Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РАЗДЕЛ 5. КУЛЬТУРОЦЕНТРИЧНАЯ МОДЕЛЬ



СИ. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, Г.В. Говорухина, Ю.А. Калинина

КУЛЬТУРОЦЕНТРИЧНОСТЬ - ОСНОВА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

(ПО ФГОС ВПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ)

Издательство

Российского государственного социального университета

Москва 2009


РАЗДЕЛ 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ

ОБЩЕСТВЕ

Социальное образование на рубеже XX-XXI веков приобретает особое, стратегическое значение, что стало результатом нескольких взаимосвязанных общественных процессов, характерных для второй половины XX столетия. Речь идет прежде всего о нараставшей динамике и сложности социального развития, все более масштабно меняющегося современного общества, образа жизни, характера доминирующих видов деятельности людей и т.д. Такого рода изменения привели к возникновению принципиально нового сочетания глобального, регионального и национального, а также общественного, группового и индивидуально-личностного.

Кроме того и вместе с тем, возникла новая сопряженность,
взаимозависимость технологического и феноменологического,
универсального, уникального и стандартного, унифицированного. Еще
одним явлением стратегического значения, определившим характер
современного общества, стало опережающее развитие социальной
сферы, технологий социальных изменений, социального
проектирования, управления, социальной организации,

самоуправления, деятельности общественных организаций "третьего сектора".

Более сложной стала повседневная социально-бытовая деятельность человека, его семейно-бытовые отношения, что потребовало новой социальной подготовки человека в течение всей его жизни. При отсутствии такой подготовки будут возрастать риски, угрозы жизни людям, усиливаться процессы деградации, депопуляционные изменения.

Достижения социального прогресса, накопление общественного богатства, благ, ценностей культуры, знаний создали к рубежу XX-XXI веков новые основания имущественного, в целом социального неравенства на всех уровнях организации социума, общественных отношений. Это обстоятельство потребовало нового знания и этики социальных отношений, новой системы социального просвещения, представлений о справедливости, социальных идеалах, путях их достижения. В соответствии с этим потребовалось и новое социальное образование.

Социальная культура и социальное образование в начале XXI века предстают по новому, т.к. саморазвитие социального знания во


многом изменило представление о современной научной картине мира, способах его познания.

В настоящее время все чаще рассматривается интегративный подход, который включает, во-первых, понимание социальности как основного свойства человеческого рода, которое собственно и определяет возникновение общества и его структур, важнейших социальных качеств личности; во-вторых, системный подход к социальной реальности, ее органическую взаимосвязь с развитием культуры; в-третьих, историческую обусловленность социальной реальности.

Все это формирует новые представления о социальном пространстве и времени, новые виды социальной деятельности, образ жизни новых поколений, их отношение к традициям, в том числе и к традиционной социальной культуре и традиционным формам образования. Принципиальное значение приобретает обладание актуальной социальной информацией о людях и организациях, о формах политического, социокультурного, бытового общения и т.п.

В соответствии с этим произошло и новое структурирование социального знания, в частности возникло много новых смежных отраслей знания (например, социальная экология, социальная педагогика, социальное управление, социальная биология, социальная антропология и т.д.). Причем, это структурирование весьма подвижно, что в целом и отражает изменчивость реальных социальных процессов. Это во многом обусловливает новые требования к формированию социального образования в разных образовательных программах на основе принципов непрерывности и преемственности.

Сегодня можно говорить о различных концептуальных подходах к рассмотрению социального образования как одного их направлений современного образования, но, несмотря на различия, существуют некие общие правила, которые должны быть положены в основу концепции социального образования в современном российском обществе.

Важнейшим теоретико-методологическим итогом эволюции социогуманитарного знания XX столетия стало новое понимание культуроцентричности жизнеосуществления человека, формирования и использования им своего жизненного потенциала, жизненных сил.

В России в конце XX - начале XXI столетия в связи с кардинальной сменой ведущих смысложизненных ориентиров, изменением социальных условий жизни, растущей социальной дифференциацией, тенденциями к глобализму и др. выявлены новые противоречия развития человека и общества. В этой связи обострились


проблемы образования и социального воспитания, формирования новый идеологий для обеспечения эффективности социальной политики, ее соответствия новым социальным идеалам и ценностям. Изменяющиеся социальные условия, социальный потенциал в обществе и субъектность человека стали основой нового характера взаимодействия человека и общества, человека-общества-природы; возникновения нового образа жизни, новых смысложизненных ориентиров, новых социальных проявлений. Существенно актуализировались проблемы индивидуально-личностного развития.

