Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Промышленная революция в Англии



Контрольная работа

по дисциплине «История»

на тему:1) «Промышленная революция сер. XVIII – сер. XIX вв. в Европе»

2) «Движение декабристов»

 

 

Выполнила: Чеботко М.

студентка 3–СИМ–151

Проверила: Красикова Е. А.

преподаватель кафедры ОД

 

Ставрополь

План

1)Промышленная революция сер. XVIII – сер. XIX вв. в Европе

1. Понятие «Промышленная революция»

2. Промышленная революция в Англии

3. Распространение промышленной революции в Европе и США

4. Значение промышленной революции

2)Движение декабристов

1. Формирование идеологии декабристов

2. «Союз спасения» и «Союз Благоденствия»

3. Северное и Южное общества

4. Смерть Александра I. Междуцарствие

5. Восстание 14 декабря 1825г. в Петербурге

6. Значение восстания декабристов

 


Промышленная революция сер. XVIII – сер. XIX вв. в Европе

Понятие «Промышленная революция»

Промышленная революция (промышленный переворот, Великая индустриальная революция) — это переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное.

Термин «промышленная революция» был введен Дж. Бланки в 1837 г. в труде под названием «История политической экономии».

Промышленная революция началась в Англии в середине XVIII века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки.

Предпосылками промышленного переворота послужили: накопление капитала благодаря мануфактурному производству; рынок рабочей силы; спрос на промышленное производство (емкость внутреннего рынка); политика протекционизма.[1]

Ко второй половине XVIII в. в социально-экономической области развития стран Западной Европы и США были созданы все условия для начала промышленной революции. Разрушение старых феодальных порядков, экономическое и политическое укрепление буржуазных слоев общества, рост мануфактурного производства — все это свидетельствовало о назревании глобальных изменений в сфере производства. Большое значение для начала промышленного переворота имели результаты аграрной революции XVIII в., которая привела к интенсификации сельскохозяйственного труда и одновременно к сокращению сельского населения, часть которого стала уходить в город.

Индустриализация, охватившая с конца ХVIII — XIX вв. всю Европу, развивалась крайне неравномерно и имела свои особенности в каждом регионе. Наиболее бурный рост был характерен для районов, имевших давние промышленные традиции, а также для областей, богатых углем, железной рудой и другими полезными ископаемыми. [2]

Промышленная революция в Англии

Промышленный переворот начался в Англии в 60-е гг. XVIII в. Эта страна обладала густой сетью мануфактур, функционировавших на основе принципа разделения труда: организация производства здесь достигает высокой степени развития, что способствовало предельному упрощению и специализации отдельных производственных операций.

В Англии процесс концентрации и специализации мануфактур достиг особого развития в середине XVIII в., ни одна страна Европы не могла соперничать с ней в разнообразии отраслей промышленного производства. В середине XVIII в. мануфактура в национальном масштабе только в Англии достигла уровня зрелости, при котором ее технический базис вступил в противоречие с ею самой созданными возможностями производства и запросами внутреннего и внешнего рынков. Тем самым только в Англии появились экономические и социально-политические предпосылки для начала промышленной революции.[1]

Замена и вытеснение ручного труда машинами, что составляет сущность промышленного переворота, впервые происходит в легкой промышленности. Внедрение машин в этой сфере производства требовало меньших капиталовложений и приносило быструю финансовую отдачу. [2]

Промышленная революция в Великобритании началась с текстильной промышленности. В 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук. В 1765 г. ткач Д. Харгривс изобрел механическую прялку, в которой одновременно работали 15—18 веретен. В 1771 г. в Кромфорде близ Дерби начала работать прядильная фабрика Аркрайта, где такие машины приводились в движение водяным колесом. Затем водяное колесо начали заменять паровой машиной. Внедрение машин в производство означало огромный рывок вперед: никакой самый совершенный ручной труд не мог соперничать с машинным.[3]

Техническая мысль подсказывала множество решений, и, постепенно совершенствуясь, машины проникли во все важнейшие отрасли производства – добычу угля, производство железа и т.п.

Новая техника потребовала иной организации производства. Мануфактура начинает вытесняться фабрикой. В отличие от мануфактуры, основанной на ручном труде, фабрика была крупным машинным предприятием, рассчитанным на выпуск огромного количества стандартной продукции.[2]

Важной вехой в процессе усовершенствований стало изобретение Джеймсом Уаттом в 1784 г. паровой машины, которую можно было использовать практически во всех отраслях промышленности. К тому времени английское общество было готово к использованию инноваций в широких масштабах. Это было связно с тем, что Англия уже перешла от статичного традиционного общества к обществу с развитыми рыночными отношениями и активным предпринимательским классом и располагала достаточными финансовыми ресурсами, так как была мировым торговым лидером и владела колониями.

В период с 1775 по 1800 г. заводы Уатта и Болтона в Сохо выпустили 84 паровые машины для хлопчатобумажных фабрик, 9 машин — для шерстяных фабрик, 30 — для каменноугольных копей, 22 — для медных копей, 28 — для металлургических заводов. В 1810 г. в Англии насчитывалось 5 тыс. паровых машин, а в следующие 15 лет их число увеличилось втрое .[3]

Развитие промышленности имело своим следствием рост транспортной инфраструктуры: осуществляется строительство новых каналов, шоссейных дорог; с первой четверти XIX в. активно развивается железнодорожный транспорт. Самый первый паровоз был построен Ричардом Тревитиком в 1804 году, однако первый по-настоящему работоспособный паровоз, «Ракета» (Rocket) был создан Джорджем Стефенсоном в 1830 году. Его паровоз был использован на первой в мире железной дороге общественного пользования из Дарлингтона к Стоктону, открытой в 1825 г. После 1830 г. в Великобритании началось быстрое строительство железных дорог, и уже к середине века протяженность железнодорожных путей в Англии составила более 8000 км. [3]

Морская и речная торговля также модернизировались с началом использования на флоте паровых машин. В 1802 году в Англии появился первый корабль на пару – катер «Шарлотта Дандас». Его создателем считается Уильям Саймингтон. Катер применялся в качестве буксировки барж по каналу.

Промышленная революция сопровождалась и тесно с ней связанной производственной революцией в сельском хозяйстве, ведущей к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе. В XVIII в. в Европе были достигнуты определенные успехи в изобретении и внедрении новой сельскохозяйственной техники (легкий брабантский плуг, фламандская борона, серп заменен косой). [3]

В результате технического переворота как одного из проявлений аграрной революции ручной труд в сельскохозяйственном производстве в значительной мере заменялся машинным. Машины раньше всего внедрялись в Англии, затем во Франции и в Германии. Производственная революция в сельском хозяйстве обеспечила возможность перемещения значительных масс населения из аграрного сектора в индустриальный.[1]

Успехи Англии в промышленном секторе были впечатляющими: в конце XVIII — первой половине XIX вв. ее стали называть «мастерской мира».

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.