Административный процесс и управленческий процесс.
Административный процесс представляет собой особый вид юр. процесса, для которого традиционно характерны следующие признаки:
1) Стадийность процесса, т.е. наличие системы взаимосвязанных последовательно совершаемых действий по составлению документов и принятию решений;
2) Принципы и цели деятельности;
3) Круг участников процессуальных отношений и их процессуальный статус;
4) Наличие властных актов, принимаемых в ходе разрешение юридических дел и их правовое оформление;
5) Сроки совершения процессуальных действий;
6) Подведомственность дел, отдельных вопросов, действий, связанных с процессом;
7) Виды и источники доказательств;
8) Гарантии соблюдения процессуальных норм, законности и обоснованность принимаемых актов;
9) Процессуальные и иные санкции за нарушение соответствующих правил.
Виды административного процесса.
Под административным процессом понимается осуществление конкретных управленческих действий, реализация и принятие материальных административно-правовых норм
В конституции правового государства закрепляются принципы разделения властей и независимость судопроизводства. Закон устанавливает особый порядок рассмотрения и разрешение споров и иных административных дел, что обеспечивает гарантию правовой защиты граждан от действий и решений органов управления и их должностных лиц. В этом случае следует говорить об административной юстиции, т.е. судебной защите граждан от действий и решений органов управления, нарушающих права и свободы граждан и Ю.л., при этом граждане и Ю.л. должны доказать факт такого нарушения. Адм. юстиция разрешает споры, возникающие в процессе адм.-процессуальной деятельности органов исполнительной власти, когда гражданин испытывает на себе неправомерное воздействие со стороны администрации.
Управленческий процесс – это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность органов управления, влекущая правовые последствия.
Принципы управленческого процесса:
1. Принцип законности (легальности);
2. Необходимости правового обоснования;
3. Необходимости обоснования в форме закона;
4. Принцип возможности усмотрения в деятельности адм. органов;
5. Принцип равенства субъектов права перед законом;
6. Учёт административной практики;
7. Принцип публичного интереса и соразмерности;
8. Запрет произвола;
9. Вера и доверие;
10. Принцип запрета злоупотребления правом.
Управленческий процесс урегулирован соответствующими правовыми нормами и является важным элементом должного порядка управления.
Участники управленческого процесса:
1) Ф.л.;
2) Ю.л.;
3) Органы управления;
4) Общественные объединения;
5) Коммерческие и некоммерческие организации.
Управленческий процесс как и адм. процесс содержит процессуальные нормы, которые в одном случае устанавливают порядок совершения конкретных управленческих действий, а в других случаях обеспечивают процедуру рассмотрения адм. спора в адм. суде. Понятие адм. процесса связано с разбирательством спора, т.е. рассмотрением адм. дела, и вынесение по нему решения.
Управленческий процесс характеризуется специфическими целями, задачами, принципами, элементами, функциями и стадиями осуществления различных управленческих действий.
Адм. процесс имеет следующие признаки:
1) Это составная часть управленческой деятельности в органах управления (адм.-норматворческий, адм.-правоприменительный, адм.-юрисдикционный);
2) Содержанием адм. процесса является деятельность по применению норм различных отраслей права;
3) Это система разнообразных административных производств, разграниченных целями, задачами и предметом совершаемых управленческих действий;
4) Многообразие субъектов адм.-процессуальной деятельности (органы управления, органы исполнительно-распор. деятельности, гос. и мун служащие и должностные лица).
Итак, управленческий процесс – это система процедур управленческой деятельности, а адм. процесс – это судебная реакция на возможные нарушения, нормативно установленных правил реализации управленческой деятельности.
Признаки адм.-правовых отношений:
1. Они возникаю в процессе гос. управления;
2. Имеют в качестве обязательного субъекта орган гос. управления;
3. Являются отношениями власти-подчинения и характеризуются юр. неравенством сторон;
4. В некоторых случаях эти отношения могут быть горизонтального типа. Например: адм.-договорные.
5. Возникают для решения задач и осуществления функций управления с целью удовлетворения публичных или индивидуальных интересов по инициативе любого из этих субъектов;
6. Являются организующим началом, формой воздействия гос. управления на соответствующие объекты управления;
7. Имеют особый правовой режим обеспечения законности и правовой защиты.
В настоящее время различают 3 способа обеспечения защиты:
1. Административно-правовой способ. Споры возникающие разрешаются в адм. порядке, т.е. вышестоящими должностными лицами и органами управления
2. Судебный способ представляет гражданами и другим субъектам право возможность направить в суд жалобу на органы гос. управления и местного самоуправления.
3. Прокурорский способ состоит в опротестовании органами прокуратуры незаконных адм. актов (решений) органов исполнительной власти и их должностных лиц. Однако протесты сами решения не отменяют.
Всё вышесказанное создаёт предпосылки для особого порядка суд. защиты прав и свобод граждан от нарушений имеющих место.
Понятие «действия» и «решения». Законодатель различает понятия «действия» и «решения». Эти категории неравнозначны. Обжалуемое решение как правило содержит властное, волевое решение о чём-либо и закреплённое. К действиям, решениям гос. органов, общественных объединений и должностных лиц, гос. служащих, которые могут быть обжалованы в суд относятся коллегиальные и единоначальные действия (решения), в том числе представления официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; осуществлено незаконно возложение на гражданина какой-либо обязанности или незаконное привлечение его к какой-либо ответственности. Гражданин вправе обжаловать бездействия указанных лиц, если оно повлекло за собой перечисленные выше последствия.