Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Об основных принципах организации избирательной системы и проведения выборов в Великобритании



Как известно, политическое устройство Великобритании основано на принципах унитарного государства и конституционной монархии, а система формирования и функционирования правительства (т.н. «Вестминстерская модель») принята и в других государствах Содружества (Канада, Индия, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия и Ямайка).

Исходя из этого, особенностью избирательной системы Великобритании является ее функционирование в рамках конституционной монархии.

Большинство вопросов, касающихся выборов, регулируется Актом о народном представительстве 1983 г., а также Актом Великобритании о народном представительстве от 9 марта 2000 г., который содержит новые правовые нормы в отношении регистрации избирателей на парламентских выборах и выборах органов местного самоуправления, другие нормы, относящиеся к голосованию на таких выборах.

В настоящее время в Великобритании существует сложная, многоуровневая система выборов. На первом, национальном, уровне проводятся выборы в парламент Великобритании и в Европейский парламент. На втором, региональном, проходят выборы в законодательные органы Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. На третьем, местном, уровне осуществляются выборы в советы графств, округов, приходов и общин. Именно здесь избираются мэры и главы администраций соответствующих административных округов.

Избирательная система Великобритании неоднократно реформировалась, и в результате сложилось несколько одновременно действующих ее моделей.

1. Мажоритарная система относительного большинства.

Действует на общегосударственном уровне. Основана на принципе «первый получает пост» (First-past-the-post). Каждый из 659 избирательных округов представлен в Парламенте одним депутатом. При этом побеждает кандидат, получивший наибольшее число голосов (вне зависимости от того, наберет он более 50% голосов избирателей или нет). Партия, получившая большинство мест в Палате общин, формирует правительство. Эта система применяется также на местных выборах в Великобритании (за исключением Северной Ирландии).

2. Система дополнительного голоса (Supplementary Vote).

Эта система используется на выборах мэра Лондона, на которых избиратели имеют право подать два голоса в порядке предпочтения. В бюллетене содержится две колонки. Первая – для первичного выбора, а вторая – для дополнительного. Избиратели сами решают, заполнять вторую колонку или нет. При подсчете голосов кандидат, набравший в первой колонке свыше 50 проц. голосов, считается избранным. Если же ни один из кандидатов не получил более половины голосов избирателей, то остаются два кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Затем голоса, поданные за каждого из них во второй колонке, суммируются с голосами из первой. Побеждает тот кандидат, который в сумме получил наибольшее число голосов.

3. Система голосования с указанием кандидатов в порядке предпочтения (система Единственного передаваемого голоса, Single Transferable Vote (STV)).

Она используется на выборах в Ассамблею Северной Ирландии, а также на местных выборах и выборах в Европейский Парламент на территории Северной Ирландии.

По системе STV каждый избирательный округ представляется не одним, а несколькими кандидатами (как правило, от трех до шести). Избиратели оценивают кандидатов в порядке предпочтения, проставляя напротив имен кандидатов номера (1, 2, 3 и т. д.). Таким образом, избиратель получает возможность выбора не только партий, но и отдельных кандидатов. Например, избиратель, желающий, чтобы в Парламенте были лучше представлены женщины, может отдать свой голос за всех женщин в бюллетене, невзирая на их партийную принадлежность.

4. Система списков (List System).

Эта система используется в Великобритании на выборах в Европейский Парламент. Представляет собой классическую форму пропорциональной избирательной системы.

5. Система дополнительного членства (Additional Member System).

По такой системе избираются Парламент Шотландии, Ассамблея Уэльса и Ассамблея Лондона. Каждому избирателю предоставляется два голоса. Первый голос он отдает за представителя от избирательного округа (по мажоритарной системе). Второй голос – за партию. Таким образом, половина или более мест в выборном органе занимают кандидаты, избранные по мажоритарной системе относительного большинства (по принципу «первый занимает пост»). Оставшаяся часть мест распределяется между партиями по партийным спискам и независимыми кандидатами.

Исторически сложилось, что в Великобритании нет единой, централизованной системы органов, которые отвечали бы за организацию и проведение выборов – эту задачу брали на себя центральные и местные органы власти. Первые специализированные органы появились только в XX в. Сегодня всё более заметной становится роль, созданной в 2000 г. Избирательной комиссии. Это независимый орган государственной власти, подотчётный Парламенту. Её члены назначаются Королевой по совету Палаты общин на срок до 10 лет. Члены комиссии не могут состоять в какой-либо партии, занимать выборные должности, а также входить в списки спонсоров политических партий в течение 10 лет перед их назначением. В её состав входит не менее пяти, но и не более девяти членов.

