Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принятие восточной ветви христианства

Вопросы к экзамену

1.Жизнь, быт, культура, религия восточных славян и их контакты с неславянскими народами, проживавшими на территории Великой русской равнины.

2. Возникновение древнерусской цивилизации. Первые Рюриковичи. Связи Киевской Руси с ближайшими соседями (Византийской цивилизацией, Волжской Булгарией и Хазарским каганатом)

3. Принятие восточной ветви христианства – важный цивилизованный выбор Руси.

4. Иван Грозный и Избранная рада: первые комплексные реформы на Руси.

5. Опричнина: причины, методы и последствия. Различные подходы к ее оценке в прошлом и настоящем.

6. Внешняя политика Ивана Грозного.

7. Военная реформа Петра 1.

8. Реформа управления Петра 1.

9. Реформа финансов и экономики Петра 1. Табель о рангах.

10. Церковная реформа и преобразования в области культуры Петра 1.

 

Билет 1

Жизнь, быт, культура, религия восточных славян и их контакты с неславянскими народами, проживавшими на местности Величавой российской равнины.

С древних времен до 7в до н.э. славяне находились на родоплеменной ступени развития. Родовые старейшины имели огромную власть в родах. Они решали споры и столкновения меж сородичами, являлись хранителями родовых традиций. Дела с чужеродцами регулировал институт кровной мести. При нанесении обиды членам рода, родственники должны были отомстить обидчику: за убийство – убийством и т.д. Вопросы, касающиеся всего племени, решал совет старейшин, в случае острой необходимости выбирали военного вождя, власть которого прекращалась с устранением угрозы. Основными занятиями славян в этот период было подсечное либо мотыжное земледелие, охота, рыболовство, бортничество, лесные промыслы. Подсечно-огневое земледелие распространилось в лесной полосе. Деревья подрубались, засыхали на корню и сжигались. После чего пни выкорчевывались, земля удобрялась золой, рыхлилась (без пахоты) и использовалась до истощения. На ранее использованный участок землепашцы ворачивались через 25-30 лет. Переложное земледелие практиковалось в лесостепной полосе. Травка выжигалась, приобретенной золой удобрялась земля, рыхлилась и использовалась до истощения. Так как сжигание травяного покрова давало меньше золы, ежели сжигание леса, участки приходилось поменять почаще - через 6 -8 лет. Славяне занимались животноводством, но имело подсобное значение. Важную роль в хозяйстве славян игралась охота, но не ради мяса, а только ради пушнины. Охотились на белку, куницу, соболя. Занимались бортничеством - собиранием меда одичавших пчел. Вели торговлю мехами, медом, воском, обменивая их на ткани и драгоценности, приемущественно в Византии. Основной торговой дорогой Старой Руси стал путь "Из Варяг в Греки": Нева - Ладожское оз. - Волхов - Ильмень-озеро - р. Ловать - воолочи до притоков Днепра - Днепр - Темное море. С 7в до н.э. начинается процесс постепенного разложения родового строя. Это связано с тем, что славяне узнали железо и начали использовать стальные орудия труда, а именно плуг с стальным сошником. Происходит переход от мотыжного земледелия к пашенному, что тянет некий объем производства. Трудные условия ведения хозяйства: необходимость расчищать пашни из-под леса, потребности охоты – не допускали лишнего дробления сил. Потому сохраняется община, которая равномерно трансформируется из кровнородственной в соседскую общину – «вервь». Обычной формой славянских поселений становятся маленькие деревни, а основной ячейкой публичной организации – сложные семьи во главе с домохозяином, включающие несколько поколений родственников, а часто и сторонних лиц, принятых в хозяйство. В 7-8вв власть военных вождей становится неизменной. Совершаются грабительные набеги на примыкающие племена с целью наживы. Формируются постоянные военные дружины. Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с разными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не было, так как славянские племена в дохристианское время не имели одного страны, они не были едины в верованиях. Основным был Род – бог неба, грозы, плодородия.

Билет 2.

Возникновение древнерусской цивилизации. Первые Рюриковичи. Связи Киевской Руси с ближайшими соседями (Византийской цивилизацией, Волжской Булгарией и Хазарским каганатом)

Государственные образования на большей части Восточно - Европейской равнины появились сравнительно поздно. Древнерусское государство возникло в период появления на исторической арене других европейских государств: распад империи Карла Великого(843) на Западное(будущая Франция), Среднее(позже Италия) и Восточное(Германия) королевства; Моравское государство(830); Венгерское государство(896); Польское государство(960).