В этих условиях есть необходимость вести речь о специальном социальном образовании, в основе которого лежит подход к социальному как специфическому способу существования человеческого рода. Социальное образование понимается в контексте совокупности знания об основных закономерностях и тенденциях развития человека и общества. Такой подход к социальному образованию базируется на концепции жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности, а также на разумном соотношении глобального, национального, регионального, социокультурного. Именно в социальном образовании может быть заложен такой потенциал, на основе которого человек смело вступит в сложившееся общество нового тысячелетия.

В принципиальном плане можно говорить об обострении, возникновении следующих проблем социального образования в России: во-первых, оно значительно осложнено осмыслением глобального противостояния двух встречных тенденций в развитии современного общества - с одной стороны, роста значимости глобально-универсалистских, стандартизирующе-унифицирующих форм общественной жизни^ культурного развития человечества, а с другой, - повышения роли национально-культурного, социально-территориального и поселенческого своеобразия, а также значимости ценностей и специфики индивидуально-личностного развития.

Во-вторых, в последней трети XX века потребовалось
согласовать эволюционный, ревилюционалистский и

цивилизационный, национально-культурно-своеобразный типы развития, соответствующие им подходы к пониманию своеобразия и этапов развития общества, его типов. Эта проблематика оказалась многократно осложненной и тем, что во второй половине XX века радикально изменились критерии оценки развитости общества, его зрелости.

В-третьих, идет ускорение темпов общественного развития, социокультурного процесса, стимулируемое коммуникационной


\


революцией, определяющей переход от индустриальной к постиндустриальной, информационной цивилизации. Это во многом изменило роль инновационного и традиционного в обществе, возможности его использования для решения проблем и индивидуально-личностного и коллективно-общественного развития, а также возможности и роль социального интеллекта, индивидуального, личностного постижения смысла перемен, роли инноватики как общественного явления.

В-четвертых, движением человечества к образовательному обществу, новым критериям образованности личности, к становлению непрерывного образования, его новой фундаментализации и специализации в новых общественно-исторических условиях.

В-пятых, изменением роли в общественной жизни различных ее сфер, прежде всего с возрастанием значимости социальной сферы, «третьего сектора» общества, с усложнением духовного облика, потребностей, интересов современного человека. Такие изменения вполне самостоятельны, вполне автономны, значимы.

В-шестых, столкновением либеральных консервативных ценностей, сторонников традиционных взглядов на устойчивость общественного развития и приверженцев модернизации, процессов обновления. Но этом фоне новый контекст возник в осмыслении противостояния капитализма и социализма, индустриализма и постиндустриализма, социально оправданных долей традиционного и инновационного в обществе.

В-седьмых, трансформация содержания социогуманитарного образования, социальные и языковые в целом, коммуникационные изменения потребовали совершенствования систем дидактических единиц прежде всего по истории, обществознанию, русскому языку, литературе. При этом очевидно, что такая проблематика оказалась тесно связана с проблемой госстандартов, дискуссиями о развивающем образовании, которые нередко оказываются противопоставленными практики разработки и применения образовательных госстандартов [67].

В XX веке, когда произошло резкое ускорение социокультурного развития, информационного насыщения всех сфер жизнедеятельности человека, их усложнение и был осуществлен энергетический скачок, затронувший основы социально-преобразовательной деятельности, очевидным оказалось отставание темпов накопления социального опыта на протяжении жизни одного человека. В этих условиях ведущими трансляторами опыта и знания становятся образование, средства массовой информации,


непосредственное общение людей в группах по интересам, в профессиональной деятельности.

При этом образование, в целях обеспечения необходимой динамики изменения потенциала адаптации человека к быстро меняющимся условиям, превращается в непрерывное, а усложнение основных сфер общественной жизни требует от него организации подготовки людей не только для выполнения профессионально-трудовых, но и общественно-политических, художественно-эстетических и социально-бытовых функций.

В настоящее время меняются привычные модели образования, работы и самой жизни. На европейском саммите, прошедшем в Лиссабоне в марте 2000 года, было заявлено, что европейские системы образования должны не только заложить основу для наступающих перемен, но и сами должны измениться; что Европа уже вступила в «эпоху знаний» со всеми вытекающими культурными, экономическими и социальными последствиями; и что успешный переход к экономике и обществу, основанных на знании, должен сопровождаться процессом непрерывного образования - ученые длинною в жизнь.

