Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

У Каина в душе созрела картина мира, где в центре сам он, готовый все стерпеть, но не то, что от Бога.

Преступление, если оно прослежено от начала и в полноте, носит религиозный характер.

Отношение к Богу уясняется через принесение жертвы, и именно отсюда начинается преступление... Потому что отношение к Богу может быть приятием, а может быть – отвержением.

Бог не принял жертву Каина. Однако нельзя сказать, что Каин совершил преступление, потому что Бог отверг его жертву: преступление Каина не объясняется через мотив.

Чтобы понять преступление Каина, нужно иначе спрашивать: почему Бог принял жертву Авеля и почему не принял жертву Каина? Этот вопрос горит, как жертвенный костер, и мы не можем его миновать: это слишком важно… Дальнейшее непонятно без ответа. Мы тут поневоле богословствуем. Но ведь и Каин размышлял о Боге: почему?

Каин был «религиозный» человек, то есть имел понятие о жертве, и он, размышляя о Боге, невольно, может быть, делает первый шаг к преступлению…

 

З

намением, что жертва принята, мог быть или огонь, сходящий с неба, или столб дыма, восходящий к небу. Мы не знаем, что это было, но: «Бог свидетельствовал о дарах Авеля» (см. Евр. 11:4). Знак был явный, видел его и Каин.

И призрел Бог на Авеля и на дары его.

На Каина же и на жертвы его – не внял [Бог]. И +опечалился Каин+ весьма, и испал лицом.

Быт. 4:4, 5

«Печали» lЪpai – это страдания, которые даны ко спасению, печали – то, что должен осознанно терпеть человек: жена в родах, муж в трудах. Сказано Богом жене: «в печалях будешь рождать детей»; Адаму Бог сказал: «в печалях будешь есть (от) земли» (Быт. 3:16, 17). Печали на языке Библии – это не психологические переживания, «печали» даны человеку от Бога. А та печаль, которая дана Каину перед преступлением, откуда она?

Каин опечалился не той печалью, терпеть которую заповедал Господь. Каин опечалился сам, своей скорбью –

Каин сочинил себе мировую скорбь...

И очень, заметим, нужно быть осторожным с теми людьми, которые несут свою (или своего народа) – присвоенную мировую скорбь.

Сказано: Каин «испал лицом». Когда человек поникает лицом, его помыслы обращаются вниз, к земному, отвращаются от небесного. Этот момент и сторожит «змей» – лукавый дух, это и называется «блюсти пяту», как сказал Бог «змею» (дьяволу) о человеке: «он будет блюсти твою голову, и ты будешь блюсти его пяту» (Быт. 3:15). Змей соблюдает, блюдет, сторожит, выслеживает, он ждет момента, когда наши помыслы целиком о земном, когда мы как бы опираемся на свою пяту, топчем землю, сами прокладываем себе путь… Если человек обратился лицом к земле – поник лицом, то «змей» рядом.

Итак, после жертвоприношения

Каин размышляет о божественном: почему не принята жертва, но помыслы его о земном – лицо поникло.

После жертвоприношения в душе Каина произошел духовный переворот. Настал момент, и воля Каинаили ослабла, илиотвратилась от небес. Можно не сомневаться, что человек в таком состоянии ужален «змеем» – прошел внутри себя большую часть пути к преступлению. Действительно: Бог не принял жертву человека, человек замыслил преступление…

 

С

ам Господь ответит на вопрос, который так мучил Каина. Когда воля поражена, на этом этапе Господь говорит с Каином, называет, почему не принята жертва, говорит, что делать, наставляет на борьбу с дьяволом…

Все знают, что Каин – убийца, преступник. А вот через что он преступил – через слова Господа, какие слова, – это нуждается в объяснении.

В истории Каина Св. Писание дает нам понять, что в человеке есть источник самодеятельного страдания. В Каине открылся источник скорби – сам Каин.

Каин мыслит о божественном, скорбит своей скорбью и, наконец, он отвратился от небесного, поник лицом. Вот что такое «мировая скорбь» –

у Каина в душе созрела картина мира, где в центре сам он, готовый все стерпеть, но не то, что от Бога.

На этом этапе Господь перехватывает человека, говорит с Каином, останавливает человека. Сравним эту ситуацию с грехопадением первых людей, спросим, почему Господь вмешивается?

Когда происходило грехопадение человека в раю (а падение прошло несколько этапов), пока Адам и жена не достигли последней стадии, Господь лично не обращался к ним. Это происходило потому, что в покаянии человек мог одним шагом вернуться к Богу… Иное происходит с Каином: он опечалился, поникло лицо, и вот уже Господь лично говорит с Каином, останавливает… Почему?

Каин достиг предела, за которым – непоправимое. Вот что такое «опечалился» и «поник лицом»: это не психологические состояния, это шаги в бездну.

Если Каин «ниспал лицом», то это не бессильное опускание головы, это «жестокая выя» [2], это обратившаяся в землю воля, отвратившаяся от небес…

Каин не так принял искушение от дьявола, как первые люди в раю от змея. Змей изрек первую ложь, чтобы человек поставил себя в центре мироздания и сам стал высшей ценностью: «будете как боги (элохим)», – на этом змей умолк. В райском состоянии человека возможно было нарушение заповеди, но не преступление – против другого существа. Каин рожден вне рая, он в одном отношении может пожелать уподобиться дьяволу, который был первым, кто желал принести вред другому существу. Дьявол рядом с Каином уже не советчик, он зовет Каина на убийство.