В соответствии с Актом о Палате общин 1944 г., учреждено четыре парламентские комиссии по установлению границ избирательных округов для Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Порядок их деятельности и полномочий был уточнен в Акте о парламентских избирательных округах в 1986 г. В состав каждой комиссии входят четыре человека, из которых в заседании должны принимать участие трое.

Кроме избирательной комиссии и комиссий по установлению избирательных округов, в Великобритании действует ряд региональных комиссий, однако полномочия этих органов постепенно переходят к Избирательной комиссии.

В регулировании отношений в области избирательного права принимают участие и некоторые другие органы государственной и региональной власти, в числе которых правительство Великобритании, министерство по конституционным вопросам, Секретарь Короны в суде Лорда-канцлера, Служба избирательных петиций, Королевская почта, Госсекретари по делам Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса.

В сфере местных выборов ведущая роль принадлежит местным органам власти. Так, за регулирование местных выборов в Шотландии отвечают парламент и органы исполнительной власти Шотландии. В сферу их полномочий включены вопросы, связанные с введением новых избирательных систем, временем проведения и администрированием выборов.

Следует отметить, что ни Избирательная комиссия, ни другие вышеуказанные органы не занимаются непосредственной организацией выборов. Деление избирательных округов на избирательные участки, определение мест голосования, назначение председателей участков осуществляется советами округов и другими должностными лицами местной администрации. При этом дополнительного денежного вознаграждения за такую работу они не получат, так как деятельность на выборах входит в их должностные обязанности.

Единственные должностные лица, которые участвуют в проведении выборов на постоянной основе – это лица ответственные за регистрацию избирателей. В их полномочия входит подготовка и ведение реестров избирателей, реестра лиц, находящихся за рубежом, реестра избирателей, которые решили воспользоваться правом на заочное голосование. Бюро по регистрации избирателей учреждаются советами в каждом избирательном округе. Регистрация избирателей осуществляется путем ежегодного составления списков отдельно для каждого избирательного участка на основании сведений, предоставленных домовладельцами. Метод регистрации избирателей отличается в разных частях страны, но похож на процедуры переписи населения. Лицо, ответственное за регистрацию, отсылает бланки с просьбой предоставить информацию о постоянно проживающих лицах или посещает их лично. Собранная информация составляет единый ежегодный реестр избирателей, который подлежит опубликованию.

 

Процесс выборов в местные органы управления

После публикации сообщения о дате проведения выборов начинается выдвижение кандидатов. Документы на регистрацию кандидатов подаются чиновнику, который контролирует ход выборов. Документы можно представить до полудня того дня, который установлен для подачи документов. После проверки правильности поданных документов они публикуются. Если число кандидатов в члены совета больше, чем мест, то проводится голосование.

Если выдвинуто меньше кандидатов, чем число мест, назначаются новые выборы. Если же число кандидатов и мест одинаково, то избранными объявляются все кандидаты утром того же дня, на который были назначены выборы.

Если проводится голосование, то избирательные бюллетени высылаются по почте за несколько дней. При голосовании принимаются меры, чтобы обеспечить должный порядок, исключающий возможность голосования другими лицами, коррупции и незаконных действий на выборах. Бюллетени маркируются особым тайным знаком. Никто не имеет права разглашать сведения об участии или об отказе от участия в выборах того или иного лица.

Для проведения выборов каждый избирательный округ разделяется на участки для голосования. В каждом участке устанавливаются места для голосования. Каждый совет обязан обеспечить избирателям возможность голосования в местах их проживания, а также установить места голосования для лиц с физическими недостатками. По общему правилу в каждом приходе и общине должен учреждаться свой избирательный участок. В отдельных случаях могут учреждаться единые избирательные участки для голосования нескольких приходов и общин. Если избиратели не согласны с установленным расположением избирательных участков, а также мест для голосования, они могут подать соответствующее заявление в местный совет.

Незадолго до дня выборов Уполномоченный рассылает каждому избирателю, занесенному в реестр, избирательное извещение, где обычно указывается название избирательного округа, имя избирателя, его адрес, регистрационный номер, дата проведения выборов, местонахождение избирательного участка и время его работы.