Главная идея нового подхода состоит в том, что непрерывное образование перестает быть лишь одним из аспектов образования и переподготовки. Оно становится основополагающим принципом образовательной системы, в которой человек участвует на протяжении всей его жизни. С помощью системы непрерывного образования каждый человек должен получить равные возможности адаптироваться к требованиям социально-экономических перемен и активно участвовать в формировании будущего общества.

В современном обществе люди живут в сложной социально-политической среде, где полноценное развитие личности становится невозможным без умения активно участвовать в общественных процессах и адаптироваться к культурному, этническому и языковому разнообразию. И лишь образование в самом широком понимании этого процесса может помочь успешно справится с данной задачей.

В соответствии с этим произошла и продолжается глубокая трансформация преподавания наук о человеке и обществе, которая отнюдь не ограничивается преодолением догматизма, идеологического засилья марксизма-ленизма, доминировавшего в годы советской власти, а затрагивает широкий спектр изменений, как в системе учебных дисциплин, так и в содержании учебных планов и программ. Формируются новые системы социального знания, осваиваемые в различных программных контекстах, особенности которых


обусловлены профилем, спецификой учебных заведений, а также особенностями регионов и поселений, разработкой новых госстандартов, их национально-региональной адаптацией, учебно-методическим обеспечением, освоением зарубежного и отечественного как дореволюционного, так и современного опыта преподавания.

В соответствии с этим в структуре современного образования выделяется в виде самостоятельного направления социальное образование[1].

В соответствии с этим можно говорить о социальном образовании в широком и узком смысле.

В широком смысле социальное образование понимается как формирование, воспроизводство определенного менталитета, систем социокультурных принципов, смысложизненных ориентации, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни народа, нации, человеческой общности, а также массового социального просвещения, социального воспитания широких слоев населения, формирование у них умения жить в условиях взаимодействия в социуме.

В узком смысле социальное образование понимается как подготовка и переподготовка специалистов в области социальных наук, а также обучение специалистов иного профиля социальным наукам, их социальное воспитание и просвещение.

В Законе РФ «Об образовании», в статье 10 «Формы получения образования» отмечается, что с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната [86, с.8].

В соответствии с этим можно выделить следующие виды социального образования:

формальное образование, завершающееся выдачей обще­признанного диплома (свидетельства, сертификата, и т.д.). К этому виду относится получение высшего профессионального образования различного профиля в разных учебных заведениях, так и специальное образование в области социальных наук (например, социальный педа­гог, специалист по социальной работе, социолог и т.д.);

неформальное образование, обычно не сопровождающее­ся выдачей документа, происходящее в образовательных учреждениях или в общественных организациях, клубах, кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером;


информальное образование, наша индивидуальная позна­вательная деятельность, сопровождающее нашу повседневную жизнь и необязательно носящее целенаправленный характер.

До сих пор при рассмотрении современного социального образования в той или иной степени описывалось лишь формальное образование. Остальным двум видам образования внимание уделялось недостаточно. Принцип непрерывного социального образования делает неформальное и формальное образование равноправными участниками процесса обучения.

В настоящее время значимость информального образования возрастает. Обусловлено это тем, что в конце XX столетия выявились вопросы, решение которых, переходя в XXI век, затрагивает интересы народов всех стран. Одним из таких вопросов, несомненно, является поиск оптимальных механизмов сопряженности жизненных сил, индивида и группы, средств обеспечения их реализации в разных ситуациях. Другим - разработка оптимальных форм и технологий защиты и самозащиты индивида. В частности, многие практики социальной работы заявляют, что в своей деятельности они опираются на личный опыт, знание жизни, свое понимание проблем клиента. Это неслучайно, т.к. на всем протяжении развития социальной работы как общественного феномена, социальной деятельности и научной теории шла и идет борьбы между технологическими и феноменологическими компонентами. Рост в конце XX столетия волонтерского движения был вызван растущей бюрократизацией, формализацией, стандартизацией, технологизацией процесса оказания помощи нуждающимся; ростом в профессиональной социальной работе значимости феноменологического компонента, ориентирующего нас на учет личностного, индивидуально-неповторимого, творческого, всего того, что рационально до конца не постижимо, что не может быть стандартизировано и технологизировано.

Все это требует поиска гармоничного сочетания технологических и феноменологических составляющих в социальном образовании. Для России это имеет особое значение, т.к. для нее всегда было специфическим сочетание технологического и феноменологического в общественной и индивидуальной жизни. Это остается актуальным и сегодня, когда идет активный процесс обновления форм общественной жизни, что, несомненно, повышает значимость информального образования.