Возникновение российской цивилизации было неразрывно связано с процессами, происходившими на европейском континенте. В то же время складывание русской цивилизации, Древнерусского государства, древней русской культуры стало результатом исторического развития восточнославянских племен, их жизнедеятельности, творчества русского народа. У русского народа было немало близких и далеких предков, оставивших по себе самую разную память на огромном пространстве, где в IX в. образовалось государство Древняя Русь.

Предпосылками образования Древнерусского государства стали: развитие производительных сил восточнославянских племен; формирование соседской общины, внутриобщинного самоуправления, племенных правителей; развитие торговли, в том числе международной и межплеменной; рост социального и имущественного неравенства, выделение племенной знати; существование внешней опасности.

Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности. Широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины - свидетельства формирующейся государственности.

Славяне освоили Восточно - Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Все это способствовало расслоению восточнославянского общества. Таким образом, в результате экономического и социально- политического развития у восточнославянских племен начала складываться государственность.

Под 862 г., который и считается датой образования Древнерусского государства, Нестор-летописец записал: «Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой править. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к Руси. Те варяги назывались Русью подобно тому, как другие называются свеи (шведы), а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти прозывались. Сказали Руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю Русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой - Синеус - на Белоозере, а третий - Трувор - в Изборске. И от всех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были славяне».

Отсутствие достоверных, бесспорных данных о предгосударственном периоде в истории нашей страны является причиной многолетних дискуссий.

Согласно норманнской теории, Древнерусское государство было основано варягами (викингами,норманнами, т. е. скандинавами), которых в 862 г. пригласили княжить, управлять собой два славянских (ильменскиесловене и кривичи) и два финских племени (чудь и весь).Впервые эту теорию, опираясь на легендарный летописный рассказ, сформулировали в XVIII в. немецкие ученые Г.-Ф. Миллер и Г.-З. Байер, приглашенные для работы в Россию.

Первым антинорманистом был М. В. Ломоносов. Сторонники славянской теории считали, что уже в VI-VIII вв. славянские племенные княжения объединялись в крупные суперсоюзы с чертами ранней государственности. В качестве таких протогосударств с опорой на различные источники называют Державу волынян, Куябу (вокруг Киева), Славию (вокруг Новгорода), Артанию (район Рязани, Чернигова), Русь.

Билет 3.

Принятие восточной ветви христианства

После смерти Святослава между его сыновьями началась борьба за власть. Победу одержал Владимир Святославович. Владимир начал княжение с наведения порядка в собственном государстве. Владимир возвратил «под руку» Киева вятичей. В 984 г. Разгромил ополчение радимичей. Покорил Полоцкое княжество на Западной Двине. Возглавил поход в Волжскую Булгарию, победив заключил мир на выгодных для Руси условиях. В 981 году завоевал польские города Червень, Перемышль и др. На южных границах Руси Владимир построил четыре оборонительных рубежа, состоявших из цепочки крепостей, валов, сигнальных вышек. Владимир понял, что удерживать свою власть, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Нужна была другая сила. И эту силу Владимир увидел в христианстве.

В 980 году Владимир пытался приспособить язычество к потребностям государства. На высоком холме князь приказал поставить деревянных идолов шести богов, над которыми возвышался грозный Перун. Тем самым жителям Руси давали понять, что Перун является главным среди богов, так же как киевский князь - среди славян. Но это нововведение не достигло поставленной цели.Тогда киевский князь обратился к опыту соседних стран.

