – назвать правительство, действия которого привели к рассматриваемой ситуации, одну причину принятия такого решения правительства и одну причину, не позволившую реализовать планы правительства. Такое количество элементов ответа явно затрудняло выполнение задание на максимальный балл.

Подготовке к выполнению заданий №38(№23) будет способствовать решение проблемно-познавательных задач, связанных с необходимостью нахождения причинно-следственных, временных и других связей между изучаемыми событиями и явлениями; выполнение заданий на сравнение исторических объектов и процессов, заданий, требующих делать необходимые выводы. В качестве дидактического материала для использования на уроках при отработке данного формата задания можно рекомендовать задания из пособий для подготовке к ЕГЭ прежних лет (формат заданий С4, С6, С7).

Несмотря на очевидную сложность требований задания №39(№24), почти половина участников экзамена в разной степени справились с его условиями, возрос процент выпускников, которые смогли выполнить данное задание на максимальный балл. Наблюдается незначительная разница по сравнению с прошлым годом в количестве участников экзамена, набравшими за выполнение задания 1, 2 и 3 балла.

Результаты выполнения задания №39(№24) свидетельствует, что учащимся традиционно легче приводить аргументы либо в поддержку предлагаемой точки зрения, либо в опровержение. Такой ситуации способствует ориентация учебников и учебных пособий, предлагающих учащимся задания на одностороннюю аргументацию представленной точки зрения, и как следствие, опыта решения подобных заданий многим учащихся оказывается недостаточно, чтобы справиться с заданием в полном объеме.

Для успешного выполнения задания №39(№24) необходима система формирование умения доказывать или опровергать предложенную точку (точки) зрения. На степень успешности выполнения задания №39(№24) будет влиять использование проблемно-познавательных задач, например, позиционных задач, предполагающих как определение позиции автора с реконструкцией аргументов, на которые он опирается, так и собственной аргументированной позиции ученика. Какие примеры, данные, мнения экспертов его подтверждают?

Для повышения уровня подготовки выпускников к успешному выполнению заданий высокого уровня сложности целесообразно проектировать систему развития метапредметных умений учащихся (например, умения смыслового чтения источника информации, написания сочинения). Задача формирования специальных (предметных) умений работы с историческим источником может быть решена только при систематическом использования на уроках разного типа (вида) исторических источников, более частого обращения к ним. Особо следует обратить внимание на требования привлечения контекстных знаний по истории при работе с источниками.

В контрольно-измерительные материалы ЕГЭ 2016 г. включён новый тип задания: при выполнении задания № 25 аккумулируются все знания, навыки и умения, которыми должен обладать выпускник, поэтому оно является не только самым сложным видом работы, но и даёт наибольшие возможности для проверки и дифференциации образовательных результатов, уровня исторической подготовки аттестуемого. Задание требует не просто изложения знаний, но и умения выразить эти знания в конкретной форме – написать историческое сочинение как последовательное, связное изложение материала по конкретному периоду истории России.

Демоверсия 2016 года предлагает такую формулировку задания № 25:

 

«Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1019–1054 гг.; 2) 1725–1762 гг.; 3) 1917–1922 гг. … ».

 

Данное задание является альтернативным: выпускник имеет возможность выбрать из трёх предлагаемых периодов истории России только ОДИН и продемонстрировать на наиболее знакомом ему историческом материале свои знания и умения, понимание закономерностей исторического развития общества. Работе над сочинением рекомендуется отвести до 80 минут, что подчеркивает сложность и весомость данного задания.

Само сочинение должно обязательно содержать следующие компоненты:

- конкретные события (явления, процессы) – не менее двух;

- две исторические личности и их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

- две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами) периода;

- одну историческую оценку значимости периода;

- историческиетермины, понятия в ходе изложения,их корректное использование[2].

Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии, особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические отрезки и позволяет «привязывать» события к какому-либо периоду отечественной истории, т.е. локализовать его во времени и пространстве, помогает разобраться, какие события, процессы после каких наступают, определить породившие их причины и последствия. При различных значимости исторического процесса, глубине рассмотрения каждый из периодов может делиться на несколько подпериодов. Например, правление Романовых делится на царствования представителей династии (Александр I) или даже части деятельности того или иного правителя – 1815-1825 гг. и т.п. Эти периоды имеют те или иные установленные временные границы ― начало и конец, отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации. Протяженность периодов зависит от характера исторических явлений или событий, которые положены в основу выделения периодов. Например, в Историко-культурном стандарте (ИКС) определены следующие крупные периоды:

I. От Древней Руси к Великому княжеству Московскому.

II. Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству.

III. Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства к империи.

IV. Российская империя в XIX – начале XX вв.

V. Российские революции 1917 года. Формирование и эволюция советской системы.

VI. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

VII. Апогей и кризис советской системы (1945 - начало 1980-х гг.).

VIII. Распад СССР и становление новой России (1985-2012).

В задании будут предлагаться достаточно узкие хронологические рамки периодов, например: 1)1019–1054 гг.; 2) 1725–1762 гг.; 3) 1917–1922 гг. Или 1)1359–1389 гг.; 2) 1815–1825 гг.; 3) 1985-1991 гг. Во вводных статьях к каждому разделу ИКС обозначена специфика периода, его отдельных хронологических отрезков.

При раскрытии роли исторических личностей в описываемых событиях, процессах поможет опыт подготовки к написанию характеристики персоналий (задание С6 или 40 в прошлых вариантах работы ЕГЭ по истории). В условиях выполнения данного задания ЕГЭ-2016 характеристика исторической личности представляет собой лишь один из компонентов всего сочинения, поэтому должна быть краткой.

Установление причин и следствий фактов, явлений исторической действительности – объективно сложная умственная работа для учащихся: она требует от учащихся определенных интеллектуальных умений - сравнивать, абстрагировать, устанавливать связи между отдельными историческими фактами и выстраивать единую причинно-следственную цепь - максимально полно, логично, последовательно.

Обязательно использовать понятия и термины, соответствующие описываемому периоду.

При изложении исторических оценок значимости периода следует избегать речевых штампов («большое историческое значение»), уровня обыденных представлений. В тексте ИКС, современных учебниках предложены принципиальные современные оценки ключевых событий прошлого, мнения ученых-историков, на которые следует ориентироваться.

В предлагаемом ЕГЭ виде это задание по сути является развернутой характеристикой событий, явлений, процессов определенного периода истории России. Но важно, что ответ должен соответствовать жанру исторического сочинения, то есть не должен быть представлен в виде отрывочных тезисов, таблицы, схемы, плана и т.п.

Написание сочинения - одно из самых трудных заданий как в школе, при сдаче экзамена, так и при дальнейшей учёбе. При проведении тренингов по его написанию следует помнить, что любое сочинение состоит из введения, основной части и заключения. Целесообразно и в сочинении по истории придерживаться данной структуры.

Введение, как правило, включает в себя краткое определение сути периода. Основная часть должна раскрывать содержание периода (события, процессы, роль участников и т.д.). Нельзя подменять причины и результаты событий и явлений, их оценки эмоциями, многословием: все должно быть подкреплено фактами.

В заключительной части следует сделать вывод, дать оценку значимости периода. Оценка исторического периода, его значимости подразумевает не только знание фамилии учёного или название его труда, но, прежде всего, содержание аргументированной оценки тех или иных событий, процессов.

В вопросе по объему исторического сочинения четких требований, к сожалению, нет. Однако понятно, что полстраницы текста вряд ли позволят осветить все указанные в задании компоненты. Оптимально, если работа будет составлять 2,5-3 тетрадные страницы.

Очевидно, что выбирать для сочинения надо тот исторический период, который лучше всего изучен. Наличие фактологических ошибок не даст возможности увеличить сумму баллов (максимально – 11), поэтому следует использовать только те факты, в правильности которых точно уверен.

При проведении тренингов по написанию исторического сочинения целесообразно ориентироваться на критерии, которые предложены экспертам для проверки данного задания ЕГЭ.

Критерии для оценивания ответов по заданию № 25

(историческое сочинение)

В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов(по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов).

