В 16 веке территория Соединенных Штатов была населена индейскими племенами, и в этот период здесь появились первые европейцы. К 18 веку европейцами был колонизирован весь Североамериканский континент, в результате чего сформировались три зоны влияния. В районах Атлантического побережья появилась британская зона, вЛуизиане и районе Великих Озер – французская, а испанская зона возникла на Тихоокеанском побережье, в Техасе и Флориде.
В 1774 г. 13 английских колоний начали военные действия в борьбе за независимость и достигли своей цели 4 июля 1776 г. – дата образования нового суверенного государства Соединенные Штаты Америки. 17 сентября 1787 г. была принята Конституция с главными убеждениями демократического формирования страны. В утвержденной Конституции содержались права «свободных» штатов с могущественной государственной властью.
В начале 19 века территория США увеличивалась за счет приобретения у французов Луизианы, у испанцев Флориды и завоевания колоний других земель, например,Калифорнии. Захват местных государств сопровождались либо принудительным выселением индейского народа в резервации, либо полным уничтожением населения.
В 1861 г. между южными и северными штатами возникли разногласия, связанные с экономическими и культурными вопросами, вследствие чего возникла Конфедерация 11 южных штатов, объявившая о своем отделении. В начале гражданской войны южане одержали несколько побед, но в итоге она завершилась победой северных штатов и сохранности федерации. В 1867 г. Соединенными Штатами были куплены Алеутские острова и Аляска у России. Конец 19 – начало 20 века отличились грандиозным подъемом США в сильное экономическое государство, благодаря наплыву иммигрантов с других материков. К 1914 г. население государства уже составляло 95 миллионов жителей.
4 апреля 1917 г. Америка вступила в Первую мировую войну. До этого времени государство предпочитало занимать нейтральную позицию по отношению к событиям, которые происходили на тот момент в Европе, поскольку США занималась созданием зон влияния в странах Тихого океана и Карибского бассейна, а также Центральной Америки. По завершении войны американский Сенат отказывался голосовать за Версальский договор.
После войны в 1929 г. резкий скачок экономики страны сменился ужаснейшим кризисом. Во время Великой депрессии значительно сократилось производство, и увеличилась безработица. 7 декабря 1941 г. армия США вступила во Вторую мировую войну с Японией вследствие бомбардировки в Перл-Харборе американской базы японскими истребителями. После 11 декабря 1941 г. Америка вступилаа в военный конфликт с Италией и Германией. Все свои военные действия американцы разворачивали в основном на Тихоокеанской территории. После Тегеранской конференции 6 июня 1944 года армия США фигурировала в разгроме германской армии на Атлантическом побережье Франции. Боевые действия против Японии успешно проходили в юго-восточной Азии и на островах Тихого океана. 6 августа 1945 г. американцы скинули на Хиросиму атомную бомбу, а 9 августа бомба была сброшена еще на один японский город – Нагасаки. 2 сентября 1945 г. императором Японии Хирохито был подписан акт о капитуляции.
Сильнейшее мировое государство США после войны содействовало восстановлению экономики странам Западной Европы и развернуло «холодную войну», препятствуя распространению коммунистического воздействия по всему миру, а особенно в Европе. В конце 40-х г. – начале 50-х г. непосредственно внутри державы американские власти преследовали всех подозреваемых в участии в коммунистическом движении.
В дальнейшем Америка, так или иначе, ввязывалась в международные конфликты: Куба, Вьетнам, арабо-израильская война. В США возникло пацифистское движение против военных действий, направленных на вьетнамцев, которое совпало с борьбой афроамериканских жителей против расовой дискриминации. В апреле 1968 г. было совершено убийство Мартина Лютера Кинга, убеждавшего в мирном разрешении вопроса об отстаивании своих гражданских прав афроамериканского населения. Его конструктивная политическая деятельность не прошла бесследно, поскольку впоследствии произошла интеграция афроамериканцев в американскую общественность.
В 70-х г. произошел значительный политический оборот – отставка президента Никсона, чему способствовал Уотергейтский скандал. В 1979 г. нормализовались отношения Китая с Соединенными Штатами, президентом которых в этот период являлся Дж. Картер. Это, в свою очередь, благоприятно повлияло на подписание мирного договора между Израилем и Египтом. Но, так как была проведена безуспешная операция по освобождению американских граждан, которые являлись заложниками в посольстве США в Тегеране, произошел провал демократической партии на выборах. Вследствие данных событий в 1980 г. президентом США был избран Р. Рейган. Благодаря переговорам с СССР, инициированным Р. Рейганом и подхваченным Дж. Бушем, занявшим пост президента в 1989 г., наступила локализация гонки вооружений и завершилась «холодная война».