В соответствии с этим при формировании политики в области непрерывного социального образования необходимо обращать внимание на социально-культурную значимость социального


образования, т.к. образование в целом становится ключевым факторов не только профессионального, но и личного успеха. Так, необходимость социального образования для подготовки специалистов разного профиля, напрямую не связанных с профессиональным социальным образованием (педагогов, врачей, журналистов, экономистов, юристов и т.д.), объясняется прежде всего усложнением общества и человека в целом, а также универсализацией организационных основ осуществления профессиональной деятельности во всех отраслях, сферах общественной жизни, развитием культуры социального взаимодействия, культуры коммуникаций и т.д.

Таким образом, исходным положением концепции социального образования в современном российском обществе является его непрерывность и интегративностъ.

В процессе создания непрерывной системы образовательных услуг, ориентированных на потребности личности, все организации культурно-просветительского характера постепенно должны слиться в единую образовательную сеть, в которой как государственные образовательные учреждения, в том числе и вузы, так и различные негосударственные образовательные учреждения (например, открытые университеты, дистанционные курсы и т.д.), будут все активнее расширять свои образовательные возможности с целью повышения уровня социального образования представителей различных групп населения.

С конца 1980-х годов большие изменения претерпело содержание программ учебных дисциплин социогуманитарного цикла в учебных заведениях России. Во многом оказалась разрушенной система социогуманитарной подготовки, созданная в советской системе образования, которая, при всем ее идейно-политическом догматизме, была весьма стройной и эффективной.

Социогуманитарное образование оказалось

дифференцированным по ориентациям на различные научные картины мира и способы его познания, парадигмы философско-социологического мышления. Более того, научное познание стало все чаще рассматриваться лишь одним из способов постижения мира человеком наряду с его отражением в других формах общественного сознания - религии, искусстве, нравственности и др.

Нововведения в социогуманитарном образовании, его содержании оказались несистематизированы. Новые его разделы часто плохо стыкуются с существующими, что создает противоречивый контекст содержания материала и способствует его отторжению.


Переориентация на социальные ценности западного общества, заимствование учебников и учебных пособий, разработка на этой основе новых обучающих средств еще более делают обстановку в социогуманитарном образовании России противоречивой. Оно не учитывает особенностей истории, культуры, языка, менталитета населения страны, вызывает отторжение даже тех содержательных блоков учебного материала современных зарубежных учебников, которые в принципе могли бы быть разумно использованы.

В настоящее время социальное образование не занимает должного положения в общеобразовательных программах, особенно в программах начального общего образования и основного общего образования. Социальные науки не входят в учебные планы как неотъемлемые элементы знания и общей социальной культуры, необходимые каждому гражданину. В связи с этим целесообразно на основе принципа преемственности разработать целостную программу социального образования как формального образования в этой области, формирование и реализации которого регулируется Федеральным законом об образовании.

Исходной, базовой, несущей структурой современного социального образования должна стать ориентация на новую социальную культуру, ее осмысление, совершенствование. Новая социальная культура требует нового, неклассического социального образования. Новая социальная культура, в свою очередь, задает и новые основания дифференциации, структурирования современного социального знания, что по-новому структурирует и социальное образование.

В основу модернизации социального образования в современном российском обществе должны быть положены следующие принципы:

непрерывности социального образования;

- преемственности социального образования;

- интеграции видов социального образования (формального,
неформального, информального).

В соответствии с этими принципами трансформация преподавания наук о человеке и обществе предполагает включение в учебный процесс новых систем социального знания, осваиваемых в различных программных контекстах, особенности которых обусловлены, во-первых, профилем, спецификой учебных заведений, а также особенностями регионов и поселений; во-вторых, разработкой новых госстандартов, их учебно-методическим обеспечением.


При всей разнородности, нередко противоречивости содержания учебных курсов базовых социогуманитарных дисциплин в современной российской школе обозначились новые системообразующие основания, задающие направление развития наук о человеке и обществе:

во-первых, формирование блока базовых категорий, отражающих характеристику, роли индивида и личности во всех основных сферах общественных отношений (образ жизни личности, стиль жизни индивида, свобода и ответственность личности, права человека, индивидуальная и социальная субъектность личности, гражданское самоопределение личности, экономическая субъектность личности, частное право, частная собственность, культурная идентичность личности, интенция личности, политическая культура личности, самоидентификация личности и т.д.);

во-вторых, психологогизация социального знания (психическое здоровье, социально-психологический климат, психическая субъектность, психические силы);

- в-третьих, расширение оснований экономизация социального
знания (экономическая эффективность, предпринимательство,
менеджмент, частная собственность, рыночные отношения, рынок,
спрос, предложение, экономическая субъектность и т.д.);

