Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Конъюнктура, консерватизм и Фукуяма

Дмитрий Чернокотов

Мне довольно давно было интересно, что могут дать биотехнологии человеку в плане оптимизации и усовершенствования функционирования его организма. Ведь известно, что многие болезни обусловлены в немалой степени тем, что наши тела – несовершенны, вернее, даже неоптимальны - с точки зрения адаптации к внешней среде, её биотическим и абиотическим факторам. Например, человеку угрожает цинга просто потому, что в процессе эволюции организм «разучился» синтезировать витамин С. Подверженность многим инфекционным заболеваниям – обусловлена множеством физиологических, гистологических, молекулярно-биологических особенностей, делающих тот или иной микроорганизм для нас патогенным. «Конструктивные просчёты» анатомии человека ведут к тому, что люди регулярно сталкиваются в своей жизни с теми же грыжами. В общем, примеров можно привести массу. Не говоря уже о том, что живёт человек до неприличия мало – для разумного существа. И в этой связи трансгуманизм – несмотря на его идеологическую ангажированность и подверженность мистике, представляет большой интерес. Собственно, именно поэтому я периодически почитываю «трансгуманистические» статьи. Например, недавно мне попалась на глаза статья под названием «Сотворение трансчеловека.» Б. Г. Юдин,(Опубликовано в журнале "Вестник Российской академии наук", 2007, том 77, № 6, с. 520-527 и ещё – тут: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0499/analit06.php )


Помимо огромного количества «воды» в тексте статья меня сильно разочаровала ещё и тем, что её автор цитировал… Фукуяму. Это такой американский философ, политолог, политический экономист и писатель японского происхождения, про опусы которого и их последствия я уже кратенько писал тут: http://www.proza.ru/2014/10/20/1448. Мало того, что это – неоконсерватор, так он ещё не компетентен ни в биологии человека, ни в новейших биомедицинских технологиях. Которые он воспринимает через призму собственных страхов, заблуждений, привитых, очевидно, фольклором и художественной литературой, а также некими мемами, имеющими религиозное происхождение. И возникает вопрос – что не-своё(а обусловленное «глюками культуры») мнение сего некомпетентного человека забыло в ТАКОЙ статье, причём ещё и опубликованной в «Вестнике РАН»? Давайте ещё тогда мнения каких-нибудь шаманов из племени мурси по поводу научно-технического прогресса в статью включим – они ни чем не хуже мнения Фукуямы. Такое же эпическое мракобесие. И я думаю, по господину Фукуяме и ему подобным политическим деятелям надо пройтись немного потщательнее. Сперва я думал, что он и ещё ряд таких «деятелей» - это просто такой подвид «превентивно обосравшихся баранов» в стане неолуддитов и обскурантистов. Просто если луддиты начала 19 столетия громили реально существующие станки от ужаса, что те лишат их рабочих мест и будущего – то эти пытаются «разгромить» то, что ещё в основном находится на стадии проектов и разработок, «умерев раньше смерти». Однако, что-то мне вдруг вспомнилось одно слово – на букву «К», и с этим воспоминанием, похоже, пришла некоторая ясность. А слово это – конъюнктура, и, наверное, стоит дать его определения – дабы ясность могла прийти и к случайным читателям моего опуса.


Конъюнктура – это приспособление к существующему политическому режиму. Любое государство так или иначе оказывает воздействие на исследователей общественной жизни, потому что оно прежде всего защищает свои интересы, и если считает, что его интересам угрожает та или иная научная позиция ученого, то оно может ее просто-напросто запретить. На это обращал внимание еще Т. Гоббс. «Я не сомневаюсь, – писал он, – что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то, поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то вытеснено сожжением всех книг по геометрии»© http://www.socionauki.ru/journal/articles/132081/

Экономическая конъюнктура — это состояние макроэкономического процесса воспроизводства (определяемое уровнем, темпами и пропорциями его развития), проявляющееся в условиях реализации продукции.(С)Клинов В. Г. Экономическая конъюнктура. Факторы и механизмы формирования. М.: Экономика, 2005. С. 19.


