Восстановление национальной государственности после почти двухвекового византийского господства стало главным событием болгарской истории XIII - XIV вв. Осенью 1187 г. в городе Великое Тырново, ставшем столицей Болгарии, торжественно коронован царь Асень I, а тырновский митрополит Василий был провозглашен архиепископом. Образовалось Второе Болгарское царство.
В общественную жизнь Болгарии предшествующего периода прочно вошли византийские порядки и греческая терминология. Но восстановилось и многое из того, что ранее было привычным во времена Первого Болгарского царства. Социально-экономическую основу страны составляли преимущественно аграрные отношения. Сложившиеся еще в период византийского владычества крупные земельные владения после освобождения Болгарии поменяли своих хозяев: византийских феодалов сменили болгарские. Поместья принадлежали как светским лицам, так церквам и монастырям. Значительная часть земельного фонда страны была собственностью государства и царской семьи. Судя по источникам, земля чаще всего давалась тем, кто служил, т.е. значительной была доля условного землевладения.
Впечатляюще интенсивно развивалось церковное и монастырское землевладение. Обширными поместьями обладали более 70-ти болгарских монастырей. В Юго-Западной Болгарии располагались владения крупнейшего в Болгарии Рильского монастыря. Его вотчина насчитывала 21 село с подвластным населением. Нередко государство жаловало крупным собственникам права иммунитета - податного, судебного и административного. Богатство государства покоилось на труде зависимого населения, преобладающей группой среди которого были крестьяне-владельцы наследственных наделов. Население было внесено в податные списки и обязано платить в казну централизованную ренту в натуральной и денежной форме, причем денежные платежи занимали видное место в государственном бюджете.
Болгарская экономика опиралась не только на деревню, но и на город, которые были различных типов: морские , города, расположенные на оживленных речных торговых путях, и континентальные. Первым и главным городом Болгарии современники называли Великое Тырново, столичный город, где располагались царская и патриаршая резиденции. Значительным ремесленным центром продолжал оставаться Преслав - прежняя болгарская столица, а крупным портом на Дунае являлся Видин. Быстро развивались города болгарского Причерноморья - Несебыр, Варна, Созополь, Анхиал. В источниках часто упоминаются города и крепости Южной Болгарии, центром которой был Пловдив. На Юго-Западе Болгарии выделялся Средец (София).
Во Втором Болгарской царстве развивались различные виды городского и сельского ремесла. Обрабатывались цветные и благородные металлы. Ювелирные мастерские имелись во Враце, Ловече и других городах. В столичном Тырново в конце XII - нач. XIII вв. развернулось грандиозное городское строительство. Город превратился в неприступную крепость. На холмах Царевец и Трапезица, обнесенных мощными стенами, были воздвигнуты дворцы царя и резиденция патриарха. Там же проживала высшая военная и гражданская администрация. По обеим берегам реки Янтры располагался “внешний город”, в котором жили торговцы и ремесленники.
Болгария в XIII - XIV вв. была активным торговым партнером. В начале XIII в. страна начала чеканить собственную монету. В ходу были и византийские, и венецианские деньги. Особенно активно международная торговля процветала в Придунайских и Причерноморских областях. На внешнем рынке Болгария торговала продовольствием. Помимо продуктов питания, на внешний рынок поставлялось сырье: кожа, меха, воск. И в Византии, и в Италии было хорошо известно болгарское зерно. Особенно тесные связи установились с Итальянскими республиками - Генуей и Венецией, торговцы которых имели в Болгарии целый ряд привилегий: платили низкие торговые пошлины, имели право экстерриториальности.
Освободившись от иноземных порядков, Болгария в конце XII в. приступила к восстановлению своей государственности. Страну вновь возглавил болгарский государь, носивший титул “царь и самодержец”. Как и в Первом Болгарском царстве, власть его была наследственной и обширной: царь был верховным главнокомандующим и законодателем. Он принимал участие в решении вопросов, касающихся не только светской, но и духовной жизни. Во всех государственных делах он опирался на Совет, состоящий из “великих боляр”. Знать Болгарии, заменив греческую, быстро заняла все высшие государственные должности. Из ее среды назначали великого логофета - второе лицо после царя в государстве, а также протовестиария, ведавшего государственной казной, и великого воеводу - верховного военачальника. В областях главными чинами были дуки. Титулованная аристократия (деспоты) владела обширными территориями и зачастую проводила самостоятельную политику.