К1 Указание событий (явлений, процессов)   Правильно указаны два события (явления, процесса) Правильно указано одно событие (явление, процесс) События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно  
К2 Исторические личности и их роль в данный период истории России Правильно указаны две исторические личности, правильно указана роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России Правильно указаны одна-две исторические личности, правильно указана роль только одной личности в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России Правильно указаны одна-две исторические личности, их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России указана неправильно. ИЛИ Правильно указаны одна-две исторические личности, их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не указана. ИЛИ Исторические личности указаны неверно. ИЛИ Исторические личности не указаны        
К3 Причинно-следственные связи Правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавших между событиями (явлениями, процессами) Правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами) Причинно-следственные связи указаны неверно. ИЛИ Причинно-следственные связи не указаны    
К4 Историческая оценка событий Дана историческая оценка значимости периода (событий, явлений, процессов, характерных для периода) с опорой на исторические факты и (или) мнения историков Историческая оценка сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения ист.фактов и(или) мнений историков ИЛИ Историческая оценка не дана    
К5 Использование исторических терминов, понятий При изложении корректно использованы исторические термины, понятия При изложении допущено некорректное использование исторических терминов, понятий. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы
К6 Наличие фактических ошибок 1или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено не менее 4 баллов. При оценивании по критерию К6 не засчитываются ошибки, учтённые при выставлении баллов по критериям К1–К5 В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки Допущена одна фактическая ошибка Допущены две или более фактических ошибки    
К7 Форма изложения 1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений      
Максимальный балл

 

Эффективной подготовка к написанию исторического сочинения могут быть творческие образные задания, логические задания с информационной частью или без нее, проблемные задания, написание эссе. Все они предполагают развернутый творческий связный ответ в устной или письменной форме, но основой этого ответа будут являться разные источники информации и способы действия учащихся.

Учителям истории рекомендуется:

· Следует ориентировать учебный процесс на выполнение ФГОС, достижения образовательных результатов по истории в соответствии с рабочими программами (по классам), а также реализацию требований Историко-культурного стандарта. При этом следует строго выполнять требования программы освоения учащимися не только курса истории России, но и Всеобщей истории во избежание проблем, связанных с демонстрацией знаний вопросов внешней политики, международных отношений и иных межкурсовых вопросов.

· При изучении социально-экономических, политических аспектов истории следует обращать внимание учащихся на то, как отразились конкретные события и явления в литературе, архитектуре, живописи, скульптуре, музыке и т.д.

· Применять на уроках диалоговые технологии обучения истории, элементы дискуссии, проводить обсуждения спорных вопросов истории, диспуты, занятия в формате «Круглого стола», конференций, дебатов.

· Развивать проектные умения учащихся, создавая условия для применения исторических знаний и специальных умений для анализа новой исторической информации, поиска и изучения новых объектов исторического прошлого, самостоятельной оценки их историко-культурного значения, презентации и защиты результатов своей поисково-исследовательской деятельности в форматах проектов, деловых игр, веб-сайтов и др.

· Использовать тестовые технологии контроля и диагностики знаний и умений учащихся, начиная с 5-го класса, знакомить учащихся с технологией выполнения заданий в форматах ОГЭ и ЕГЭ, использовать определенные задания (элементы заданий) формата ЕГЭ в процессе обучения истории с учетом специфики изучаемого курса и познавательных возможностей учащихся не только в старшей, но и основной школе.

· Специально развивать умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с требованием заданий, составлять тексты в устной и письменной формах, в форме сочинения.

· Ориентировать учащихся на использование различных способов поиска (в справочных источниках, в сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с выдвинутыми познавательными задачами.

· Совершенствовать пути и способы повторения курсов истории России, вводить в урок по изучению нового материала такое содержание на повторение, которое связано с темой урока и раскрывает исторические корни рассматриваемых событий и явлений, а также показывает связи между экономикой, политикой, социальными отношениями, которое допускает исторические параллели в рамках рассматриваемой проблемы (например, взаимоотношения народа и власти).

· Осуществлять планирование опорных уроков для повторения ранее пройденного материала при изучении курса истории 11 класса, важно вводить специальные модули повторения в уроки истории XX века с опорой на внутрикурсовые связи, например, при знакомстве учащихся с глубинными причинами рассматриваемых событий и явлений.

· Использовать элективные курсы, как направленные на расширение информативного поля учащихся, так и на отрабтку умений и навыков в соответствии с требованиями ФГОС, ЕГЭ.

· Информировать не только выпускников, но и их родителей об особенностях содержания, проведения ЕГЭ по истории в 2016 году, о типичных ошибках и результатах ЕГЭ 2015 года.

 


[1] См. подробнее Результаты единого государственного экзамена по истории в 2015 г. в Санкт-Петербурге - аналитический отчет предметной комиссии по истории. Андреевская Т.П. Искровская Л.В.

 

[2] См. критерии проверки задания в демоверсии 2016 года на сайте ФИПИ.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.