в-четвертых, возрастающее влияние правоведческой проблематики в системе социальных наук (правовая культура, гражданское общество, гражданский кодекс, правовой механизм, региональное право, субъект права, правоприменительная практика, законотворчество и др.);

- в-пятых, конкретизация и технологизация содержания
обществознания (социальный маркетинг, социальная реабилитация,
социальная работа, социальная педагогика, социальная логотерапия,
социальная защита, социальная экспертиза, психосоциальные
технологии, технологии социального управления, социальная терапия
и т.д.);

в-шестых, формирование новых системообразующих оснований модернизации отечественного обществознания и человековедения на базе растущего внимания ученых и общественности, глобальной проблематики, взаимодействие глобального, национального и регионального в новых социально-исторических условиях (управляемая социоприродная эволюция, социогенетика, социальная экология, жизненные силы человека, естественные основы индивидуальной жизни, социоэкологическое пространство, социальное время, универсальный образ жизни и т.д.);


- в-седьмых, развитие социокультурного знания в России на
стыке наук, что привело к возникновению новых отраслей и
направлений социогуманитарного знания (социальная работа,
социальная педагогика, валеология, социальная логотерапия и т.д.).

При разработке новых госстандартов необходимо учитывать, что в 1990-е годы в России произошла кардинальная смена структур обществоведческого знания, его системного строения, включающая:

- во-первых, формирование основ новой концепции социального
образования, находящее отражение в изменении содержания
образовательных, учебных планов и программ;

- во-вторых, существенное изменение собственной системы
учебных дисциплин, обеспечивающих в образовательных учреждениях
страны общее социальное (обществоведческое) образование;

- в-третьих, изменение содержания классических социальных
дисциплин, изучаемых в вузе (философия, социологии, политологии,
истории и др.), а также формирование новых учебных курсов наук о
человеке и обществе, включающих содержание новых социальных
наук (теория и методика социальной работы, конфликтология,
социальная история, социальная экология, социогенетика, социальная
антропология, социальная педагогика и др.);

- в-четвертых, изменение системообразующих оснований в
развитии российского обществознания вообще и в практике
преподавания в образовательных учреждениях в соответствии с
полипарадигмальностью развивающихся социальных наук;

 

- в-пятых, межвузовскую дифференциацию формирования
новых оснований развития и совершенствования содержания учебных
дисциплин социогуманитарного цикла;

- в-шестых, формирование относительно самостоятельных
региональных образовательных систем, особенно в регионах
компактного проживания различных наций и национально-этнических
групп, в национальных округах и республиках, что проявляется в
возрастающем культурно-этническом влиянии на содержание и
систему преподавания дисциплин о человеке и обществе в
образовательных учреждениях;

- в-седьмых, возникновение новых форм взаимодействия
субъектов образовательной деятельности в области социального
образования в регионе, в частности, формируются союзы, ассоциации,
добровольные общественные объединения; развитие которых идет по
пути поиска эффективных технологий, форм сотрудничества в
реализации образовательных программ, создания единого


образовательного пространства науки, образования и социальной практики.

Таким образом, разработка новых государственных стандартов социального образования на всех уровнях его организации, их адаптация к национально-региональным условиям различных территорий страны требует нового учебно-методического обеспечения учебного процесса. В свою очередь, новые образовательные стандарты станут организационной основой модернизации социального образования, фундаментом оценки его качества в новом тысячелетии. Современный мир требует подготовки человека, понимающего других людей; человечество в целом вступает в фазу переосмысления своих целевых установок и ценностей. Образование является инструментом, которое общество использует разными способами. Образование, в частности социальное, является одним из важнейших факторов стабильности общества, социальным регулятором отношений между обществом и школой как системой образования и воспитания, ибо как содержание образования формируется под влиянием общества, так и общество изменяется под влиянием образования.

Необходимо формирование национальной образовательной парадигмы непрерывного социального образования, формирование определенной регламентирующей системы, которая включает национальный стандарт и региональный компонент непрерывного социального образования. Эта регламентирующая система должна быть, в свою очередь, дополнена системой дополнительного социального образования и разными формами самообразования.


РАЗДЕЛ 3. МОДЕРНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Современное российское общество переживает трудный этап своего развития. Переход его в качественно новое состояние сопряжен с существенными структурными изменениями, и характеризуется как процессами разрушения устойчивых образований, так и появлением новых элементов и звеньев социальной системы, в том числе и новых общественных отношений, иных типов их организации. Этот процесс довольно сложно протекает именно в социальной сфере, где актуальной стала проблема оптимального сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.