Восстание Ивайлы
Социальная жизнь была достаточно напряженной. В 1277-1280 гг. в Болгарии развернулось движение, в котором приняли участие почти все слои тогдашнего болгарского общества, хотя поначалу оно носило демократический характер. Восстание возглавил крестьянин Ивайло, выходец из самых низов общества: он был свинопасом. Это обстоятельство стало основанием для вывода, господствующего в историографии, о крестьянском характере всего движения. Хотя эти весьма сложные события едва ли возможно назвать крестьянским восстанием или, тем более, крестьянской войной. Движение началось в 1277 г. на Северо-Востоке Болгарии. Свое войско Ивайло первоначально составил из “простых и буйствующих”, как об этом повествует византийский историк Григора, но затем оно быстро возросло за счет присоединившейся к войску оппозиционной знати. Ведомые Ивайло войска совершили то, что было не под силу правительственным силам центральной власти. Ими были несколько раз разгромлены грабившие Болгарию татары. Именно эти победы сделали имя Ивайло популярным в стране. В 1277 г. мятежникам удалось разгромить под Тырново царские войска. В сражении погиб сам болгарский царь Константин Тих. Уцелевшие в бою правительственные части присоединились к восставшим. Весной 1278 г. ворота болгарской столицы открылись перед Ивайло, который занял царский престол, женившись на овдовевшей царице. Впрочем, пестрая оппозиция центральной власти не всегда была однозначно предана царю-крестьянину. Вожделенный престол стремился занять еще один претендент, ставленник Византии, сын болгарского вельможи, провозглашенный Иваном Асенем III. Теперь Ивайле предстояло сражаться не только с татарами, но и с византийскими войсками. В это же время часть болгарской знати поддержала еще одного претендента на тырновский трон - Георгия Тертерия. Именно ему то и было суждено стать болгарским царем (1280-1292).
Иван Асень II
В его лице Болгария получила блестящего правителя, которому многое удалось в плане устройства государственных дел в стране. При нем стихли внутренние междоусобицы и укрепилась центральная власть, и далеко раздвинулись государственные границы. Воинственный и могущественный болгарский владыка остался в памяти современников и как гуманный правитель, который, одерживая военные победы, отпускал захваченных в боях пленных по домам. Добрую память по себе болгарский царь оставил не только в своей стране, но и у соседей.
Видимо, Ивану Асеню II способствовала удача. Вскоре после своего вступления на престол (1221 г.) он вернул Болгарии ранее захваченные венграми области близ Белграда и Браничево, и добился этот мирным путем, женившись на дочери венгерского короля. В 1225 г. болгарский царь сделал еще один удачный дипломатический шаг - он отдал одну их своих дочерей замуж за брата Федора Комнина - могущественного правителя Эпирского деспотата. В эту же пору Иван Асень II получает заманчивое предложение от самих латинян, властвующих в Константинополе, заключить мирный договор с Латинской империей, а заодно скрепить его браком Балдуина II с дочерью болгарского царя. Обзаведясь, таким образом, могущественными союзниками, Иван Асень II сумел в конце 20-х годов XIII в. вернуть Болгарии часть Фракии с Пловдивом. И тогда недавний союзник болгарского царя и его близкий родственник Федор Комнин весной 1230 г. двинул против Болгарии войска. А до этого почти десять лет , благодаря дипломатическому искусству своего царя, страна жила в мире. Военное столкновение с греческими войсками произошло близ Пловдива, в селе Клокотница. Тотальный разгром войск Комнина и пленение его самого открыли путь победному маршу болгарских войск. Болгары овладели Западной Фракией, всей Македонией, частью Адриатического побережья, частью Фессалии и Албанией. Одержавший столь впечатляюшие победы болгарский царь посчитал необходимым сменить титулатуру верховной власти и отныне стал именовать себя “царем болгар и греков”. Сведения о своих военных успехах Иван Асень II повелел запечатлеть надписях, выбитых на твердых материалах. Одна их таких красноречивых надписей обнаруживается на каменной колокольне в церкви “Св. сорока мучеников” в Тырново. Надпись гласит: ”В лето 6738-е (1230), индикт третий, я, Иван Асень, во Христе Боге верный царь и самодержец болгар, сын старого Асеня, от основ воздвиг и до верха росписью украсил эту церковь во имя святых Сорока мучеников, помощью которых в двенадцатое лето моего царствования, когда расписывался этот храм, я двинулся на войну в Романию и разбил греческое войско. Самого же царя, кира Феодора Комнина, пленил со всеми его болярами и занял Греческие земли от Одрина до Драча, а также земли Арбанасские и Сербские. Франки владели только городами вокруг Царьграда и этим городом тоже, но и они повиновались деннице моего царства, ибо не было у них иного царя, помимо меня, и благодаря мне влачили они дни свои”. Согласно другой надписи 1231 года, Иван Асень II имеет уже другой титул и зовется “Асень, Богом поставленный царь болгар и греков, а также иных стран”.