А чтобы было понятно – к чему же я это слово вдруг вспомнил, скажу о одной банальной, в общем-то, вещи, которую именно в силу банальности часто упускают из виду – научно-технические революции создают предпосылки для революций социальных. Конечно, не факт, что они будут реализованы – это уже зависит от фактической необходимости для того или иного социума в них, экономических выгод от них, и, в некоторой степени – от конъюнктуры. Но тем не менее – это базис социального прогресса. Правда я, в отличие от марксистов, считаю, что «надстройка» в виде политики, культуры и т.п. может модулировать влияние этого «базиса» - усиливать или ослаблять его, изменять в каких-то не существенных, с естественно-исторической точки зрения, вещах и даже, в некоторых случаях, работать в качестве «стоп-крана» для социальных преобразований. И это – самый неблагоприятный вариант из всех возможных, потому что в лучшем случае такое «противоречие базиса и надстройки» разрешимо революцией той или иной степени кровавости, в худшем – погружает общество в «Тёмные века». И вот тут таким «стоп-краном» может поработать неоконсерватизм Фукуямы, созданный им, очевидно, из конъюнктурных соображений и из-за собственных страхов. Как я уже говорил ранее, концепция «конца истории» по сути дела о том, чтобы «законсервировать» неолиберализм как «идеальный» общественный строй. Но вообще-то, этот термин изначально обозначал в постмодернизме….по сути, деидеологизацию истории а также понятие, применяющееся в философии для обозначения социальной трансформации, в ходе которой происходит отказ от ряда доминировавших в данном обществе принципов. Фукуяма же полностью «переврал» этот термин: «В книге «Конец истории и последний человек» Фукуяма продолжает линию эссе и утверждает, что распространение в мире либеральной демократии западного образца свидетельствует о конечной точке социокультурной эволюции человечества и формировании окончательной формы правительства. В представлении Фукуямы конец истории, однако, не означает конец событийной истории, но означает конец века идеологических противостояний, глобальных революций и войн, а вместе с ними — конец искусства и философии.»(с) https://ru.wikipedia.org/wiki/

 

Только вот беда – эволюция, в том числе и социальная – не может остановиться, даже если её попытаться «заткнуть» идеологией политической элиты очень влиятельных государств. Это как закон всемирного тяготения – можно хоть до боли в языке повторять, что его не существует, да только всё равно, скажем, при падении с 10-го этажа повторяющий это превратиться в покалеченное, мертвое тело - как раз по этому самому закону. Ну и, очевидно, до Фукуямы это в каком-то смысле дошло:
«Основанием для того, чтобы не просто отрицать конец истории, но и говорить о её возобновлении, являются, с точки зрения Фукуямы, происходящая ныне биотехнологическая революция и те вызовы, которые она ставит перед человеком, обществом, политикой. Благодаря этой революции будущее человечества оказывается открытым, в решающей мере зависящим от наших нынешних решений и действий.»
Да только не заставило его отказаться от попыток «заморозить» социальную эволюцию. Теперь он думает, что если избавить мир от этих ужасных биотехнологий, то вот тогда «конец истории» точно наступит. Конечно, я немного утрирую, да и недолюбливаю обскурантистов, если честно, но – не кажется мне, что я сильно преувеличиваю.

Потому как взгляды, которых придерживается г-н Фукуяма, что называется, говорят сами за себя:

«Сценарии "постчеловеческого будущего", которые рисует Фукуяма, выглядят довольно мрачно, причём некоторые из них уже реализуются. Пути в такое будущее и прокладывает биотехнологическая революция. Чтобы этого избежать, человечеству придётся прилагать целенаправленные и скоординированные усилия.
Исходное представление о постчеловеческом обществе автор очерчивает путём сопоставления двух популярнейших антиутопий - "1984" Дж. Оруэлла и "Прекрасный новый мир" О. Хаксли. Обе они, по мнению Фукуямы, предвосхитили две большие технологические революции: базисом первой антиутопии являются информационные, а второй - биологические технологии. Но если технологические предвидения оказались довольно точными в обоих произведениях, то в политическом отношении предвидения Дж. Оруэлла безнадёжно уступают тем, которые были сделаны О. Хаксли.
В целом различные модели "жёсткого" тоталитаризма, который живописал Оруэлл, ненамного пережили установленную им сакраментальную дату - 1984 г. В то же время технологические возможности, многие из которых уже 70 лет назад предвидел Хаксли, - оплодотворение в пробирке, суррогатное материнство, психотропные лекарства и т.п., в ходе их постоянно расширяющегося применения заложили основы для более "мягких", однако и более основательных, глубинных способов воздействия на человека.
Как писал в 1946 г. сам Хаксли, его интересовали "лишь те научные успехи, те будущие изыскания в сфере биологии, физиологии и психологии", результаты которых могут быть непосредственно применены к людям. И далее: "Жизнь может быть радикально изменена в своём качестве только с помощью наук о жизни. Науки же о материи, употреблённые определённым образом, способны уничтожить жизнь либо сделать её донельзя сложной и тягостной; но только лишь как инструменты в руках биологов и психологов могут они видоизменить естественные формы и проявления жизни"5.
Как отмечает Фукуяма, "зло не столь очевидно, поскольку никто не страдает; действительно, в этом мире каждый получает то, что он хочет... В этом мире нет болезней и социальных конфликтов, нет депрессий, душевных расстройств, одиночества или эмоционального страдания, секс всегда качественный и легко доступный"6. Но хотя люди в "прекрасном новом мире" здоровы и счастливы, они, продолжает Фукуяма, перестают быть человеческими существами. Они больше не борются, у них нет желаний, любви, они не чувствуют боли, не встречаются с ситуациями сложного морального выбора, у них нет семьи, и вообще они не делают ничего из того, что мы традиционно связываем с человеческим существованием» - ну, просто «красота, шик и блеск» в одном флаконе. Господин Стерлигов – прекратите выдавать себя за американских политологов! А если серьёзно, если кто из-за многословия и витиеватости не понял, о чём он вещает, то я объясню простыми словами. Этот человек, по сути, говорит о том, что человечество ожидает «мрачное будущее» потому, что, ВНИМАНИЕ - не будет болезней, социальных конфликтов, депрессий, одиночества, страдания, дурацких половых табу и т.п. По Фукуяме - вся эта гадость, с которой просвещённые люди и учёные всю историю боролись - это хорошо, это – залог, видимо, «радужного будущего» в противовес «мрачному»! Убрать отсюда фамилию «Фукуяма» и подставить фамилию какого-нибудь консервативно-клерикального политического деятеля или даже клирика авраамической религии - и отличить это от религиозной проповеди про «апокалипсис» - будет очень сложно. Но и «логика» г-на Фукуямы – просто на грани фантастики, ведь «по Фукуяме» выходит, что человек любит, борется за что-то, совершает моральный выбор, да и вообще «творим прекрасное» - исключительно потому, что болеет, страдает от войн и прочих конфликтов, одиночества и т.п. Вот оно как просто – захотел кого-то полюбить – так заболей чумой и да прибудет с тобой любовь!Заболел депрессией - создал семью! А что - всем американским политологам известно, что люди создают семью исключительно из-за депрессии...


А это – вообще «песня»: «Во многих случаях, - пишет Фукуяма, - медицинские технологии предлагают нам сделки с дьяволом: более продолжительная жизнь, но с пониженными умственными способностями; освобождение от депрессии с одновременным освобождением от творчества и от духовной жизни; лечение, которое размывает грань между тем, чего мы достигаем сами по себе, и тем, чего мы добиваемся за счёт воздействия на наш мозг различных химикатов». Это – прямая пропаганда обскурантизма и отповедь современной медицине. Такая фраза уместна для консервативно настроенного клирика какой-нибудь церкви, но для современного философа и политолога? И логика опять же, на грани фантастики, не говоря уже про отсутствие даже намёка на какую-либо «доказательную базу»: делается абсолютно безосновательное предположение о том, что продление человеческой жизни приведёт к «понижению умственных способностей»; излечение депрессии каким-то мистическим образом приведёт к редукции творческих способностей, ну и бред про «химикаты» - вообще-то, мы ВСЕГДА добиваемся что-либо под их воздействием, потому что есть такие химические вещества, нейромедиаторами зовутся, и они опосредуют всё наше мышление и поведение, в т.ч. и творческое. Ну и про договоры с дьяволом - вообще без комментариев. В общем, как более-менее серьёзный футурологический прогноз – ЭТО котироваться не может. Там вообще не о будущем, как таковом, а о том, что страдания – это залог всего хорошего, что есть в нашем мире. Очевидно, автор не был, например, в Сомали или иной африканской стране «третьего мира», раздираемой войнами и бедствиями – по его представлениям, там должен быть прям рассвет творчества, духовной жизни, умственных способностей людей, любви и т.п. Очевидно, автор боится не только того, что, побывав там, он воочию убедится в бредовости своих псевдологических построений, но и не пережить такой «любви» чисто физически, ведь там, видимо, сугубо из-за крайней любви к ближнему своему, сопряженной с катастрофическим недостатком пищи, его могут просто-напросто съесть.


