Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Научитесь петь с детьми

Оргперчод

Для первых трех-четырех дней смены придумано такое назва­ние: "организационный период", или "оргпериод". По отношению к нему существует педагогическое поверье: "Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена".

Как ко всякой народной мудрости, к этой вожатской примете нужно отнестись с серьезностью и вниманием - понапрасну люди говорить не будут. По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно заправлять по­стели и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены. Это провере­но многократно, и не стоит проверять еще раз на своем отряде.

Оргпериод - это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод - это переход из одной жизни в другую. Конеч­но, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти не­заметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же по­явлении в лагере родителей устраивают "концерт" со слезами, заяв­лениями "здесь все плохо" и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ре­бят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в "дом родной".

Из всего сказанного можно сделать вывод: ваша главная зада­ча в оргпериод - помочь детям в привыкании к лагерю. Но такая формулировка главной задачи дает мало для понимания, что же нужно делать. Поэтому займемся расшифровкой.

3-3278


Чтобы процесс вхождения детей в новую (недомашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, вам необходимо:

- как можно скорее познакомить детей друг с другом, для, чего
провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному зна­
комству;

- приучить детей к выполнению распорядка дня и соблюдению
санитарных норм, для чего предъявить детям "единые педагогичес­
кие требования";

- создать у детей ощущение уюта и комфорта, для чего красиво
оформить комнаты и весь корпус;

- сделать детей "управляемыми", для чего поделить отряд на
маленькие группы, которые можно назвать "звенья", "звездочки" ,

"экипажи", "команды"

- дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться, для
чего предложить набор отрядных дел разнообразной направленно­
сти: спортивной, интеллектуальной, художественно-прикладной,
трудовой, творческой;

- сформировать у детей представление о том, что ждет их в бли­
жайшем будущем, для чего познакомить' их с планом смены, а по
возможности и привлечь детей к его составлению...

Чтобы все это осуществить, вам нужно спланировать первые три дня смены буквально по минутам. Если не будет плана - будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причем спланировать оргпериод желательно в спокойной обстановке нака­нуне заезда. Потом, конечно, вы вынуждены будете отказаться от многого из задуманного и экспромтом делать незапланированное. Но, как вы знаете, удается лишь та импровизация, которая была заранее подготовлена. Попробуйте начать планирование оргпери-ода прямо сейчас. Предположим, вы работаете с отрядом малышей. Вот 25 дел, которые вы можете с ними провести в начале смены. Каждое дело должно быть коротким по времени - не более тридца­ти минут, а все вместе они должны превратиться в калейдоскоп, в котором каждый новый узор не похож на предыдущий, но все яр­кие, необычные.

1. Конкурс врунов "Как меня собирали в лагерь".

2. Первая организованная вылазка в лес.

3. Операция "Вперед, спасатели!" - по "спасению" территории вок­
руг корпуса от мусора.

4. Конкурс на самого быстрого "шнуровалыцика" ботинок.

5. Изготовление переходящего вымпела и награждение им того,
кто первый выбегает на зарядку.

6. Чтение вслух жутко интересной сказки.

7. Выпуск газеты-аппликации "Это мы!".


 

8. Показательные выступления лучших чистильщиков зубов.

9. Веселая спортивная эстафета "Мишки Гамми" с бегом и прыж­
ками.

10. Музыкальный час с разучиванием новой песни.

11.Составление графика дежурства по комнатам.

12. Конкурс на придумывание нового окончания к сказке "Куроч­
ка Ряба".

13. Загадочный вечер, т. е. вечер по отгадыванию загадок.

14. Составление письма с рисунками для любимой мамы или бабуш­
ки.

15. Организация телестудии "Спокойной ночи, малыши".

16. Изготовление переходящего вымпела и награждение им того,
кто последний приходит в столовую.

17. Музыкальный час с разучиванием второй новой песни.

18. Оформление первых страниц бортжурнала "День за днем".

19. Конкурс на самый чистый носовой платок с предшествующей
или последующей стиркой.

20. Викторина "В стране Мульти-Пульти".

21. Оборудование отрядного места с выкладыванием из шишек и
камешков эмблемы и названия отряда.

22. Конкурс на самый аккуратный чемодан или тумбочку.

23. Турнир по мини-футболу.

24. Экскурсия в библиотеку и час тихого чтения.

25. Сбор отряда по придумыванию названия, выборам командиров
и утверждению плана дел на смену.

А кроме этого, каждую свободную минуту, когда вы ожидаете приглашения в столовую и пока не начинается программа мульт­фильмов по телевизору, во время движения на стадион и в проме­жутках медосмотра можно организовывать самые разнообразные игры и просто разговаривать.

А вот из этих 25-ти кусочков можно сложить мозаику оргпери-ода в отряде, где ребятам по 10-12 лет.

1. Сбор-инструктаж по организации дежурства в корпусе.

2. Вечер "Будем знакомы".

3. Операция "Полундра!" по скоростному покиданию комнат в
направлении места проведения зарядки.

4. Открытие "Дизайн-интерьер-клуба" и разработка оформления
комнат с последующим воплощением проектов.

5. Разучивание спортивной игры "Снайпер".

6. "Песенная перестрелка" на тему: "Вода, вода, кругом вода...".

7. "Ты да я, да мы с тобой" - сбор по формированию микроколлек­
тивов.

8. Соревнование-пари на скорейшую заправку кроватей.


9. "Путешествие по ближнему зарубежью" - исследование достоп­
римечательностей ближайшего леса.

10. Изготовление рекламного стенда "Эй, приятель, взгляни на нас".

11.Эрудит-шоу "Все о лете".

12. Час знакомства с лагерной библиотекой.

13. Сюжетно-ролевая игра "Предвыборная кампания", итог кото­
рой - выборы командира (спикера, предводителя, верховного
координатора)отряда.

14. Конкурс "Моя тумбочка лучше всех".

15. Оборудование отрядного места.

16. Спортивно-игровая эстафета "Молодецкие забавы".

17. Торжественное заполнение первой странички "Летописи отря­
да".

18. Экологическая акция "Чистота спасет мир" - уборка террито­
рии, закрепленной за отрядом.

19. Первый отрядный костер с пением песен и разговором о про­
шедшем дне.

20. "Разведка интересных дел".

21. Творческий конкурс "Джентльмен-шоу" на лучший комплимент
и т. д.

22. Открытие отрядной "Настольной игротеки".

23. "Футбол без границ" - просто "гоняние" мячика по футбольно­
му полю.

24. Операция "Прощай, ватрушка!" - съедание последних запасов
родительских продуктов.

25. "Конституционное собрание" - сбор отряда по утверждению
плана смены и основных законов отрядной жизни.

Если вы мужественно выдержите эти три дня, не надорвете го­лос, не упадете от недосыпания в обморок, если вы претворите в жизнь хотя бы половину из предложенного списка, организуете не менее десяти игр и хотя бы три минуты побеседуете по душам с каж­дым ребенком - дальше у вас все пойдет "как по маслу".

Кстати, в связи с существованием медицинских требований, ста­вящих в дни оргпериода непроходимые "нельзя!" на пути детей к воде, заготовьте ответ на вопрос, который чаще всего будут зада­вать вам в эти три дня. Вас обязательно спросят: "А когда пойдем купаться?"


