Я рада, что у вас хорошее настроение и вы готовы продолжить путешествие в мир литературы. Сегодня на уроке мы будем учиться думать, размышлять.
Сейчас мы опять отправимся путешествовать в прошлое, но не в 19 век, а намного дальше, к самым нашим корням. Итак, вперед!
- Посмотрите на экран. Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке?
(о наших предках, славянах)
- Итак, речь на нашем уроке пойдет о наших предках - славянах. А что нам интересно о них знать? (где жили, как жили, какими были).
Слайд№2
3 основной этап
3.1. Рассказ об авторе - Александре Ишимовой
(3мин)
- Сегодня нам предстоит расширить свои знания о славянах. А поможет нам в этом произведение талантливой детской писательницы, в письме к которой А.С. Пушкин писал:"Сегодня я нечаянно открыл Вашу "Историю в рассказах" и поневоле зачитался. Вот так надо писать!"
Этой писательницей была Александра Ишимова, современница Пушкина, человек очень добрый, душевный. Современники очень высоко ценили её произведения, потому что они воспитывали благородство и любовь к Отечеству, пробуждали все лучшее, что заложено в человеке с рождения. Она писала книги, учебники, много переводила, так как знала французский, немецкий и английский языки.
Особенно нравилась детям книга "История России в рассказах для детей", которую она писала 6 лет, и которая впервые была издана более 170 лет назад.
- Сегодня мы познакомимся лишь с небольшим отрывком из этой книги и узнаем, какими были наши предки.
Слайд№3,4
3.2. Исследование
(5мин)
- Но сначала предлагаю провести игру - исследование. Работать предстоит в парах. У вас на партах есть игровое поле, в котором 3 радела:
ДА МОЖЕТ БЫТЬ НЕТ
и карточки со сведениями о славянах. Распределите карточки на игровом поле. Сведения, которые вы точно можете отнести к славянам, положите в раздел "Да", если сомневаетесь - в раздел "Может быть", если эти сведения не относятся к славянам, поместите их в раздел "Нет"
- Что у вас получилось? Как распределили карточки?
Игровое поле
Слайд№5
3.3. Чтение рассказа (10мин.)
- Обратимся к рассказу Александры Ишимовой "Славяне", учебник стр. 160-163
- Сейчас вы будете читать рассказ и отмечать карандашом на полях сведения о славянах, которые докажут то, что написано на карточках. Затем сопоставите результаты прочитанного с игровым полем, и посмотрите, изменится ли положение карточек. Изменилось ли расположение карточек на вашем игровом поле?
Карточки со сведениями о славянах
Слайд №6
3.4. КОММЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА (9мин.)
Что мы узнали из рассказа Ишимовой? Докажите словами из текста.
Карточка№1
"Были красивые, гордые, честные, добрые"В каком разделе оказалась эта карточка? Докажите словами из текста.
Карточка №2
"Жили в топких болотах и дымных избушках"В какой раздел таблицы поместили эту карточку? Подтвердите свой выбор.
Карточка №3
"Были страшные, непримиримые, их боялись; они любили войну и все соединенное с ней"Где расположили эту карточку? Докажите, что это было так.
Карточка№4
"Были ласковы, гостеприимны, всегда исполняли обещанное"В каком разделе эта карточка? Найдите подтверждение этому в тексте.
Карточка№5
"Поклонялись статуям из дерева или металла, не имели государя, имели споры и несогласия"В какой раздел поместили эту карточку? Приведите примеры из текста.Какими же были наши предки?
Карточки со сведениями о славянах Слайд №6
3.5. анализ произведения (9мин.)
1 абзац
- Как обращается к читателям автор? (Диалог.)
- Что она думает о детях-читателях?
2 абзац
- На чём строится следующая часть текста? (Сравнение прошлого и настоящего.) - Зачем писательница прибегает к такому приёму? - Продолжает ли она вести диалог с читателями? Где? 3 абзац
- Какими качествами своих предков особенно гордится писательница? (Честные, всегда исполняли обещанное, храбрые.)
- Сохранились ли, по-вашему, эти качества у потомков славян, у нас с вами? - Что мы узнали о религии славян?
4 абзац
- Почему славяне, по утверждению А.О. Ишимовой, «любили войну»? - О чём жалеет автор?
5-6 абзацы
- Что мешало славянам побеждать своих неприятелей?
- Как привлекает автор внимание читателей к этому вопросу?
7-8 абзацы
- Кто такие варяги? - Почему они жили счастливо? - Что привлекало в этом народе стариков-славян?
Слайд№7
4. Подведение итогов (5мин)
- Что из того, что вы узнали о наших предках, вам понравилось больше всего?
-Какие качества наших предков необходимы нам сейчас?
- Сегодня мы с вами поднялись на одну ступеньку в познании истории наших предков, и в заключение нашей работы я открою вам еще одно окошко в мир истории.
- Наши предки поклонялись различным божествам. Но главным символом жизни было солнце. - Как вы думаете, зачем Александра Ишимова пересказала летописи, труды историков детям?
- Зачем надо знать историю своего народа, своей страны?
Знание прошлого помогает предвидеть будущее, лучше и глубже понимать свою страну, свой народ, самих себя. С этого начинается культура. Я верю, что вы все станете образованными культурными людьми. И знание истории поможет вам избежать ошибок прошлого.
Спасибо за внимание до свидания.