Декларация независимости США
Америка – страна, которая тесно связана с такими понятиями как свобода и независимость. Наиболее полно это получило выражение в одном из национальныхпраздников США – Дня независимости. Празднуется этот день 4 июля, в день подписания Декларации о независимости в 1776 году. Этот день считается днем рождения Америки. Большинство простых американцев называют этот праздник просто «4 июля».
До подписания Декларации независимости нынешние североамериканские штаты восточного побережья, которых тогда насчитывалось 13, являлись колониями Великобритании. Именно английский король и парламент осуществлял раздел американских территорий и сбор налогов без учета мнения и без представительства самих американцев. В 1775 году началась война, изначально целью которой было добиться от Англии лучшего обращения. Постепенно колонисты начали понимать, что они сражаются за полную свободу от британского владычества. На заседании Конгресса 7 июня 1776 года была вынесена резолюция, утверждавшая, что Соединенные колонии должны быть свободными и независимыми Штатами, и они освобождаются от верности британской короне.
Для подготовки Декларации независимости США, 11 июня был создан так называемый «Комитет пяти» в составе Дж. Адамса, Т. Джефферсона, Р. Шермана, Б. Франклина и Р. Р. Ливингстона. Текст документа был поручен Джеферсону, который 17 дней в одиночку без помощи каких-либо научных трактатов писал Декларацию, которая, по его словам, должна была служить выражению американских устремлений. В текст были внесены незначительные изменения сначала членами комитета, а потом членами конгресса.
4 июля в городе Филадельфия этот эпохальный документ был единогласно одобрен Вторым континентальным конгрессом и подписан Д. Хэнкоком, его президентом, и Ч. Томсоном, его секретарем. Он открыл собой новую веху в истории становления государства, отныне ставшего называться Соединенными Штатами Америки.
Это первый в мире документ, который провозгласил основой государственного устройства суверенитет народа и закрепил основные идеи демократии – право на жизнь, свободу, равенство людей. Интересно, что документ носит религиозный уклон, ссылаясь на выполнение как естественных, так и божеских законов. Оригинал Декларации является народным достоянием. Он выставлен на всеобщее обозрение в здании Национального архива США в Вашингтоне наряду с Биллем о правах человека и подлинникомКонституции США. Документ находится под пуленепробиваемым стеклом, а на ночь убирается в подвал.
Сегодня праздник ежегодно отмечается по всей стране. Улицы украшают флагами, воздушными шарами, лентами, отовсюду звучат патриотические песни и марши. Он сопровождается народными гуляньями, карнавалами, ярмарками, пикниками и концертами на открытом воздухе. Одно из главных событий - грандиозные фейерверки, которые, однако, в некоторых штатах в 2011 году были запрещены из-за жаркой погоды. Основное событие происходит в Вашингтоне, в полдень там проходит парад в честь Дня независимости. Кроме Америки, этот праздник отмечают в ближайших к ней штатах Канады, Норвегии, Дании, Швеции, Филиппинах, Гватемалы и Англии.
Великая депрессия
Великая депрессия (Great Depression) – это стремительное падение мировой экономики в первой половине двадцатого века. Экономический кризис начался в 1929 и закончился в начале 1933 года, но мировое сообщество оставалось в «депрессии» вплоть до 1939 г., именно поэтому 30-ые называют годами Великой депрессии.
В русской терминологии предпочтение отдается термину «мировой экономический кризис», но в отношении США почти всегда употребляется термин «Великая депрессия».
Значительного урона «депрессия» нанесла западным странам, а также Канаде, США, Германии, Великобритании, Франции и многим другим государствам. Сильно пострадали те города, где была развита промышленность. Во многих странах объем строительства сократился еще в 1926.
За два месяца до краха на американской бирже, в августе 1929 г., страна впервые ощутила угрозу экономической рецессии. Значительно упали цены на сельскохозяйственную продукцию (на 40-60%), сократились строительные работы.
В феврале 1930 ФРС снизила ставку прайм-рэйт до 4% с 6. Для поддержания ликвидности с рынка были выкуплены гос. облигации. В следующие два года секретарь казначейства Эндрю Меллон посчитал нужным не вмешивать в происходящие процессы. Он считал, что рынок должен попробовать самостоятельно откорректировать пропорции и цены.
В июне 1930 – для защиты внутреннего рынка в США приняли тариф Смута-Хоули, который вводил 40%ную пошлину на импорт. Этот тариф – как вирус, молниеносно заразил кризисом всю Европу, поскольку ограничил сбыт продукции европейским производителям. В этом году банки начали разоряться, потому что вкладчики массово изымали денежные накопления.