Имена детей необходимо запомнить хотя бы затем, чтобы не испытывать постоянное чувство неловкости в те моменты, когда вам нужно обратиться к ребенку. Да это и не дело, когда в середине сме­ны вожатый говорит "Эй, мальчик, подойди сюда, ты из моего от­рада?" При таком положении не может быть ни успешной совместной деятельности, ни доброго взаимопонимания. Поэтому примем как постулат, обязательный к выполнению: к концу третьего дня вожа­тый должен помнить всех своих детей в лицо и по имени.

Тем, у кого замечательная природная память, эта проблема во­обще не понятна - они могут запомнить, как кого зовут, уже в мо­мент регистрации. Но для тех, кто подобной способностью похвастать не может, нужно приложить немало усилий, чтобы раз­личать детей и не путать их имена. Ведь для таких вожатых перво­начально все дети кажутся "на одно лицо".

Существуют приемы и способы быстрого запоминания. И пер­вый из них - это те "визитки", которые вы прикрепили на грудь де­тям еще при первой вашей встрече. Они значительно облегчают общение в первые часы. Вы подходите к ребенку, бросаете взгляд на визитку и спокойно обращаетесь по имени, не терзая себя и ре­бенка глупыми фразами: "Э, так как тебя...". Но, во-первых, эта "шпаргалка" недолговечна, уже к вечеру второго дня визитки со­хранятся у шести-семи человек. А во-вторых, она может оказать и дурную услугу. Привыкнув считывать имена с визитки-подсказки, вы не настраиваетесь на активное запоминание. И тогда к моменту полного и окончательного их исчезновения вы обнаружите, что не в состоянии вспомнить, кого как зовут.

Поэтому подстрахуйте себя другими подсказками. Например, составьте схемы детских палат, где на месте каждой кровати напи­шите имя ребенка. Точно такую же схему можно составить по сто­ловой. Выполните эти схемы на плотной бумаге или картоне, чтобы можно было положить их в карман и постоянно носить с собой, вре­мя от времени доставая и сверяясь.

А еще можно запомнить имена детей в процессе игры. Есть даже специальные игры, в которых играющие должны называть свои имена ("Здравствуйте", "Отгадай, чей голосок", "Дедушка-водяной"). Но сгодятся и любые другие игры. В игре ребенок проявляет осо­бенности своего темперамента и характера, а, как говорит опыт, мы лучше запоминаем человека, если обладаем информацией не толь­ко о его внешности, но и о его характере, о его поступках. Первые



дни должны стать временем усиленного накопления такой инфор­мации. А для этого надо как можно больше включать детей в раз­нообразную деятельность. Например, можно изготовить газету-аппликацию "Это мы!". Чтобы ее сделать, ребятам нужно выстричь из цветной бумаги свой портрет (выполненный в любом стиле) и, надписав, приклеить к плотному листу ватмана. Пока все будут этим заниматься, вам надо подходить к детям, интересовать­ся работой и запоминать, кого как зовут. Очень помогают в реше­нии проблемы запоминания спортивные игры. Организуйте встречу по мини-футболу, сами станьте болельщиком - к концу игры вы будете знать имена всех футболистов.

Порой же, чтобы запомнить человека, достаточно откровенно поговорить с ним минут пять. Манера отвечать на вопросы, тембр голоса, выражение глаз - все эти детали, если, конечно, обращать на них внимание, будут высекаться в ячейках памяти и связываться с именем собеседника.

Но, увы, ничто не поможет, пока вы не настроитесь на запоми­нание, пока не сформируете у себя установку: "Мне надо запомнить всех детей". Не помогут ни визитки, ни схемы, если вы не будете по несколько раз в день мысленно и наяву произносить имена. И даже игры и беседы не дадут желаемого результата, если вы не сосредо­точитесь и не сконцентрируете внимание. Если же вы смогли создать установку, то проблема решается в два-три дня.

А для проверки можно использовать еще такое упражнение. Поздно вечером возьмите список отряда и, читая фамилии, мыслен­но представляйте, как выглядит каждый ребенок. Если одна-две фамилии не рождают никаких образов-ассоциаций, дайте задание на утро: вызвать к себе этих ребят и запомнить их.

Ну, а если ваша память совсем плоха и никакие тренировки по мнемотехнике вам не помогают, честно и откровенно признайтесь во всем детям и попросите у них разрешения написать каждому на лбу фломастером его имя.

Дети почему-то не любят, когда их называют детьми. Даже ма­ленькие. Попробуйте в своей речи несколько раз употребить это обращение ("Дети, собираемся на пляж", "Дети, сейчас разучим но­вую песню"), и вы обнаружите, как между вами и малышами возни­кает холодок отчуждения и разобщенности. Ведь если они - "дети", то вы - "взрослый", и вам на этом основании нет места в стране "дет-


Г


ство". Вас не посвятят в секреты, не доверят тайны, да и вообще, о чем и на каком языке с вами - взрослым - можно говорить?

Поэтому опытные вожатые стараются избегать этого слова, лишний раз не напоминают детям, что они маленькие, недотепис-тые, нуждающиеся в заботе и опеке.

Ну, а тогда как же обращаться к детям, если они взаправду все­го лишь дети?

На этот случай существуют такие варианты:

- "Ребята", "Ребятушки",

- "Друзья", "Други мои", "Друзья мои",

- "Народ", "Люди",

- "Родные мои", "Братья и сестры",

- "Пацаны", "Девчонки", "Парни"...

Порой очень выручает игровое "великосветское" обращение:

- "Милостивые государи и государыни",

- "Любезные сеньоры и сеньориты",

- "Уважаемые судари и сударыни".

А еще обращение может быть сказочным:

- "Братцы-кролики", "Свободные волки", "Славные Муми-тролли".
А если вы обращаетесь не ко всем сразу, а к кому-то персональ­
но, то существуют такие слова:

- "Дружок", "Голубчик", "Солнышко". Ну, а если у вас в отряде
ребята более старшего возраста, то подойдут и такие игровые обра­
щения: "Гвардейцы", "Земляки", "Братья славяне".

Для мальчишек: "Мужики", "Мужички", "Молодые люди".

Для девчонок: "Красавицы", "Барышни", "Мадмуазели".

Для персонального обращения: "Вот что, уважаемая...", "Это где ж тебя так, родной ты мой...", "Знаешь, милейший...".

Но вообще-то при персональном обращении лучше всего пользо­ваться именами (именно именами, а не фамилиями), причем девочки, да и мальчишки порой тоже, не возра­жают, если их имя будет произнесе­но с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Не "Ольга", а "Олень­ка". Не "Татьяна", а "Танюша". Не "Дарья", а "Дашенька".

Часто возникает проблема, а можно ли использовать клички. Если они обидные, дразнильные -то, конечно, нет. Но бывают ред­кие исключения, когда кличка нра-


 




вится ребенку больше, чем имя. Как правило, это английские про­изводные от русских имен (Майкл - Миша) или прозвища, подчер­кивающие достоинства ("Эрудит", "Шварценегер", "Механик"). Если ребенок не возражает и даже гордится, когда его так называют, то вы вправе употребить кличку. Только обязательно попросив пред­варительно на то разрешение.

