Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения дисциплины: «Безопасность жизнедеятельности»
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций:
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской
обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
Пояснительная записка
Программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям: технического и экономического профилей специальности.
Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" - обязательная общеобразовательная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственная, бытовая, городская, природная) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.
Изучение дисциплины достигается формированием у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека.
Основная задача дисциплины - вооружить обучаемых теоретическими знаниями, необходимыми для:
· создания комфортного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
· идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;
· разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий.
Форма итоговой аттестации дифференцированный зачет.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Наименование разделов и тем
Макс. нагрузка
Кол-во часов при заочной форме обучения
Кол-во часов при заочной форме обучения
Всего
В т.ч. п/з
Самостоят. работа
Всего
В т.ч п/з
Самостоят. работа
Раздел 1 Человек и среда обитания
-
ТЕМА 1.1. Основные виды потенциальных опасностей
-
Раздел 2 ЧС мирного и военного времени и организация защиты населения
-
ТЕМА 2.1. Организационные основы по защите населения от ЧС мирного и военного времени
-
-
-
ТЕМА 2.2. ЧС мирного времени: природного и техногенного характера
-
ТЕМА 2.3 ЧС военного времени
-
ТЕМА 2.4. Организация защиты населения от ЧС мирного и военного времени
-
Раздел 3 Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
-
-
ТЕМА 3.1 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
-
-
ИТОГО:
-
Содержание дисциплины
Раздел 1 Обеспечение устойчивости объектов экономики
ЗНАТЬ:
· принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
· основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
· о воздействии негативных факторов на организм человека и среду обитания;
· основные методы защиты от вредного воздействия негативных факторов в быту и на производстве;
о воздействии негативных факторов на организм человека и среду обитания;
· источники негативных факторов.
УМЕТЬ:
· организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций:
· предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
· применять первичные средства пожаротушения;
Тема 1.1. Основные виды потенциальных опасностей в профессиональной деятельности и в быту
Общая характеристика среды обитания человека в быту, на производстве. Формы деятельности человека в производственной среде. Классификация негативных факторов. Виды, источники негативных факторов. Профессиональные заболевания, меры профилактики.
Травма, повреждение, несчастный случай. Причины травматизма. Основные правила техники безопасности. Основные технические мероприятия по предотвращению травматизма. Электро и пожаробезопасность. Первичные средства пожаротушения, правила пользования ими.
Методические указания
При изучении темы необходимо обратить особое внимание на классификацию негативных факторов, виды, источники, уровни негативных факторов производственной среды. Запыленность и загазованность воздуха, вибрация, акустические колебания, шум; электромагнитные поля и излучения. Движущиеся машины и механизмы, падающие предметы. Производственные яды, смазочно-охлаждающие жидкости, повышенная или пониженная температура воздуха, повышенная влажность, физические и нервно-психические перегрузки, умственные перенапряжения.
Необходимо знать о воздействии негативных факторов на человека и среду обитания, при этом надо рассмотреть характеристику нервной системы человека, условные и безусловные рефлексы, характеристику анализаторов: кожный анализатор, осязание, ощущение боли, вибрационная чувствительность, обоняние, слух, зрение. Вредные вещества, их классификация. Комбинированное действие вредных веществ. Хронические отравления, профессиональные заболевания и методы их предупреждения.
При изучении факторов воздействующих на человека в процессе его жизнедеятельности необходимо обратить особое внимание на классификацию основных форм деятельности человека и характеристику среды обитания человека.
Основная литература:
1. СВ. Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков, и др. «Безопасность жизнедеятельности», учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. М.: Высшая школа, ИМЦ СПО, 2000г-343 с.
Дополнительная литература:
1. СВ. Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян. «Безопасность жизнедеятельности», учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», 2002-352 с.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные требования, предъявляемые к системам освещения, отопления, вентиляции на рабочем месте?
2. Как классифицируются негативные факторы?
3. Назовите основные факторы риска и методы их преодоления.
4. Что такое вибрация и можно ли её использовать в медицинских целях?
5. Вследствие чего происходит утомление и переутомление? Основные пути снижения усталости.
6. Современная классификациятрудовой деятельности человека.
7. Какие критерии используются при классификации трудового процесса по тяжести и напряженности? Приведите примеры трудовой деятельности человека с различной тяжестью и напряженностью труда.
8. Назовите основные правила безопасного поведения при пожарах.
9. Назовите основные причины травматизма.
РАЗДЕЛ 2 Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и организация зашиты населения
ЗНАТЬ:
· российскую систему предупреждения и действий в ЧС, ее предназначение, структуру и задачи;
· классификацию чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
· правила пользования средствами индивидуальной защиты;
· роль и место ГО и ЧС мирного и военного времени;
· виды оружия, краткая характеристика поражающих факторов;
· основной способ оповещения населения в случаях угрозы или возникновения стихийных бедствий, аварий и катастроф;
· спасательные и другие неотложные работы при ЧС мирного и военного времени;
· способы защиты себя и окружающих от поражающих факторов современных средств поражения;
· способы сооружения простейших защитных сооружений;
· основные правила выполнения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах;
· способы проведения санитарной обработки людей, одежды, обуви, а также дегазации, дезактивации.
УМЕТЬ:
· Пользоваться СИЗ
ТЕМА 2.1. Организационные основы по защите населения от ЧС мирного и военного времени.
РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи. Основные понятия и определения. Основные задачи системы и её основные органы управления; государственное управление в чрезвычайных ситуациях; специализированные формирования на аварийных и экологически опасных объектах; Задачи системы гражданской безопасности в условиях регламентированного и нерегламентированного состояния.
Роль и место Гражданской обороны в российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Функции и задачи гражданской обороны в условиях чрезвычайных ситуаций.
Федеральный закон «О гражданской обороне»
(Извлечения)
Настоящий Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы ох осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организации независимо от их организационно правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также силы и средства гражданской обороны.
Глава 1. Общие положения
статья 1. Основные понятия.
Гражданская оборона -система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
Служба гражданской обороны -служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечения действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий;
Гражданские организации гражданскойобороны - формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;