Весной 1931 – в банковских учреждениях прокатилась вторая волна паники, но власти не желали реагировать на происходящее. В эти годы ВВП начинает падать на 9,4% и 8,5%. Безработица увеличилась за год с 3,2% до 15,9%.
Уже в 1932 – ВВП упал еще на 13,4%, а начиная с 1929 – на 31%. Уровень безработицы достиг 23,6%. С 1930 года стоимость промышленных запасов упала на 80%, а стоимость на сельскохозяйственную продукцию – 53%.
За три года потеряли работу около 13 млн. граждан США, каждые два банка из пяти – полностью обанкротились, с потерей около 2 млрд. депозитов. Денежная масса сжалась по номиналу на 31% и резко упала с 26,6 до 19,9 млрд. долларов США. Люди больше не доверяли банкам и предпочитали наличные сбережения. Те банки, которым удалось выжить, прекратили выдачу кредитов и сохраняли денежную ликвидность. Поскольку и банки и население сохраняли деньги в наличной форме, это усилило экономическую рецессию.
Естественно, что в этот период в США снизился уровень рождаемости и прирост населения.
RFC – Финансовая корпорация реконструкции – была создана Конгрессом США в январе 1932 года. Главной задачей корпорации стало оказание финансовой помощи системе железных дорог, бизнес-корпорациям и институтам. В июле того же года финансовая корпорация оказала поддержку сельскому хозяйству, а также финансированию общественных работ.
Вскоре власти приняли закон о Федеральном жилищном банке, который предоставлял кредиты организациям, связанным с выдачей ипотеки. Другой, не менее важный закон Гласа-Стигала позволил ФРС выдавать кредиты банкам-членам. Запустились процессы активизации бюджетного распределения доходов от богатых к малоимущим слоям населения, что в свою очередь значительно стимулировало потребление. Также была повышена максимальная ставка подоходного налога – с 25 до 63%.
Однако общество считало запоздалыми те меры, что принимал административный аппарат Гувера. Поэтому Гувер проиграл выборы и осенью 1932 президентом США стал Франклин Рузвельт. Таким образом, демократы захватили контроль над американским Конгрессом.
В 1933 году – Рузвельт начал осуществлять свою новую программу, также известную как Новый курс Рузвельта. Программа была направлена на исправление ошибок предыдущей власти и устранение деструктивных экономических процессов. Многие меры, предложенные президентом, значительно повысили уровень жизни населения и действительно устранили причины «депрессии». Но некоторое методы Рузвельта наоборот еще более усугубили сложившееся положение.
В марте 1933 г. – началась третья волна банковской паники. Рузвельт закрыл банки на семь дней, чтобы за неделю подготовить программу гарантирования вкладов.
В свои первые 100 дней правления, Рузвельт активно работала над изменением законодательной базы. Была создана Федеральная корпорация страхования вкладов, а также, согласно Закону о восстановлении экономики, Федеральная администрация чрезвычайной помощи (ФАЧП).
ФАЧП занималась:
а) строительством и улучшением состояния магистралей, шоссе, общественных зданий, коммунальных удобств и государственных предприятий.
б) сбережением природных богатств и увеличением их добычи, т.е. контроль над использованием и очищением питьевой воды, борьба с почвенной и береговой эрозией, строительство портовых и речных сооружений, предотвращение наводнений, улучшение работы водной энергетики.
Безработные американцы брали активное участие в общественных работах под эгидой Администрации общественных работ и Администрации гражданских работ. Они занимались строительством каналов, мостов, дорог, особенно на болотистых территориях. Всего в общественных работах были заняты 4 млн. американце.
Конгресс принял важные законопроекты, которые регулировали финансовую сферу. Это – чрезвычайный банковский закон, второй закон Гласа-Стигала, закон о комиссии по ценным бумагам, закон о кредитовании сельского хозяйства.
Закон в сельскохозяйственной сфере, который приняли 12 мая 1933, сделал возможной реконструкцию фермерского долга, в размере 12 млрд. долларов США. Также сократилась ипотечная задолженность, и продлился срок, за который нужно было выплатить долги.
Правительство предоставило фермерам возможность получить заем. В последующие четыре года аграрные банки выдали ссуды в размере 2,2 млрд. долларов полумиллиону землевладельцев, предоставив при этом очень удобные условия.
Согласно этому закону, фермы должны были сократить производство, уменьшить площади посевов и снизить количество скота на фермах. Был создан специальный фонд для компенсации убытков.
За период правления Рузвельта увеличилось число безработных (на 24,9%), но приостановилось падение ВВП (на 2,1%).