Кстати, в маленьком отряде можно придумать даже игру в пе-реименовйние. Например, предложить всем превратиться в героев историй про Винни-Пуха. Тогда в отряде будут и Тигра, и крошка Ру, и Пятачок, а вам придется стать Кристофером Робином. Или можно поиграть в индейское племя с Зоркими Соколами, Быстры­ми Оленями и Хитрыми Лисами. Но на такой шаг можно пойти, если и все содержание вашей деятельности будет соответствовать этой игре. А иначе получится смешно, и даже нелепо: "Храбрый Барсук, сколько раз тебе говорить, снимай кеды, когда заходишь в палату!"

Ну, а теперь - самое главное. Не увлекайтесь придумыванием слов-обращений. Ведь для ребят намного важнее не слово, а инто­нация, с которой оно произносится. Можно и стандартное "дети" произнести с искренней теплотой, избегнув как высокомерной на­зидательности, так и сентиментального сюсюканья. А можно и из­начально теплое и доброе "ребятушки" проговорить с такой пренебрежительностью, с такой кровожадностью, что детям впору будет обидеться или расплакаться.

А чтобы найти при обращении верную интонацию, нужно про­сто полюбить детей.

Смены

Всю свою сознательную жизнь мы "строим" планы: на сегод­няшний вечер, на завтрашний день, на ближайшее будущее, на даль­нюю перспективу. Мы планируем работу и отдых, встречи и поездки, доходы и покупки. Можно даже сказать: это исключительное каче­ство человека - предвидеть и прогнозировать свои действия.

Вспомните, как только вы узнали, что вам предстоит работа в лагере, в вашей голове тут же возникли мысли: "Что я с собой возьму?", "Когда я успею подготовиться?", "Сколько я там зарабо­таю и на что потрачу эти деньги?". А ключевой мыслью было: "Что я там буду делать?".

И при попытке ответить на этот вопрос в вашем воображении возникали сначала смутные, а потом все более отчетливые картин-

ки-образы: как вы идете с детьми в лес, как вы разговариваете с непослушным ребенком, как вы гадаете детям по линиям жизни на ладошках... Это были первые шажки по планированию вашей дея­тельности в лагере. Может быть, чуть позже вы даже попробовали составить перечень дел, игр, бесед, экскурсий, конкурсов, эстафет, которые вы могли бы провести с ребятами. Если так было, то, вы, наверное, помните, как после выполнения этой работы вы почув­ствовали огромное облегчение: "Кажется, я знаю, что буду делать". А потом, возможно, вы сделали еще один шаг, как вам казалось -последний. Вы расчертили лист на квадраты (по 7 в ряд - по количе­ству дней в неделе) и попытались в этих квадратах расположить те дела, которые вы вспомнили и выписали. То, что у вас получилось (а это называется "план-сетка"), окончательно вас успокоило: сме­на обрела контуры, а вы - уверенность. Так бывает всегда: человек испытывает повышенную тревожность, пока пребывает в неизвест­ности, страхи перед будущим исчезают по мере того, как это буду­щее обретает ясность. Предварительное планирование смены - очень полезная работа. Вожатый, у которого есть план-сетка или хотя бы план-список, более застрахован от неудачи в сравнении с вожатым, рассчитывающим на экспромт и на авось. Если вы поехали в лагерь с планом, шанс, что у вас все получится, очень высок.

Но не спешите. Наличие у вас плана - это еще не последний этап в планировании смены. Последним этапом будет планирование сме­ны вместе с детьми. Согласитесь, решать за детей, что они будут делать, не узнав, а хотят ли они того, - это не совсем справедливо. У детей тоже есть определенные представления о жизни в лагере, они тоже строят планы. Конечно, эти планы часто невразумительны, наивны, расплывчаты, нереальны, да и, откровенно говоря, более скучны, чем ваши задумки, но они есть, и не надо от них пренебре­жительно отмахиваться. А кроме того, не забывайте: дети могут проявить удивительную настойчивость и целеустремленность, ког­да реализуют собственные затеи, и наоборот: к чужим, пусть даже многообещающим замыслам, они могут отнестись прохладно и рав­нодушно. По этой причине план, намеченный вами перед сменой, может "не пойти".

Степень привлечения детей к планированию растет по мере того, как растут сами дети. В отрядах малышей она может быть мини­мальной, старшеклассникам этот процесс можно доверить почти полностью.

На то, что вожатые редко привлекают к планированию смены малышей, есть основания. Во-первых, опыт у ребят этого возраста крохотный, и предложить в план смены "нечто действительно сто-


 

40 41


ящее" они не могут. Если хотите убедиться в этом сами, проверьте: дети предложат вам "Комический футбол", "День именинника" и "Поход с ночевкой". А во-вторых, мыслить такими временными ка­тегориями, как "смена", планировать, что будет через неделю, а то и две, - это уж слишком!

Но, тем не менее, привлечь малышей к составлению плана сме-ны можно. Например, так! Разбейте ребят на группы (это могут быть звенья). Вручите каждой группе пять листочков. На каждом лис­точке - название какого-то дела. Их вы можете взять из того спис­ка, что заранее составили. У всех групп названия могут быть разными, а могут и повторяться. Задача малышей: из пяти дел выб­рать для плана смены только два. Это очень сложно. Поэтому ма­лыши могут обратиться к вам за разъяснением или советом. Но не навязывайте слишком откровенно свое мнение. Когда все группы закончат обсуждение, объявите общий сбор. Дайте слово каждой группе, попросите ребят объяснить, почему именно эти дела для них привлекательны - пусть малыши учатся аргументировать. А когда общий сбор закончится, соберите в кружок командиров групп и на их глазах составьте план их дел, только что утвержденных всеми вместе. По форме ваше творение будет "планом-сеткой".

И хотя фактически этот план на все 100% будет плодом вашей фантазии, малыши будут считать его своим. Так происходит все­гда, когда детям предоставляется право выбора и этот выбор они осуществляют самостоятельно.

Более старшим ребятам можно предложить при планировании тот же алгоритм действий, какой был у малышей: карточки с назва­ниями дел - обсуждение по группам и выбор - защита и утвержде­ние на общем сборе - заседание доверенных представителей и составление плана.

Но можно поступить и по-иному. Самый простой вариант - это когда вы честно, без лукавства скажете детям:

- Я не хочу вас обманывать. Я, конечно же, думал, что вклю­чить в план нашей с вами смены. И примерный план я составил. Я не считаю, что он получился безукоризненным, и поэтому хочу по­советоваться с вами. Сейчас я расскажу, что хотел бы вам предло­жить, потом вы соберетесь по группам и обсудите мои предложения. Если что-то вам не понравится, если что-то я забыл - вы об этом скажете. Я учту ваши замечания и, если вы мне доверите, составлю новый план, по которому мы и будем жить...

Если при обращении к детям вы будете искренни, а при расска­зе о будущих делах - эмоциональны, то дети могут принять ваш план почти полностью и при этом не будут считать его чужим.