Современная социальная политика в российском обществе все еще не соответствует требованиям цивилизованного рынка; не определена ее государственная модель, позволяющая функционировать социальной сфере в новых условиях, не обеспечена разработка правовой базы для социальной сферы, в которой должна быть предусмотрена система экономических и правовых норм ее развития [61].

Потребность эффективного управления процессами в социальной сфере обусловила необходимость решения вопросов социального менеджмента на разных уровнях (государства, региона и т.п.). Решение этих вопросов свидетельствует, что в условиях переходного периода нашего общества нужна новая система управления и новые управленцы, как в целом для управления всей социальной сферой, так и отдельными отраслями: образованием, культурой,здравоохранением.

Необходимо понимание того, что функция государственных гарантий в получении социально-значимых благ и услуг должна стать ведущим направлением социальной политики российского общества, что наблюдается в странах с развитым рынком. В их государственном бюджете расходы на образование, здравоохранение и культуру абсолютно и относительно превосходят бюджетные расходы на другие социальные нужды. В условиях сложившегося в России кризиса следует исходить из того, что именно образование и, в первую очередь, высшая школа, является основой социально-экономического развития страны. Без мощного интеллектуального потенциала нации, без широкого использования достижений научно-технического прогресса Россия не займет достойного места в современном мире.

Общеизвестно, что образование было, есть и будет своеобразным зеркалом, отражающим характер того или иного


общества, уровень его культуры, цивилизованности или дикости. При этом оно остается важнейшим рычагом развития, воспроизводства, сохранения этой культуры, общества в целом.

Движение современного общества к постиндустриальному,
многообразие и универсальность этих процессов создали новые
основания социальной дифференциации механизмов

перераспределения власти, влияния различных групп и социальных институтов. Такими основаниями стали знания, информация, сфера (индустрия) услуг, социокультурная жизнь человека. Ключевое значение приобрело образование, которое рассматривается как социальный институт усвоения и воспроизводства нового социального опыта посредством общественно-организованной социокультурной деятельности, ориентированной на потребителя образовательных услуг, их качество. Анализ многочисленных публикаций явно свидетельствует о постепенной смене образовательных парадигм: от парадигмы обучения идет интенсивный переход к парадигме образования [52; 55-56; 61; 64; 67; 166-167 и др.]. С этих позиций становится правомерным говорить об образовании личности в процессе создания нового знания. Отмеченные тенденции открывают возможности превращения образования из стабилизирующего, ригидного, консервативного института в социальный институт производства нового социального опыта, новых решений, форм поведения и нравственных принципов. Образование становится ведущим фактором развития интеллектуального и социокультурного потенциала общества, механизмом наследования и воспроизводства основных достижений науки, культуры, ценностей человечества, способом развития определенных уровней образовательных цензов каждого индивида.

Эволюция ценностей образования, и в тоже время отношение к
нему как ценности в главном обусловлены развитием потребностей и
интересов социальных субъектов, общества в целом. На этой основе
образование формируется как общественная система социальных
отношений субъектов общественной жизни, обладающих
определенными жизненными силами и пространством
жизнеосуществления [52]. ■ ' •

Но надо учитывать, что система образования, в целом, а социального, в особенности, неразрывно связаны с той социально-экономической формацией, в рамках которой они сформировались и существуют.

В настоящее время, когда приняты фундаментальные законы, открывающие путь к кардинальным изменениям в жизни и


деятельности общества, в том числе и в сфере образования, становятся очевидными актуальность и необходимость разработки научной концепции перестройки управления образованием, создания инновационных моделей, механизмов ее стабилизации и развития. Решение этих проблем выдвигает необходимость формирования концепции социального образования.

Социальное знание к началу XXI века ушло не только от традиционного противопоставления "капитализм - социализм", теорий формационного деления типов общественного развития, но и линейного (или спиралевидного) осуществления социального прогресса от сельскохозяйственной цивилизации к промышленной и от промышленной к информационно-коммуникативной, интеллктуально-знаниевой. В настоящее время поставлен, с одной стороны, вопрос о реальной угрозе самоуничтожения, деградации классической истории человечества, классических типов социального развития, а с другой, — вопрос и о возможностях возникновения, реальных предпосылках становления альтернативной цивилизации, принципиально нового типа общественного развития.

На этой основе выдвинут целый ряд интересных, оригинальных концепций, среди которых наиболее заметны у нас в стране концепция управляемой социоприродной эволюции (А. Субетто [170]), модель альтернативной цивилизации (И. Бестужев-Лада [18])), теория космопланентарного развития человечества (В. Казначеев [96])) и др. На основе этих концепций с необходимостью формируются и новые модели социального развития общества и его основных институтов.