В январе 1934 г. был принят закон о золотом резерве, согласно которому все золото должно было быть выкуплено по твердой цене. Согласно прокламации Рузвельта, устанавливалась официальная цена золота – 35 дол./унцию. Т.е. произошла девальвация доллара до 41%.
Правительство составило 557 основных, а также 189 дополнительных «кодексов честной конкуренции». Кодексы касались различных отраслей, коснулись 95% рабочих всех категорий и повлияли на ограничение конкуренции, поскольку рабочим одной категории выдавалась единая зарплата.
Методика Рузвельта была своего рода покушением на Конституцию США. Она сильно повышала роль правительства в жизни страны. Уже в 1935 – верховный суд признал неконституционным закон, который привел в действие Национальную администрацию восстановления. Причиной тому послужили отмена антимонопольных законов, а также закрепление монополии профсоюзов над рабочими.
Государство вторгалось в сферу здравоохранения и образования, давало гарантию на прожиточный минимум, возложило на себя обязательства по обеспечению инвалидов, престарелых и неимущих. При этом правительственные расходы с 1932 выросли в два раза. Опасаясь несбалансированности бюджета, в 1937 г. Рузвельт сократил расходы правительства, после чего началась новая рецессия, которая продолжалась с 1937-1938 гг.
В 1939 году индекс промышленного производства составил 90% по сравнению с уровнем 1932 года, уровень безработицы все еще достигал 17%.
Сегодня между экономистами возникает немало споров о том, как закончилась Великая депрессия. Кто-то называет причиной начало Второй мировой войны, которая спровоцировала массовые государственные закупки вооружений. Возрождение промышленности в стране началось в период с 1939-1941 гг., в период подготовки к войне.
Но есть и другое мнение, которые основывается на неверных губительных для страны действиях правительства в 30-е годы. Фридман и Шварц обвинили во всем ФРС, доказывая ее виновность в возникновении «кризиса доверия». Они считают, что многие банки смогли бы избежать банкротства, если бы ФРС расширила кредитование еще в 30-ом и 31-ом годах, как это она сделала перед началом кризиса в 1932.
В 2002 году Фридману исполнилось 90 лет. Среди званых гостей был Берн Бернанке, член совета директоров ФРС, который в своей речи подтвердил правоту Милтона Фридмана и Анны Шварц, но также он сказал, что именно благодаря им ФРС не повторит таких ошибок снова.
Другие исследователи, Коул и Оханиан, подсчитали, что если бы Рузвельт не предпринял свои меры по сдерживанию конкуренции, то экономика страны вышла бы на путь восстановления пятью годами раньше.
Гражданская война США
В середине 19 века между белыми американцами Юга и Севера возникли разногласия в сфере государственной политики и, относительно существования на территории Америки рабства. В 1850 году Генри Клей и Стивен Дуглас созвали Компромисс, на котором обсуждался вопрос рабовладения. Компромисс признал независимость штата Калифорниии упростил систему возвращения беглых рабов их хозяевам. В 1854 был принят Акт Канзаса-Небраски, который внес изменения в Миссурийский Компромисс. Согласно Акту, каждому штату предоставлялась свобода выбора, относительно рабовладельческого строя. В 1860 г. – победа на выборах досталась Аврааму Линкольну. С 1860 по 1861, 11 штатов вышли из содружества соединенных американских штатов. Северо-западная часть Вирджинии и четыре рабовладельческих штата остались в составе США и получили название Приграничных штатов. 8 февраля 1861 г. было установлено «мятежное» государство – Конфедеративные Штаты Америки.
По сравнению с 1790 годом, в 1860, количество рабов в Америке увеличилось в 8 раз и составляло 4 миллиона человек. Вместе с тем, выросло производство хлопка с 1 000 т до 1000000 за год.
Начиная с 1800 года, в стране не прекращались попытки восстаний. Многие рабы успешно сбегали от хозяев по секретному пути, который назывался «Подземной железной дорогой». Известны восстания Габриэля Проссера, Денмарка Веси, Ната Тернера. Восстания ни к чему не привели. Рабовладельцы, наоборот, усилили надзор. Случались также примеры аболиционизма. Например, белого аболициониста Джона Брауна повесили за то, что он пытался вызволить черных рабов в Харперс Ферри, что в штате Вирджиния.
Ответом на Компромисс Клея и Дугласа стала книга известной писательницы Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», где описывалась тяжелая судьба рабов. Смелая писательница была дочерью министра Лимана Бичера. Роман стал бестселлером. В первый год было продано 300 тыс. копий. Многие американцы считают, что именно из-за этого романа и началась Гражданская война.
12 апреля 1861 года началось сражение за форт Самтер (бухта Чарлстон) в штате Южная Каролина, который принадлежал в то время Конфедерации.