Другой способ совместного планирования потребует от вас зна­чительных организационных усилий, но окупится заинтересованно­стью и активностью детей. Он называется "Разведка интересных дел". "Разведка" - это игра, в которой есть роли и есть сюжет. Роли очень просты: каждый ребенок становится "разведчиком", разведчики объединяются в маленькие разведгруппы во главе с командирами. Командиры получают задание: "обнаружить" интересные идеи для плана отрядной жизни, "захватить" их и "доставить" к установлен­ному сроку в разведштаб. При этом можно не ограничивать свобо­ду действий детей ("Ищите, где хотите!"), но лучше дать ориентиры и направления - задание не вдохновляет, если способы выполнения его туманны и расплывчаты. Объектами разведдействий могут быть конкретные люди, работающие в лагере: начальник, старший вос­питатель, завхоз, библиотекарь, физрук, вожатый младшего отряда и т. д. Дети должны их разыскать, войти с ними в контакт и взять у них информацию:

- Анна Дмитриевна, скажите, пожалуйста, что вы можете посо-
|ветовать провести в нашем отряде...

- Дядя Коля, мы знаем, вы ведь любите наш отряд, предложите
нам что-нибудь интересненькое для отрядного плана...

- Товарищ вожатый восьмого отряда, разрешите обратиться.
Нам поручено задать вам вопрос...

Если вы сомневаетесь, что те люди, к которым вы направляете детей, примут их доброжелательно и подарят дельные предложения, проведите с ними предварительную работу: "Тут к тебе мои придут, ты с ними повежливей. И еще вот список, посоветуй им это провес­ти. Только по бумажке не читай, сделай вид, что сам придумал. От себя, конечно, тоже можешь что-то добавить". Если вам покажется, что такими хитрыми действиями мы обманываем детей, скажите себе: это игра, а во всякой игре есть правила, есть игровая ситуация, есть сюжет. Последним этапом в сюжете этой игры будет обработ­ка разведгруппами полученной информации, подготовка донесения и доклад в разведцентре, окончательная оценка разведданных на "интересность" и утверждение плана.

Еще одной формой коллективного планирования может быть. "Аукцион идей". Нарисуйте условные "деньги". Или найдите пред­меты их заменяющие (шишки, камешки, фантики). Выдайте каждо­му ребенку по 10 (25, 100) таких "денег". Соорудите "помост" для аукциона, сделайте "молоток", приготовьте "товар" и войдите в об­раз ведущего. Ваша задача - продать с аукциона будущие отрядные дела. Вы будете представлять каждое дело, давать ему характерис­тику, а после описания и рекламы продавать. Только те дела, за ко-


 





торые дали наибольшие суммы, войдут в будущий план смены. При этом дети могут объединять свои капиталы.

Если самое непонятное для вас в этой форме - откуда взялся "товар", т. е. те отрядные дела, которые ребятам нужно оценить по­средством покупки, то вспомните: вы составляли план смены, когда готовились к лагерю. А если собственных заготовок у вас нет, то посмотрите приложение в конце этой книги. Самым же лучшим вари­антом будет поставка "товара" на аукцион с "фабрик идей", кото­рые вы организуете с детьми накануне.

Когда все идеи будут раскуплены, предложите обладателям де­сяти самых "дорогостоящих покупок" собраться для размещения их в "банке", т. е. для планирования смены.

А еще во время совместного планирования могут быть исполь­зованы такие формы:

"Мозговой штурм",

"Ящик предложений",

"Рейтинг популярности",

"Сеанс предсказаний",

"Каталог идей"...

И в любом случае, какую бы форму привлечения детей к плани­рованию вы ни использовали, на заключительном этапе при "верст­ке" плана не забывайте:

- существует общелагерный план, и не нужно этим двум пла­
нам "конфликтовать" между собой;

- после оргпериода наступает эмоциональный спад, и в это вре­
мя желательны более спокойные мероприятия;

- в "банный день" не нужно играть в футбол, а в "родительс­
кий" уходить в поход;

- праздники, которые идут один за другим, могут утомить так
же, как и скучные будни, и вообще - "лучший отдых - это сме­
на деятельности";

- может измениться погода, и тогда вместо "запланированно­
го" придется проводить "резервное".

Можно было бы еще предложить поиграть в Думу или парла­мент, который соберется для обсуждения и ратификации вашей про­граммы действий. Но в этом случае есть опасность, что дети увлекутся взрослой игрой и утвердят план с многочисленными -по­правками как раз перед закрытием смены, когда всем пора будет разъезжаться.


После того, как в последний день оргпериода вы составите вме­сте с детьми план предстоящей смены и утвердите его на общем сбо­ре отряда, вам нужно этот план вывесить на заметном месте для всеобщего ознакомления и напоминания. А иначе зачем же было его составлять? Какой прок от плана, который потертым листоч­ком лежит среди ваших бумаг? Совсем другое дело, когда план у всех перед глазами, когда каждый ребенок, если забудет, что наме­чается на послезавтрашний вечер, подойдет и посмотрит.

Но вывесить этот план надо необычно. Дело в том, что детское восприятие отличается от взрослого. Если бы вы работали со взрос­лыми, вам достаточно было бы разделить лист на клеточки, впи­сать в клеточки карандашом или ручкой запланированные мероприятия и приколоть этот план-сетку канцелярской кнопкой к "Доске информации". Или можно было бы поступить еще проще: вста­вить лист в печатную машинку и отстучать на нем даты и названия планируемых дел. Для взрослых главное - содержание. Они не очень расстраиваются, когда читают книжку без картинок или покупают конфеты без фантиков. Для детей не менее, а порой более важна фор­ма, т. е. внешнее оформление. Поэтому и план смены для них нужно не просто вывесить, а вывесить, красиво оформив.

Сделать это не так сложно, как порой представляется. И повы­шенные художественные способности при этом не требуются. Как всегда, необходимо только желание.



Например, можно сделать так. Склеиваем два листа ватмана, расчерчиваем их по количеству дней смены на клеточки, вырезаем из цветной бумаги цифры - это будут числа ближайших дней кален­даря - и наклеиваем эти цифры-даты в левом верхнем углу каждой клеточки-дня. Затем берем старые открытки и журналы и начинаем поиск картинок, отражающих своим сюжетом хотя бы отчасти на­звание и содержание предстоящих дел. "Белочка с зеркалом" может подойти для обозначения "банного дня", а "Мюнхаузен, удирающий от крокодила" сгодится для символизирования "Веселых стартов". Эти картинки тоже вырезаем и наклеиваем в соответствующие квад­раты плана. Потом фломастерами разного цвета на свободном про­странстве клеток выводим крупные буквы - это название того, что предстоит организовать. Вот и все!

Если у вас есть желание и умение, можно усложнить работу.

Можно предварительно ватман красиво загрунтовать, а буквы не писать от руки, а выстричь из цветной бумаги и наклеить.

Но можно и упростить работу. Если вы не надеетесь найти дос­таточное количество соответствующих картинок, можно просто навырезать из открыток много разных цветочков.

В любом случае план, оформленный по такому рецепту, будет привлекательным для детей. А если вы еще и привлечете детей к его изготовлению, то они будут разглядывать его не только как план, но и как результат своего труда.

В отряде самых старших ребят можно изготовить план по зако­нам анти-эстетики: вместо красивых цветочков покрыть лист кляк­сами, отпечатками пальцев, ладоней и подошв, буквы написать специально коряво, в словах допустить ошибки, а в довершение ко всему еще и обжечь лист по краям. Это будет для подростков по-своему близко, понятно и даже приятно.

План совсем не обязательно изготовлять на цельном листе ват­мана и совсем не обязательно придерживаться "клеточного строе­ния". Например, можно вырезать из альбомных листов контуры облаков и информацию о каждом дне разместить по отдельным туч­кам. Эти облака можно прикрепить прямо к стене или к большому планшету, обтянутому тканью. А если к ним добавить вырезанное солнышко и на нем написать название отряда, то получится своеоб­разный "пейзаж - уголок отряда".