Ведя широкую торговлю, Русь обращалась с представителями всех религий, признававших лишь одного единого Бога: с иудеями - хазарами, мусульманами – булгарами, христианами из европейских стран. Владимир решил принять христианство по византийскому (греческому) образу. Ведь византийские христиане, в отличие от хазар и булгар, не посягали на восточнославянские территории. Самое г8лавное состояло в том, что киевский князь нуждался в религии, способной не только сплотить все племена, но и укрепить княжескую власть. Примером была Византия, самая могущественная держава в Европе, церковь полностью зависела от императора. К принятию христианства Владимира подталкивало и стремление укрепить международный авторитет Руси. Многие страны посматривали на Русь свысока, воспринимая русских как варваров. Русские купцы подвергались различным притеснениям в христианских странах. В 987 году в войсках византийского императора вспыхнул бунт, и тот обратился с просьбой к Владимиру с просьбой о помощи. Князь согласился послать войско в Византию, но потребовал, чтобы император отдал ему в жёны свою сестру Анну. Император потребовал в ответ, чтобы Владимир принял христианство и крестил свою страну. Был подписан соответствующий договор, и русский отряд разгромил мятежников. Однако император не спешил выполнять свои обещания. Тогда Владимир захватил центр владений в Крыму – Херсонес (Корсунь), получив удобную базу для последующих нападений на империю с моря. Император был вынужден уступить. В 988 году Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе, отдав Корсунь в качестве выкупа за невесту. Вернувшись домой в сопровождении византийских священников, он устроил массовое крещение жителей Киева. Перед этим были сброшены в Днепр всех языческих богов во главе с Перуном. Новая религия стала распространяться по всей Руси, частью мирно, а кое –где, например в Новгороде, в результате ожесточенных столкновений язычников с княжеской дружиной.

Русь была разделена на церковные округа во главе с епископами, подчиненными митрополиту. Духовенство подразделялось на белое (священники в церквях), черное (монахи живущие в монастырях). При Владимире был принят церковный устав. Он предоставлял церкви широкие права. Она имела свой собственный суд.

Христианство изменило быт наших далеких предков и их нравы. Церковь оставила некоторые языческие праздники, но решительно запретила жертвоприношение, многоженство, кровную вражду и другие языческие традиции. С христианством на Русь пришли письменность, образование, церковное искусство. Тесные связи установились с Византией, именно она оказывала на Русь особенно сильное влияние. Принятие христианства укрепило государство, изменило быт и нравы его населения, способствовало развитию культуры.

 

Билет 4.

Иван Грозный и Избранная рада: первые комплексные реформы на Руси.

Сын Василия III – Иван IV нормально стал правителем государства в три
года, после смерти отца в 1533г. Практически он начинает править в 1547г.,
после венчания на царство и принятия титула «царь» (позже появится прозвище
«Грозный»). Его задачей становится укрепление самодержавной власти. К концу 1540-х годов при молодом правителе Иване IV сформировался кружок деятелей, которым он доверял ведение дел в государстве. Позднее новое правительство Андрей Курбский назвал «Избранной радой». Наиболее известными ее членами были Адашев Алексей Федорович, духовник Сильвестр, Висковатый Иван Михайлович – глава Посольского приказа, и несколько других знатных князей.

Реформы Избранной рады

Первыми шагами на пути к реформам были совещания дворян и воевод. В 1549 году состоялось Февральское совещание, которое и стало первым Земским собором. Земский собор – это важный этап в развитии России. Вечевые порядки существовали в нашей стране всегда, но были такие периоды, когда всякая самостоятельность коралась. И возродил возможность сбора большинства сословий Иван Грозный. Основной из политических стратегий Избранной рады являлась централизация Российского государства по цивилизационной модели Запада. Смена стратегии требовала проведения комплекса реформ. Реформы Избранной рады имели антибоярскую направленность. Она опиралась на помещиков, дворян, посадских людей, а значит, и выражала исключительно их интересы.

Избранная рада, реформы которой пришлись на 1549-1560 гг., реализовывала преобразования во всех сферах жизни общества. Изменения затронули административную, церковную, правовую, финансово-налоговую и другие системы.

Реформы Избранной рады в правовой и административной системах

По решению «Собора примирения» 1549 года готовился новый свод законов. Исправленный Судебник был учрежден в 1550 году. Отношения между феодалами и крестьянами не изменились, сохранились прежние нормы и законы. В то же время несколько ограничилась власть кормленщиков на местах, ускорился процесс формирования приказов. Приказы – это первые функциональные органы управления, заведовавшие отдельными областями государственных дел (иначе их называли палатами, дворами и т.д.). Наиболее известными были Челобитный, Стрелецкий, Посольский и другие приказы.

Если подвести итоги рассмотрению царских “вопросов”, то можно
констатировать далеко идущие намерения правительства удовлетворить
земельные требования дворян за счет боярского землевладения, укрепить армию
и государственные финансы.


Билет 5.

Опричнина: причины, методы и последствия. Различные подходы к ее оценке в прошлом и настоящем.

