Конституция 1993 г. провозгласила Президента РФ главой Российского государства, функции которого обозначены в ст. 80: гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, который в качестве главы государства принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях[6].
Правовой статус любого субъекта права, в том числе и Президента РФ, составляют права, обязанности, ответственность гарантии. Рассмотрим данные элементы применительно к статусу Президента РФ.
Наделение Президента РФ статусом гаранта Конституции РФ обусловлено несколькими политико-правовыми факторами:
– Президент РФ задает вектор развития российской государственности на основе принципов, ценностей и норм, установленных Конституцией РФ.
Так, в подавляющем большинстве своих ежегодных посланий Федеральному Собранию глава государства прямо ссылается на Конституцию РФ[7], в ряде посланий Основному Закону посвящены целые разделы, а некоторые из них начинаются со слов о Конституции, в соответствии с которой представляется доклад о положении дел в стране;
– Конституция РФ признает человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2), гарантом этого выступает Президент РФ;
– Конституция РФ является для самого Президента РФ актом реализации (соблюдения, исполнения, применения) собственных полномочий. Например, в ней заложены механизмы разрешения разногласий и конфликтов (ст. 85, ч. 4 ст. 111, ч. 3, 4 ст. 117);
– Президент РФ является главой государства и стоит над системой государственной власти, Конституция РФ – Основным Законом страны, который обладает свойствами верховенства и высшей юридической силы;
– Президент РФ избирается народом России, Конституция РФ 1993 г. была принята всенародным голосованием на референдуме. Можно сказать, что Президент РФ является гарантом Конституции РФ, которая в свою очередь гарантирует главе государства его статус.
Статус Президента РФ в качестве гаранта Конституции РФ включает его права, обязанности, гарантии, ограничения и ответственность в отношении Основного Закона Российского государства[8].
Рассмотрим каждый из приведенных элементов президентского статуса. Конституция РФ и законодательство устанавливают следующие права Президента РФ:
1) законодательной инициативы федеральных конституционных и федеральных законов (ч. 1 ст. 104), поскольку федеральные конституционные законы 33 принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ч. 1 ст. 108), а федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76);
2) внесения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ (ст. 134).
Таким правом Президент воспользовался трижды, инициируя поправки в ч. 1 ст. 81 и ч. 2 ст. 96, ч. 1 ст. 103, п «а» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, которые уже введены в действие, а также внес предложения, касающиеся судебной системы и прокуратуры РФ (п. «о» ст. 71, п. «е» ст. 83, ч. 1 ст. 102, ч. 1 ст. 104, название гл. 7, ч. 2 ст. 125, ст. 126, 127, 128, 129) (следует заметить, что использование термина «корректировка», который фигурировал в Послании Президента РФ Д.А. Медведева в связи с инициативой о пересмотре Конституции, недопустимо);
3) роспуска Президентом РФ законодательного (представительного) органа субъекта РФ в случае принятия органом конституции (устава), закона субъекта РФ или иного нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ (ст. 9). Последние два пункта отнесены к правам, поскольку в законе употребляется термин «вправе», хотя данную норму следует отнести к императивным, не допускающим выбора[9].
По общему правилу гарантирование – это способы обеспечения. Такая деятельность со стороны Президента РФ выражается в содействии беспрепятственной реализации Конституции РФ со стороны субъектов конституционного права (соблюдения, исполнения, использования, применения), а также защиты в случае угрозы существования.
В связи с этим Конституцией РФ и законодательством устанавливаются следующие президентские обязанности:
1) подписание и обнародование федеральных конституционных и федеральных законов (ч. 1 ст. 107, ч. 2 ст. 108);
2) внесение на ратификацию в Государственную Думу международного договора о принятии в состав Российской Федерации нового субъекта РФ для его дальнейшего включения в текст ст. 65 Конституции РФ;
3) в соответствии с ч. 2 ст. 137 Конституции РФ включение указом в текст ст. 65 Конституции РФ изменения наименования субъекта РФ на основании решения субъекта РФ.
Как известно, Президент РФ трижды издавал подобные указы: о переименовании республик Ингушетия, Северная Осетия – Алания, Калмыкия и Чувашия;
4) отмена постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ (ч. 3 ст. 115);
5) отрешение от должности высшего должностного лица субъекта РФ в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, в случае издания высшим должностным лицом субъекта РФ акта, противоречащего Конституции РФ (п. «б» ч. 1 ст. 19, ч. 2 ст. 19).
К гарантиям президентской деятельности следует отнести:
1) право обращения в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ актов, перечисленных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ;
2) право обращения в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании Конституции РФ (ч. 5 ст. 125 Конституции РФ).
Что касается ограничений, то они схожи с пределами президентских полномочий[10]. Например, Президент может отрешить от должности высшее должностное лицо за издание акта, противоречащего Конституции РФ, только при условии выражения недоверия ему законодательным (представительным) органом субъекта РФ.
Можно указать и на статус Президента РФ как главы государства, то есть должностного лица, субъекта конституционных правоотношений. В данном случае Президент обязан издавать указы и распоряжения, не противоречащие Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ).
Ответственность Президента РФ в качестве гаранта Конституции РФ не предусмотрена законодательством. Субъектом конституционных правоотношений согласно ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Закона о Конституционном Суде РФ[11] признаются полномочия органа конституционного контроля разрешать дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов Президента РФ.
Таким образом, гарантирование реализации Конституции РФ, обеспечение ее стабильности, обоснованности и целесообразности ее реформирования – в этом заключается основное политико-правовое значение статуса Президента РФ как гаранта Основного Закона России.