Второе сражение прошло при Бул-Ране, после чего войска Конфедерации совершили первый поход на Север. Генерал Р. Э. Ли повел 55 тыс. солдат Армии Северной Вирджинии вдоль реки Потомак к Мэриленду. 17 сентября 1862 г. произошло самое кровавое сражение в истории Америки. В 1864 г. генерал-лейтенантом армии был назначен Улисс Грант.
Армия генерала Уильяма Шермана прошла путь из Теннесси до Атланты, разбив войска Конфедерации под руководством генерала Джона Джозефа и генерала Худа Белла. Во время знаменитого «Марша к морю», войска Шермана разрушили 20% ферм штатаДжорджия. Армия достигла Атлантического океана в декабре 1864 г.
9 апреля 1865 г. – армия генерала Ли сдалась. Во время войны погибло около 8% белых мужчин в возрасте от 13 до 43 лет. При этом 6% погибших – со стороны Севера и 18% погибших – со стороны Юга.
Основные принципы вероучения лютеранской церкви сформировались в ходе борьбы Мартина Лютера и его сподвижников против злоупотреблений римско-католической церкви. Именно протест князей-сторонников Мартина Лютера на имперском сейме в Шпеере против отмены закона о свободе вероисповедания для германских князей в 1529 дал название «протестанты» всем новым христианским течениям, ведущим своё происхождение от эпохи Реформации. Из Германии лютеранская церковь распространилась в страны Европы — Австрию, Венгрию, Францию, Нидерланды, страны Скандинавии, Прибалтику, а затем и в Северную Америку. На севере Германии, в Скандинавии, Финляндии и Прибалтике (Латвия и Эстония) лютеранство стало господствующей религией. Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Вместе с тем, протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).Протестанты учат, что первородный грех извратил природу человека. Поэтому человек, хоть он и остается вполне способным на добрые дела, не может спастись своими заслугами, а только верой в искупительную жертву Иисуса Христа.
Пурита́не (англ. Puritans, от лат. puritas — чистота) — английские протестанты, последователи кальвинизма в Англии в XVI—XVII веках.
В период правления Марии I Кровавой (1553—1558) многие протестанты эмигрировали из Англии в континентальную Европу. Там они познакомились с учением Кальвина. Вернувшись при Елизавете I на родину, они стали выступать за углубление Реформации, очищение англиканства от сохранявшихся католических элементов — требовали заменить епископат выборными старейшинами (пресвитерами), вместо мессы вести проповеди, обряды упростить, а некоторые даже уничтожить, лишить храмы украшений.
Пуритане подвергались репрессиям в годы правления Якова I и Карла I, и многие были вынуждены, как и при Марии I, покинуть Англию, переселиться в континентальную Европу. Часть из них отправилась в Северную Америку, и именно с их поселения в штатеМассачусетс в 1620 году фактически началось английское заселение Северной Америки[1].
Пуританизм стал идеологическим знаменем Английской революции 1640—1649. Неоднородность социально-политического состава пуритан привела к выделению среди них трёх сил: умеренного (пресвитериане), радикального (индепенденты) течений, а также низов Англии (левеллеры).
Пуританство, пуританизм — образ жизни, для которого характерны крайняя строгость нравов и аскетическое ограничениепотребностей, расчетливость и бережливость, трудолюбие и целеустремленность.
Не следует путать с Мартин Лютер.
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кинг.
Мартин Лютер Кинг
Ма́ртин Лю́тер Кинг (англ. Martin Luther King; 15 января 1929, Атланта, штат Джорджия, США — 4 апреля 1968, Мемфис, Теннесси,США) — самый известный афроамериканский баптистский проповедник, яркий оратор, лидер Движения за гражданские права чернокожих в США. Кинг стал национальной иконой в истории американского прогрессивизма[1]. Мартин Лютер Кинг стал первым активным деятелем чёрного движения США и первым ярким борцом за гражданские права чернокожих в США, борясь с дискриминацией, расизмом исегрегацией. Также активно выступал против колониальной агрессии США, в частности, во Вьетнаме. За важный вклад в демократизацию американского общества в 1964 году Мартину была присуждена Нобелевская премия мира. Убит в Мемфисе, штат Теннесси, предположительно Джеймсом Эрлом Реем.
В 2004 году (посмертно) награждён высшей наградой США Золотой медалью Конгресса.
Детство и юность[править | править исходный текст]
Мартин Лютер Кинг родился 15 января 1929 года в городе Атланта (Джорджия) в семье пастора баптистской церкви. Дом Кингов располагался на Оберн-авеню — районе Атланты, где жили темнокожие, принадлежавшие к среднему классу. В 13 лет он поступил в лицей при университете Атланты. В 15 лет он победил на конкурсе ораторов, проводившемся афроамериканской организацией Джорджии.