В общем, это не может котироваться ни как работа по футурологии, ни даже как просто серьёзный философский труд – с таким-то «изнасилованием логики». Но тогда возникает вопрос – а как что тогда это может котироваться? И вот тут, на мой взгляд, самое интересное. Во-первых, это может котироваться как религиозная проповедь, но переведённая на «светский язык». Так, мы в текстах Фукуямы видим, как он приравнивает страдание к тому, что противостоит некоему «злу», которое «не столь очевидно». Однако – кто-то резонно возразит, что Фукуяма считает страдание злом, о чём и пишет почти открытым текстом: «зло не столь очевидно, поскольку никто не страдает». Но это объясняется просто – автор придерживается логически противоречивой и абсурдной позиции: «иди сюда, но стой при этом там», которая, собственно, характерна в позиции страданий для одной всем известной религии: «Отношение христианства к страданию двойственно и парадоксально. Страдание есть последствие греха и зла. Но страдание есть также искупление, оно имеет положительную ценность. Только христианство принимает страдание и имеет до конца мужественное отношение к страданию. ….Есть не одно, а два страдания — есть страдание светлое и искупляющее, страдание к жизни, и есть страдание темное и адское, страдание к смерти. Человек может пережить страдание благостно и просветленно и возродиться к новой жизни от пережитого страдания. Все ниспосланные человеку страдания — смерть близких людей, болезнь, бедность, унижения и разочарования — могут быть очищающими, возрождающими и поднимающими. Но страдания могут окончательно раздавить человека, озлобить его, уничтожить в нем жизнь, убить всякое чувство смысла жизни.»© http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_05.html

 

Далее – достаточно просто сравнить смысл вот этот фрагмент текста вроде бы светского политолога и философа: «В этом мире нет болезней и социальных конфликтов, нет депрессий, душевных расстройств, одиночества или эмоционального страдания, секс всегда качественный и легко доступный"6. Но хотя люди в "прекрасном новом мире" здоровы и счастливы, они, продолжает Фукуяма, перестают быть человеческими существами. Они больше не борются, у них нет желаний, любви, они не чувствуют боли, не встречаются с ситуациями сложного морального выбора, у них нет семьи, и вообще они не делают ничего из того, что мы традиционно связываем с человеческим существованием»... Сравнить с...

А хотя бы с этим фрагментом текста человека, который уж явно неплохо понимает в христианстве, поскольку, по крайней мере, на момент его написания – учился в духовной академии:
«Господь премудро, в воспитательных целях, обрекает человека на суету и томление. Труд, болезни, печали, заточения, чувство своей зависимости и бессилия составляют то средство, через которое грехи и зло в человечестве не заходят еще за пределы сатанинского озлобления. Если отнять от человека слезы, труд, болезни, нравственные унижения и саму смерть и предоставить человека самому себе, то страшно и вообразить, в какое ужасное и, вместе с тем, жалкое чудовище превратится человек….
Таким образом, все наилучшее на земле достигается страданием и обречено Промыслом Божиим на страдание по своей наибольшей способности к очищению от зла. И в этом для человека открывается любовь Божия как особое попечение о его спасении, “ибо Господь, кого любит, того и наказывает»(с) Некто Вербовик Борис, 3 курс МДА
Источник: http://freeref.ru/wievjob.php?id=31106