Счастливейшими годами для Московской Руси была середина 16 – го столетия: реформы и правление Избранной рады, военные победы на востоке и западе. Однако все это сменилось кровавым кошмаром 1560 – начала 1580 х гг. Русь пустела, военные поражения следовали одно за другим. Иван 4, став Иваном Грозным, всюду подозревал измену, рубил головы подданных.

Опалы.

Противоречия между царем и его любимцами накапливались постепенно. Споря с князем Курбским, Иван 4 сформировал принцип царской власти: «А жаловати есмя своих холопей вольны ,а и казнить вольны же!». Царь желал слепого повиновения.

За годы правления Избранной рады накопились проблемы. Набор стрелецкого войска ополчения в военное время требовал больших затрат, рос налоговый гнет. Народ волновался, о чем свидетельствовало бегство крестьян на окраины страны и за рубеж, увеличение числа лихих людей. Реформы улучшили деятельность столичных и местных государственных органов, но до полной централизации было далеко. Губные и земские старосты выполняли свои обязанности из-под палки, а так же плохо контролировались из Москвы. В столице это понимали и старались компенсировать суровостью и жестокостью.

В 1560 г. царь Иван сослал Сильвестра (еще в 1541г был одним из священников домовой церкви московских правителей – Благовещенского собора в Кремле) в северный Соловецкий монастырь, где протопоп принял монашество ( царь гордился, что не казнил «попа-невежу» и не тронул его сына, а просто прогнал их с глаз долой). Затем под опалу попали Адашевы. Алексея и Данилу отправили воеводами на Ливонскую войну, но вслед за ними отправили царский указ: взять «изменников» под стражу. В 1564 князь Курбский, находившийся в русских войсках, проиграв сражение с литовцами и опасаясь обвинений в измене и несправедливой казни, бежал в Литву. Немилость коснулась почти всех членов Избранной рады, прежний правительственный круг распался.

Начало перемен.

3 декабря 1564 года царь со своей семьей под охраной сильного отряда дворян выехал из Москвы, забрав главнейшие церковные святыни, а также гос. казну. Он объявил о своем отречении от престола. Прибыв в Александровскую слободу Иван 4 отправил в Москву два послания. Москвичи, собравшиеся на Красной площади, из царских писем узнали, что бояре, дворяне и дети боярские не желают честно сражаться против врагов, а духовенство их покрывает, поэтому царь, «не хотя… многих изменных дел терпети», решил оставить гос-во ; на бояр, служилых людей и духовенство он налагает опалу, а на простой народ гнева не имеет. Известие об уходе царя было неслыханным для России. Простолюдины стали кричать, что «лиходеев и изменников» они убьют.Бояре решили идти к царю и умолять его вернуться. Иван поставил условия своего возвращения: изменники будут наказаны, а страну нужно поделить н две части – земщину и опричнину.

Опричники.

В земщине управление осталось прежним, а в опричнине ( самые богатые и стратегически важные земли) были созданы свои органы власти: особая (опричная) Боярская дума, приказы, двор, казна и войско. Те бояре и служилые люди, которых государь не хотел видеть в опричнине, были лишены имений и переселены в земщину, где получили земли.

С принятием царских условий в России началась кровавая эпоха. По стране разъезжали опричники в черных одеяниях со страшными эмблемами – собачьей головой и метлой у седла, они означали, что царские слуги будут выгрызать и выметать измену. Людей, обвиненных без каких-либо серьезных улик, хватали и тащили в застенок. После пыток страдальцев ждала мучительная смерть. По этой части царь оказался очень изобретателен: людей зашивали в медвежьи шкуры и травили собакам, подрывали с бочками пороха, палили на медленном огне. Случались и массовые казни.

Не все русские люди склонились перед опричниной. На Земском соборе 1566 г часть дворян просили отменить жестокие порядки. В ответ царь казнил до 200 челобитников. Митрополиты Афанасий и Филипп потребовали прекращения казней, за что были смещены.

В декабре 1569 г Иван Грозный с опричным войском выступил в поход на Новгород. Поводом послужил ложный навет об измене новгородцев, якобы желавших перейти под власть польского короля. Погром длился шесть недель, убивали всех без разбора, грабежу подвергались все дома и храмы города. Сам Иван Грозный вооружившись молотом, крушил стены Святой Софии в тщетных поисках будто бы спрятоаной изменниками новгородской казны. Казну не нашли, но обогатились опричники баснословно. Иноземный наемник Штаден, служивший в царском опричном войске хвастался в своих записках: «Когда я выехал с великим князем, у меня была она лошадь, вернулся же я с 49-ю, из них 22 были запряжены в сани, полные всякого добра».

