Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Концепция ценности и предельной полезности.

Биография и личная жизнь

Родился в 1851 году в семье государственного служащего. Его отец занимал высокий пост вице-губернатора Моравии[5]. Школьное образование получил в элитной Бенедиктинской гимназии в Вене. Его школьным другом был Фридрих фон Визер, ставший известным экономистом и профессором кафедры экономики Венского университета. Впоследствии Бём-Баверк породнился со своим школьным товарищем, женившись на его сестре.

В течение своей жизни Бём-Баверк преподавал в университетах Инсбрука и Вены. Он трижды занимал пост министра финансов одной из двух составных частей Австро-Венгерской империи — Цислейтании[2]. На этой должности Бём-Баверк провёл реформирование системы налогообложения и обеспечил стабильность национальной валюты в условиях мирового экономического кризиса 1900—1903 годов. К 1904 году, когда он покинул министерскую должность, Австро-Венгрия вышла на характерные для передовых государств мира темпы роста экономики[3]. В 1911 году Бём-Баверк стал президентом австрийской академии наук.

Научные достижения:

Среди научных достижений Бём-Баверка выделяются создание концепции субъективной ценности и предельной полезности, теории процента на капитал.

Концепция ценности и предельной полезности.

Экономическая теория рассматривает ряд фактов с точки зрения ценности. Ценность является той формой, которая позволяет сопоставлять и измерять экономические понятия (цена, спрос, полезность и др.) От того, как трактуют данное понятие зависит понимание экономической науки в целом. Предложив собственную теорию ценности в монографии «Основы теории ценности хозяйственных благ», которую оппоненты стали называть «Бём-Баверковской», он внёс коррективы в теорию ценообразования.

Во введении к своей монографии «Основы теории ценности хозяйственных благ» учёный подчёркивает наличие терминологической путаницы в определении понятия «ценность». Он выделяет «субъективную» и «объективную» ценности. Субъективная ценность определяет значение, которое имеет некое материальное благо или их совокупность для благополучия конкретного человека. Ценностью в объективном смысле является способность вещи давать какой-нибудь объективный результат. В то же время субъективная ценность может быть выражена как в виде «субъективной потребительной», так и «субъективной меновой». Такие понятия как «питательная ценность» хлеба или «отопительная ценность» вязанки дров выходят за пределы интересов экономической науки. Признавая определённое экономическое значение для «производственной», «наёмной», «доходной» ценностей Бём-Баверк считает целесообразным ограничить свою теорию изучением лишь одной сферы «объективной ценности» — меновой. «Меновая ценность» для любого блага представляет его объективное значение в сфере обмена. Под термином понимается возможность получить в обмен на одно материальное благо определённое количество других.

Данная концепция состоит из двух теорий:

· Теория субъективной ценности

· Теория объективной меновой ценности

“Капитал и процент”

Экономист утверждает в этой книге, что процент появляется ввиду того, что сегодняшние потребительские блага обмениваются на будущие, и в сущности является надбавкой к цене сегодняшних благ. Проблема состоит в выявлении причин, почему рынок обеспечивает существование такой надбавки, то есть почему люди за товары, полученные сегодня, готовы отдать большее их количество в будущем.

Бем-Баверк приводит три следующие причины существования процента на капитал.

Ожидание, что в будущем ситуация для удовлетворения потребностей будет лучше, чем в настоящем; что в обществе всегда есть малообеспеченные люди, а также такие, которые надеются стать богаче (то есть человек берет деньги в долг под проценты потому, что рассчитывает, например, перейти на более высоко оплачиваемую работу или надеется получить наследство);

Большинство людей не воспринимает потребление благ в будущем с такой же реальностью, как их потребление в настоящем; недооценивает будущие потребности, что вызывается:

недостаточно развитым воображением (например, индивид не может представить себе повышения или изменения своих потребностей в будущем; не относится к изощренно мечтающим субъектам);

недостаточной силой воли (заем денег под проценты объясняется тем, что индивиду необходимо приобрести товар именно сейчас; например, ребенок требует купить ему конфетку немедленно, не осознавая, что если немножко подождать, то можно получить целый кулек конфет);

скоротечностью жизни и неуверенностью в завтрашнем дне (клиент одалживает деньги, надеясь, что не доживет до момента расплаты либо он сам, либо его кредитор).

Обладание благами сегодня позволят человеку осуществлять производство с большей эффективностью, он осознает превосходство «окольных» методов производства" (то есть необходимость использовать в производстве блага высших порядков, капитал).

Главные идеи:

Американский экономист Марк Скоузен выделил во вкладе Бём-Баверка в экономическую науку несколько основных направлений. Во-первых, австрийский учёный защищал идею накопления в то время, как среди большинства экономистов преобладала враждебность к бережливости.

Бём-Баверк утверждал, что сбережения за счёт ограничения потребления необходимы для экономического роста. Общественные и личные фонды являются источником инвестиций для развития предпринимательства, новых технологий и формирования капитала. Во-вторых, его критика теории Маркса стала основой для оправдания капиталистического строя в контексте обвинений в эксплуатации рабочего класса.

Выделяют три основных труда экономиста:

1. «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886);

2. «Капитал и процент» (1884—1889);

3. “К завершению марксистской системы” (1896)

Также Эйген фон Бём-Баверк внёс полезные уточнения в понятия спроса и предложения,ввёл в экономическую науку понятие обмена.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.