Вместо облаков неплохо будут смотреться на стене листья, или снежинки, или листочки, выпадающие из календаря-численника, или просто геометрические фигуры.

А можно нарисовать и вырезать вагончики. В каждом вагончи­ке - план на один день. Весь состав - план смены. Если нарисовать еще вокзал или платформу, то можно придумать и ритуал: каждое


утро в присутствии всего отряда передвигать состав вперед, так, чтобы на платформе стоял тот вагон, на котором план сегодняшне­го дня.

Но делать план непременно плоским тоже необязательно, и так же необязательно крепить его к стене. Он может быть объемным и свешиваться с потолка. Например, в виде большого красивого бу­мажного фонаря. Например, в виде рыбок, парящих в воздухе, слов­но в аквариуме. Например, в виде связки шаров, у которых снаружи только цифра, обозначающая порядковый номер дня, а внутри -скрученная записка, разъясняющая, что в этот день планировали провести. С этими шарами можно организовать ритуальное дей­ствие: каждый вечер прокалывать очередной шарик и узнавать, что будет завтра. Если такой ритуал вам нравится, но вы боитесь, что воздушные шарики долго "не проживут", запечатайте записки в бу­тылки и закопайте их по горлышко на отрядном месте.

Красиво оформленный план смены помимо того, что он будет постоянной "напоминалочкой" для детей, возможно, выполнит еще одну службу. Если в вашем корпусе - "пустые" стены, покрытые "ба­нальной" масляной краской, без малейшего намека на современный детский дизайн, он станет просто украшением. Он будет радовать глаз, будить в детях эстетические чувства и приучать их к мысли: любое место, где суждено жить человеку, должно быть красиво офор­мленным.

Нужно! Это же скучно - иметь только порядковый номер. Ка­ким может быть название? Любым! От традиционного до ультра­современного, от "Солнышка" до "Диснейлят" - у младших, от "Прометея" до "Эксимера" - у старших.

А еще дети почему-то любят названия-аббревиатуры, всякие "НДК" (наша дружная команда), "МИД" (мальчишки и девчонки), БИС (Братья и сестры), "РИТМ" (республика интересной, талант­ливой молодежи)... На здоровье! Только не называйте отряд "СПИД", объясняя, что это расшифровывается как "самые передо­вые и дружные",


Вспомните, в вашем детстве обязательно было такое место, ко­торое называлось "хоронушка", "секрет", "засада", "штаб" или "до-мушка". Может быть, оно было на чердаке вашего дома. Может быть, - в густых кустах палисадника. Может быть, - в кроне раски­дистого дерева, растущего неподалеку. А может быть, - в груде ящи­ков на задворках ближайшего магазина.

Вспомните, вы очень любили собираться в своем маленьком "домике" и сидеть там, тесно прижавшись друг к другу. При этом вы могли разговаривать, могли просто молчать, могли наблюдать сквозь щели-окошечки за окружающим большим миром. Это была игра. Игра, за которой прячется древний могучий инстинкт. Тот, который заставляет рыть норы и вить гнезда - иметь свое защищен­ное жизненное пространство.

Попробуйте предложить вашим детям построить шалаш или вырыть землянку - дети примут предложение с энтузиазмом. Эта идея может захватить их на несколько дней. А встречаются случаи, когда всю смену дети только то и делали, что строили, перестраива­ли и обустраивали свое потаенное жилище. При этом они окружали свою работу большой секретностью, придумывали пароли, выстав­ляли патрули. При этом они воображали себя то индейским племе­нем, то десантом на чужую планету, то отрядом, оказавшимся во вражеском окружении.

Поскольку, с одной стороны, вам все равно придется решать проблему, где собирать отряд (для общего разговора или для про­ведения мероприятия); поскольку, с другой стороны, у детей есть интерес и стремление к собственному домообустройству, может быть, есть резон решить первое за счет второго? Иными словами, почему бы не сделать отрядным местом сбора специально соору­женную "хоронушку"?

Конечно, это будет не шалаш и не землянка - у детей, да и у вас, скорее всего, нет умений, необходимых для создания этих древних архитектурных творений. Да и трудно представить землянку, в ко­торой бы уместилось 20-30 человек - для этого необходим "блин­даж полного профиля". А вот маленькая полянка или площадка, окруженная со всех сторон плотной растительностью, - это то, что нужно.

Такое местечко можно отыскать заранее, еще до начала смены. Но можно заняться его поиском и в первые дни после заезда вместе с детьми. Важное условие: ваш будущий "домик" должен быть уда-


лен от корпуса, в котором живут дети, но не настолько, чтобы каж­дый раз превращать путь к нему в маленький поход. Не возбраняет­ся, если отрядный "домик" будет за территорией лагеря - но об этом надо уведомить лагерное руководство.

Найденное место надо обустроить. Прежде всего, необходимы , "посадочные места". Сидеть на земле и неприятно, и неудобно, и вредно для здоровья. Самый простой способ решить эту проблему -"постелить соломки", т. е. нарвать травы, подсушить ее и получен­ное сено рассыпать толстым слоем вдоль "стен" вашего "дома". Если сена будет много, то у вас будут не просто места "для сидения", но и "для лежания" и "для кув'ыркания". А если поверх сена постелить еще и старую мешковину - тогда будет совсем уютно. Но сено име­ет существенные недостатки: оно почему-то колется, быстро умина­ется и растаскивается, а в дождь к тому же намокает, а потом долго не может просохнуть. Поэтому можно "посадочные места" сделать из бревен, из досок, из ящиков. Правда, для этого надо эти бревна и доски найти и решить проблему их транспортировки к "месту стро­ительства". Но если вам удастся "достать и перенести", тогда ваше отрядное место будет иметь более солидный, "респектабельный" вид: у вас будут низкие длинные скамеечки - как в настоящем лесном кемпинге. Скамеечки лучше всего расположить квадратом, восьми­угольником или кругом - так, чтобы в центре оставалась площадка для костра. Эту площадку, кстати, можно обложить по краям кир­пичами или булыжниками.

А еще в порядке обустройства можно сделать такие приспособ­ления:

- вбить по углам колышки, к колышкам привязать веревку, на веревку повесить флажки из ткани;


- соорудить в центре рядом с костровым кругом шест-флагш­
ток, чтобы в дальнейшем каждое утро поднимать на нем отрядный
флаг или вымпел, а по вечерам опускать;

- прорыть вокруг неглубокую ямку-ров, чтобы во время дождя
туда стекала вода;

- сплести веревочную лестницу и закрепить ее на ближайшем
дереве - там будет наблюдательный пункт;

- натянуть поверх кустов, или от дерева к дереву, или между
колышками старую волейбольную сетку - это будет "крыша".