Вся опричнина сводилась к одной цели: укрепить личную власть царя. Иван Грозный в этом преуспел. Однако гос-во было ввергнуто в разорение, население сократилось, органы власти дезорганизованы, закон вытеснил произвол, войско ослабло, а опричники напоминали банду разбойников.

Отмена опричнины.

Когда в 1571 г крымский хан Девлет-Гирей двинулся на Москву, земское войско заняло указанные ему рубежи обороны, а опричное даже не подошло к своим. В итоге Дивлет-Гирей сжег город. Перепуганный царь приказал послам на переговорах с крымцами уступить Астрахань, но хан потребовал и Казань. Переговоры прервались. На следующий год Дивлет-Гирей повторил набег и был встречен объединенным войском под командованием Воротынского(воеводу спешно вернули из опалы. В 50 верстах от Москвы, у деревни Молоди, Воротынский наголову разбил татар. Через год Воротынского как изменника схватили, опалили на медленном огне и отправили в ссылку, однако несчастный умер по дороге.

События 1572-1572 гг показали несостоятельность опричнины и ее вред для гос-ва. Иван Грозный снова объединил страну. Слова опричнина и опричник были запрещены, исчезли черные одеяния, собачьи головы и метлы, в 1573-1575 гг многие опричники подверглись казни.

Причины учреждения опричнины до сих пор вызывают у историков споры. Некоторые видят их в борьбе высшего слоя служилого каласса(бояр и князей) против низшего(дворян) возглавленной царем. Другие полагают, что основным предназначением опричнины была борьба с остатками удельной старины и сепаратизмом ( стремлением к обособлению автономии) некоторых областей Московского гос-ва. Третьи видят корень зла в патологической злобе и даже психической ненормальности Ивана 4. Российские историки Виппер и Хорошкевич связывали установление опричных порядков с внешнеполитическими и военными затруднениями. Последнее представляется самым правдоподобным. В.Б. Коробрин увидел в опричнине стремление царя к укреплению единоличной власти, альтернативу мирным реформам. При отсутствии достаточны предпосылок для немедленного установления самодержавия и независимости формирования аппарата власти, эти стремления вылились в террор.

Билет 6.Внешняя политика Ивана Грозного.

Перед Иваном Грозным стояли сразу 2 внешнеполитические проблемы: упрочнение восточной границы и развитие экономических отношений с Западной Европой.

Решение первой задачи началось в 1552 году войной с Казанским Ханством. В Казани было 2 партии: прорусская и антирусская, ориентировавшаяся на турецкого султана. Сторонники Турции спровоцировали войну с Россией и поплатились за это собственными жизнями и самой Казанью. На месте татарской Казани был построен русский город, но при этом значительная часть татарского населения уцелела.

Следующим шагом в восточной политике стал захват Астрахани. Вниз по Волге спустились русские ладьи со стрельцами и ратными людьми. Войска высадились перед крепостью Хаджи-Тархан и предложили гарнизону сдаться. Осажденные, подумав с полчаса, приняли предложение, после чего правительство сменилось и началось строительство астраханского кремля.

Итог: Завоевание всей Волги вывело русских к Каспийскому морю, к Кавказу и облегчило торговлю с Персией. В результате большинство народов Поволжья и Северного Кавказа подчинилось Московскому государству.

Тяжелыми были для России и отношения с Крымским ханством, зависевшим от Турции. С начала 16 века Крым вошел в сферу влияния Османской империи. Борьба, в которую была втянута и Речь Посполитая, завершилась в 18 веке победой России.

Непростым было положение и на западной границе. Возникали постоянные конфликты с немцами. В ходе одного из которых русские набросились на них с криками “Бей немцев!” и захватили в итоге город Нарву. С такого незначительного события в 1558 году началась тяжелая многолетняя Ливонская война.

У Москвы войск было достаточно, а вот Ливония заручилась поддержкой шведов, датчан и поляков. Несмотря на это русские захватили-таки половину Ливонии.

В 1561 году перед Иваном Грозным встал вопрос: сворачивать ли военные действия в Ливонии, перенося усилия на южные рубежи? Царь избрал борьбу на Западе, но война в Ливонии затянулась и оказалась для русских неудачной.

