Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Интеракционистский подход.



Властное отношение выполняет роль своего рода стабилизатора в совокупной системе общественных отношений, регулируя конфликты, упорядочивая постоянно возникающие противоречия по поводу распределения и перераспределения материальных и прочих ресурсов и обеспечивая тем самым социальное равновесие. (К. Шмитт, Р., Л. Козер.)

Коммуникативный подход. X. Арендт, Ю. Хабермас. Политическая власть рассматривается как механизм общения между людьми. X. Арендт отмечает в связи с этим, что власть - это многостороннее, тотальное общение, а не собственность или свойство отдельного политического субъекта, связанное с необходимостью организации согласованных общественных действий людей, основанных на преобладании публичного интереса над частным. Ю. Хабермас считает, что власть как раз является тем самым механизмом опосредования возникающих противоречий между публичной и частной сферами жизни, обеспечивая, как и деньги, воспроизводство естественных каналов коммуникаций и взаимодействий между политическими субъектами.

Постструктуралистский подход. В нем в свою очередь можно выделить две концепции: 'генеалогии власти' М. Фуко и 'поля власти' П. Бурдье. М. Фуко отмечает, что власть представляет собой не просто отношение субъектов, а своего рода модальность общения, то есть 'отношение отношений', неперсонифицированное и неовеществленное. В современном мире власть представляет собой не столько всеобъемлющую систему власти, сколько систему микровластей. Власть отовсюду исходит и отовсюду проистекает.

П. Бурдье обосновывает собственное понятие 'символической власти', которое сводится им к совокупности 'капиталов' (экономических, культурных и т. д.), распределяющихся между агентами в соответствии с их позициями в 'политическом поле', то есть в социальном пространстве, образуемом иерархией властных отношений.

Второе направление в определении политической власти можно обозначить как«атрибутивно-субстанциональное». Здесь власть выступает как атрибут, субстанциальное свойство субъекта, а то и просто как самодостаточный предмет или вещь.

Здесь также выделяется ряд концепций.

1. Потенциально-волевыеконцепции. Рассматривают власть как потенциальную способность или возможность навязывать волю какого-либо политического субъекта другим. Такой подход особенно характерен для традиции немецкой политической мысли. Гегель и Маркс, Фихте и Шопенгауэр, Ницше и Вебер. Классическое определение категории 'власть' дает М. Вебер, который понимает ее, как любую возможность проводить внутри данных общественных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чем такая возможность основывается.

2. Инструментально-силовыеконцепции. В них прежде всего ставится вопрос о средствах реализации власти. Это трактовка власти как реальной силы и средства реализации воли, как силовое воздействие политического субъекта, контролирующего определенные ресурсы и (при необходимости) использующего даже прямое насилие и принуждение. К данному подходу мы можем отнести таких политических мыслителей как Т. Гоббс, Г. Моргентау.

3. Структурно-функциональные или системныеконцепции. Такой способ интерпритации политической власти мы можем увидеть в работах Т. Парсонса, Д. Истона, Г. Алмонда, М. Крозье и др. Власть у Парсонса является не атрибутом отношений, а свойством (ресурсом) систем. Власть, по Парсонсу, это “генерализованная способность обеспечить выполнение элементами системы своих обязанностей, которая легитимизируется тем, что направлена на достижение коллективных целей и предполагает в случае неповиновения применение негативных санкций”.

Парсонс отвергает идею о том, что власть охватывает все формы подчинения объекта, относя к власти только генерализованные, легитимизированные, институционализированные, символические формы, полностью зависящие от доверия людей к самой системе власти.

Структура власти.

В структурном отношении основными компонентами власти являются: субъект, объект, ресурсы власти.

Субъект воплощает активное, направляющее начало власти: посредством определенного акта - приказа, распоряжения оказывает воздействие на объект властных отношений, предписывая ему необходимое поведение. Им могут быть индивидуум, организация, социальная общность и др. Субъектом политической власти являются государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии. Для реализации властных отношений субъект должен обладать такими качествами, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого, субъект власти должен быть компетентным, знать о настроении и состоянии подчиненных, обладать авторитетом.

