Теперь, когда рубеж Y2K остался далеко позади, многие отделы ИТ стали задумываться о модернизации инфраструктуры.
Обоснование модернизации сети
Бартон Маккинли
Аналитические данные помогают обосновать необходимость модернизации сети при ее низкой производительности, но перспектива достижения новых бизнес-целей способствует этому еще больше.
Теперь, когда рубеж Y2K остался далеко позади, многие отделы ИТ стали задумываться о модернизации инфраструктуры. Эта потребность оказывается особенно настоятельной при обращении предприятий к электронной коммерции. Однако, как правило, модернизация сети является сложной и дорогостоящей задачей, и к тому же ее осуществление может потребовать временного отключения имеющихся сервисов и привести к снижению продуктивности пользователей, вызывая дополнительные затраты.
Прежде чем браться за модернизацию сети, ее необходимо обосновать. Вместо того чтобы устанавливать новые штуковины всякий раз при очередном изменении технологии или предложении поставщика, лучше, может быть, подождать, пока у пользователей созреет в этом необходимость или когда новая система позволит сократить затраты?
К сожалению, универсальной формулы для обоснования модернизации сети не существует. «Планирование развития сети и обоснование ее модернизации — это скорее искусство, чем наука», — считает Дэвид Ринас, президент DJR Communications, консалтинговой компании в области планирования сетевых сервисов и управления проектами.
В данной статье я постараюсь объяснить некоторые из приемов этого искусства и методов этой науки, а также перечислить объективные показатели необходимости модернизации. Иногда невозможно сказать, бизнес определяет технологию, или наоборот. Часто процесс модернизации сети складывается под действием обеих тенденций. Я начну с рассмотрения технических причин и продолжу коммерческими выкладками.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ
Потребность в увеличении скорости является, вероятно, наиболее распространенной причиной модернизации сети. Она может привести к обновлению оборудования, например маршрутизаторов или самих каналов. Если производительность сети недостаточна, то первое, что следует сделать, — выяснить уровень загруженности каналов.
В качестве эмпирического правила обычно принимается, что емкость канала или интерфейса следует увеличить, когда уровень его загруженности достигает 70%. Если пропускная способность канала достаточна, то причина может лежать в адекватной производительности оборудования.
Прежде всего внимание следует обратить на старое оборудование, в частности мосты между локальными сетями. В этом случае наилучшим решением будет замена оборудования, а не его модернизация.
Однако часто появление узких мест является следствием увеличения трафика или нагрузки на такие системы, как серверы или маршрутизаторы, ранее обеспечивавшие нормальную производительность. Ответ на вопрос, что лучше — модернизировать или заменить такие системы, зависит от стоимости каждого из решений и его влияния на поддерживаемые сервисы. Рассмотреть следует оба пути, чтобы определить, какого рода модернизация наиболее оправдана.
Например, отключение сервера на выходные для увеличения объема оперативной памяти или установки еще одной сетевой платы не приведет к заметным простоям, будет стоить недорого и практически всегда оправдано. Однако когда модернизация имеет более существенные последствия для непрерывности сервиса, скажем, при переводе локальной сети от компактной магистрали на базе концентратора/маршрутизатора к коммутируемой среде, то такое решение должно иметь веские основания — желательно, чтобы оно подкреплялось планом реализации.
Кроме того, неадекватная производительность может быть связана с длительной задержкой в сети. Причиной задержки может стать медленное оборудование или каналы либо неэффективность сетевых протоколов или прикладных сервисов, например медленная обработка сообщений сервером SMTP.
Эти проблемы реально решить посредством модернизации, но сам процесс может оказаться весьма извилистым и занять много времени. Обоснование часто сводится к анализу экономических выгод «а стоит ли это делать», с учетом как бизнес-целей, так и удобства работы.
В других случаях задержка может быть связана с необходимостью преобразования форматов, обеспечения межсетевой защиты и контроля доступа или даже с большими расстояниями между конечными точками. Функции защиты и преобразование форматов предполагают аппаратную реализацию. В этом случае стоимость модернизации будет трудно обосновать без анализа экономических выгод.
Задержку при передаче вследствие географической удаленности, скажем через Атлантику или через спутники, устранить невозможно — если только вы не найдете сеть быстрее скорости света.
Необходимость внесения изменений в сеть может быть вызвана и другими причинами, в частности потребностью обеспечения взаимодействия между сетями и системами при слиянии двух компаний. В этом случае все определяется требованиями бизнеса.
Другим побудительным мотивом может стать необходимость ликвидации периодических или хронических проблем в функционировании сети или при управлении ею. Такую модернизацию обычно можно обосновать улучшением сервиса и сокращением затрат на обслуживание и управление сетью.