Если мы уберём из этого текста будущего клирика мифических существ и рай – то получим нечто, по смыслу абсолютно идентичное отрывку текста Фукуямы. И, по сути, в христианстве считается, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие» (Деян. 14:22), и Фукуяма считает точно так же с той лишь разницей, что вместо «Царства Божьего» он предполагает некое «идеальное общество». Итак, несмотря на некоторую разницу в риторике, общий смысл повествования у этих двух персон – общий: страдание это одновременно «и плохо и хорошо, но всё-таки хорошо», т.к. без страданий человек перестанет быть человеком, а станет «жалким чудовищем» и без страданий нельзя войти в некий «лучший мир». Dixi. На этом можно было бы и закончить, справедливо назвав г-на Фукуяму обскурантом и дураком, да только он далеко не дурак. И, кроме того, тема конъюнктуры не раскрыта, потому…

 

Потому – во-вторых: эти фукуямские опусы с успехом могут котироваться не только как религиозные проповеди, замаскированные под светскую философию, но ещё и как неоконсервативная идеология. Например – только один маленький такой фрагментик тут может послужить нехилым базисом для консерватизма: «вообще они не делают ничего из того, что мы традиционно связываем с человеческим существованием». Потому что то, что мы «традиционно связываем с человеческим существованием» неизбежно характеризует и то, что мы «традиционно связываем» с тем, что такое человек, человеческая психика, личность и т.д. То есть от наших представлений о человеке довольно ощутимо зависит и определение человека, и определение его потребностей. А это – не только научный вопрос, но ещё и политический – как бы это странно не звучало. Ведь исходя из того, как мы определяем человека и его свойства, мы выстраиваем и то, как мы будем с этим человеком обращаться, как мы будем выстраивать стратегию и тактику управления человеческим социумом – а это уже политика в чистом виде. Так что определение того, что же такое человек, принципиально важно не только для науки, но и для нашей жизни в социуме в целом.
И существует как минимум несколько типов таких определений.
1)Биолого-систематическое: человек - это живое существо вида Homo Sapiens Sapiens
2)Физиологическое: человек - это разумное живое существо.
3) Социологическое: человек - это существо, включенное в структуру межличностных, семейных, трудовых, экономических, правовых и политических отношений.
4) (Био)кибернетическое: человек - это автономная, система принятия решений, обладающая самосознанием и определяющая себя, как человека.
5) Теолого-мистическое и/или оккультное: человек - это существо, сотворенное богом по своему образу и подобию; человек – это нечто «особое, внеприродное, «тайна за семью печатями», принципиально непознаваемое наукой.
Каждый из этих типов определений, будучи принятым в качестве эталонного, будет иметь определённые политические последствия, в числе которых будут и определенные ограничения для модификации человека. Так, тип №1 установит предел модификации как предел возможного для нашего биологического вида – т.е. за пределы видовых признаков выходить будет нельзя; №2 – поставит под вопрос возможные выходы за физиологические лимиты организма; №3 – не позволит выйти за пределы наших представлений о социуме и социальных функциях человека; №4 – не позволит нам модифицировать наш разум; ну а №5 – вообще не допускает никаких изменений человека в принципе.
Сейчас вопрос о принятии «эталонного» определения человека ещё не решен. Однако, следует заметить, что первых 4-х типов определений придерживается всё же абсолютное меньшинство людей, а бОльшая их часть – увы, останавливается на теологических, мистических и оккультных определениях, которые « мы традиционно связываем с человеческим существованием». В которых личность человека – это, по существу, вообще непонятно что, например, процитируем того же Лосского: «Действительно, у отцов личность есть свобода по отношению к природе: она не может быть никак обусловлена психологически или нравственно. Всякое свойство (атрибут) повторно: оно принадлежит природе, сочетание качеств можно где-то найти. Личностная же неповторимость есть то, что прерывает даже тогда, когда изъят всякий контекст, космический, социальный или индивидуальный - все, что может быть выражено».