В 1582 году тяжелая для обеих сторон война была прекращена Ям-Запольским миром. А через 1,5 года было подписано перемирие со Швецией. Таким образом, Россия потеряла завоеванную было Ливонию, к Швеции отошли Невское устье и Балтийские земли. (Их удалось вернуть в 1590 году, затем снова утратить в смутное время и вернуть уже при Петре I).

Билет 7.ВОЕННАЯ РЕФОРМА ПЕТРА I

Военная реформа – главное звено в цепи петровских государственных преобразований. В 1699 г. – начало формирования рекрутской системы набора в армию, сущность которой состояла в том, что каждые 20 крестьянских или мещанских дворов в великорусских губерниях должны были в определенный срок поставить в армию одного рекрута. Служба рекрута длилась 25 лет, офицеры служили пожизненно.

Последнее подкреплялось еще указом о единонаследии. Помимо того, что полностью стиралась разница между поместьем и вотчиной, указ запрещал дробить недвижимое имущество, т. е. землю при передаче его по наследству. Землю можно было завещать только одному из сыновей, а при их отсутствии – одной из дочерей. Изданием этого указа правительство получало необходимые кадры, поскольку младшие сыновья умершего дворянина, лишаясь наследства, должны были добывать средства к существованию на государственной службе. Причем только один из трех братьев мог идти служить по гражданской части.

С 1699 по 1725 г. было произведено 53 рекрутских набора, из них: 21 основной и 32 дополнительных. В армию взято в общей сложности 284 187 человек. Основной воинской единицей был полк (1200 человек). Полки объединялись в бригады (2–3 полка). Три бригады составляли дивизию. Всего к 1721 г. полевая армия Петра насчитывала 73 полка (около 130 тыс. человек).

В этот же период времени была создана система военных гарнизонов, которая насчитывала 55 полков общей численностью 74 тыс. человек при 10 тыс. орудий. Всего же сухопутные вооруженные силы имели на вооружении до 15 тыс. артиллерийских стволов.

Под ружьем у Петра I было около 340 тыс. солдат и офицеров.

К моменту окончания Северной войны Россия имела на Балтике 29 линейных кораблей, 6 фрегатов, 208 галер и другие суда. Тогда же была построена и каспийская флотилия численностью около 300 судов.

Для подготовки офицерского состава были созданы специальные школы (навигацкая, артиллерийская, инженерная), но главной военно-практической школой подготовки офицеров для армейских полков служили гвардейские полки – Преображенский и Семеновский.

Гвардия – первое и наиболее совершенное создание Петра. Эти два полка – 6 тыс. штыков – по боевой выучке и военному духу могли посоревноваться с лучшими полками Европы.

К концу царствования Петра в стране обозначились две структуры управления – гражданская и военная. Элитой второй структуры была гвардия. Гражданский аппарат по сравнению с гвардией был неотлаженным, вороватым, лишенным сознания своей миссии, которое было так сильно в гвардии. Гвардия встала высоко над аппаратом и безжалостно контролировала его.

Управление вооруженными силами было возложено на Военную и Адмиралтейскую коллегии.

В 1719 г. был введен в действие Устав воинский, регламентировавший состав и организацию армии, отношения командиров и подчиненных, обязанности армейских чинов. В 1720 г. был принят Морской устав.

В октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Сенат и Святейший Синод провозгласили Петра I императором всероссийским, великим и отцом Отечества. Россия стала империей. Император согласно положениям, содержащимся в Воинских артикулах, Морском уставе и Духовном регламенте, обладал более широкими полномочиями, чем царь в XVII в. Император был верховным главнокомандующим и стоял во главе орденской и наградной систем империи.