Можно сделать и вход-ворота, и окошечки-бойницы. Можно устроить секретный тайник с бумагой и спичками. Можно вкопать колышки для сушки обуви... В общем, каждый турист и каждый скаут знает десятки хитрых приспособлений, которые позволяют сделать лесной бивуак более удобным, "цивилизованным". О них можно прочитать в соответствующих книжках. А можно и не читать, а по­ложиться на фантазию детей. И если в течение двух-трех дней про­делать большую работу: принести, разметить, установить, закрепить, замаскировать, то ваше отрядное место будет напоми­нать издали маленькую крепость. Останется только дать ему назва­ние. Для названия достаточно одного слова: "крепость" или "форт", "хижина" или "бунгало", "логово" или "муравейник", "шатер" или "вигвам". Просто для вашего отряда это нарицательное слово будет иметь значение собственного и писаться с большой буквы. Кстати, его в самом деле можно написать краской на дощечке или валуне: "Стойбище 9-го отряда. Не подходить! Злые муравьи!". А в разго­воре с коллегами вы будете выражаться примерно так:

- Пойду-ка я в Берлогу, попробую там провести "тихий" час.

- А мы сегодня в Бастионе будем разбирать дисциплинарные
вопросы.

Но можно и не выдумывать названий. Можно просто сказать: "Отрядное костровое место" - и это будет правильно. А уж если

дети потом сами окрестят его "клеткой" или "планетарием" - на то

их воля.

А вот для чего вам может потребоваться ваш отрядный "домик"

на природе:

- для утреннего сбора и ритуала начала дня;

- для проведения некоторых мероприятий типа "игры-виктори­
ны" и"конкурса врунов";

- для неспешной беседы "по душам" с группой нарушителей дис­
циплины;

- для подготовки-репетиции к общелагерному делу;

- для вечернего "огонька" с костром и разговором о прожитом
дне.


Ну и, конечно, наличие такого "домика" - это само по себе уже игра.

Но вы будете неправы, если решение проблемы "где собраться отряду" будет сведено вами к оборудованию "загородной резиден­ции". Для общего сбора отряда вам необходимо как минимум еще оно место. И одно должно быть под крышей, и желательно в том корпусе, где живут ваши дети. Конечно, в корпусах обычно бывают игровые комнаты, большие холлы или просторные коридоры. Но тот факт, что определенный холл или игровая закреплены за вашим отрядом, еще не означает, что у отряда есть отрядное место. Тако­вым оно станет только после соответствующей работы по оборудо­ванию и оформлению.

Оформить это место, разумеется, надо красиво и, само собой,
вместе с отрядом - то, что сделано своими руками, имеет для детей
большую ценность. Можно было бы посоветовать провести конкурс
на эскиз лучшего оформления отрядного места, но, как правило,
такой конкурс ничего, кроме испорченной бумаги и потраченного
попусту времени, не приносит. Полезнее провести просто конкурс
на лучший рисунок или поделку из бумаги - в этом случае вы смо­
жете выявить ребят, обладающих художественным вкусом и при­
кладными способностями. Из них вы в дальнейшем и сформируете
группу дизайнеров, которая по вашему проекту оборудует место для
отрядного сбора. >

Остается только надеяться, что вы сами сможете создать в сво­ей голове или на бумаге проект-эскиз оформления. Если вы чувству­ете, что роль специалиста по интерьеру вас пугает, попробуйте опереться на следующий перечень. В нем приведены отдельные эле­менты, которые можно использовать при обустройстве отрядных мест.

1.Выстричь из отдельных листов цветной бумаги большие бук­
вы (те, которые есть в названии вашего отряда) и прикрепить их к
стене кнопками или клейкой лентой.

2. Принести со склада (или из комнат) коврики и расположить
их как места для сидения.

3. Найти в лесу необычные коряги и соорудить из них замысло­
ватую скульптуру.

4. Изготовить из бумажных колечек длинную гирлянду и под­
весить ее вдоль всей стены.

5. Вывесить красиво оформленные план отрядной жизни и гра­
фик дежурства в комнатах.

6. Раздобыть или смастерить ширмочку и установить ее, как
задник сцены, для всевозможных представлений.

7. Отвести часть стены под сменную выставку детских рисунков.




8. Смастерить из цветной бумаги бабочек и подвесить их к по­
толку на длинных нитках.

9. Расписать окна гуашевыми красками.

10. Сочинить много веселых объявлений и табличек-указателей
и развесить их на дверях и стенах.

Ну и, конечно, поставить две урны, чтобы было куда бросать обрезки, обрывки, огрызки - весь тот хлам и мусор, который спосо­бен испортить любой интерьер.

Таким образом, у вас будут два отрядных места. Одно - дикое, романтичное, другое - уютное, домашнее. Но можно сделать еще и третье - торжественное. Это будет маленькая линейка-плац, на ко­торой дети будут собираться в минуты официальных или празднич­ных объявлений, зачитывания приказов и решений штаба лагеря; и где можно из шишек, стеклышек, дощечек, камешков выложить на­звание и эмблему вашего отряда.

Но вообще-то отрядных мест может быть и пять.

Предполагаем, что сама постановка вопроса у многих может вызвать удивление и непонимание: "А в чем, собственно, тут про­блема?" Действительно, разве это сложно - собрать отряд, пересчи­тать и привести к назначенному времени в столовую? Ну, еще перед этим организовать коллективную помывку рук, как требуют пред­ставители медперсонала.

Как ни странно, но именно эти обыденные, многократно по­вторяющиеся действия часто являются поводом для конфликтов, источником раздражения. Как для взрослых, так и для детей. Поче­му? Во-первых, малыши не имеют сформированной ориентации во времени, они могут с 1 1 часов приставать к вам с вопросом, когда пойдем есть, а могут так заиграться, что не заметят, как обед уже прошел. Поэтому предлагать малышам самим приходить в столо­вую к определенному времени неоправданно - некоторые могут не прийти, а некоторые будут бродить возле пищеблока часами, загля­дывая в окна и двери и мешая дежурным. Разумнее собирать детей возле корпуса и уже от него идти на прием пищи, предварительно проверив чистоту рук.

Во-вторых, дети не любят мыть руки. Особенно они не любят мыть руки, если для этого нужно разуться, войти в корпус, взять мыло и полотенце, обуться, дойти до умывальника, который часто распо­ложен на улице, вымыть и вытереть руки, дойти до корпуса, разуть-


ся, положить на место мыло и полотенце, обуться и вновь выйти на улицу. Никакие напоминания об опасности дизентерии не способны "вдохновить" малышей на такой многократный "подвиг".

В-третьих, дети не любят "собираться". Это редкое явление, ког­да вожатый сказал: "Собираемся в столовую", а через минуту все уже в сборе. Гораздо чаще после первого предупреждения вокруг вожатого образуется лишь маленькая кучка малышей, она медлен­но прирастает и так же медленно убывает. После нескольких минут ожидания вожатый организует с собравшимися скандирование: "Восьмой отряд, в столовую!" Потом отправляется лично вытаски­вать из палат погруженных в личные проблемы ребят. А когда воз­вращается, обнаруживает, что часть собравшихся самостоятельно отправилась кушать, а другая часть ползает по земле, занявшись изучением поведения божьей коровки в перевернутом состоянии.

В-четвертых, сам процесс преодоления нескольких десятков метров от корпуса до столовой порой напоминает картину отступ­ления французов по старой смоленской дороге в 1812 году: кто-то идет в обнимку, кто-то разглядывает фантики, кто-то выясняет от­ношения - растянувшаяся на десятки метров процессия.

В итоге отряд появляется в столовой в неполном составе, с опоз­данием и с грязными руками.