 

Красиво, поэтично, загадочно – в общем, как раз то, что люди любят, в отличие от сухих, точных и не льстящих самолюбию научных определений. Но давайте всё же пересилим себя, соскребём слой пафоса и патетики с этого определения, и разберёмся, о чём же этот «философ» всё же вещал? А о том, что личность не обладает свойствами, характерными для какого-либо явления природы; не обладает свойствами, определяющими социальное поведение; у неё нет никаких индивидуально психологических свойств; она даже не может быть как-то описана. Мало того, что это ставит крест на попытках научного исследования феномена личности – ведь сущность с таким набором свойств недостижима для эксперимента, а наблюдение из-за таких свойств не даёт практически ничего, так ещё и…. А как вообще понять в таком случае, есть ли у человека личность? Потому что неясно, чем же отличается человек, у которого личности нет от того, кто имеет «личность по Лосскому». И, исходя из этого – личностные стремления людей можно игнорировать как нечто недоказуемое. Или, проще говоря – наплевать на личные интересы людей.

 

Просто таки находка для любого тоталитарного режима – эти «традиционные представления о человеке». Кроме того – если человеку вбить в голову представления о мистичности собственного организма и психики, их непознаваемости(по существу - сверхъестественности) – то это приведёт к тому, что я «про себя» называю «селективным индуцированным псевдоидиотизмом». Когда человек с нормальным интеллектом в одних вопросах проявляет себя вполне разумно и рационально, а в других , причём – не сложных, не каких-то узкоспециальных – полным идиотом. И это происходит в основном именно из-за «мистических концептов» в мировоззрении, которые «прогрызают дырку» в рациональности индивида. Через которую потом может проникать и любой другой мистический бред. А уж если человек верит в то, что его личность, его психическая индивидуальность находятся вне контроля рационального мышления и даже непознаваемы им, то дело вообще принимает скверный оборот. Такой человек становится очень уязвим для политического и/или религиозного манипулирования и ему можно внушить всё, что угодно – «авторитетные мнения» всяких мракобесов по поводу прогибиционизма в любых областях общественной деятельности; фатальную необходимость посещения культовых мероприятий той или иной религиозной конфессии; обязательность голосования за ту или иную партию; обязательность идеологической и/или конфессиональной цензуре в СМИ и т.п.
В такой ситуации ум и знания человека погоды не делают – именно поэтому мы, например, можем видеть в нашей стране феерические примеры людей с высшим образованием и даже научными степенями, истово верящих во всякий бред, вроде телегонии, учения грабовых-кашпировских, религиозные догмы и т.п. Потому что интеллект и знания бессильны в том случае, если некая проблема будет искусственно вынесена за пределы рационального анализа. И как раз вот это-то – и является очень опасным в плане возникновения, развития и укрепления тоталитаризма*, а не НТП и биотехнологии. (*ТОТАЛИТАРИЗМ - неограниченная никаким правом политическая сила, по своему усмотрению искусственно и произвольно формирующая, регулирующая и контролирующая общественные структуры, механизмы и отношения.)

 

И почему же возникла такая вот «реакционная конъюнктура», в том числе – в лице знаменитого обскурантиста Фукуямы? Неужели, какой-то «мировой заговор»? Увы, но «заговором» тут и не пахло. «Увы» - потому что заговор можно остановить, тем или иным путём нейтрализовав заговорщиков, но тут – таковых просто нет. Хотя порой кажется, что мы имеем дело с заговором, но – неолуддиты, как и луддиты образца начала 19 столетия, движимы вовсе не заговором – а простым, банальным страхом «потери места под солнцем». И это даже не марксистская «классовая борьба» - такой страх ведь присущ как классам эксплуататоров, так и эксплуатируемым классам. Правда, в случае эксплуататоров – чиновническо-олигархических кланов, чьи интересы представляет «придворная интеллигенция», вроде Фукуямы, к этому страху примешивается ещё и жадность. Ведь на этих самых «традиционных представлениях», «нематериальных ценностях» и т.п. мемах - держится львиная доля их экономических доходов и, конечно же, политической власти. Такие мемы – товар, прибыль от которого сопоставима с таковой от торговли героином. Может, она даже выгоднее – потому что в принципе производство мемов, как правило, не сопряжено с экономическими затратами – на него мы тратим лишь время и интеллект, но тут – всё уже было придумано до тех, кто эти мемы использует. То есть – даже особо думать не нужно, почти полная «лафа»! И чтобы понять суть такой «коммерции», достаточно вспомнить один исторический пример. Когда-то давным – давно к американским индейцам из-за океана приплыли «белые люди» и начали выменивать у них золотые украшения на всякие безделушки, которые в сравнении с золотом не стоили почти что ничего. Индейцы, очевидно, были этому очень рады – они не понимали, что все эти красивые вещи, в общем-то, бесполезные безделушки. Потом, правда, «белым людям» надоело, видимо, церемониться с этими «индейскими лохами», и они просто вырезали их, забрав золото себе абсолютно бесплатно – но это уже совсем другая история. Собственно, это не было выдумано специально для обмана индейцев, и вообще – задолго до этого существовала масса способов «завладеть золотом индейцев», просто вместо индейцев выступали люди, жившие на материке Евразия, а вместо «белых людей» - всякая знать.