Принципиальное значение в этой связи имеет и формирование новых представлений о потенциале человека, его сущности и существования, способностях и потребностях, индивидуально-личностной и социальной субъектности, жизненных силах и жизненном пространстве бытия. Эти представления опираются на известные традиции социально-философского и психолого-социологического осмысления проблемы, в частности, рассмотрение потребностей и способностей человека как интегральных характеристик его жизненного потенциала (А. Бодалев, А. Мялкин, И. Щипанов и др.).

Значительную роль все еще играет традиция, восходящая к работам К. Маркса и Ф. Энгельса, уделявших большое внимание философско-социологическому анализу потребностей и способностей, сущностных, социальных сил человека, его материальных и духовных потребностей. На этой основе сформировалась большое разнообразие трактовок потребностей, а также интерпретаций человеческих способностей.


Наиболее интегральным, комплексным стало понимание потребностей как противоречия между человеком и предметным миром, его средой обитания, отражаемой сознанием людей (Л. Зеленое, Е. Кузьмин, А.В. Маргулис, Н. Михайлов и др.).

На основе деятельностного подхода было сформулировано понимание способности как интериорезированной деятельности, функциональной системы, базирующейся на всем субстрате человека как биопсихосоциального существа.

В соответствии с такого рода подходами стал доминировать взгляд на способность как на свернутую в субъекте социальность (или деятельность, которая социальна по своей природе), как социально заданную возможность образования функциональных систем деятельности на полноценной биологической основе человека и во взаимовлиянии с потребностью (А. Велик, Л. Зеленев, Е. Куделин и др.). Раскрытию сущности потребностей и способностей человека как универсальных, всесторонних, творческих, социально ориентированных характеристик личности посвящено немало трудов отечественных и зарубежных авторов (А. Мялкина и др.). Вместе с тем происходит процесс переосмысления проблемы потенциала человека, что определяет новые подходы к решению вопросов социальной защиты населения.

В западной традиции социального мышления в решении проблемы потенциала человека существенно влияние экзистенционально-герменевтического подхода и феноменологии (X. Гадамер, Э. Гуссерль, Ш. Сартр, М. Хайдеггер и др.), а также неотомизма (Ж. Маритен, Г. Тейяр де Шарден, X. Ортега-и-Гассет), психоаналитических идей (3. Фрейд, Э.Фромм [184], К. Юнг), концепций, рассматривающих знание и интеллект как основу духовной жизни (Д. Гэлбрейт [81 ], Т. Кун, К. Поппер [147], Э. Тоффлер [ 174]).

В целом следует отметить повышение интереса западных ученых к проблеме потенциала человека, что нашло свое выражение в ежегодных (с 1990 г.) докладах о развитии человека, издаваемых для Программы Развития ООН. В них осуществлена современная разработка концепции человеческого развития, введено, новое измерение социально-экономического прогресса - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который интегрирует в себе: ожидаемую продолжительность жизни; образовательный уровень взрослого населения; доход.

Очевидным стало и то, что этот индекс не может быть единственным критерием социального прогресса, а, следовательно, и жизненного потенциала человека. Существенно значимы попытки рассмотреть потенциал человека сквозь призму информатизации всех сфер человеческой деятельности, проблем информационной безопасности, а


также новых критериев образованности, культуры социального мышления человека, культуры его общественной и личной жизни в целом. Явно обозначилась тенденция характеристики человека в плане обострения экологической проблематики, взаимозависимости природного и социокультурного развития современной цивилизации.

Возросло влияние национально-культурно ориентированного подхода к пониманию природы жизненного потенциала человека и оптимального общественного развития, что стало следствием влияния французской школы Анналов, а также традиций анализа роли духовного начала в социальной жизни, характерных для России, русской национальной культуры. В этой связи жизненный потенциал человека рассматривается как производное от овладения личностью своей национальной культуры, наилучших достижений мировой культуры.

Россия, прозревая заново, соотнеся себя со всей планетой, революционно реформируя вновь одновременно все сферы общества, приходит к важному выводу - наше спасение в социальной культуре, культуре социального мышления. Сложность и величие задач, встающих сегодня перед российским обществом, определяется не только новым радикальным социальным переустройством, ломающим вновь ход эволюционного развития страны, ее народы, но и сложностью встающих перед человечеством дилемм в определении стратегии развития, выживания, сохранения культуры гуманистических перспектив на XXI век [56].

