Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема: Натуралистическое направление в социологии



Под натурализмом в социологии понимают направление или совокупность концепций, авторы которых, опирались в изучении общества и человека на методы и средства естественных наук. Для представителей натурализма характерно и заметно стремление выработать строгую систему знания об обществе и законах им управляющих.

Во второй половине XIX в. появились школы и социологии социальной биологии, социальной механики, социальной физики. Их представители сравнивали социальные процессы с физическими, химическими процесами и явлениями. Так, известный немецкий ученый Вильгельм Оствальд рассматривал культурный процесс как преобразова­ние свободной энергии в связанную. Чем больше получено, по его мнению, полезной связанной энергии, тем ощутимее про­гресс культуры. Натурализм в социологии способствовал преодолению ненаучных, а иногда субъективистских и религиозных трактовок общественных проблем, однако приводил к отожде­ствлению социальных действий с природными процессами, что затрудняло развитие социологии как науки.

Рассматривая натуралистические школы в социологии (а их было достаточно много), выделим как одну из наиболее разви­тых социал-дарвинистскую.Ее наиболее видный представи­тель — австрийский социолог Людвиг Гумплович(1838—1909). Понимание им предмета социологии и по сей день не потеряло актуальности, ведь Гумплович рассматривал социологию как на­уку о социальных группах и отношениях между ними. Главной характеристикой этих отношений он считал непрерывную борь­бу, приобретающую подчас жесткие и беспощадные формы, по­этому основным законом общества является "стремление каж­дой социальной группы подчинять себе каждую другую социаль­ную группу, встречающуюся на ее пути, стремление к порабоще­нию, к господству" Не нужно специально доказывать, что мы столкну­лись с использованием дарвиновского закона борьбы за сущест­вование, но уже не на уровне отдельного человека, а в рамках межгрупповых противоречий и противоборств. Важно, однако, отметить, что в основе межгрупповых конфликтов лежат, по Гумпловичу, стремления людей к удовлетворению материаль­ных потребностей.

Итак, борьба групповая, а интересы индивидуальные. И это положение вошло в теоретический банк социологических идей, которые затем были взяты на вооружение некоторыми исследо­вателями. Нужно только уточнить одно важное обстоятельство: обращая внимание на социальные конфликты как основу обще­ственной жизни, социал-дарвинисты не имели в виду классовую борьбу. Связь между групповым противоборством и классовы­ми, более широко, социальными отношениями вообще не прини­малась ими в расчет.


Натурализм в социологии проявился в расово-антропологическойшколе, взгляды представителей которой (Ж. Гобино, Ш. Летурно, Франция) базировались на утверждениях о том, что социальное поведение целиком обусловлено биологической на­следственностью, что оно — результат действия расовых и ант­ропологических факторов. Именно в рамках этой школы были предприняты попытки доказать превосходство одной расы над другой и вредность расовых смешений. Схожие идеи были в дальнейшем использованы, и весьма активно, в реакционных це­лях (фашизм).

Это же касается и ряда выводов, имеющих геополитический характер и сделанных представителями географической школы.Речь идет о концепции жизненного пространства, которая долж­на определять политику государства (Ф. Ратцель, Германия; Р. Челлен, Швеция). Разумеется, географическая школа остави­ла социологии и иные идеи, более плодотворные. Они касаются роли географической среды и ее отдельных компонентов (кли­мата, почв, ландшафта и др.) в развитии конкретных типов об­щества (И.Мечников, Россия). Например, горы, островное положение, ограниченные пространства, способствуют изоляционизму, консерватизму и национализму. Жизнь на просторе, наоборот, формирует стремление к завоевательным походам, склонность к авантюризму, землепроходчеству – формирование деспотической власти Плодотворной оказалась и трие­диная формула определяющих факторов человеческой жизни, выдвинутая французским социологом Фредериком Ле Пле. К ним были отнесены место обитания, труд, семья.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.