Билет 8.Реформа управления Петра 1.
На смену Боярской думе с 1699 года пришла Ближняя канцелярия из восьми доверенных лиц царя. Он назвал их «конзилией министров», которая явилась предшественницей Сената, учрежденного в 1711 году.
Сенат имел власть судебную, административно-управленческую, а иногда и законодательную. Сенаторы обсуждали дела и принимали решения коллегиально, на общем собрании, скрепляли свои решения подписями.
С 1711 году были введены должности фискалов. Они осуществляли контроль за деятельностью всей администрации, выявляли факты несоблюдения, нарушения указов, казнокрадства, взяточничества, доносили о них Сенату и царю.
Сенат руководил всеми учреждениями в стране. Но и за самим Сенатом Петр организовал контроль. С 1715 года его осуществлял сенатский генерал-ревизор, или надзиратель указов, потом сенатский обер-секретарь; наконец, с 1722 года – генерал-прокурор и обер-прокурор, его помощник.
В 1920 году опубликовали Генеральный регламент коллегий (президент, вице-президент, 4-5 советников и 4 асессора).
Вместо нескольких десятков старых приказов появились 11 коллегий со строгим разделением функций (например, Посольский приказ заменила Иностранная коллегия). Были образованы коллегии : Военная, Адмиралтейская, Камер-коллегия, Юстиц-коллегия, Ревизион-коллегия, Коммерц-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Берг-мануфактур-коллегия.
По реформе 1708-1710 годов Петр разделил страну на восемь губерний: Московскую, Ингерманландскую (позднее Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Архангелогородскую и Сибирскую потом добавил к ним Воронежскую. Каждую из них возглавлял губернатор.
В 1719 году число губерний увеличилось до 11. Кроме того, страну разделили на 50 более мелких территориальных единиц – провинций. Провинции делились на дистрикты.

Билет 9. Реформы в области экономики и финансов. Социальная политика Петра I

Петровские реформы оказали сильное влияние на состояние российской экономики. В течение первой четверти XVIII в. мощный рывок вперед совершила отечественная промышленность. Этот рывок был в решающей мере обусловлен широким вмешательством государства в хозяйственную жизнь, вмешательством, целью которого являлось всемерное ускорение развития производительных сил. Петру I были близки идеи меркантилизма — экономического учения, исходившего из того, что богатство страны достигается превышением вывоза над ввозом. Государство согласно этой концепции должно было регулировать хозяйственное развитие, способствовать росту отечественной промышленности, защищать ее от иностранной конкуренции.

Существенным образом повлияла на экономическую политику Петра Северная война. В целях скорейшего преодоления громко заявившей о себе в начале боевых действий экономической отсталости России был взят курс на форсированное развитие государственного предпринимательства. На карте страны возникали новые промышленные районы. Всего в течение петровского царствования было основано около 180 мануфактур, тогда как в конце XVII в. их насчитывалось около полутора десятков.

Впоследствии государство начало передавать казенные предприятия в частные руки. Однако бюрократические инстанции по-прежнему весьма жестко контролировали ситуацию, складывавшуюся в сфере промышленного производства. Активное государственное вмешательство, с одной стороны, способствовало промышленному росту, однако, с другой — сковывало деловую активность, препятствовало формированию традиции частного предпринимательства Проблема обеспечения мануфактур рабочей силой в конечном счете была решена путем широкого использования принудительного крепостного труда. Промышленный бум сопровождался, таким образом, усилением крепостнического начала в экономике страны, а не движением к новым, более прогрессивным формам хозяйствования.

Длительная и тяжелая война со шведами, многообразная реформаторская деятельность Петра I вели к значительному увеличению государственных расходов. В этой связи власти всеми силами стремились обеспечить и рост доходной части бюджета Механизм выкачивания денег из населения работал на полную мощь. Продажа и заготовка отдельных видов товаров объявлялась государственной монополией, увеличивались прямые налоги. В 1719–1724 гг. существовавшая ранее подворная система обложения была заменена подушной.

Социальная политика Петра I вела к упрощению структуры русского общества, к консолидации сословий. Именно в эпоху преобразований особенно явственно обозначился процесс превращения дворянства в особую привилегированную социальную группу. Указом 1714 г. вотчины и поместья были признаны единой недвижимой дворянской собственностью. Согласно этому же акту хозяину имения разрешалось завещать его только одному из сыновей (т. е. вводился принцип единонаследия).

Положение российских дворян в Петровскую эпоху существенно отличалось от положения европейских дворян. Для последних служба монарху являлась правом, а для российских дворян, как уже отмечалось, она была обязанностью. Иными словами, находясь на вершине социальной пирамиды, дворяне в России обладали этим статусом лишь постольку, поскольку несли на своих плечах тяжкое бремя служебной повинности. Данная ситуация накладывала сильный отпечаток, в частности, на функционирование политической системы общества. Привилегированное положение российских дворян, являясь производным от их отношения к государству, не становилось фактором, способным (как это было на Западе) умерять произвол власти. Могущество последней в результате оказывалось поистине безграничным.

