Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Либерализм в американской общественной мысли: концепция федерализма Т. Джефферсона, А. Гамильтона и Дж. Мэдисона.

Тема 3. Политическая теория классического либерализма в идеологии Нового времени.

Политическая концепция Дж. Бентама.

- биография мыслителя, идейные источники концепции.

- теория политического корпуса и гласности в сочинении Дж. Бентама «Тактика законодательных собраний».

- организация парламентской деятельности в трудах Дж. Бентама: оригинальные идеи и современное состояние.

 

Общественно-политические взгляды Дж. С. Милля.

- биография мыслителя, идейные источники концепции.

- Дж. С. Милль о критериях лучшей формы правления, а также преимуществах и недостатках парламентской формы правления. Истинная и ложная демократия.

- теория избирательного права, выборов, организации парламентской деятельности, национальности и государственного управления в сочинении Дж. С. Милля «О представительном правлении».

 

Либерализм в американской общественной мысли: концепция федерализма Т. Джефферсона, А. Гамильтона и Дж. Мэдисона.

- дискуссии вокруг принятия Конституции США.

- концепция федерализма А. Гамильтона.

- либеральные принципы и права субъектов федерации: анализ статей сборника «Федералист».

 

Источники:

1. Бентам Дж. Тактика законодательных собраний.

sotsium.ru/books/37/38/bentham_parliament.html

2. Милль Дж. С. О представительном правлении. http://fondint.narod.ru/bibl/alf/12m/01/mill/mill2.html

3. Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея: Пер. с англ. / Под общ. ред., с предисл. Н.Н.Яковлева, коммент. О.Л.Степановой. М., 2004.

Литература:

1. Американские просветители. Т. 1-2. М., 1968-1969.

2. Бейлин Б. Идеологические истоки Американской революции. М., 2010.

3. Бурстин Д. США: национальный опыт. М., 1994.

4. Война за независимость и образование США. / Под. ред. Севостьянова. М., 1976.

5. Всемирная история в 10 томах. Том. 5. М., 1963.

6. Деборин А.М. Социально-политические учения нового времени: В 2-х т. Т.1-2. М., 1958.

7. Джефферсон Т. Записки о штате Вирджиния. М., 1996.

8. Иванян Э.А. История США. М., 2004.

9. Лейст О.Э. История политических и правовых учений. М., 2003.

10. Либерализм Запада XVII—XX вв. / Под ред. В. В. Согрина. М., 1995.

11. Макинерни Д. США: История страны. М., 2009.

12. Мижуев П.Г. Великий раскол англо-саксонской расы. СПб., 1901.

13. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. М., 2005.

14. Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли. Том I-III. М., 1963.

15. Печатнов В.О. Гамильтон и Джефферсон, М, 1984.

16. Просветительское движение в Англии. / Под ред. Н.М. Мещеряковой. М., 1991.

17. Родригес А.М. Новая история стран Европы и Америки. XVI – XIX века. М., 2009.

18. Самуэль Г. Либерализм: опыт изложение принципов и программы. М., 2010.

19. Севостьянов Г.Н., Уткин А.И. Томас Джефферсон. М., 1976.

20. Согрин В.В. Американские просветители. М.,1983.

21. Согрин В.В. Джефферсон. Человек, мыслитель, политик. М., 1989.

22. Согрин В.В. Идейные течения американской революции XVII в. М., 1980.

23. Согрин В.В. История США. М., 2003.

24. Согрин В.В. Образование Североамериканского государства. Новое прочтение // Новая и новейшая история. 2002. №1.

25. Согрин В.В. Основатели США: исторические портреты. М.,1987.

26. Согрин В.В. Политическая история США XVII - XX вв. М., 2001.

27. Фурсенко А.А. Американская буржуазная революция XVIII вв. М. 1960.

Методические рекомендации

1) Родиной либерального политического учения по праву считается Великобритания II половины XVIII – I половины XIX вв. В то время, когда во Франции утверждение рыночной экономики и капиталистических социальных отношений происходило в результате революционных потрясений конца XVIII в. (в немалой степени подготовленных просветительскими политическими концепциями), в Англии потенциал насильственной борьбы за изменение общественных устоев был исчерпан в ходе революций XVII в.: «кровавой» и «славной». Ограниченная монархия, бессословное законодательство, защита частной собственности, неприкосновенность личности – всё это уже было составной частью английской конституции ко второй половине XVIII в. Буржуазия всё настойчивее вытесняла дворянство из политической системы, сливаясь с той его частью, которая была готова принять капиталистические «правила игры». Однако за прошедшее со времени революционных потрясений столетие британская политическая система становилась всё более и более олигархической: уменьшалось число наделённых избирательным правом подданных (согласно последним подсчётам историков, правом избирать обладало не более 5 % населения, а быть избранным – порядка 1500 семей, конкурировавших за втрое меньшее количество парламентских мест), государственная власть сосредотачивалась в руках узкого круга богатых родов, нарушения и махинации на выборах стали обыденным явлением. Крупная буржуазия и соединившаяся с ней аристократия буквально вытеснила средние и мелкие слои торгово-предпринимательских кругов из сферы принятия политических решений. В результате, в первой половине XIX в. последние имели множество поводов для недовольства. Опираясь на знания, полученные в ходе изучения политической истории зарубежных стран (Великобритании), вспомните содержание нижеперечисленных законов и объясните, почему те могли вызывать протесты средних и мелких буржуа, оставаясь приемлемыми и даже выгодными политической олигархии:

- религиозное законодательство

- система парламентского представительства

- хлебные законы

- навигационные акты

- рабочее законодательство

2) Далеенеобходимо перейти к общим характеристикам политической мысли либерализма, рассмотренным в лекционном курсе:

- индивидуализм

- разумный эгоизм

- принцип государственного невмешательства в экономику

- государство «ночной сторож»

- требование равенства политических прав при признании общего неравенства людей

- реформизм (идея превентивных реформ) и эволюционизм

- утилитаризм

- секуляризм

С опорой на сочинения мыслителей требуется продемонстрировать, как каждый из них использовал в своих трудах вышеобозначенные принципы.

3) Назаключительном этапе семинарского занятия требуется приступить к анализу политико-государственных концепций либеральных мыслителей. Важно: Ключевой составляющей ответа является цитирование используемого источника!

Дж. Бентам. Известен как основоположник философско-этического учения утилитаризма, в основе которого лежит "принцип пользы" (действия людей, их отношения должны получать моральную оценку по приносимой ими пользе). С точки зрения политической теории, интересно его сочинение «Тактика законодательных собраний», ставшее настольной книгой многих поколений западных политиков. Изучение этого источника делится на две части. Во-первых, необходимо определить смысл используемых Бентамом понятий: представительное собрание и доверие к нему, законодательный корпус, гласность.Во-вторых, требуется изучить предложения Бентама по организации деятельности представительного собрания и определить степень их соответствия реалиям того времени: какие из них стали возможны только после либеральных реформ в Великобритании I половины XIX в.? Какие были новацией даже для середины XIX в.? Какие существуют в политической практике европейских государств до сих пор?Требуется также ответить на вопрос: в чём состоял вклад Дж. Бентама в либеральное политическое учение?

Дж. С. Милль. У данного мыслителя наибольший интерес для политолога представляет труд «О представительном правлении». Подобно сочинению Дж. Бентама, эта работа относится к наиболее важному для либералов вопросу – организации представительного правления. Начать изучение данного источника необходимо с определения авторских критериев лучшей формы правления, а также названных им преимуществах и недостатках парламентской формы правления, истинной и ложной демократии.Необходимо определить аргументы автора в защиту либеральной политической концепции.Далее требуется аналогично с предыдущим произведениемизучить предложения Милля по организации деятельности представительного собрания(теория избирательного права, выборов, организации парламентской деятельности, национальности и государственного управления)и определить степень их соответствия реалиям того времени: какие из них стали возможны только после либеральных реформ в Великобритании I половины XIX в.? Какие были новацией даже для середины XIX в.? Какие существуют в политической практике европейских государств до сих пор?Требуется также ответить на вопрос: в чём состоял вклад Дж. Милля в либеральное политическое учение?

Концепция федерализма Т. Джефферсона, А. Гамильтона и Дж. Мэдисона. Завершается семинарское занятие изучением сочинений представителей американской политической мысли. Либерализм в США развивался по двум основным направлениям: демократическому (джефферсоновскому) и федералистскому (гамильтоновскому). Последний из них носил достаточно консервативный характер в силу отличных условий возникновений и развития (здесь необходимо обратиться к материалу курса «Политическая история зарубежных стран»). Изучая дискуссии вокруг принятия конституции США и сочинения американских федералистов необходимо ответить на два основных вопроса:

- какие политические проблемы более всего волновали американских либералов после окончания Войны за независимость(внутренняя политика, экономика, дипломатия и др.)? Какие темы поднимались в ходе дискуссий вокруг принятия Конституции США? Какие аргументы использовались сторонами (объяснить позиции сторон)?

- в чём различался американский и британский подход к организации парламентской деятельности(сравнить взгляды Дж. Бентама, Дж. С. Милля, с одной стороны, и Т. Джефферсона, А. Гамильтона и Дж. Мэдисона – с другой)? В чём заключались кардинальные расхождения между проектами Дж. Бентама, Дж. С. Милля и конституцией США? Чем можно объяснить эти различия?

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.