Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правовой статус Центрального Банка России



 

В процессе анализа правового регулирования банковской деятельности со стороны государства, были выявлены недостатки, заключающиеся в отсутствии нормативного закрепления ряда основополагающих категорий, имеющих теоретическую и практическую значимость. Позиция Центрального Банка по тем или иным вопросам должна своевременно разрабатываться и сообщаться Государственной Думе. Для этого необходимо, чтобы официальное направление проектов федеральных законов в Банк России на заключение при подготовке их к рассмотрению Государственной Думой осуществлялось в первом и во втором чтениях. Отставание правового регулирования от реальных условий деятельности банков становится условием многочисленных нарушений со стороны кредитных организаций.

Банк России как орган денежно-кредитного регулирования во взаимодействии с Правительством РФ и в тесном контакте с Министерством финансов РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику. Денежно-кредитная политика, проводимая Центральным банком РФ, осуществляется в рамках финансовой деятельности. Денежно-кредитное регулирование — это совокупность осуществляемых Банком России мер, направленных на изменение таких показателей денежного обращения, как денежная масса в обращении, объем выдаваемых кредитов, уровень процентных ставок и других факторов, влияющих на состояние рынка ссудных капиталов и на денежное обращение. Основная цель совершенствования банковского законодательства — это создание правовой основы для эффективного осуществления банковской деятельности, а также для защиты прав и интересов инвесторов и клиентов банков и других финансово-кредитных учреждений. Банковское законодательство России шаг за шагом выходит на уровень передовых международных стандартов. Хотя, конечно, сам процесс принятия принципиально важных правовых документов и введения их в жизнь в условиях российских реалий зачастую сопровождается серьезными столкновениями интересов и в силу именно этого довольно затяжными дискуссиями.

 

Актуальность темы

Формирование новой денежно-кредитной системы и создание условий (правовой основы) для эффективного осуществления банковской деятельности в Российской Федерации являются важнейшей составляющей единой экономической политики государства. Однако регламентация данных общественных отношений идет не столь быстрыми темпами. Банковская система — один из важнейших организационных механизмов финансовой системы Российской Федерации, оказывающих огромное влияние на функционирование всех процессов экономики и развитие общества.

Банковская система, представляя собой относительно автономное экономико-правовое образование, органично входит в состав другой более широкой финансово-кредитной системы, взаимодействует со всеми ее элементами и выполняет собственные, присущие только ей функции. [1, 18 с.]
Банковская деятельность напрямую связана с финансовой деятельностью и играет значительную роль в экономике, в повышении заинтересованности государства в ее развитии. Банк России и кредитные организации являются субъектами как финансовой, так и банковской деятельности, правовое содержание этой взаимосвязи видно в общих интересах по становлению финансового рынка. Финансовая деятельность государства, как специфичная деятельность, направленная на образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивает бесперебойное функционирование государства. Одним из главных недостатков в финансово-правовом регулировании банковской деятельности является отсутствие до настоящего времени нормативного закрепления ряда основополагающих категорий, имеющих теоретическую и практическую значимость.

Поэтому задача разработки основных юридических понятий и категорий в сфере финансово-правового регулирования банковской деятельности необходима и актуальна. Регулирующее государственное воздействие на банковские отношения в пределах своей компетенции оказывают: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Банк России. Не случайно в Законе о банках установлено, что правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Законом о банках, Законом о Банке России, другими федеральными законами, нормативными актами Банка России. Банковское законодательство — это специфическое структурное образование в системе российского законодательства, в которое входят нормы различных отраслей права, регулирующих разнообразные аспекты деятельности кредитно-банковской системы. Такое структурное образование одни авторы называют комплексной отраслью законодательства, другие — комплексной отраслью права. [2, 9 с.] Комплексный характер банковского законодательства позволяет относить к нему наряду со специальными банковскими законами другие федеральные законы, которые содержат нормы, в той или иной мере затрагивающие банковскую деятельность. К ним, в частности, относятся нормы, содержащиеся в Гражданском, Уголовном, Трудовом кодексах РФ, Законе о валютном контроле и некоторых других. Специальное банковское законодательство включает Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Закон о банках, Закон о банкротстве банков, Закон о реструктуризации банков и др. Они занимают ведущее место среди источников правового регулирования банковской деятельности, а центральное место среди них занимают Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Закон о банках.