Стимулом для модернизации может также стать желание получить новые возможности администрирования. Упрощение обслуживания сети является веским основанием для приобретения административного инструментария, такого, как программное обеспечение для инвентаризации настольных систем. Чтобы еще более подкрепить его, модернизацию можно увязать с такими осязаемыми выгодами, как оптимизация закупок.
Необходимость стандартизации вычислительной среды для реализации планируемых приложений или сервисов также может потребовать модернизации. В этой ситуации обоснование обычно не составляет проблем: стандартная среда позволит оптимизировать закупки, снизить затраты на обслуживание и обучение и упростить предоставление требуемых сервисов.
Наконец, необходимость выполнения сертификационных требований или решения спорных вопросов, выявленных при аудите сети, также может потребовать модернизации. Со все большим распространением корпоративных сетей Extranet, сервисов удаленного доступа, VPN и межорганизационного взаимодействия эти специальные требования становятся достаточно типичными. В подобной ситуации потребность в модернизации вызывается и обосновывается стремлением выглядеть в глазах других «безопасным» и надежным партнером.
«Если аудит выявит в сети проблему, то ее потребуется устранить, но это может повлечь за собой необходимость модернизации и дальнейшие расходы», — говорит Эрик Деспрес, директор по сетевым сервисам в компании GENet, занимающейся управлением сетями правительственных учреждений Канады (см. врезку «Модернизация в реальном мире»).
Часто модернизация одного элемента сети вызывает необходимость модернизации связанных с ним элементов инфраструктуры сети. Например, если локальная сеть модернизируется до Ethernet на 100 Мбит/с и на всех пользовательских системах устанавливаются соответствующие сетевые платы, то это может потребовать также и модернизации сервера.
По словам Деспреса, один из примеров того, как может возникнуть потребность в такого рода связанной модернизации, можно найти в предлагаемых классах QoS для сетей на базе IP. С появлением в результате увеличения емкости сети возможности реализации новых приложений, которым необходимы гарантии на QoS, провайдерам услуг «потребуются более мощные средства измерения и контроля для «раскрашивания» IP-пакетов в соответствии с ожиданиями отправителя в отношении QoS», — говорит Деспрес. В этом случае обоснованием может служить необходимость выполнения соглашений об уровне сервиса (Service Level Agreement, SLA).
Однако реализация QoS в существующей сети приведет к увеличению на 20% накладных расходов при передаче трафика и заметно скажется на общей производительности межсетевых устройств. Переход к современной, более эффективной межсетевой инфраструктуре позволяет компенсировать эти потери, обеспечив при этом поддержку QoS и общее улучшение обслуживания.
УСТАНОВЛЕНИЕ ФАКТОВ
Сбор, сравнение и анализ функциональных параметров сети чрезвычайно важны для составления практического обоснования модернизации сети. На рынке имеется множество средств для мониторинга сети и сбора данных. В большинстве случаев вам потребуется целый комплект таких инструментов, каждый из которых предназначен для выполнения конкретной функции или ориентирован на конкретный набор продуктов.
Например, если сеть содержит серверы Hewlett-Packard и маршрутизаторы и коммутаторы Cisco Systems, то, скорее всего, у вас имеется Cisco Works и HP OpenView. Если же сеть базируется на оборудовании Compaq Computer и Nortel Networks, то, вероятно, вы будете пользоваться Insight Manager и Optivity.
В каждом из этих примеров собранная метрика позволяет выявить такие факторы, как трафик между коммутаторами, загруженность каналов, утилизация портов или каналов на коммутаторах или маршрутизаторах, логические потоки данных (откуда — куда) и общая нагрузка на сеть. Другие определяемые параметры могут включать долю ошибок при передаче, уровень загруженности сервера и т. п.
Какой продукт выбрать и какие параметры отслеживать, будет зависеть от инфраструктуры сети и того, что вы хотите выяснить в первую очередь. Например, Чэндлер Пиджин, администратор сети в NAV CANADA, частной корпорации, оказывающей навигационные и связанные с ними услуги, говорит, что если хотя бы на одном из коммутаторов компании коэффициент использования портов превосходит 50% в минуту, то это служит для них тревожным сигналом.
Мониторинг загруженности портов позволяет Пиджину выявить тенденции и определить, что именно необходимо — модернизация или простая переконфигурация. При необходимости модернизации собранная статистика, в том числе об изменении производительности с течением времени, используется для планирования и обоснования модернизации.
Одна из проблем при принятии такого рода решений состоит в отсутствии знаний. «Большинство людей не знают, во сколько им обходится сеть, поэтому они часто тратят деньги напрасно», — говорит Терри МакМиллан, консультант в области управления сетями связи.
Для мониторинга сети и сбора текущих и статистических данных необходимо сделать следующее.