 

Суть этих способов, впрочем, была одна и та же – ты отдаёшь в обмен на что-то действительно ценное какую-нибудь бесполезную и ничего не стоящую ерунду, ну и получаешь сверхприбыль. Но самым выгодным из всех них был способ, при котором происходила «продажа воздуха» в обмен на реальные ресурсы и услуги подданных. Этот способ оказался настолько хорош, что и в наше время существует на вполне законных основаниях, несмотря на его, по большому счёту, асоциальную природу. Речь идёт о государственных религиях и идеологиях – с помощью которых людей «кормят» всякими «абстрактными ценностями», получая от них взамен реальную и очень немалую выгоду плюс – бонус в виде высокого социального статуса и политической власти. Сразу оговорюсь - абстрактной ценностью я считаю такую ценность, которая практически неопределима, не приносит доказуемой практической же пользы и не является обобщением конкретных ценностей. Такие ценности – это не результат обобщения проверенных опытом «частных ценностей», а результат переноса некоей абстрактной выдумки на область правил реального поведения людей. Впрочем – они, как уже было отмечено, приносят немалую практическую пользу власти – в виде притока огромного количества денежных ресурсов и в виде обеспечения стабильности этой самой власти, а значит – и постоянства притока ресурсов.
Но – нет ничего вечного под луной, особенно – в мире, где идёт НТП. Со временем – те же госрелигии стали уходить в прошлое, оставшись в основном лишь в не очень-то технически развитых странах; нависла такая угроза и над государственными идеологиями. Ведь в чём тут соль? Любая идеология или религия, в общем-то, предлагает человеку некий «лучший мир» в обмен на веру и лояльность к клирикам или идеологам, что выполняют некую психотерапевтическую функцию в случае, если мир «преисполнен страданий», но реальных, действенных мер по их предотвращению пока не предвидится. И тут – остаётся или «самому себе зубы заговорить», или «намылить верёвочку», или начать «барахтаться», напрягая все свои силы, в т.ч. и интеллектуальные. Проблема в том, что «барахтаться» - выбирают очень немногие люди, которых даже меньше тех, кто выбрал «намылить верёвочку». Не потому, что человек так «плох и ленив от природы» - просто когда и так очень плохо, дополнительно «напрягаться» становится архитяжело. Потому – большинство выбирают вариант «самому себе заговорить зубы» - с помощью религии или идеологии, или того и другого сразу – чтоб наверняка.

 

Что давало прибыль, власть и даже обоснование этой власти - ведь кто ж будет всякие «вечные ценности» охранять от всяких вражин-то, кроме кучи всяких чиновников, олигархов и чиновников - олигархов! Однако сегодня НТП кардинально изменил облик антропогенной среды, сделав её куда более комфортной и «лёгкой для жизни», чем ещё лет 100 назад. Науке уже сегодня под силу ликвидировать большинство «видов страданий», угрожающих человеку. В таких условиях - актуальность религий и идеологий, разумеется, резко идёт на спад – потому что …ну нет особого смыла «заговаривать зубы», если можно сходить к стоматологу, образно выражаясь. Так, в той же Швеции - атеистами являются минимум 45, максимум 85% жителей этого государства, тоталитарной госидеологии тоже не видно. В общем, НТП меняет мир – что грозит не только сокращением прибылей властей предержащих, но и вообще исчезновением оных, как класса. Потому что…скажем, зачем нужен чиновник, если все его функции сможет выполнять с бОльшим качеством и эффективностью какой-нибудь робот? Или если НТП изменит экономику настолько, что даже «робочиновники» не будут нужны? А если НТП приведёт к реальному всеобщему изобилию – то какой смысл тогда быть олигархом? Ведь тенденцию на упразднение в жизни общества роли государства* с ростом научно-технического и прочего благосостояния социума сложно не заметить.


