Собеседование о проблемах русской литературы периода Киевской Руси. Проверка знания текстов произведений (жанры: летопись, житие, хождение, проповедь, воинская повесть)
10
27.10.2015
Письменная работа: характеристика образа одного из персонажей произведения древнерусской словесности: Летописца (Повесть Временных лет), Владимира Мономаха (Поучение Владимира Мономаха), Бориса и Глеба (Житие Бориса и Глеба), Игоря и Всеволода (Слово о полку Игореве), Путешественника (Хождение игумена Даниила) и др.
10
Рейтинг 3
История русской литературы XIII – XVI вв.
17.11.2015
Письменная работа
Сопоставление одного из произведений древнерусской словесности XIII, XIV, XV или XVI вв. с произведениями образами русской словесности XI – XIII вв.
10
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским (ответ на вопрос по тексту произведения)
10
Рейтинг 4
История русской литературы XVII в.
08.12.2015
Комплексный анализ одного из памятников литературы XVII вв. Характеристика особенностей одного из жанрово-стилевых явлений литературы XVII вв. (исторической повести, старообрядческой словесности, бытовой повести, народной сатиры, драматургии, поэзии, литературы барокко)
10
Выполнение исследовательской работы (сопоставление произведений древнерусской словесности и произведений современной русской литературы на тему древнерусской истории)
10
Рейтинг 5
Итоговая работа
20
22.12.2015
Тест
Всего:
Критерии оценки
Анализ художественного произведения
1. Знание текста произведения (памятника): его персонажей и основных сюжетных линий), использование текста произведения в работе (0 – 3 балла)
0 баллов – текст памятника не прочитан
1 балл – имеется только самое общее представление о содержании текста
2 балла – имеется общее представление о содержании текста (его персонажах, сюжете произведения), но отсутствует знание ряда существенных деталей
3 балла – текст хорошо прочитан и понят, работа демонстрирует знание текста
Дополнительные баллы (по 1 баллу за выполнение каждого критерия):
1. Понимание главных исторических особенностей периода создания памятника
2. Знание истории создания текста произведения и / или истории его открытия
3. Понимание содержания произведения (его тематики, проблематики,
выраженной в нем идеи), умение самостоятельно анализировать содержание произведения
4. Понимание особенностей художественной формы памятника (жанрового своеобразия, особенностей построения системы образов, сюжета и композиции, символики, использованных художественных приемов), умение самостоятельно анализировать форму произведения
5. Понимание места произведения в историко-культурном процессе, выраженных в нем традиций (проблемно-тематических, жанровых, стилевых и т.п.), связей с библейскими текстами и с народным творчеством (фольклором); новаторство произведения и его воздействие на литературу XIX – XXI вв.
6. Знание литературоведческих (или исторических) концепций, связанных с текстом памятника (исследований Д.С.Лихачева, А.М.Панченко, А.Н.Рыбакова и др.), использование литературоведческих концепций в процессе анализа текста
7. Умение провести аргументированное сопоставление текста анализируемого произведения с другим памятником древнерусской письменности
Итого: максимум 10 баллов
Примерная схема анализа произведения (памятника) древнерусской словесности
1. Время создания памятника (основные историко-культурные особенности периода создания произведения), информация об его авторе (если он известен), история открытия памятника в XIX веке (если она известна). Исторические события, описанные в тексте памятника или повлиявшие на его создание
2. Жанровая принадлежность произведения (памятника), его внеэстетическая функция
3. Система образов, сюжет произведения
4. Идейная позиция автора текста
5. Связь текста памятника с традициями византийской и древнерусской словесности, русского народного творчества (фольклора). Использование в его тексте религиозных (библейских) образов и сюжетов
6. Особенности осмысления в произведении времени и пространства
7. Символика в тексте памятника.
8. Особенности языка произведения. Риторические приемы, использованные автором для усиления воздействия на читателя
9. Индивидуальные особенности памятника (отличающиеся от особенностей, связанных с традицией)
10. Следы воздействия на произведение других жанров древнерусской литературы. Связь с другими памятниками древнерусской письменности.
11. Позиции (точки зрения исследователей) по поводу произведения (если известны)
12. Значение памятника для развития русской литературы. Использование его текста в произведениях русской литературы XIX - XX вв. (если примеры такого рода известны)