Принцип осуществления банковского регулирования и надзора центральным банком находит свое отражение в том, что в РФ органом банковского регулирования и надзора является Центральный банк РФ. Наряду с Банком России регулирование деятельности банков как юридических лиц осуществляют и другие государственные органы.

Регулирующее воздействие Банка России носит особый характер, распространяется только на банки, что связано с их исключительной ролью в экономике и необходимостью обеспечения устойчивой работы для функционирования платежной системы, а также сохранности сбережений и денежных резервов. (6, 356 с.)

 

Заключение

Относительно перспективы развития и совершенствования банковского контроля можно сделать некоторые выводы.

Банковский контроль, организованный Центральным банком РФ, должен охватывать все проблемы деятельности банка.

Необходимо соответствие системы внутреннего контроля тому объему и масштабу операций, который коммерческие банки проводят в своей деятельности.

В системе исполнительного руководства, контроль должен осуществляться не только за уровнем исполнителей, а также и за уровнем управления.

Банковский контроль в России, относится к динамично развивающаяся система. Изменение внешних ус­ловий деятельности кредитных организаций, усложнение самой банковской практики, появление новых финансовых инструментов, даже в условиях нормально функционирующей экономики вызывают расширение состава рисков, принимаемых кредитными организациями, и ставят перед органами банковского контроля задачу постоянного совершенствования при­меняемых инструментов надзора за финансовым состоянием банков.

Занимая активную позицию, Банк России исходит из то­го, что контрольная деятельность должна иметь конструктивный, созидатель­ный характер, т. е. использовать в практике регулирования такие инструменты, которые в рамках полномочий и ответственности ЦБ РФ способствовали бы формированию действенной прогрессивной банковской системы, оптими­зации ее институциональной структуры, инициировали бы реструктуризацию банковской сферы в соответствии с перспективными сдвигами экономическо­го развития страны.

В данной работе мы рассмотрели деятельность контрольных органов Центрального банка РФ.

 

Список литературы

1. Финансовое право: учебник // отв. ред. Н. И. Химичева — М.: Норма 2008–118 с.

2. Анализ экономики / Страна, рынок, фирма // под ред. проф. В. Е. Рыбалкина. — М.: Междунар. отношения, 2001–9 с.

3. Российская банковская система / Кризис и перспективы развития // Ведев А.; Лаврентьева И.; Шарипова Е. — М.: Ось-89, 2007. — 320 с

4. Банковская система РФ / Учебное пособие // под ред. Шестакова А. Н. — М.: Вершина, 2006. — 123с.

5. «Банковское дело» под редакцией Лаврушкина О.И. Москва, «Финансы и статистика», 2002 г.

6. Банки и банковские операции: Учебник /Под ред. Е. Ф. Жукова. -М.: ЮНИТИ. Банки и биржи, 1997.

7. Банковские операции: Учеб. пособие. Части I-IV. /Под общ. ред. О. И. Лаврушина. - М.: Инфра-М, 1995.

8. Банковское дело: Учебник /Под ред. проф. О. А. Лаврушина. - М.: 2002

9. Банковское дело: Учебник /Под ред. проф. В. И. Колесникова, проф. Л. П. Кроливецкой. — М.: Финансы и статистика, 1998.

10. Бекренев В.Л. Внутренний контроль банка и его информационно-аналитическая система// Бизнес и банки, 2003, №44.

11. Деньги, кредит, банки: учебник // под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 356 с.

12. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности»: от 02.12.1990 N 395–1. — п. 1 ст. 1. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/popular/bank/ (дата обращения: 28.11.2015)

13. Национальная банковская система // Масленников В. В., Соколов Ю. А. — М., 2002. — 59–60 с.

14. Заявление Правительства РФ и ЦБР от 5 апреля 2011 г. “О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года”. [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/491345/ (дата обращения: 28.11.2015)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.