Объект власти в свою очередь должен подчиняться, поскольку без этого условия просто не возникнет властного отношения. Власть - это всегда двустороннее взаимодействие субъекта и объекта, предусматривающее социальные нормы, закрепляющие право одних отдавать приказы тем, кто обязан им подчиняться и позволяющие применять определенные санкции (наказание или поощрение) в зависимости от поведения объекта (неповиновение или подчинение). Непременным атрибутом власти является насилие. В этом контексте прав французский мыслитель Ж. де Местр, который говорил: «Бог, сотворивший власть, сотворил и наказание…Палач сотворен вместе с миром». Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличие или отсутствие у него авторитета.

Следующими важными компонентами власти являются источники и ресурсы власти. Источниками власти могут быть закон, сила, авторитет, богатство, интерес, тайна, знания и т. д. Если обратиться к истории, то достаточно часто источником власти была сила. Это в свое время констатировал председатель КП Китая Мао Цзэдун в своем афористическом высказывании: «Винтовка рождает власть». Не меньшее значение в качестве источника власти имеет богатство. Хотя нет прямой связи между уровнем материального богатства и степенью доступа к власти, однако определенная зависимость между богатством и властью существует. По Конституции США президентом может стать любой гражданин Америки, но в ее истории нет примера победы на президентских выборах малоимущего или безработного.

Власть основана на использовании различных методов и средств, получивших название ресурсы власти.

Ресурсы власти – это реальные и потенциальные средства, которые могут быть использованы для укрепления власти. Для общества характерно неравномерное распределение ресурсов власти. Субъекты, обладающие ими, могут трансформировать их во власть, предоставляя те или иные ресурсы в обмен на подчинение. Ресурсы власти разнообразны. Широко распространена их классификация в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности общества:

1. Экономические ресурсы – материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, составляющие фундамент власти; мероприятия, повышающие степень ликвидности экономики: деньги как их всеобщий эквивалент, золотой запас государства, степень устойчивости национальной валюты, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т. п. Использование данных ресурсов позволяет органам государственной власти проводить экономическую политику, направленную на повышение благосостояния своих граждан, дифференцируя степень их оплаты.

2. Социальные ресурсы – совокупность социальных благ, статусов, областей социального назначения, которые являются средствами удовлетворения потребностей людей; это мероприятия, направленные на изменение статуса социальных групп и отдельных индивидов, действия, направленные на повышение (понижение) их общественной активности, итоговым результатом которых является возможность манипуляции людьми. Включают такие показатели, как должность, престиж, образование, социальное обеспечение, медицинское обслуживание и т.п.

3. Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и другие. К этим ресурсам относятся принципы и методы работы средств массовой информации, гарантирующие обществу информационный плюрализм, доступ людей к печати, телевидению, радио, равно как препятствующих доступу к ним террористам. Далеко не во всех странах знания, и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами, но тенденция повышения значимости культурно-информационных ресурсов в современном мире очевидна. Культурно-информационный ресурс имеет все более возрастающее значение, поскольку через ежедневно получаемую информацию формируется общественное мнение, обеспечивающее или препятствующее выполнению властных распоряжений государства.

4. Административно-силовые ресурсы – это совокупность властных учреждений, обеспечивающая внутреннюю и внешнюю безопасность государства: армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура и их атрибуты: здания, снаряжения, техника, тюрьмы и т. д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным, поскольку его использование может лишить человека жизни, имущества, свободы, то есть высших ценностей. К административно-силовым ресурсам также относятся система подбора кадров, оснащение властных органов техникой по мировым стандартам, профилактика коррупции. Естественно, власть ни в коем случае нельзя свести к силе. Но нельзя не учесть тот факт, что власть, не опирающаяся на силу, не всегда способна добиться своих решений. Государство, даже самое демократическое, представляет собой во многих отношениях механизм принуждения.