Без помощи Божьей – быть убийству. Каин далеко зашел, он достиг «точки невозврата»: еще можно возвратиться, но еще один шаг, и пути назад не будет. Когда совершалось жертвоприношение, Господь смотрел не на дары и не на жертвы: Он смотрел на Авеля и на дары его, на Каина и на жертвы его. Если Бог не принял жертву, это не значит, что Он отверг жертвователя – Каина. Бог говорит с Каином.

Смысл сказанного Богом Каину:

1. Я вижу тебя. Осознай, что с тобой происходит.

2. Я называю, почему не принята жертва.

3. Я говорю, что тебе делать.

4. В тебе действует диавол. Но не ты нуждаешься в нем, а он – в тебе, поэтому – одолевай.

Четыре необходимых смысловых элемента находим в обращении Господа к Каину, когда Господь отвращает человека от человекоубийства: осознание, называние, указание, укрепление.

И сказал Господь Бог Каину: почему ты стал так (сильно) опечален? И почему испал лицем?

Если ты правильно принес [жертву], но правильно не разделил [ее], разве ты не согрешил? Умолчи. К тебе обращение его [диавола], и ты начальствуй над ним [3].

Быт. 4:6, 7

1. Первое – печаль Каина. Печаль Каина опасна и чрезмерна. Не так велел печалиться Бог, и не о том. Как в истории грехопадения произошла опасная подмена понятий и ощущений: запретное древо привиделось как «хорошее в пищу» (Быт. 3:6), – так у Каина тоже произошла подмена: печали были даны Богом ради терпения, Каин задумался о Божественном и впал в печаль – нестерпимую. Печали были даны Богом ради спасения, Каин задумался о Божественном и впал в печаль – погибельную. Господь говорит: Я вижу твою печаль, и что твои помыслы – к земле. Почему ты не о том печален? От кого эта печаль?Каин должен начать осознание.

 

2. Второе – как разделять жертву. Если ты жертву принес «правильно»: принес лучшее, отборное, в нужный срок, – но «правильно не разделил», то «ты согрешил». «Разделил» означает, Богу дал часть, себя взял часть. Этого ты правильно не сделал, – говорит Господь.

Жертвоприношение – это способ богообщения после грехопадения. Смысл всех и разных родов жертвоприношений – ожидание Мессии и готовность понять Его искупительную жертву. Нить жертвоприношений тянулась от первой жертвы в раю до Голгофы. Способ богообщения, его характер и установления, называется «Завет». С пришествием Христа–Мессии человечество вступило в Новый Завет с Богом. Для того, чтобы вступить в Новый Завет, человечество должно было от грехопадения прожить в истории многие тысячи лет, а некоторая часть человечества (древний Израиль) – состоять в отношениях Древнего (palai£) Завета с Богом. Эти люди хранили Откровение Божие и были научены приносить особые «заветные» жертвы – такие, которые приносятся целиком, не разделяются и прямо указывают на Христа.

Во времена Каина и Авеля Завета как такового еще нет, человечество еще хранит непосредственную память о рае. Однако Завет грядет, и в истории Каина и Авеля он – обозначен, предобразован, предчувствуется... Когда мы всматриваемся в жертвоприношения Каина и Авеля, то находим, что «приношение» (минха) Авеля было больше, чем «заклание» (зéвах), и, вероятно, было «всеприношением» (ола), и его Господь принял.

Каин же «правильно принес», но «правильно не разделил», и его приношение Господь не принял. Жертва Авеля указывала на Новый Завет, жертва была «заветная». А Каин, вероятно, «разделил» то, что не нужно было делить... «Ты правильно не разделил», значит, ты не принес жертву заветную, твоя жертва не в Завете, не простирается к Завету... Каин принес обычную жертву, которая разделяется – на то, что мне, и на то, что Богу. В большинстве жертвы так и приносили: от жертвенного вкушали.

Грех каинский начинается с того момента, когда всякое жертвоприношение возводится к принципу: «я Тебе – Ты мне» [4].

Сыны Адама разошлись по вере, что немедленно сказалось в характере жертвоприношений… Жертва Авеля, говорит апостол Павел, была большая (ple…ona) – по вере:

Верой большую (ple…ona) жертву Авель, нежели Каин, принес Богу.

Евр. 11:4

В каком смысле Авель принес жертву «большую»? Ответ в Евангелии: тело – больше (ple‹on) одежды, душа – больше пищи (Мф. 6:25).

Вера Авеля была живая

как тело и душа – живые в сравнении с одеждой и пищей. Жертвоприношение Авеля было богообщением, жертва Авеля была «заветная»… Ничего этого не было, ни живой веры, ни богообщения, ни Заветной жертвы, у старшего брата Авеля. Авель принес жертву большую, более полную, другого духа, чем Каин.

Сыны Адама разошлись в понимании Заветной жертвы. Что такое жертва Завета, мы более точно узнаем из жития Ноя и Авраама. Ной и Авраам в самые решительные моменты своей жизни принесли Богу особую, нераздельную жертву – всеприношение. Ной такую жертву принес после того, как был спасен из Потопа, Авраам – такую жертву принес вместо сына Исаака.

В истории Каина и Авеля различие в понимании Завета только намечено, но оно станет сквозным для всей мировой истории.

Авель принес жертву от живой веры, это действие говорило о полной самоотдаче, – это путь к Новому Завету. Каин нечто оставил себе, и при этом «правильно не разделил», Каин разделил: мне – мое, а Богу – Богово. То, что мне – то не Божье. Пусть мое будет мое, как сейчас говорят, «по праву»...

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.