У Каина в душе созрела картина мира, где в центре сам он, готовый все стерпеть, но не то, что от Бога.
Преступление, если оно прослежено от начала и в полноте, носит религиозный характер.
Отношение к Богу уясняется через принесение жертвы, и именно отсюда начинается преступление... Потому что отношение к Богу может быть приятием, а может быть – отвержением.
Бог не принял жертву Каина. Однако нельзя сказать, что Каин совершил преступление, потому что Бог отверг его жертву: преступление Каина не объясняется через мотив.
Чтобы понять преступление Каина, нужно иначе спрашивать: почему Бог принял жертву Авеля и почему не принял жертву Каина? Этот вопрос горит, как жертвенный костер, и мы не можем его миновать: это слишком важно… Дальнейшее непонятно без ответа. Мы тут поневоле богословствуем. Но ведь и Каин размышлял о Боге: почему?
Каин был «религиозный» человек, то есть имел понятие о жертве, и он, размышляя о Боге, невольно, может быть, делает первый шаг к преступлению…
З
намением, что жертва принята, мог быть или огонь, сходящий с неба, или столб дыма, восходящий к небу. Мы не знаем, что это было, но: «Бог свидетельствовал о дарах Авеля» (см. Евр. 11:4). Знак был явный, видел его и Каин.
И призрел Бог на Авеля и на дары его.
На Каина же и на жертвы его – не внял [Бог]. И +опечалился Каин+ весьма, и испал лицом.
Быт. 4:4, 5
«Печали» lЪpai – это страдания, которые даны ко спасению, печали – то, что должен осознанно терпеть человек: жена в родах, муж в трудах. Сказано Богом жене: «в печалях будешь рождать детей»; Адаму Бог сказал: «в печалях будешь есть (от) земли» (Быт. 3:16, 17). Печали на языке Библии – это не психологические переживания, «печали» даны человеку от Бога. А та печаль, которая дана Каину перед преступлением, откуда она?
Каин опечалился не той печалью, терпеть которую заповедал Господь. Каин опечалился сам, своей скорбью –
Каин сочинил себе мировую скорбь...
И очень, заметим, нужно быть осторожным с теми людьми, которые несут свою (или своего народа) – присвоенную мировую скорбь.
Сказано: Каин «испал лицом». Когда человек поникает лицом, его помыслы обращаются вниз, к земному, отвращаются от небесного. Этот момент и сторожит «змей» – лукавый дух, это и называется «блюсти пяту», как сказал Бог «змею» (дьяволу) о человеке: «он будет блюсти твою голову, и ты будешь блюсти его пяту» (Быт. 3:15). Змей соблюдает, блюдет, сторожит, выслеживает, он ждет момента, когда наши помыслы целиком о земном, когда мы как бы опираемся на свою пяту, топчем землю, сами прокладываем себе путь… Если человек обратился лицом к земле – поник лицом, то «змей» рядом.
Итак, после жертвоприношения
Каин размышляет о божественном: почему не принята жертва, но помыслы его о земном – лицо поникло.
После жертвоприношения в душе Каина произошел духовный переворот. Настал момент, и воля Каинаили ослабла, илиотвратилась от небес. Можно не сомневаться, что человек в таком состоянии ужален «змеем» – прошел внутри себя большую часть пути к преступлению. Действительно: Бог не принял жертву человека, человек замыслил преступление…
С
ам Господь ответит на вопрос, который так мучил Каина. Когда воля поражена, на этом этапе Господь говорит с Каином, называет, почему не принята жертва, говорит, что делать, наставляет на борьбу с дьяволом…
Все знают, что Каин – убийца, преступник. А вот через что он преступил – через слова Господа, какие слова, – это нуждается в объяснении.
В истории Каина Св. Писание дает нам понять, что в человеке есть источник самодеятельного страдания. В Каине открылся источник скорби – сам Каин.
Каин мыслит о божественном, скорбит своей скорбью и, наконец, он отвратился от небесного, поник лицом. Вот что такое «мировая скорбь» –
у Каина в душе созрела картина мира, где в центре сам он, готовый все стерпеть, но не то, что от Бога.
На этом этапе Господь перехватывает человека, говорит с Каином, останавливает человека. Сравним эту ситуацию с грехопадением первых людей, спросим, почему Господь вмешивается?
Когда происходило грехопадение человека в раю (а падение прошло несколько этапов), пока Адам и жена не достигли последней стадии, Господь лично не обращался к ним. Это происходило потому, что в покаянии человек мог одним шагом вернуться к Богу… Иное происходит с Каином: он опечалился, поникло лицо, и вот уже Господь лично говорит с Каином, останавливает… Почему?
Каин достиг предела, за которым – непоправимое. Вот что такое «опечалился» и «поник лицом»: это не психологические состояния, это шаги в бездну.
Если Каин «ниспал лицом», то это не бессильное опускание головы, это «жестокая выя» [2], это обратившаяся в землю воля, отвратившаяся от небес…
Каин не так принял искушение от дьявола, как первые люди в раю от змея. Змей изрек первую ложь, чтобы человек поставил себя в центре мироздания и сам стал высшей ценностью: «будете как боги (элохим)», – на этом змей умолк. В райском состоянии человека возможно было нарушение заповеди, но не преступление – против другого существа. Каин рожден вне рая, он в одном отношении может пожелать уподобиться дьяволу, который был первым, кто желал принести вред другому существу. Дьявол рядом с Каином уже не советчик, он зовет Каина на убийство.