Рассматривая культуру в целом как способ жизнеосуществления человека, существования и развития его интеллекта, знаний, умений, навыков, творческого отражения реальности, социальную культуру мы понимаем соответственно как способ жизнеосуществления человека в общении с людьми, способ организации социума, его функционирования и развития, адекватный пространству - времени существования субъекта жизнеосуществления.

По-существу, социальная культура, ее характеристика связывается с тем, насколько соответствует пространству - времени существования субъекта, жизнеосуществления в обществе, его социальные отношения, взаимозависимость с другими субъектами по поводу использования в целях поддержания и совершенствования жизни наличные средства ее осуществления, жизненное пространство, насколько они способствуют росту жизненных сил человека и развивают возможности средств жизнеосуществления людей в пределах определенного жизненного пространства.

Перспектива становления новой социальной культуры в современном российском обществе тесно связана с поисками


оптимальной организации социального образования [55]. Сегодня социальное образование в России формируется достаточно традиционно. В его основе - претерпевшие некоторые изменения философия, экономическая теория, политология, социология, психология, политическая история. Относительно новы в этой системе учебных дисциплин демография, социальная антропология, социобиология, теория социальной работы, конфликтология, социальная педагогика, социальная история и др. Совсем редко в учебном процессе встречаются такие дисциплины как квалиметрия человека, социогенетика, психоэндокринология, космология, этнопсихология, этносоциология, социальная экология и т.п.

В тоже время госстандарты нового поколения предполагают более активное формирование оптимальной структуры социального образования, его дифференциации по профилю вузов и факультетов, по регионам и уровням организации образования. В соответствии с этим жизненно важной проблемой в настоящее время является вопрос о качестве социального образования и организации соответствующего контроля за ним [64; 166-167]. Проблема повышения качества социального образования является достаточно сложной задачей, важность решения которой возрастает, если говорить о реальной гуманизации социальных отношений и гуманистической переориентации образования, которое должно, сохранив профессиональную подготовку, гуманизировав ее, обозначить каждому специалисту социокультурный и социально-экономический контекст его жизнедеятельности, роль в формировании жизненных сил и жизненного пространства современников и ближайших поколений.


Формирование новой системы оценки качества образования в России начала XXI века в условиях ее вхождения в Болонский процесс, разработки ФГОС ВПО третьего поколения на фоне постреформенной модернизации и противоречивой стабилизации общественного развития оказалось перед выбором: либо брать за основу вульгарно-экономические, прямолинейно-прагматические стратегии оценки качества подготовки специалистов в русле


понимания роли образования только как услуги, товара рыночно-либерального характера, либо ориентироваться на современное прогрессивное видение основ оценки качества подготовки специалистов на базе развитости их культуры как субъектов деятельности во всех сферах общественных отношений, на основе базового критерия культуроцентричности подготовки кадров современного уровня, возвращающего нас к постановке задач всестороннего и гармоничного развития каждого человека, к идеалу общества, в котором «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».

Сегодня обеспечение культуроцентричности современного образования вообще, а социального образования - в особенности, является главным направлением, основой фундаментализации и технологизации подготовки кадров, в том числе - для учреждений социальной сферы, управления и обществоведческого образования. При этом особое значение имеет учет новой социокультурной ситуации в России, переживающей период либеральных реформ революционного типа на фоне глубоких цивилизационных изменений в мире, когда масштабно изменилась не только расстановка общественно-политических и финансово-экономических сил, но и тип социального развития наиболее развитых стран, их союзов, целых регионов планеты Земля. Чаще всего пока не учитывается новое сочетание в жизни общества и человека проблематики глобального, национального и регионального, а также общественного, социально-группового и личностно-индивидуального, технологического и феноменологического, социально-генетического и актуально-повседневного, ситуационно-сетевого. Слабо учитывается специфика нового сочетания массовой и элитной культуры, взаимодействия народов, государств, национально-этнических групп, региональных и глобальных элит, субъектов современной образовательной, в целом просветительской деятельности, активно использующих новые возможности СМИ, коммуникационных технологий, образовательных пространств.

Необходимо адекватным образом понять роль и значение культуроцентричности во всех ее составляющих на глобальном, региональном, национальном, общественном, групповом и личностном уровнях. Соответственно, можно видеть и роль современного образования в защите глобальных, региональных и национальных интересов коренных народов России, их реализацию на государственном, социально-групповом и личностном уровнях.


РАЗДЕЛ 5. КУЛЬТУРОЦЕНТРИЧНАЯ МОДЕЛЬ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.