Осенью 1944 года Кинг поступил в колледж Морхауз. В этот период он стал членом Национальной ассоциации прогресса цветного населения. Здесь он узнал о том, что против расизма выступают не только чернокожие, но и многие белые.
В 1947 году Кинг был рукоположен как служитель, став помощником отца в церкви. Получив в колледже степень бакалавра посоциологии в 1948 году, он поступил в теологическую семинарию Кроузера в Честере, штат Пенсильвания, где в 1951 году получил степень бакалавра богословия. В 1955 году Бостонским университетом ему была присуждена степень доктора теологии.
Кинг очень часто посещал баптистскую церковь Эбенезер, где служил его отец.
Личная жизнь[править | править исходный текст]
В январе 1952 года, прожив в Бостоне около пяти месяцев, Кинг познакомился со студенткой консерватории Кореттой Скотт. Через полгода Кинг пригласил девушку поехать вместе с ним в Атланту. Познакомившись с Кореттой, родители дали свое согласие на их брак.
Мартин Лютер Кинг и его жена Коретта Скотт Кинг обвенчались в доме её матери 18 июня 1953 года. Венчал новобрачных отец жениха. Коретта получила диплом по классу вокала и скрипки в Консерватории Новой Англии. После окончания консерватории они с мужем переехали в г. Монтгомери, штат Алабама, в сентябре 1954 года.
Супружеская чета Кингов имела четырёх детей:
· Йоланда Кинг (англ.) — дочь (17 ноября 1955, Монтгомери, Алабама — 15 мая 2007, Санта-Моника, Калифорния)
· Мартин Лютер Кинг III — сын (род. 23 октября 1957 в г. Монтгомери, Алабама)
· Декстер Скотт Кинг (англ.) — сын (род. 30 января 1961, Атланта, Джорджия)
· Бернис Альбертин Кинг (англ.) — дочь (род. 28 марта 1963, Атланта, Джорджия)
Деятельность[править | править исходный текст]
В 1954 году Кинг стал пастором баптистской церкви в Монтгомери, штат Алабама. В Монтгомери он возглавил крупную акцию протеста чернокожего населения против расовой сегрегации в общественном транспорте, после того, как в декабре 1955 года произошёл инцидент с Розой Паркс. Бойкот автобусных линий в Монтгомери, длившийся более 380 дней, несмотря на сопротивление властей и расистов, привёл к успеху акции — Верховный суд США признал сегрегацию в Алабаме неконституционной.
Кинг и Малкольм Икс
В январе 1957 года Кинг был избран главой организации «Конференция руководства христиан юга», созданной для борьбы за гражданские права афроамериканского населения. В сентябре1958 года был ранен ножом в Гарлеме. В 1960 году Кинг по приглашению Джавахарлала Нерупосетил Индию, где изучал деятельность Махатмы Ганди.
Своими выступлениями (некоторые из них сейчас считаются классикой ораторского искусства) он призывал добиваться равенства мирными способами. Его речи дали энергию движению за гражданские права в обществе — начались марши, экономические бойкоты, массовые уходы в тюрьмы и так далее.
Широкую известность получила речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта» («англ. I have a dream»), которую во время марша на Вашингтон в 1963 году у подножья монументаЛинкольну слушали около 300 тысяч американцев. В этой речи он восславил расовое примирение. Кинг заново определил суть американской демократической мечты и разжёг в ней новый духовный огонь. Роль Кинга в ненасильственной борьбе за принятие закона, запрещающего расовую дискриминацию, была отмеченаНобелевской премией мира.
Как политик, Кинг являлся поистине уникальной фигурой. Излагая сущность своего лидерства, он оперировал главным образом религиозными терминами. Он определял руководство движением в защиту гражданских прав как продолжение прежней пастырской службы и использовал в большинстве посланий афроамериканский религиозный опыт. Согласно традиционному стандарту американских политических взглядов, он являлся лидером, верящим в христианскую любовь.
Подобно множеству других ярких личностей американской истории, Кинг прибегал к религиозной фразеологии, тем самым вызывая восторженный духовный отклик у своей аудитории.
Начиная с 1963 года и вплоть до смерти Мартин Лютер Кинг преследовался ФБР в рамках секретной программы COINTELPRO[2].