Без помощи Божьей – быть убийству. Каин далеко зашел, он достиг «точки невозврата»: еще можно возвратиться, но еще один шаг, и пути назад не будет. Когда совершалось жертвоприношение, Господь смотрел не на дары и не на жертвы: Он смотрел на Авеля и на дары его, на Каина и на жертвы его. Если Бог не принял жертву, это не значит, что Он отверг жертвователя – Каина. Бог говорит с Каином.
Смысл сказанного Богом Каину:
1. Я вижу тебя. Осознай, что с тобой происходит.
2. Я называю, почему не принята жертва.
3. Я говорю, что тебе делать.
4. В тебе действует диавол. Но не ты нуждаешься в нем, а он – в тебе, поэтому – одолевай.
Четыре необходимых смысловых элемента находим в обращении Господа к Каину, когда Господь отвращает человека от человекоубийства: осознание, называние, указание, укрепление.
И сказал Господь Бог Каину: почему ты стал так (сильно) опечален? И почему испал лицем?
Если ты правильно принес [жертву], но правильно не разделил [ее], разве ты не согрешил? Умолчи. К тебе обращение его [диавола], и ты начальствуй над ним [3].
Быт. 4:6, 7
1. Первое – печаль Каина. Печаль Каина опасна и чрезмерна. Не так велел печалиться Бог, и не о том. Как в истории грехопадения произошла опасная подмена понятий и ощущений: запретное древо привиделось как «хорошее в пищу» (Быт. 3:6), – так у Каина тоже произошла подмена: печали были даны Богом ради терпения, Каин задумался о Божественном и впал в печаль – нестерпимую. Печали были даны Богом ради спасения, Каин задумался о Божественном и впал в печаль – погибельную. Господь говорит: Я вижу твою печаль, и что твои помыслы – к земле. Почему ты не о том печален? От кого эта печаль?Каин должен начать осознание.
2. Второе – как разделять жертву. Если ты жертву принес «правильно»: принес лучшее, отборное, в нужный срок, – но «правильно не разделил», то «ты согрешил». «Разделил» означает, Богу дал часть, себя взял часть. Этого ты правильно не сделал, – говорит Господь.
Жертвоприношение – это способ богообщения после грехопадения. Смысл всех и разных родов жертвоприношений – ожидание Мессии и готовность понять Его искупительную жертву. Нить жертвоприношений тянулась от первой жертвы в раю до Голгофы. Способ богообщения, его характер и установления, называется «Завет». С пришествием Христа–Мессии человечество вступило в Новый Завет с Богом. Для того, чтобы вступить в Новый Завет, человечество должно было от грехопадения прожить в истории многие тысячи лет, а некоторая часть человечества (древний Израиль) – состоять в отношениях Древнего (palai£) Завета с Богом. Эти люди хранили Откровение Божие и были научены приносить особые «заветные» жертвы – такие, которые приносятся целиком, не разделяются и прямо указывают на Христа.
Во времена Каина и Авеля Завета как такового еще нет, человечество еще хранит непосредственную память о рае. Однако Завет грядет, и в истории Каина и Авеля он – обозначен, предобразован, предчувствуется... Когда мы всматриваемся в жертвоприношения Каина и Авеля, то находим, что «приношение» (минха) Авеля было больше, чем «заклание» (зéвах), и, вероятно, было «всеприношением» (ола), и его Господь принял.
Каин же «правильно принес», но «правильно не разделил», и его приношение Господь не принял. Жертва Авеля указывала на Новый Завет, жертва была «заветная». А Каин, вероятно, «разделил» то, что не нужно было делить... «Ты правильно не разделил», значит, ты не принес жертву заветную, твоя жертва не в Завете, не простирается к Завету... Каин принес обычную жертву, которая разделяется – на то, что мне, и на то, что Богу. В большинстве жертвы так и приносили: от жертвенного вкушали.
Грех каинский начинается с того момента, когда всякое жертвоприношение возводится к принципу: «я Тебе – Ты мне» [4].
Сыны Адама разошлись по вере, что немедленно сказалось в характере жертвоприношений… Жертва Авеля, говорит апостол Павел, была большая (ple…ona) – по вере:
Верой большую (ple…ona) жертву Авель, нежели Каин, принес Богу.
Евр. 11:4
В каком смысле Авель принес жертву «большую»? Ответ в Евангелии: тело – больше (ple‹on) одежды, душа – больше пищи (Мф. 6:25).
Вера Авеля была живая–
как тело и душа – живые в сравнении с одеждой и пищей. Жертвоприношение Авеля было богообщением, жертва Авеля была «заветная»… Ничего этого не было, ни живой веры, ни богообщения, ни Заветной жертвы, у старшего брата Авеля. Авель принес жертву большую, более полную, другого духа, чем Каин.
Сыны Адама разошлись в понимании Заветной жертвы. Что такое жертва Завета, мы более точно узнаем из жития Ноя и Авраама. Ной и Авраам в самые решительные моменты своей жизни принесли Богу особую, нераздельную жертву – всеприношение. Ной такую жертву принес после того, как был спасен из Потопа, Авраам – такую жертву принес вместо сына Исаака.
В истории Каина и Авеля различие в понимании Завета только намечено, но оно станет сквозным для всей мировой истории.
Авель принес жертву от живой веры, это действие говорило о полной самоотдаче, – это путь к Новому Завету. Каин нечто оставил себе, и при этом «правильно не разделил», Каин разделил: мне – мое, а Богу – Богово. То, что мне – то не Божье. Пусть мое будет мое, как сейчас говорят, «по праву»...