Война…в этом слове боль и страдания, ужас в глазах матерей и плач ребенка, последний стон солдата, скорбь в глазах стариков. Война – это гнев, страх, смерть и горе. Война обрушилась на нашу страну всей тяжестью боли, слез, мучений.
С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной. И, приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о той войне.
70 лет назад завершилась одна из самых страшных и кровопролитных в истории человечества войн. Наш русский народ заплатил за Победу огромную цену - погибли более 27 миллионов человек.Великая Отечественная война стала для всех людей настоящим испытанием, сопровождавшимся потерей близких. Целых четыре долгих года продолжалась война. Тяжелые, изнурительные бои, голод не сломили людей. Чем дальше от нас те грозные военные годы, тем больше мы осознаём величие подвига. Победа была достигнута благодаря подвигу миллионов людей, каждый из которых достоин самой высокой почести и благодарности, даже самых высоких правительственных наград.
Нынешнее поколение должно помнить какой ценой далась нам Победа в этой страшной войне, чтить память погибших, проявлять неустанную заботу о ветеранах. Ведь благодаря ветеранам мы сегодня можем жить под мирным небом. Мы стараемся увековечить память погибших. В моём городе построен Мемориал погибшим воинам, которому в этом 2015 году исполнилось целых 50 лет.Этот мемориал является священным символом? и к нему приходят не только на 9 мая, но так же в день свадебного торжества, воины - афганцы, моряки, пограничники, все те кто отмечает свой праздник, когда женятся, а некоторые просто так приходят.
И мне стало интересно, кто и когда создал этот мемориал, поэтому я решила провести исследование, ведь каждый человек, живущий в любом населенном пункте, должен, хоть кратко, знать историю главных памятных мест.
Гипотеза:
Цель работы:
Задачи:
Методы:
Глава 1
Человек- по имени Память
«Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим.
Это надо не мертвым,
Это нужно живым».
Р. Рождественский
Я хочу рассказать о человеке, который внес неоценимый вклад в общественную жизнь того времени, повысил военно-патриотическое воспитание молодежи, принял особое участие в создание этого мемориала.
Биография Александра Ивановича Заколюкина.
А.И. Заколюкин родился 9 августа 1926 г. в д. Нижний Матан на берегу Вятки. Отец его Иван Васильевич работал на лесосплаве. В 1941 г. уйдя на фронт, он погиб в боях под Смоленском.Мать Пелагея Фёдоровна, осталась с пятью детьми, старший из которых был Саша. Начались нелёгкие трудовые будни военной поры: старшие сыновья заменили отцов -фронтовиков. В 1943 г. познакомился с Евдокией Степановной Кривошениной – секретарем комсомольской организации и председателем ревизионной комиссии колхоза, будущей своей женой. В ноябре 1990 года был мобилизован на военную службу. Вначале служил на Дальнем востоке. В 1944 г. их перебросили в Белоруссию в район станции Колодищи под г. Минском. Там в составе 184 Отдельной артиллерийской они вступили в бой с фашистами. Александр Иванович участвовал в Висло-Одерской операции, освобождении Польши, штурме Берлина, в составе IБелорусского фронта, на войне был военным связистом. Имеет награды «За боевые заслуги», «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина». После окончании войны он ещё пять лет служил в Германии. Летом 1950 г., демобилизовавшись, вернулся в Кировскую область. В этом же году после окончании Ижевского пединститута вернулась в родные края Евдокия Степановна. Сыграли свадьбу, переехали жить в Можгу. Евдокия Степановна преподавала в педагогическом училище. Александр Иванович работал во 2 школе, преподавателем немецкого языка. Он часто ходил с учениками в походы с ночёвкой, прививал детям патриотическое воспитание. В это же время поступил в педагогический университет. После получения диплома о высшем образовании его перевели завучем в 3 школу, а затем и директором 3 школы. Он проехал или прошёл почти весь Урал, Прибалтику, города Украины, Белоруссии, побывал в Средней Азии и на Кавказе. Долгое время был руководителем начальной военной подготовки в школе № 4. Активно писал в газету «Можгинские вести». Писал он о передовых учителях, о военно-патриотическом воспитании молодёжи, рецензии на книги, кинофильмы, спектакли и, конечно же, свои путевые зарисовки, репортажи о различных поездках, экскурсиях. Ветеран войны и педагогического труда Заколюкин находился на заслуженном отдыхе. Скончался 21 февраля 1998 года на 72-м году жизни после тяжёлой болезни.
Мне кажется, что это был очень добрый, умный, активный, интеллигентный человек который всю свою жизнь занимался исследовательской деятельностью, не жалея ни сил, ни средств, ни личного времени. Одним словом, он был настоящим патриотом, которых , к сожалению, с каждым годом становится намного меньше. Он отличался в общественной работе своим стремлением добиться поставленных целей, главная из них – создание мемориала (мемориал)
Как все начиналось?
Как-то учащиеся школы № 3 со своим учителем истории Александром Ивановичем Заколюкиным пошли в поход. Проходя через лес, в районе татарского кладбища они увидели небольшой обелиск с красной звездочкой. Вернувшись из похода, педагог с ребятами решил выяснить, что это за обелиск. Оказывается, в годы войны здесь были захоронены воины, умершие в госпиталях нашего города.
А.С. Пушкин
Дорогие можгинцы, мы должны знать, что в нашем городе есть не просто памятник, а захоронения воинов, умерших от ран и болезней в годы Великой Отечественной войны. Проходя мимо, зайдите сюда, поклонитесь этим могилам, положите цветок к подножию памятника. А в музее боевой славы «Набат памяти» должна быть возобновлена экспозиция, посвященная этой теме, которая многие годы знакомила посетителей с историей мемориала.(сходить в 3 шк)