Сущность Системного Подхода заключается, во-первых, в понимании объекта исследования как системы и, во-вторых, в понимании процесса исследования объекта как системного по своей логике и применяемым средствам.
Как любая методология, системный подход подразумевает наличие определенных принципов и способов организации деятельности, в данном случае деятельности, связанной с анализом и синтезом систем.
В основе системного подхода лежат принципы: цели, двойственности, целостности, сложности, множественности и историзма. Рассмотрим подробнее содержание перечисленных принципов.
Сущность системного подхода заключается в том, что все элементы системы и все операции в ней должны рассматриваться только как одно целое, только в совокупности, только во взаимосвязи друг с другом.
Принципы системного подхода:
1. Всю совокупность элементов исследуемой системы необходимо рассматривать как единое целое
2. Свойства системы не просто сумма свойств её элементов
3. Максимум эффективности системы
4. Система должна рассматриваться только во взаимодействии с внешней средой
5. Возможность деления системы на элементы или подсистемы
Сущность научных гипотез, их классификация и порядок разработки.
Гипотеза - научное предварительное недостаточно доказанное объяснение (предположение, предсказание) новых явлений и событий, требующее в последующем экспериментальной проверки.
Формулируя гипотезу, исследователь строит предположение о том, каким образом намеривается достичь поставленной цели. В процессе исследования гипотезы корректируется, претерпевает изменения.
Классификация гипотез
Научные гипотезы подразделяется:
1. По иерархической значимости
a. Генеральные (связана с главным вопросом исследования)
b. Вспомогательные
2. По широте использования
a. Универсальные (распространяются на все без исключения случаи)
b. Частные
3. По степени обоснованности
a. Первичные (самые первые варианты объяснения - менее обоснованы)
b. Вторичные (более обоснованный вариант объяснения)
Порядок разработки гипотезы:
1. Выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой
2. Формулирование научной гипотезы (или гипотез), объясняющей выделенную группу фактов
3. Выделение из данной научной гипотезы всех вытекающих из неё следствий
4. Сопоставление выделенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов, с научными законами
5. Превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречия с ранее известными законами науки
15. Общенаучные методы исследования и их характеристика.
Общенаучные методы исследования
Методы эмпирического уровня познания
Научное наблюдения
Наблюдение - чувственное отражение, предметов и явлений внешнего мира., позволяет получить первичную информацию об объектах окружающей действительности.
Наблюдение как метод делится на три вида:
1. Непосредственное наблюдение - восприятие объектов, явлений окружающего мира только с помощью органов чувств
2. Опосредованное наблюдение - восприятие объектов и явлений окружающего мира с помощью технических устройств
3. Косвенное наблюдение - метод позволяющий обнаруживать объекты, явления окружающего мира по их косвенным признакам
Эксперимент
Эксперимент - активное и целенаправленное воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления его основных свойств, характеристик, связей.
Виды экспериментов:
1. Исследовательские эксперименты (они предназначены для выявления у объекта (явления) новых свойств, характеристик, связей т.е. добывание новых знаний)
2. Проверочный эксперимент (предназначен для подтверждения и проверки теоретических выводов)
Эксперименты могут проводится с реальными объектами (натурные), могут проводится с их аналогами (моделями).
Измерение
Измерение - процесс определения количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта (явления) с помощью специальных технических устройств.
Важной стороной процесса измерения является методика его проведения, которая представляет собой совокупность приёмов и способов, использующих различные физические принципы и средства измерения.