По общему правилу голосование осуществляется лично каждым избирателем. Во время голосования на участке могут присутствовать сами избиратели, председатель избирательного участка, которого назначает Уполномоченный по выборам, и его штатные помощники, а также кандидаты и их доверенные лица, которых называют агентами. Каждый из кандидатов может назначить до четырех таких агентов. Для назначения большего числа агентов требуется специальное разрешение Уполномоченного по выборам. При этом на каждом избирательном участке может быть только один агент кандидата. Основная задача агентов – выявлять факты персонации, то есть выдачи себя за другое лицо. Кроме того, они могут следить за процессом опечатывания ящиков для голосования, отмечать в копии реестра уже проголосовавших избирателей, следить за числом избирателей и общим ходом голосования, присутствовать при проставлении отметок на бюллетенях по требованию избирателей, присутствовать при опечатывании пакетов с документами и избирательными бюллетенями после закрытия избирательного участка. Кроме того, кандидаты могут назначать агентов, которые будут присутствовать при подсчете голосов.

Все обязанности по обеспечению процесса голосования и прав избирателей в день выборов возлагаются на председателя избирательного участка. Он же обязан обеспечить возможность тайного голосования.

Голосование осуществляется при помощи бюллетеней. Войдя на участок, избиратель обращается к регистратору и называет своё имя. При этом документов, удостоверяющих личность, не требуется. Если имя содержится в списке, то избирателю выдается бюллетень, отметки в котором проставляются в специальной закрытой кабинке.

Если избиратель обнаруживает, что на его имя уже выдан бюллетень, то он получают специальный «тендерный» бюллетень, напечатанный на специальной розовой бумаге. Этот бюллетень после заполнения отдаётся председателю, который пишет на оборотной стороне имя и номер избирателя. Все «тендерные» бюллетени собираются и опечатываются отдельно, а затем отсылаются в счетный центр. Этот пакет вскрывается только в том случае, если результат выборов подвергается сомнению.

Избирательные участки закрываются в 22 часа. Ящики для голосования опечатываются и закрываются на замок. Все избирательные материалы упаковываются и опечатываются. Составляется отчет о количестве бюллетеней. Затем все материалы отвозятся в счетный центр. Подсчет производится сразу же после доставки. Если кандидаты получили одинаковое количество голосов, то победитель определяется жеребьевкой, которую проводит Уполномоченный по выборам.

Перед тем, как занять выборную должность, претендент обязан сделать соответствующее заявление о своем согласии занять эту должность.

В соответствии с законом, результаты голосования обязательно публикуются.

Если кто-либо из избирателей хочет оспорить результаты выборов, то он подает в суд петицию от имени четырех или более избирателей или кандидата в советники. При этом срок подачи иска составляет три месяца с момента объявления результатов выборов. Суд рассматривает, были ли допущены нарушения при проведении выборов.

Таким образом, в Великобритании в настоящее время функционируют несколько моделей избирательных систем, применение которых зависит от кон кретного региона и уровня выборов. Одновременно в Соединённом Королевстве продолжаются процессы реформирования электорального законодательства.

 


 

Право участвовать в парламентских выборах в Соединенном Королевстве имеют лица, достигшие 18-летнего возраста, подданные Соединенного Королевства, стран Содружества или Ирландской Республики, лица, зарегистрированные в избирательном округе и внесенные в списки избирателей. Могут также голосовать те, кто постоянно проживает за границей менее 20 лет, а избиратели в Северной Ирландии должны прожить в своем избирательном округе не менее трех месяцев. В целом этим критериям отвечают более 44 миллионов человек.

Исключены из участия в голосовании: члены палаты лордов и заключенные. Люди, уличенные в нарушении процедуры голосования, лишаются права голоса на 5 лет. В 2010 году впервые в истории бездомные смогли зарегистрироваться как избиратели. Загадочный язык закона гласит также, что, люди, попадающие в категорию "идиотов" (idiots) не могут голосовать, а "душевнобольные" (lunatics) - могут, но только в состоянии прояснения сознания. Содержащиеся в психиатрических лечебницах не имеют права голоса.

Королева имеет право голосовать, равно как и члены королевской семьи, однако они не пользуются этим правом, поскольку на практике это могли бы счесть неконституционным.

