на тему:1) «Промышленная революция сер. XVIII – сер. XIX вв. в Европе»
2) «Движение декабристов»
Выполнила: Чеботко М.
студентка 3–СИМ–151
Проверила: Красикова Е. А.
преподаватель кафедры ОД
Ставрополь
План
1)Промышленная революция сер. XVIII – сер. XIX вв. в Европе
1. Понятие «Промышленная революция»
2. Промышленная революция в Англии
3. Распространение промышленной революции в Европе и США
4. Значение промышленной революции
2)Движение декабристов
1. Формирование идеологии декабристов
2. «Союз спасения» и «Союз Благоденствия»
3. Северное и Южное общества
4. Смерть Александра I. Междуцарствие
5. Восстание 14 декабря 1825г. в Петербурге
6. Значение восстания декабристов
Промышленная революция сер. XVIII – сер. XIX вв. в Европе
Понятие «Промышленная революция»
Промышленная революция (промышленный переворот, Великая индустриальная революция) — это переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное.
Термин «промышленная революция» был введен Дж. Бланки в 1837 г. в труде под названием «История политической экономии».
Промышленная революция началась в Англии в середине XVIII века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки.
Предпосылками промышленного переворота послужили: накопление капитала благодаря мануфактурному производству; рынок рабочей силы; спрос на промышленное производство (емкость внутреннего рынка); политика протекционизма.[1]
Ко второй половине XVIII в. в социально-экономической области развития стран Западной Европы и США были созданы все условия для начала промышленной революции. Разрушение старых феодальных порядков, экономическое и политическое укрепление буржуазных слоев общества, рост мануфактурного производства — все это свидетельствовало о назревании глобальных изменений в сфере производства. Большое значение для начала промышленного переворота имели результаты аграрной революции XVIII в., которая привела к интенсификации сельскохозяйственного труда и одновременно к сокращению сельского населения, часть которого стала уходить в город.
Индустриализация, охватившая с конца ХVIII — XIX вв. всю Европу, развивалась крайне неравномерно и имела свои особенности в каждом регионе. Наиболее бурный рост был характерен для районов, имевших давние промышленные традиции, а также для областей, богатых углем, железной рудой и другими полезными ископаемыми. [2]
Промышленная революция в Англии
Промышленный переворот начался в Англии в 60-е гг. XVIII в. Эта страна обладала густой сетью мануфактур, функционировавших на основе принципа разделения труда: организация производства здесь достигает высокой степени развития, что способствовало предельному упрощению и специализации отдельных производственных операций.
В Англии процесс концентрации и специализации мануфактур достиг особого развития в середине XVIII в., ни одна страна Европы не могла соперничать с ней в разнообразии отраслей промышленного производства. В середине XVIII в. мануфактура в национальном масштабе только в Англии достигла уровня зрелости, при котором ее технический базис вступил в противоречие с ею самой созданными возможностями производства и запросами внутреннего и внешнего рынков. Тем самым только в Англии появились экономические и социально-политические предпосылки для начала промышленной революции.[1]
Замена и вытеснение ручного труда машинами, что составляет сущность промышленного переворота, впервые происходит в легкой промышленности. Внедрение машин в этой сфере производства требовало меньших капиталовложений и приносило быструю финансовую отдачу. [2]
Промышленная революция в Великобритании началась с текстильной промышленности. В 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук. В 1765 г. ткач Д. Харгривс изобрел механическую прялку, в которой одновременно работали 15—18 веретен. В 1771 г. в Кромфорде близ Дерби начала работать прядильная фабрика Аркрайта, где такие машины приводились в движение водяным колесом. Затем водяное колесо начали заменять паровой машиной. Внедрение машин в производство означало огромный рывок вперед: никакой самый совершенный ручной труд не мог соперничать с машинным.[3]
Техническая мысль подсказывала множество решений, и, постепенно совершенствуясь, машины проникли во все важнейшие отрасли производства – добычу угля, производство железа и т.п.
Новая техника потребовала иной организации производства. Мануфактура начинает вытесняться фабрикой. В отличие от мануфактуры, основанной на ручном труде, фабрика была крупным машинным предприятием, рассчитанным на выпуск огромного количества стандартной продукции.[2]
Важной вехой в процессе усовершенствований стало изобретение Джеймсом Уаттом в 1784 г. паровой машины, которую можно было использовать практически во всех отраслях промышленности. К тому времени английское общество было готово к использованию инноваций в широких масштабах. Это было связно с тем, что Англия уже перешла от статичного традиционного общества к обществу с развитыми рыночными отношениями и активным предпринимательским классом и располагала достаточными финансовыми ресурсами, так как была мировым торговым лидером и владела колониями.
В период с 1775 по 1800 г. заводы Уатта и Болтона в Сохо выпустили 84 паровые машины для хлопчатобумажных фабрик, 9 машин — для шерстяных фабрик, 30 — для каменноугольных копей, 22 — для медных копей, 28 — для металлургических заводов. В 1810 г. в Англии насчитывалось 5 тыс. паровых машин, а в следующие 15 лет их число увеличилось втрое .[3]
Развитие промышленности имело своим следствием рост транспортной инфраструктуры: осуществляется строительство новых каналов, шоссейных дорог; с первой четверти XIX в. активно развивается железнодорожный транспорт. Самый первый паровоз был построен Ричардом Тревитиком в 1804 году, однако первый по-настоящему работоспособный паровоз, «Ракета» (Rocket) был создан Джорджем Стефенсоном в 1830 году. Его паровоз был использован на первой в мире железной дороге общественного пользования из Дарлингтона к Стоктону, открытой в 1825 г. После 1830 г. в Великобритании началось быстрое строительство железных дорог, и уже к середине века протяженность железнодорожных путей в Англии составила более 8000 км. [3]
Морская и речная торговля также модернизировались с началом использования на флоте паровых машин. В 1802 году в Англии появился первый корабль на пару – катер «Шарлотта Дандас». Его создателем считается Уильям Саймингтон. Катер применялся в качестве буксировки барж по каналу.
Промышленная революция сопровождалась и тесно с ней связанной производственной революцией в сельском хозяйстве, ведущей к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе. В XVIII в. в Европе были достигнуты определенные успехи в изобретении и внедрении новой сельскохозяйственной техники (легкий брабантский плуг, фламандская борона, серп заменен косой). [3]
В результате технического переворота как одного из проявлений аграрной революции ручной труд в сельскохозяйственном производстве в значительной мере заменялся машинным. Машины раньше всего внедрялись в Англии, затем во Франции и в Германии. Производственная революция в сельском хозяйстве обеспечила возможность перемещения значительных масс населения из аграрного сектора в индустриальный.[1]
Успехи Англии в промышленном секторе были впечатляющими: в конце XVIII — первой половине XIX вв. ее стали называть «мастерской мира».