5. Юридические ресурсы - инструкции, постановления, указы, не охваченные действующим законодательством. Сюда можно отнести указы президента, постановления правительства, оперативные постановления судебных и исполнительных органов. Роль юридических ресурсов существенно возрастает в переходных политических режимах, когда реалии жизни часто выходят за рамки инерционного законодательства.

Специфическим ресурсом является сам человек – демографические ресурсы. Люди – универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек – создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т. д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений – будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек – не только ресурс власти, но и ее субъект и объект.

Использование ресурсов власти приводит в движение всю ее структуру, делает реальностью властный процесс, который проходит по следующим этапам (формам): господство, руководство, организация и контроль. Как уже отмечалось, ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно - это приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, а также к взаимному соперничеству и противоборству в сфере власти управляющих и влияния управляемых. Управляющие обладают организованным контролем над общегосударственными ресурсами и административным аппаратом, а управляемые располагают лишь своими частными ресурсами, потенциалом мобилизации граждан со стороны партий и движений, которые постоянно ведут борьбу за выгодное им перераспределение общественных ресурсов и усиление над ними социального контроля.

Разумеется, ресурсы власти являются обоюдоострым инструментом: при научно обоснованном, профессиональном их использовании они укрепляют саму власть, однако при некомпетентном подходе они подтачивают саму власть, способствуют возникновению политических кризисов.

Власть подразделяется на политическую, экономическую, социальную, духовно-информационную.

Отличительными чертами политической власти являются:

- легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны. М. Дюверже проводил различие между силой и властью: первая базируется исключительно на способности заставлять, принуждать других, а вторая – также на вере принуждаемого в законность такого принуждения и необходимости подчиняться ей. Сила и физическое принуждение – это закон сильного, который может принудить более слабого подчиниться просто вследствие неравенства сил. Что касается политической власти, то ей характерны следующие признаки:

- насилие - узаконенный механизм ее реализации;
- обязательность ее решений для всего общества;
- публичность, то есть всеобщность и безличность, что означает обращение ко всем гражданам от имени всего общества на основе права;
- наличие единого центра принятия решений (в отличие от власти экономической);
- многообразие ресурсов.

Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы), органами правопорядка, а также юридической базой.

Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.

Долгое время считалось, что содержание власти определяется системой взаимоотношений господства и подчинения, а сама власть - возможностью приказывать в условиях повиновения подчиняющихся. Такой подход к сущности власти не вызывал сомнения, однако по мере формирования демократических режимов понятие власти усложнилось. В таких условиях власть – это не только господство одних и подчинение других, но и договоренность об учете интересов тех, кто находится в подчиненном положении. В целом, сама по себе власть носит символический характер и представляет собой инструмент выявления, определения и реализации коллективных целей. Ее эффективность составляет меру ее ценности. В этом смысле применение физических ограничений для власти аналогично тому, чем является для денег золото: золото есть средство утверждения их стоимости лишь в период кризиса. В нормальной жизни стоимость денег определяется их способностью к обмену, не прибегая к помощи золотого эталона. Точно также власть пользуется силой лишь в тех случаях, когда члены коллектива не подчиняются общим интересам. С этой точки зрения власть сильна и дееспособна не тогда, когда она использует силу в качестве prima ratio, а тогда, когда проявляет максимум заботы о членах общества, обеспечивает оптимальные условия для их безопасности и самореализации и прибегает к силе в качестве ultima ratio. Таким образом, злоупотребления властью заложены не в самой власти, а в необоснованной и неоправданной ее концентрации. Нельзя забывать, что политика – это не только насилие или угроза его применения, но и обещания, сотрудничество, обмен и т. д. Соответственно в технологии «власти» в современных обществах повышается роль поощрения, подкупа, а также рекомендующая роль лоббистских структур. При этом, чем выше авторитет субъекта власти, чем шире его демократическая база, тем более вероятно добровольное выполнение объектом властных распоряжений.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.