Каковы в сущности цели этого без преувеличения великого болгарского правителя? Создание великой империи? Возможно. Но постоянно присутствует забота о восстановлении болгарской патриархии. И снова дипломатические, прежде всего, успехи помогли этой акции. В 1235 г. состоялось обручение дочери Ивана Асеня II с наследником Никейского престола. И затем на состоявшемся в том же году церковном Соборе была учреждена болгарская патриархия. Первым патриархом Второго Болгарского царства стал архиепископ Тырнова Иоаким. Вскоре Никейский император Ватац и болгарский царь стали союзниками в борьбе против латинян. Но последующие события показали, что на сей раз шаги Ивана Асеня II, пожалуй, не были просчитаны им тщательно, как ранее, или были просчитаны им ошибочно. Болгарский царь внезапно расторг союз с Никейской империей и, более того, заключил союз на этот раз с латинянами, находящимися в Константинополе (1237 г.). Видимо, слишком велико было его желание занять Константинопольский престол. Однако когда союзники двинулись против Никеи , царь получил известие, что в Тырново от чумы скончались его жена, сын и патриарх Болгарии Иоаким I. Иван Асень вернулся в Болгарию, разорвав союз с латинянами, а в 1241 г. Иван Асень II умер. Этот болгарский царь был неординарным и просто редким для эпохи средневековья правителем. О нем одинаково хорошо и с почтением отзывались не только соотечественники, что естественно, но и бывшие враги. Во множестве источников отмечено, что после битв от отпускал на волю пленных и не притеснял оппозицию. О нем хорошо отзываются даже византийские хронисты.
После эпохи Ивана Асеня II в Болгарии не было столь блистательных правителей. Под управлением многих, ничем себя особенно не прославивших царей Болгария больше теряла, нежели приобретала.
Османское завоевание
Но главная трагедия была впереди. В XIV в. у Болгарии появился грозный и опасный сосед - османские турки, захватившие византийские владения в Малой Азии. Уже в 20-е годы XIV в. они стали совершать свои опустошительные набеги на Балканский полуостров, а в 1352 г. овладели первой крепостью на Балканах - Цимпе. К сожалению, туркам противостояли лишь разрозненные силы соперничавших между собой балканских правителей. Попытки образовать союз для совместной борьбы против турок не увенчались успехом. В начале 60-х годов османы овладели почти всей восточной Фракией с городом Одрин. После смерти Ивана Александра (1371 г.), которому удавалось поддерживать мирные отношения с турками, началось завоевание ими Второго Болгарского царства.
В 1371 г. на р. Марица при Черномене турки нанесли поражение войскам двух македонских правителей, братьев Вукашина и Углеши. Путь в Сербию и западные болгарские земли был открыт. Иван Шишман вынужден был признать себя вассалом султана Мурада и даже отдать свою сестру Тамару в султанский гарем. В это же время все болгарские земли к югу от Балканского хребта попали под власть турок. Началось османское наступление на другие болгарские области. В 1385 г. пала София. Султан Мурад решил вначале разделаться с Сербией, но в битве на Косовом поле с сербами он погиб (1389 г.). Натиск на Болгарию продолжил султан Баязид. Летом 1393 г., осажденная турками, пала столица Болгарии Великое Тырново. Последний патриарх средневековой Болгарии Евфимий Тырновский был изгнан из города и отправлен в ссылку. Болгарский царь Иван Шишман находился в это время в г. Никополе, где был арестован и обезглавлен (1395). В это же время была захвачена и Добруджа. В 1396 г. пало Видинское царство, и Болгария перестала существовать как самостоятельное государство на долгие пять веков.
Падение болгарских столиц Тырнова (1393) и Видина (1396), пленение последних представителей династии Асеней Ивана Шишмана и Ивана Срацимира означали гибель средневекового болгарского государства. Однако османский султан Баязид (1389-1402) напрасно праздновал победу. Пока прозванный современниками “Молниеносным” турецкий государь успешно воевал в Европе, с востока на его владения напали войска среднеазиатского эмира Тимура, в 1402 г., нанеся османам сокрушительное поражение под Анкарой, Баязид был взят в плен и казнен. Турецкие владения стали ареной междоусобной борьбы его родственников. Смутой в Османском государстве попытались воспользоваться сыновья двух последних болгарских царей Константин и Фружин, которые выступили против турок в союзе с сербским деспотом Стефаном Лазаревичем, валашским господарем Мирчей и Боснией. С прекращением османских междоусобиц в начале 20-х гг. XV в. власть турок над болгарскими землями была восстановлена. Последней попыткой болгар вернуть себе независимость стало их участие в крестовых походах против османов, организованных Венгрией в 1443 и в 1444 г. Разгром последнего из них под Варной (10.XI.1444 г.) и гибель короля Польши и Венгрии Владислава IV положили конец и этим последним усилиям. Османское завоевание Болгарии, длившееся восемь десятилетий, завершилось.