Нужно обладать железными нервами, чтобы терпеливо наблю­дать все это по четыре раза в день, сохраняя хладнокровие и спо­койствие. Поэтому именно в эти минуты вожатые чаще всего срываются на крик, исходят угрозами наказания и, накаляя обста­новку, портят аппетит себе и детям.

Как видите, все эти организационно-бытовые мелочи, если им не уделять достойного внимания, превращаются в поток набегаю­щих одна на другую проблем. Но все эти проблемы можно успешно разрешить, если понять главную причину их появления. Собирать­ся и ходить в столовую детям СКУЧНО! И если вы предложите хо­дить в столовую НЕСКУЧНО, то обнаружите, что проблемы разрешатся сами собой. А сделать это несложно. Нужно еще в пер­вый или второй день смены договориться: в столовую мы будем ходить необычно и каждый раз по-новому. Как правило, существу­ют три способа коллективного передвижения, условно их можно назвать "парами", "строем" и "организованной толпой". А вы по­пробуйте ходить так:

- взявшись за руки и выстроившись в длинную цепочку;

- взявшись за руки, цепочкой, но двигаясь задом наперед, т. е.
вперед спиной;

- взявшись за руки и образовав замкнутый круг, внутри кото­
рого Вы, и вас ведут под конвоем, так как Вы "не хотите есть";


 





- держась руками за длинную чистую веревку;

- построившись в шеренги по три и маршируя, как бравые сол­
даты;

- в шеренгах, но ковыляя, как солдаты, раненные в правую ногу;

- в шеренгах, делая 3 шага с уклоном влево, 3 шага с уклоном
вправо;

- в шеренгах, делая три шага вперед, шаг назад;

- в шеренгах, делая три шага вперед, но вместо шага назад -
прыжок;

- построившись в колонну и положив руки на плечи впереди-
стоящему;

- в колонне, но при этом у всех, кроме первого, закрыты глаза;

- подняв вверх руки;

- хлопая руками над головой или за спиной;

- держась руками за уши;

- руки расправив, как крылья, и гудя по-самолетному: "У-У-У!";

- дружно набрав в рот воздух и, не произнося ни одного слова,
дойти до условного места;

- как ходят котята - бесшумно, на цыпочках;

- как ходят утята - вприсядку;

- как ходят пингвины, медведи, обезьяны и т. д.;

- считая шаги...

' А еще при этом можно скандировать "речевки", или, как их на­звал Винни-Пух, "кричалки". Если вы не знаете ни одной, посмот­рите в приложении или придумайте совместно с малышами.

А если еще придумать какой-то условный сигнал для сбора, то постепенно у детей выработается, извините за "собачий" термин, условный рефлекс: сигнал - интересная деятельность. Таким сигна­лом может быть и звонок будильника, и удар маленького колокола, и индейский клич самого громогласного мальчика из отряда, запи­санные на магнитофон крик петуха или детская песенка: "Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку...".

Во все другие моменты лагерной жизни этот сигнал звучать не должен.

А необычно ходить можно не только в столовую, но и куда угодно.


Если вам кто-нибудь когда-нибудь скажет, что загородный ла­герь - это прежде всего воспитательное учреждение, - не верьте.

Не верьте и тому, кто будет вас убеждать, что главная задача лагеря - оздоровление детей.

Главное в лагере - обеспечить занятость ребенка.

В этом можно легко убедиться, если воспользоваться матема­тическим приемом доказательства "от обратного". Если в ребенке за время одной смены не произойдет никаких духовных изменений - никто этого не заметит. Если ребенок в лагере не подрастет и не поправится - никому в голову не придет обвинять вас в этом. Но если ребенок ничем не будет занят, если он, скучный и неприкаян­ный, будет слоняться по территории, - ждите неприятностей. От руководства, от родителей, от самих детей.

Дети, не занятые ничем, превращаются в бесконтрольных детей и, значит, в любой момент могут свалиться с дерева, испачкать одеж­ду, повредить себе глаз, испортить казенное имущество или, не дай Бог, утонуть в реке. То есть дети без контроля - это постоянная уг­роза их здоровью и нашему спокойствию и благосостоянию. Для того чтобы обеспечить контроль, как раз и необходимо обеспечить занятость. Чем-либо занятый ребенок - это управляемый и контро­лируемый ребенок. Именно поэтому родители и направляют детей в лагерь: "Там хоть за ним (за ней) присмотрят". Именно поэтому так сурово бывает лагерное начальство, когда видит одинокую ма­ленькую фигурку, без присмотра маячащую за лагерными ворота-



ми. Дети должны быть чем-нибудь заняты! Осознайте это главное требование к вашей работе, примите его к выполнению, и вам гаран­тирована благосклонность руководства и благодарность родителей.

Остается только выяснить, чем можно занять ребенка.

К сожалению, для отдельных вожатых этот вопрос решается исключительно просто: "Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не пла­кало". Ну и что, что дети целый день смотрят видеофильмы, - они же не стекла бьют. Ну и что, что они, не выходя из палаты, играют в карты, - они же никому не мешают. И чем плохо, если отряд в пол­ном составе подстригает маникюрными ножницами газон перед сто­ловой. Если рассуждать таким образом, можно оправдать абсолютно любые формы занятости. И те, которые отупляют. И те, которые развращают. И те, которые просто абсурдны. Недально­видность, негуманность такого подхода не всегда очевидна, и по­этому он живуч, он здравствует во многих лагерях. Бороться с ним трудно, так как он не противоречит социальному заказу родителей в отношении лагеря. Бороться с ним очень трудно, так как он по­стоянно подпитывается инертностью нашего мышления, склоннос­тью "облегчить себе жизнь". Такой подход не преодолеть административными мерами, более того, он как раз и расцветает в тех лагерях, где административные меры в почете.

Преодолеть его можно только одним способом: путем измене­ния каждым вожатым своей установки на работу: не "занятость ради занятости", а "занятость ради детей". Иными словами, обеспечивая занятость детей, нужно предложить детям занятия, способствующие их развитию и росту. Иными словами, каждый раз придумывая, чем бы занять детей, ответьте на вопрос, чем это занятие может быть детям полезно.

Из полезных, развивающих занятий и должен складываться ос­новной период лагерной смены. (Основным периодом в лагере на­зывают дни, следующие сразу за оргпериодом и предшествующие заключительному периоду.) Найдите несколько десятков таких за­нятий - они и будут составлять содержание основного периода.

Только не забудьте в список этих занятий включить...

1. Спортивные игры с мячом.

2. Прогулки в лес за грибами, ягодами, цветами.

3. Танцевально-дискотечные программы.

4. Познавательные игры-викторины.

5. Купание и загорание на пляже.

6. Оказание трудовой помощи соседним сельхозпроизводите­
лям.

7. Беседы на "жизненные" темы.


 

8. Прикладные занятия с бумагой, пластилином, природным
материалом.

9. Чтение книг.

10. Длительные экскурсии и походы.
1 1 . Подвижные игры.

12. Маленькие представления-драматизации.

13. Трудовые операции по наведению чистоты, сбору лекар­
ственного сырья, благоустройству лагеря.

14. Занятия в художественно-прикладных кружках.

15. Сидение у реки с удочкой.

16. Творческие конкурсы.

17. Легкоатлетические соревнования.

18. Просмотры телевизионных программ и мультфильмов.

19. Военизированные игры "на местности".