В стране не существует единого документа или закона, в котором было бы определено, кто может стать кандидатом на парламентских выборах. При этом, однако, в различных правовых актах установлено, что кандидаты должны быть старше 21 года, гражданами Соединенного Королевства, Ирландской Республики или страны Содружества.

Не могут избираться в парламент:

члены палаты лордов,

не восстановленные в правах банкроты,

люди, страдающие серьезными психическими заболеваниями

заключенные, отбывающие наказание сроком более 1 года,

люди, нарушившие избирательные правила

люди, осужденные за государственную измену

некоторые категории людей, занимающих оплачиваемые посты на государственной службе (включая юристов, госслужащих, военных или полицейских, членов законодательных органов любой страны или территории за пределами Содружества),

духовенство англиканской церкви, Церкви Шотландии, Церкви Ирландии и римско-католической церкви.

Кандидат может выдвигаться от нескольких округов сразу. В случае победы более чем в одном округе кандидату необходимо в течение одной недели решить, какой округ он будет представлять.

Выборы в Великобритании проходят по одномандатным округам по мажоритарной системе. Для того, чтобы быть избранным в парламент, кандидат должен получить в конкретном избирательном округе больше голосов, чем его соперники. В отличие от многих других стран, для победы в Великобритании не требуется абсолютного большинства голосов зарегистрированных избирателей. Таким образом, даже минимальный перевес обеспечивает кандидату парламентский мандат.

Система простого большинства имеет свои преимущества и недостатки. Она оспаривается, главным образом, небольшими партиями, которые практически не имеют шансов попадания в парламент, хотя, что в общей сложности могут получить значительный процент голосов. В противовес, партии, отстающие по общему числу отданных за них голосов, могут в результате получить большинство в парламенте, если по отдельным округам их кандидаты получат большинство.

В период парламентских выборов Соединенное Королевство условно поделено на 659 округов: 18 - в Северной Ирландии, 40 - в Уэльсе, 72 - в Шотландии и 529 в Англии.

Каждый округ избирает одного члена парламента, а каждый избиратель получает в руки один бюллетень. Голоса избирателей подсчитываются, и кандидат, набравший большее количество, объявляется победившим.

Большая часть кандидатов выступают от различных партий, и партия, получившая наибольшее число мест в парламенте, формирует правительство.

Поскольку в Великобритании нет такого понятия, как "день тишины", политическая агитация не запрещена даже в день выборов. Поэтому представители политических партий ведут кампанию до последнего момента. Кроме того, за ходом голосования, помимо наблюдателей, следят так называмые "счетчики голосов" ("tellers") - партийные добровольцы, которые у избирательных участков ведут учет всех зарегистрированных избирателей и, что наиболее важно, вычисляют потенциальных не проголосовавших сторонников своих паритий и призывают их прийти на избирательный участок. Однако внутри самих участков "счетчикам" агитировать запрещено.

Официально закон не требует, чтобы выборы проходили в конкретный день, но, по традиции, с 1935 года все парламентские выборы проходят по четвергам. Избирательные участки на территории Великобритании открываются в 07.00 и работают до 22.00. Каждый гражданин Великобритании имеет право проголосовать по почте.

Освещение выборов в Великобритании традиционно неоднородно. В то время как печатные издания имеют возможность более-менее свободно поддерживать ту или иную партию, журналисты радио и ТВ связаны сводом правил, гарантирующих их непредвзятость. В соответствии с опросом 1997 года, 62-63% избирателей сочли, что телеканалы Би-би-си и ITN в большинстве случаев говорит правду относительно хода выборов и кандидатов. В то же время лишь 37% опрошенных сказали, что в основном доверяют той газете, которую читают ежедневно.

В последние годы большинство газет и журналов симпатизировало консерваторам. В частности, бульварная пресса активно поддерживала находившееся у власти консервативное правительство, в особенности до сентября 1992 года. Однако к 1997 году многие газеты, традиционно поддерживавшие тори, например "Сан", решили оказать поддержку "новым лейбористам".

Впрочем, традиционная политическая привязанность по-прежнему существует. "Дейли телеграф" и "Дейли мейл" издавна считаются газетами консерваторов. "Миррор" и "Гардиан" традиционно оказывают поддержку левому спектру, обычно - лейбористам.

Что же касается радио и телевидения, то они обязаны доносить до своих слушателей всю палитру политических мнений, воздерживаясь от собственной оценки. У Би-би-си имеется свой собственный свод очень строгих правил, которых журналисты обязаны придерживаться.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.