Последствия многолетних опустошительных походов и войн для болгарского народа были крайне тяжелыми. Погибли сотни тысяч людей, запустели многие плодородные земли, были до основания разрушены крупнейшие города. В боях с османами было либо физически уничтожено, либо обращено в ислам большинство болгарской знати. Из многих городов, особенно на северо-востоке страны, жители или были выселены, или бежали в горы, основав там новые поселения (Габрово). При этом вряд ли есть особые основания говорить о демографическом коллапсе болгарских земель - уже с 20-30-х гг. XV в. начинается интенсивное восстановление экономической и социальной жизни и в городах, и в селах, о чем недвусмысленно свидетельствуют ранние османские регистры - описи городских и сельских хозяйств болгар. Более того, немногие сохранившиеся болгарские источники этого времени говорят о достаточно быстрой адаптации болгар к изменившимся политическим условиям и признании ими власти османских султанов в качестве преемников местных государей. Таким образом, в эпоху турецкого завоевания болгарский народ в разумной степени проявил и свой потенциал сопротивления захватчикам, и способность выживать в новой обстановке.
Развитие культуры.
Сражения и битвы, потери и успехи на ратных полях несомненно, важная, но не единственная сторона жизни общества и государства. Постоянным явлением, наряду с обычной жизнью простого народа , было развитие культуры в средневековой Болгарии.
Аккумулировала культурную жизнь Болгарии XIII - XIV вв. ее столица - Великое Тырново. Именно этот город стал колыбелью удивительного феномена - тырновской книжной школы, возглавил которую болгарский патриарх Евфимий.
Евфимий (род. ок. 1320 г.) был выходцем из столичной знати, получил великолепное образование на родине и в Византии - в Константинополе и на Афоне, а в 1375 г. стал патриархом болгарской церкви. В начале 70-х гг. XIV в., вернувшись из Византии на родину активным приверженцем религиозно-философского учения исихастов, Евфимий основали вблизи Тырнова монастырь св. Троицы, ставший крупнейшим культурным центром. При монастыре велась переписка книг (Евфимий стремился вернуть болгарскому православию изначальную чистоту, исправив богослужебные тексты по греческим оригиналами приблизив нормы литературного языка к классическим кирилло-мефодиевским образцам), был составлен цикл житийных и агиографических произведений, посвященных местным и чтимым в Болгарии святым. Сам Евфимий принял в переработке богослужебной и агиографической литературы активнейшее участие, составив на основе старых текстов обновленные жизнеописания и похвалы святым болгарской церкви, подчеркнув в них идеалы исихазма и придав изложению возвышенные и патетические черты через особый стиль, названный современниками “плетение словес”. Так, житие Иоанна Рильского Евфимия насыщено новыми чертами: подчеркивается мощь и значение болгарских городов Средеца и Тырнова, в уста болгарского аскета вкладываются актуальные поучения болгарскому царю Петру: ”Богатство ... следует тратить не на удовольствия, но на оружие и войско” или “валяйся в ногах у твоей матери,церкви! ... Склоняй голову перед ее первопрестольником!”.
В житии болгарского подвижника XII в. Иллариона, рукоположенного в 1134 г. византийским архиепископом Евстафием Охридским в епископы г. Меглен, Евфимий обращается к теме антиеретической борьбы. Илларион, краткое житие которого имелось в распоряжении Евфимия, был яростным противником богомилов, а также сторонников другой восточной ереси - манихейства - получившего распространение в болгарских землях в X - XII вв. Основные факты, сообщаемые Евфимием относительно деятельности Иллариона, достоверны и восходят к его более древнему житию. Однако развернутое описание диспута мегленского епископа с манихеями и армянами-монофизитами опирается в основном на антиеретический трактат византийского богослова начала XII в. Евфимия Зигавина “Догматическое всеоружие” и едва ли может считаться изложением реальных споров. Завершает житие сюжет о перенесении царем Калояном мощей Иллариона в Тырново после одержанной победы над византийцами.