И, в общем-то, чиновники, олигархи, а также те, кто время от времени получает «жирные куски барского пирога», не будучи совсем уж полными идиотами, не могли не замечать такой тенденции. И из страха перед своим возможным будущим – откопали из дедушкиных сундуков всякие «традиционные ценности», о которых люди в развитых странах начали уже потихоньку забывать, немножко их подрихтовали да подразукрасили, дабы создать иллюзию современности этого «продукта», хотя по сути – тот же Фукуяма под слоем пафосно-тревожных речей, сдобренных наукообразной терминологией, пытался «втюхать» публике обычную «клерикальную тухлятину» про апокалипсис, «духовность» ™, искупление через страдания и т.п. БРЕД. Вообще – не то, чтобы я был против «духовности» и «духовных ценностей», просто то, что под ними обычно понимается – ничего, кроме тошноты, не вызывает. Ведь с рациональных позиций те же «духовные ценности», это, в принципе, ни что иное, как возможность свободного проявления индивидуальности человека в частной жизни, в науке, искусстве, в получении и распространении знаний, религии и мировоззрении, наконец - в общественной деятельности.


С позиций же «библейского традиционализма» - это просто степень соответствия некоему каноническому «идеалу личности», который определяет господствующая церковь. С позиций идеологий – то же самое, только вместо церкви – партия. Всё, что этим «канонам» не соответствует – «бездуховно», «греховно», «аморально», «антинародно» и т.п. просто по причине несоответствия и, в идеале – должно быть уничтожено. Таким образом – при рациональном подходе мера «духовности» - это потенциал развития личности(и следующий из этого потенциал развития социума), а при «традиционном» - это «каноничность», ограниченность «должным» и очень хорошо обосновываемая этими штуками сервильность. Если в обществе преобладает рациональный взгляд на «духовность» - то оно развивается во всех отношениях, если же «традиционный» - то общество деградирует и в материальном, и в «духовном» смысле. И вот чего, очевидно, добивается Фукуяма и его работодатели – деградации, на фоне которой их власть и благосостояние будут стабильно высокими и нерушимыми.

 

Так или иначе - «традиционные ценности»(они же «классическая культура») – попросту несовместимы с прогрессом, и потому рост благосостояния, возможностей науки и техники, личных свобод в частной, социальной жизни и творчестве – создаёт такую ситуацию, когда «в живых останется только один»©Х/ф «Горец». Именно поэтому практически все радетели за «традиционные ценности», включая Фукуяму, как правило, так или иначе говорят о пагубности прогресса и свободы, в той или иной мере противопоставляют духовное материальному. Только это не поможет им создать для себя «идеальный мир». Как я уже говорил раньше – да, можно сотворить «противоречие между базисом и надстройкой» искусственным путём. Ведь «надстройка» в виде политики, культуры и т.п. может модулировать влияние этого «базиса» - усиливать или ослаблять его, изменять в каких-то не существенных, с естественно-исторической точки зрения, вещах и даже, в некоторых случаях, работать в качестве «стоп-крана» для социальных преобразований. Только это закончится не перманентным «золотым веком для элит» - а революцией или погружением в «Тёмные Века». Так что я полагаю – «элитам» не помешало бы научиться…проигрывать с честью, особенно – если проигрыш практически неизбежен.


(*Тут подразумевается государство «по Розову» – как система открытого насилия над народом, осуществляемого в интересах олигархического клана. Олигархический клан – узкая группа людей, силой, подкупом или обманом присвоившая неограниченную политическую власть и осуществляющая ее, якобы, от имени народа. По способу присвоения власти олигархические кланы делятся на:
1. аристократические или феодальные (вооруженный захват власти)
2. плутократические или капиталистические (подкуп толпы)
3. охлократические и теократические (массовый обман)
Плутократические и охлократические режимы часто маскируются под демократические.)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.