Убийство[править | править исходный текст]
Основная статья: Убийство Мартина Лютера Кинга
28 марта 1968 года Кинг возглавил 6-тысячный марш протеста в деловой части Мемфиса (штат Теннесси), целью которого была поддержка бастующих рабочих. 3 апреля, выступая в Мемфисе, Кинг сказал: «Впереди у нас трудные дни. Но это не имеет значения. Потому что я побывал на вершине горы… Я смотрел вперёд и видел Землю обетованную. Может быть, я не буду там с вами, но я хочу, чтобы вы знали сейчас — все мы, весь народ увидит эту Землю». 4 апреля, в 18 часов 01 минуту Кинг был смертельно ранен снайпером, когда стоял на балконе в мемфисском мотеле «Лоррейн»[3].
Это убийство вызвало общенациональное возмущение, сопровождавшееся бунтами чернокожего населения более чем в ста городах. В федеральной столице дома горели в шести кварталах от Белого дома, а на балконах Капитолия и лужайках вокруг Белого дома разместились пулемётчики. По всей стране 46 человек были убиты, 2,5 тысячи ранены, а на подавление беспорядков были брошены 70 тысяч солдат. В глазах активистов убийство Кинга символизировало неисправимость системы и убедило тысячи людей в том, что ненасильственное сопротивление ведёт в тупик. Всё больше чернокожих обращали свои взоры к организациям, подобным «Чёрным пантерам»[4]
Мемориал Кингу в Уппсала, Швеция
Убийца, Джеймс Эрл Рей, получил 99 лет тюремного заключения. Официально было признано, что Рей был убийцей-одиночкой, но многие[5]считают, что Кинг пал жертвой заговора. Епископальная церковь США признала Кинга мучеником, отдавшим жизнь за христианскую веру, его статуя размещена в Вестминстерском аббатстве (Англия) в ряду мучеников XX века. Кинг был выдвинут в помазанники Божьи,[уточнить] и считалось, что он стоял у истоков демократических достижений движения в защиту гражданских прав.
Кинг был первым темнокожим американцем, кому был установлен бюст в Большой ротонде Капитолия в Вашингтоне. Третий понедельник января отмечается в Америке как День Мартина Лютера Кинга и считается национальным праздником.
Речи и выступления[править | править исходный текст]
· «У меня есть мечта»
· «Пастырь, ведущий свою паству»
Взгляды[править | править исходный текст]
Религия[править | править исходный текст]
Будучи христианским священником, Кинг в первую очередь находился под влиянием религиозных идей и практически всегда цитировал те или иные тексты соответствующего рода или ссылался на них не только в церковных проповедях, но и в светских речах. Он, в частности, был убежден в необходимости следовать завету о необходимости любить ближнего, как самого себя, причем не только применительно к Богу, но и к своим врагам или оппонентам — благословлять их и молиться о них. Его идеи о мирном сопротивлении восходят также к идеям, изложенным в Нагорной проповеди, согласно которым, получив удар по одной щеке, необходимо подставить другую, и в Евангелии от Матфея, где приведены слова Христа о возвращении меча в ножны[6]. В своем письме из тюрьмы Бирмингема Кинг искал вдохновение во всеобъемлющей любви Христа к людям, а также по своему обыкновению цитировал многих христианских идеологов пацифизма. В своей речи «Я побывал на вершине горы…» он говорил, что желал лишь исполнить божественную волю.
Отказ от насилия[править | править исходный текст]
М. Л. Кинг на марше за гражданские права в Вашингтоне
Кинг также был воодушевлен теми результатами, которых добился Махатма Ганди, следуя идеям отказа от насилия. По его собственным словам, он в течение продолжительного периода времени желал совершить путешествие в Индию[7], и в апреле 1959 года с помощьюАмериканского комитета Друзей на службе обществу он смог отправиться в эту поездку. Этот опыт оказал на него существенное влияние и углубил его понимание идей мирного сопротивления, равно как и его желание посвятить себя борьбе за гражданские права в Америке. В своем выступлении на радио в последний день пребывания в Индии Кинг говорил, что теперь, после визита в эту страну, он в еще большей степени, нежели прежде, убежден в могуществе ненасильственного протеста как способа борьбы угнетенных людей за справедливость и человеческое достоинство. В каком-то смысле можно сказать, что на него оказали влияние именно моральные принципы Махатмы Ганди, хотя последний, в свою очередь, сам усвоил их из произведения Л. Н. Толстого «Царство Божие внутри вас», где был изложен принцип непротивления злу насилием. Впрочем, Кинг, как и Ганди, тоже был знаком с творчеством Толстого и прибегал к цитатам из «Войны и мира»[8].
