Когда Каин «усыновился» дьяволу, он стал основателем внецерковного человечества.
Диавол – отец лжи. Каин усыновился дьяволу – до того, как убил брата.
Необходимо понять, почему богоотступничество обязательно включает в себя убийство.
Каин стремится уподобиться дьяволу, а дьявол – подражать Богу, совершая все с противоположным знаком: поменяв небесное на земное, спасение – на погибель. Когда в раю Адам достиг покаяния (дал верное имя жене, открыл любовь сострадания), Господь не оставил человека без поддержки, и, чтобы человек не подумал, что покаяние – это душевное переживание, Господь произвел заклание жертвенного животного – всеприношение – и облек человека в одежды покаяния, нательные «хитоны кожаные» (Быт. 3:21). Когда Каин солгал брату, усыновился «отцу лжи» и достиг полной решимости, дьявол довел дело до конца:
Убийство Авеля было совершено со смыслом – как жертвоприношение дьяволу. Это было всеприношение.
И сказал Каин Авелю, брату своему. И было: когда были они в долине, и восстал Каин на Авеля, брата своего и убил его.
Быт. 4:10
За что Каин убил Авеля? Или: почему Каин убил Авеля? Какие у него к тому были мотивы? Что были за причины? За какую вину?
Ни за что, ни почему, без мотива, без причины, ни за какую за вину…
Апостол Иоанн объясняет:
Каин был от лукавого и заклал брата своего. И за что заклал его? Потому что дела его были лукавы, а дела брата его праведны.
1 Ин. 3:12
До того, как убил, до деяния убийства, дела Каина были лукавы. Эти дела были – жертвоприношение Богу, печаль не по Богу, опускание лица, ложь… Когда Каин солгал, он усыновился диаволу. Такие были у Каина «дела лукавые». Каин ни за что убил брата: Авель был жертва. Каин был духовный человек...
Вообще, духовный человек (будь он от Бога, либо от диавола) ведет себя достаточно бескорыстно, часто немотивированно на уровне душевных побуждений; его деяния соотносятся с другой инстанцией, которая выше, чем материальный расчет или душевное переживание.
Таков Каин: неверно сказать, что он был зол, и дела его были злы. Нет, «Каин был от лукавого, и дела его были лукавы». Он не просто убил, он восстал (¢nšsth) и убил (Быт. 4:8), он заклал(œsfaxen) брата своего (1 Ин. 3:12). Заклание – это умерщвление как культовое действие.
Если Авель был жертва, то это была жертва, от которой не вкушают. Человека принесли в жертву целиком, на этот раз Каин ничего не «делил». Каин принес Авеля в жертву всеприношения дьяволу… Если бы возможны были договорные отношения с «отцом лжи», то о Каине можно было бы сказать, что он принес жертву завета.
Для тех, кто поклонялся Богу и ждал Мессию, Который «соблюдет голову змея» (см. Быт. 3:15), были установлены жертвоприношения ола, когда жертва приносится целиком. Дьявол подражает Богу – совершая все с противоположным знаком. Для тех, кто поклонился дьяволу и ждет Антихриста, была установлена жертва тоже целиковая – сакральное человекоубийство. В преступлении Каина убийство – это вторичное, а первое – жертвоприношение дьяволу, может быть, даже желание вступить в завет с сатаной. Каин был первопроходчик в бездну. От Каина начинается путь погибели, который именуется в Новом Завете –«путь Каина»(Иуд. 11).
П
реступление Каина началось с жертвоприношения, и само преступление Каина было жертвоприношением. В этом разъяснение страшных слов Господа, которые он сказал иудеям: «отец ваш диавол», точнее: «вы от отца диавола» (Ин. 8:44). Какие могут быть у дьявола дети?
Самые близкие отношения в духе на символическом языке Библии выражаются через сыновство.
Даже в Лицах Пресвятой Троицы – это Отец и Сын… Верное Богу человечество – «сыны Божии» (Быт. 6:2), верные Богу ангелы – «сыны Божии» (Иов 1:6 ТМ). Те, кто служат лукавому, кто «хочет творить похоти отца» дьявола (Ин. 8:44), названы «семя змея», «порождения ехидны», «дети диавола». Каин заклал брата, принес жертву завета с дьяволом, он теперь в самом близком отношении с дьяволом, полностью ему предан. На языке Писания это называется «сыновство».
Когда Каин «усыновился» дьяволу, он стал основателем внецерковного человечества.
Апостол Иоанн объясняет:
Дети Божии и дети диавола (про)являются (вот) в чем: всякий не творящий правды не есть от Бога, (также) и не любящий брата своего.
1 Ин. 3:10
Когда Христос отвечал на вопрос, какая есть первая из всех заповедей (Мр. 10:30), он говорит о двух заповедях – о любви к Богу и о любви к ближнему. Любить Бога значит усыновиться Богу, а для этого нужно засвидетельствовать свою любовь – творить правду, и еще – любить брата.
Каин не сотворил правды в жертвоприношении Богу, а закончил тем, что заклал Авеля в жертву – стал первым из «детей диавола». Каин не любил брата своего, но и ненависти не предполагается. Мы не знаем, какие чувства Каин испытывал к брату, но, скорее всего, ненависти не было: ненависть ослепляет… Каин все сделал сознательно: не любил брата своего, принес его в жертву, усыновился диаволу.
Спрашивают, как же Господь допустил, чтобы первый из детей диавола убил праведника? А как Бог допустил о Себе, что, когда Он вочеловечился, его пытали и убили? Господь вочеловечился и был убит теми, кто по духу Каин, о чем Христос ясно говорил «книжникам и фарисеям» до Своего распятия:
Змеи, порождения ехиднины... да приидет на вас вся кровь праведная, проливаемая[2] на земле от крови Авеляправедного…
Мф. 23:33, 35
Эти слова Господь сказал не о тех, кто не знал, что творит, но о тех, кто знал, что творит – подобно Каину. Те, кто «восстал» на Спасителя, стали от лукавого не после Креста, а до него. Распятие было жертвоприношением.
Распинатели несут на себе образ Каина, поскольку «первым, кто носил образ Спасителя, был Авель. «Авель – девственник, и священник, и мученик: девственник, ибо умер прежде супружества, священник, ибо приносил Богу богоугодные жертвы, мученик, ибо убит за истинное богопочитание» (блж. Августин).
К
ак преступление Каина началось с жертвоприношения Богу, так и преступление распинателей Христа началось с того, что они уверовали в Христа (что Иисус – Мессия). «Многие уверовали в Него. Тогда сказал Иисус веровавшим (prХj toЭj pepisteukТtaj) в Него иудеям» (Ин.8:30, 31). Некоторые иудеи «веровали во Христа», заспорили с Ним, не согласились и убили… И Каин знал, что Бог – Бог; и иудеи знали, что Иисус – Мессия [3]. Начало преступления лежит только в религиозной сфере. И только религиозные люди, совершая преступление, идут до конца.
Каина вразумлял Господь до убийства, – о том, что он, жертвуя Богу, согрешил; так и Христос обличает иудеев об их вере. Какова оказалась их вера? – «Мы семя Авраамово» (Ин. 8:33). Иисус сказал:
Ведаю, что вы семя Авраама, однако ищите убить Меня...
Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня…
Вы творите дела отца вашего... Вы – от отцадиавола... он человекоубийца был от начала... лжец и отец лжи [4].
Ин. 8:37, 39-41, 44
Каин заклал Авеля в жертву завета – совершил оборотническое жертвоприношение.