Петровские реформы, разрушив существовавшую ранее иерархию чинов, создали представителям дворянских «низов» широкие возможности для успешной карьеры на военном или гражданском поприще. Как указывалось, Табель о рангах поставила продвижение по служебной лестнице в зависимость от «годности», а не «породы». При этом само дворянство не являлось замкнутой кастой. Выходцы из других сословий, достигшие VIII класса на гражданской службе или получившие первый офицерский чин (XIV класс) на военной, становились согласно Табели о рангах потомственными дворянами.

Недворянин, назначенный на должность XIV класса на гражданской службе, получал личное дворянство, т. е. не передававшееся по наследству. На положение самой многочисленной категории населения России — крестьян — сильнейшим образом повлияло введение подушной подати. Одним из результатов этой реформы стало исчезновение юридических различий между помещичьими крестьянами и холопами, так как последние, будучи при прежней, подворной, системе обложения свободны от государственного тягла, теперь должны были платить подушный налог наравне с крестьянами.

В итоге институт холопства прекратил свое существование, а холопы слились с крепостными, что, помимо прочего, в немалой мере содействовало превращению крестьян в настоящую «крещеную собственность». Податная реформа привела также к объединению отдельных категорий свободного от помещичьей власти сельского населения (черносошных крестьян и пр.) в особое сословие государственных крестьян. Принимая эту меру, призванную устранить сохранявшиеся различия между соответствующими социальными группами, власти руководствовались соображениями фискально-полицейского свойства

Изменения претерпела при Петре I и структура городского населения, которое согласно изданному в 1721 г. Регламенту Главного магистрата было разделено на «регулярных» и «нерегулярных» граждан. «Регулярные» граждане, в свою очередь, расписывались по двум книгам. В первую включались банкиры, богатые купцы, врачи и пр., а во вторую — мелкие торговцы и объединенные в цехи ремесленники. Лица, «обретающиеся в наймах и черных работах», считались «нерегулярными» гражданами. Они не допускались к участию в выборах в органы городского самоуправления (магистраты). Городскими делами в масштабах всей страны ведал созданный в 1720 г. на правах коллегии Главный магистрат.

Билет 10. Церковная реформа и преобразования в области культуры Петра1

Церковная реформа:
В результате церковной реформы Петра I русская церковь, прежде довольно самостоятельная, стала в полную зависимость от государства. После смерти патриарха Адриана (1700) царь предписал не избирать нового патриарха, и российское духовенство потом не имело его до собора 1917. Вместо этого царём был назначен «местоблюститель патриаршего престола» – украинец Стефан Яворский.

Такое «неопределённое» положение дел сохранялось, пока в 1721 не была проведена окончательная реформа церковного управления, разработанная при деятельном участии Феофана Прокоповича. По этой церковной реформе Петра I патриаршество было окончательно упразднено и заменено «духовной коллегией» – Святейшим Синодом. Её членов не избирало духовенство, а назначал царь – церковь теперь уже и законодательно стала в полную зависимость от светской власти.

В 1701 земельные владения церкви были переданы в управление светского Монастырского приказа. После синодальной реформы 1721 их формально возвратили клиру, но так как последний теперь всецело подчинился государству, этот возврат не имел большого значения. Под строгий государственный контроль Петр I поставил и монастыри.

Преобразования в области культуры
Сразу по возвращении из заграничного путешествия (1698) Петр I стал резать бороды боярам и дворянам и вводить для них западную одежду, чтобы придать высшему сословию России европейский облик.

Петр I стремился распространить в России полезные познания – преимущественно технические и практические, а не гуманитарные. Его культурные реформы выразились в основании ряда школ для преподавания иностранных языков, математики, морского и инженерного дела. На русский язык переводилась западная научная литература.

Старое усложнённое церковнославянское письмо было заменено (1708) более простой «гражданской азбукой». При Петре I стала издаваться первая общедоступная русская газета – «Московские ведомости» (с 1703). В конце своего правления Петр I сделал попытку (1724) учредить в России Академию наук, которая, однако, вскоре закрылась.

Петр I внедрял в России и бытовые европейские обычаи. В среде дворян распространились «ассамблеи» (светские приёмы) чисто светского характера. Проводились шумные публичные празднества на западный манер. Пропагандировалось более свободное, чем в Московской Руси, положение женщины.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.