В некоторой степени на Кинга оказал влияние другой темнокожий правозащитник, Байард Растин, который также был знаком с идеями Ганди[9] и, по некоторым данным, был тем, кто изначально рекомендовал Кингу посвятить себя принципам отказа от насилия[10], выступая впоследствии в роли основного советника и наставника в ранние годы его общественно-политической деятельности[11]. Он также был главным организатором «Марша на Вашингтон» 1963 года[12]. Затем, ввиду личных убеждений и наклонностей Растина, а также его прежних связей с коммунистической партией США, Кингу начали активно советовать дистанцироваться от него, на что Кинг в конце концов согласился[13].
Кроме того, влияние на метод мирного сопротивления Кинга оказали идеи Генри Торо, представленные в его эссе «О гражданском неповиновении», с которым правозащитник ознакомился в студенческие годы. Его внимание, в частности, привлекли положения об отказе сотрудничать со злонамеренной общественной системой[14]. Определенный эффект имело для Кинга также и знакомство с работами протестантских теологов Рейнгольда Нибура и Пауля Тиллиха, равно как и с трудом Вальтера Раушенбуша «Христианство и общественный кризис». Сам Кинг писал в письме Нибуру, что того с Тиллихом идеи повлияли на его идеологию мирного сопротивления даже в большей степени, нежели принципы Махатмы Ганди. Кроме того, на заключительных этапах своей общественно-политической карьеры Кинг использовал концепцию «агапэ» (христианской братской любви), что могло быть обусловлено усвоением воззрений Пола Рэмси[15].
Политика[править | править исходный текст]
Кинг придерживался представлений о том, что ему не следует публично поддерживать какую-либо политическую партию США или определенного кандидата и надлежит оставаться на позиции неприсоединения, чтобы иметь возможность непредвзято судить об обеих основных партиях государства и служить их совестью, а не рабом или хозяином одной из них[16]. В1958 году в интервью он заявил, что ни одна из партий не идеальна, ни республиканцы, ни демократы не располагают божественным всемогуществом и имеют свои недостатки и слабости, и ни с одной из них он неотрывно не связан[17].
Кинг также критиковал деятельность обеих партий в области расового равноправия, говоря, что американских негров предали и представители Республиканской партии, и сторонники Демократической: как те, так и другие уступили реакционерам того или иного свойства и позволили им успешно блокировать всякие либеральные инициативы в области гражданских прав населения[18].
Несмотря на отсутствие публичной поддержки какой-либо партии или какого-либо кандидата, в письме одному из борцов за гражданские права в октябре 1958 года Кинг писал, что не был уверен, голосовать ли за Стивенсона или Эйзенхауэра, но в прошлом всегда отдавал свой голос за демократов[19]. В автобиографии Кинг писал, что в 1960 году он частным порядком голосовал за Дж. Кеннеди, кандидата от демократов, поскольку чувствовал, что тот станет лучшим президентом из возможных; кроме того, он отмечал, что, вполне вероятно, сделал бы исключение из своих правил неприсоединения, если бы Кеннеди баллотировался на второй срок[20].
Кинг был сторонником введения безусловного основного дохода:[источник не указан 1042 дня]
«Самый эффективный метод борьбы с бедностью — её прямая отмена введением гарантированного дохода». (1967)
Оригинальный текст (англ.)[показать]
— Martin Luther King jr. Where do we go from here: Chaos or community? — New York: Harper & Row, 1967. (последняя книга Кинга)
По утверждениям Кинга, значительное влияние на его взгляды и мышление оказал преподаватель Бостонского университета Эдгар Шеффилд Брайтмен[21].
Ро́за Ли Паркс (англ. Rosa Lee Parks, урожденная Rosa Lee McCauley; 1913—2005) — американская общественная деятельница, зачинательница движения за права чернокожих граждан США. Конгресс США удостоил Розу эпитетом «Мать современного движения за гражданские права».[1][2]
Во время автобусной поездки 1 декабря 1955 года в городе Монтгомери, штат Алабама, Роза отказалась по требованию водителя Джеймса Блейка освободить свое место для белых пассажиров. Подобные отказы уже случались: Ирен Морган в 1946 году и Сара Луиза Киз в 1955 добились положительных вердиктов Верховного Суда и Межштатной Коммерческой Комиссии, распространявшихся на автобусные перевозки между штатами. Однако в отличие от этих единичных актов гражданского неповиновения, общественная реакция на поступок Паркс привела к бойкоту автобусных линий города. Действия участников бойкота превратили Розу Паркс в международный символ сопротивления расовой сегрегации и принесли национальную известность лидеру бойкота, Мартину Лютеру Кингу, сделав его важнейшей фигурой в движении за гражданские права. В последующие годы Роза Паркс удостоилась ряда наград и почестей, от медали им. Спрингарна (1979) до статуи в Национальном Скульптурном Зале Капитолия.