Перу Евфимия принадлежит жизнеописание популярной в Болгарии святой Параскевы (Петки), которая считалась небесной заступницей болгарского царства и его столицы. Ее мощи с XIII в. также хранились в Тырнове. В житие включен подробный рассказ о перенесении мощей святой, восходящий к более раннему житию Петки, но расширенный и дополненный Евфимием. Здесь подробно рассказывается об Иване Асене II, который, одерживая военные победы, “занял всю македонскую землю и Сер, да еще всю Афонскую или, точнее сказать, Святую гору и, кроме того, славный город Солунь и всю Фессалию, и Триволию, именуемую Сербией, и Далмацию, и державу, называемую Арбанасской, до самого Драча. И поставил в этих землях святых и благочестивых епископов и митрополитов, о чем явственно свидетельствуют его высочайшие хрисовулы, хранимые в святой Святогорской Лавре в Простате”. Евфимий сообщает, что мощи св. Параскевы в болгарскую столицу сопровождал преславский митрополит Марко, а встречали Иван Асень II с царицей Анной и вельможами, а также болгарский патриарх Василий с церковным причетом и бесчисленными толпами народа”. Особенностью сочинений Евфимия является великолепный стиль. Вот его обращение к св. Параскеве: “Ты - болгарская красота, заступница и хранительница! Тобой величают себя наши цари! Твоим заступничеством все воюющие против нас останавливаются” Тобою земля наша утверждается и одерживает светлую победу!”.
Сочинения ученика Евфимия Григория Цамблака (род. в 60-е гг. XIV в. - ум. в 1420 г.) идейно и стилистически выдержаны в традициях тырновской школы. Помимо характерных риторических оборотов и следования византийским агиографическим канонам их отличает обилие конкретно-исторических сведений, что делает сочинения Цамблака важнейшим источником по болгарской истории конца XIV в. Цамблак продолжил написанное Евфимием житие св. Петки ярким и насыщенным историческими подробностями рассказом о перенесении ее мощей из Тырнова в Видин, а затем в Сербию в конце XIV в. Самое важное среди сочинений Григория - Похвальное слово Евфимию Тырновскому - произведение ярко выраженной болгарской тематики, посвященное жизни и деяниям последнего патриарха тырновской церкви. Писатель подробно останавливается на просветительской деятельности Евфимия, школа которого в монастыре св. Троицы близ Тырнова “привлекала множество людей не только болгарского рода ... но и от всех стран - на север до Океана и на запад до Иллирика...”. Большое внимание уделяется антиеретической борьбе Евфимия, причем подробно описываются еретические движения, часто возникавшие среди жителей болгарской столицы в тревожной обстановке надвигающегося османского нашествия. В отношении Цамблака к Византии просматривается некая двойственность, объясняемая перипетиями церковно-политической борьбы в православном мире конца XIV в. Упрекая за “ненасытное златолюбие” императора Иоанна V Палеолога, Цамблак противопоставляет ему “константинопольских любомудрых мужей” - высшее столичное духовенство. Труд Цамблака - это произведение яростной и непримиримой антиосманской направленности. К числу наиболее ярких страниц принадлежит рассказ об осаде и взятии Тырнова турками, о героическом поведении Евфимия перед иноземными поработителями и его изгнании из столицы. “Есть ли что-либо горше изгнания и разлуки с родными, когда воспоминания об отечестве и близких жалом пронзают сердце!” - искренне восклицает автор, сам испытавший горечь разлуки с родиной.
Цамблаку пришлось жить и работать в Валахии и Молдове, в Сербии и на Руси, но болгарские сюжеты появляются и в его произведениях, посвященных другим странам. Так, в житии сербского царя Стефана Дечанского Григорий осуждает былые раздоры между болгарами и сербами, а в надгробном слове московскому митрополиту Киприану описывает болгарскую столицу времен своего детства, когда знаменитый подвижник проезжал через нее по пути в Константинополь.
Григорий Цамблак - историк последних драматических десятилетий истории Болгарского царства. В основе его произведений лежат не только собственные впечатления, но и рассказы очевидцев. Он сообщает читателю, что пользовался свидетельствами монахов Студийского монастыря в Константинополе, афонской лавры св. Афанасия и других святогорских иноков. Автор весьма ответственно относится к своей работе историка, напоминая, а иногда клятвенно заверяя, что все сообщаемое им достоверно и истинно.
Гибель жизнеспособного славянского государства, каковым являлось Второе Болгарское царство, стала трагедией не только болгарского народа, но и всего славянского мира.