Цель: создание условий для освоения студентами умений идентифицировать средства воспитания.
Базовые знания:
1. Понятие о средствах воспитания.
2. Классификация средств воспитания.
Задания для подготовки:
1. Используя предложенные источники, проанализируйте понятие о средствах воспитания. Материал оформите в таблице:
Понятие «средство воспитания»
1. …. (автор)
2. …. (автор)…
Социокультурные требования, предъявляемые к средствам воспитания
Воспитательные функции средств
Классификация средств воспитания
Классификационный признак … классификация и т.д.
2. Используя источник 2, проанализируйте средства воспитания (игра, общение, учение и труд). По результатам изучения составьте карту каждого средства воспитания по следующей форме:
Карта средства воспитания: «__________________________»
Понятие
Авторы, исследующие данное средство воспитания
ФИО, что разработано
Особенности
Классификация
Условия эффективного применения
3. Подберите отрывки из произведений - описания ситуаций применения средств воспитания (игра, общение, учение и труд), позволяющие охарактеризовать его функции, соответствие социокультурным требованиям, эффективность применения.
Задания:
1. Постановка цели занятия.
2. Контроль выполнения заданий, данных для подготовки к занятиям.
3. Актуализация знаний о понятиях «средство воспитания», «игра, общение, учение, труд как средство воспитания» и их взаимосвязи, посредством анализа составленных синквейнов.
4. Формирование у студентов умений идентифицировать средства воспитания:
· по предложенным отрывкам из произведений, идентифицировать применяемое средство воспитания, охарактеризовать его функции, соответствие социокультурным требованиям, эффективность применения.
5. Подведение итогов работы.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Педагогика [Текст]: учебник для пед. вузов / под ред. П. И. Пидкасистого. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Пед. общ-во России, 2008. – (п.п. 20.1 Средства воспитательного процесса) стр. 566 –571.
Дополнительная литература:
3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст] : учебное пособие / В.С. Селиванов ; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. – стр. 130 - 253.
Лабораторная работа № 4.
Тема. Подходы к оценке уровня развития коллектива
Цель:создание условий для усвоения студентами умения анализировать уровень развития коллектива.
Базовые знания:
1. Понятие о коллективе.
2. Этапы развития коллектива в теории А.С. Макаренко.
3. Этапы развития группы Л.И.Уманского, А.С. Чернышева.
4. Этапы движения группы по пути к коллективу по А.Н. Лутошкина.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Используя предложенную литературу, проанализируйте особенности классификаций уровня развития коллектива и составьте схему соотношений стадий развития коллектива по различным классификациям. Изученный материал представьте в таблице:
Оценка уровня развития коллектива (по А.С. Макаренко)
Стадия развития
Основные признаки
Оценка уровня развития коллектива (по А.Н. Лутошкину)
Оценка уровня развития коллектива (по Л.И. Уманскому - А.С. Чернышеву)
2. Подберите отрывки из произведений, позволяющие идентифицировать стадию развития коллектива.
Задания:
1. Постановка цели занятия.
2. Контроль выполнения заданий, данных для подготовки к занятиям.
3. Формирование у студентов умения анализировать уровень развития коллектива: по предложенным описаниям ситуаций в коллективе, сделайте вывод о стадии его развития по каждому из трех подходов.
4. Подведение итогов работы.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Подласый И.П. Педагогика.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. (гл. «Воспитание личности в коллективе»)
Дополнительная литература:
2. Лутошкин А.Н. Как вести за собой – М., Просвещение, 1978 – стр.97 – 113.
3. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В. Психологическая школа молодежных лидеров. – М., московский психолого-социальный институт, 2005, стр.265 – 271.