20. Разучивание и исполнение новых песен.
И т. д.

Теперь вам остается равномерно распределить эти занятия по дням основного периода - так, чтобы происходило чередование раз­ных видов деятельности. Теперь вам остается придумать этим заня­тиям яркие названия - такие, которые разбудят детское любопытство и вызовут желание участия. Теперь вам остается все эти занятия организовать.

А в промежутках между занятиями шутите с детьми, сердитесь на детей, хвалите детей, наказывайте детей, разговаривайте с деть­ми, молчите с детьми - в общем, живите вместе с ними обычной жизнью. А это, пожалуй, самое сложное - жить одними интересами и заботами, одной жизнью вместе с детьми.

Каждый ребенок, постигающий в школе премудрости родного языка, скажет, что "творческий конкурс" - это словосочетание, со­стоящее из двух слов: существительного "конкурс" и прилагатель­ного "творческий".

Конкурс - это соревнование в каком-либо виде деятельности двух или более участников. Участниками могут быть группы, т. е. коллек­тивы. За победу в конкурсе полагается вознаграждение морального или материального характера. Часто за конкурсом наблюдают зри­тели, они вдохновляют претендентов на победу и одновременно сами получают удовольствие, наблюдая за перипетиями борьбы. Эти от­личительные признаки ставят в один ряд и конкурс пианистов


 




им. П. И. Чайковского, и конкурс "Мисс Очарование", и конкурс юных свекловодов и кролиководов. Деятельность разная, а правила и зако­ны организации тождественные.

Поэтому то отрядное дело, в котором есть элементы соревнова­тельности, зрелищности и чествования победителей, можно назвать конкурсом:

- "Конкурс мастеров заправки кроватей",

- "Конкурс по сбору лекарственного сырья",

- "Конкурс на самого лучшего прыгуна через табуретку".
Как видите, нет такой деятельности, которую нельзя было бы

организовать как конкурс. Если включить механизм сравнения-кон­куренции и заготовить в обилии похвалы и подарки, то конкурсом можно сделать абсолютно все: от утренней чистки зубов до вечер­ней помывки ног, от принятия пищи в столовой до посещения туа­лета. Нужно только посмотреть, насколько это целесообразно и педагогически обоснованно.

Синонимами слова "конкурс" могут быть слова "турнир", "бой", "поединок", "схватка", "ристалище" и т. д.

Прилагательное "творческий" понимается как "нестандартный", "оригинальный", "не имеющий аналогов".

Когда эти два слова встают рядом, то они обозначают, что участни­ки соревнуются, не во "все равно какой" деятельности, а лишь в той, ко­торая имеет оттенок креативности. (Это импортное слово в русском языке соответствует слову творчество). Творческий конкурс - это состязание в творческом выполнении какой-то работы. Поскольку не всякую ра­боту можно и нужно выполнять творчески, то и количество творчес­ких конкурсов несколько меньше, чем просто конкурсов.

В жизни загородного ла­геря творческий конкурс -одна из самых распространен­ных и популярных форм рабо­ты. Уже стали классикой такие отрядные дела, как:

"Конкурс актерского мас­терства", "Конкурс градостро­ителей из песка", "Конкурс поделок из природного мате­риала", "Конкурс шумовых оркестров", "Конкурс врунов имени барона Мюнхаузена". Во всех этих делах детям нуж­но проявить не столько силу и ловкость, сколько фантазию,


воображение, находчивость, особый оригинальный взгляд на вещи. В силу этого творческий конкурс - не только приятное для детей вре­мяпрепровождение, но и "замечательное педагогическое средство, способствующее формированию творческих способностей личности". Но таким средством творческий конкурс станет лишь в том случае, если он грамотно организован. Как правильно организовать твор­ческий конкурс, можно рассмотреть на одном примере. А этим при­мером пусть будет "Ромашка" - самое-самое часто проводимое отрядное дело. "Ромашкой" его назвали потому, что для организа­ции требовался вырезанный из бумаги цветок ромашки. На оборот­ной стороне белых лепестков надписывались задания творческого характера, которые детям предстояло выполнить. Дети отрывали ле­песток, знакомились с заданием, готовились и демонстрировали ре­зультат.

При организации этого и любого другого творческого конкурса всегда необходимо помнить о десяти главных компонентах успеха:

1. Интересные задания.

2. Красивое оформление.

3. Материальное обеспечение.

4. Музыкальное сопровождение.

5. Находчивый ведущий.

6. Компетентное жюри.

7. Эмоциональные зрители.

8. Исполнительные помощники.

9. Подготовленные команды.
10 Призы для победителей.

Последовательность ваших действий при организации "Ромаш­ки" будет такой:

1. Прежде всего, вы готовите заранее все то, что должно быть приготовлено заранее, то есть рисуете и выстригаете из ватмана большой красивый цветок, придумываете и надписываете на лепес­тках задания, расставляете скамейки или стулья, оформляете "сце­ну" и "зал", определяетесь в ведущем и жюри, достаете или изготовляете награды.

Из всего перечисленного самое трудное - придумать задания. За­дания должны быть одинаковыми по направленности и сложности. Если одним достанется: "Изобразите памятник жертвам обжорства", а другим: "Попрыгайте, как кузнечики", -это будет неравноценно. При­мерно так же, как если бы на спортсоревнованиях одни бежали сто­метровку, а другие - толкали ядро. Это разные дисциплины и оцениваться должны каждая по своим критериям. Поэтому задания в "Ромашке" должны быть равноположенные. Если у одних: "Изобрази­те сценку "Хирург на операции", то у других: "Изобразите сценку "Вор


в чужой квартире". Если у одних: "Прокрякайте песню "Стюардесса по имени Жанна", то у других: "Прогавкайте песню "Ах, Леха, Леха..." Если типов заданий несколько, то их надо разместить на лепестках раз­ного цвета: на синих - задания на сочинение стихов, на красных - зада­ния на исполнение песен, на белых - танцевальные задания и т. д. Кроме этого, задания изначально должны быть творческими. Если вы напи­шите на листочке: "Спойте какую-нибудь песню" или: "Прочитайте стихотворение", - это ни капельки не гарантирует творческий харак­тер исполнения. Ребята споют песню "Поручик Голицын" и прочтут фрагмент из поэмы Н. А. Некрасова "Мороз - Красный нос". Ни спо­собности к импровизации, ни склонности к фантазированию при вы­полнении таких заданий не требуется. Поэтому предлагайте только те задания, которые будят воображение, раскрепощают полетность мыс­ли.

2. Следующее, что вам надо сделать, - это собрать всех буду­
щих участников конкурса и зрителей, т. е. ваш отряд, и обратиться
к ним с речью. Этим вступительным словом вы должны создать у
ребят эмоционально положительное отношение к предстоящему
делу. Только не начинайте свое обращение словами: "Дорогие ре­
бята, сейчас мы проведем интересное мероприятие". Уж лучше ска­
жите: "А что, народ, давненько мы с вами не веселились". А еще
лучше, поиграйте в одну из так называемых "Игр с эстрады".

3. А когда по блеску в детских глазах вы поймете, что ребята вдох­
новились и рвутся в бой, нужно создать микроколлективы, т. е. груп­
пы, которые в дальнейшем будут соревноваться между собой. Способов
образовать такие группы существует десятки. От выстраивания всех в<

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.