Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Политика в сфере социальной защиты населения Удмуртской Республики.

Содержание

Введение

1. Сущность социальной защиты населения.

1.1. Принципы государственной социальной политики..

2. Система социальной поддержки и защиты населения в Российской Федерации и в частности Удмуртской республики.

2.1 Социальное обеспечение.

2.2 Социальное страхование.

2.3 Социальная поддержка (помощь).

3. Политика в сфере социальной защиты населения Удмуртской Республики.

Заключение.

Список использованных источников.

 

Введение.

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человечества. Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст.39 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Социальная политика современного государства — это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, направленных на ослабление неравенства в распределении доходов и имущества; защиту населения от безработицы, повышения цен, обесценивания трудовых сбережений и др.

Основные направления социальной политики — защита населения от повышения цен с использованием различных форм компенсаций и проведение индексации; помощь наиболее малоимущим семьям и безработным; социальное страхование, установление минимальной заработной платы для работающих; обеспечение преимущественно за счет государства развития образования, здравоохранения, защита окружающей среды; оказание помощи в получении гражданами квалификации, регламентация процесса трудовой деятельности (продолжительности рабочего дня, предоставления оплачиваемых отпусков, создание профсоюзов и т. д.).

Основными принципами социальной политики являются оптимальное сочетание социальной справедливости и эффективности; учет жизненно необходимых социальных стандартов, согласно Конституции страны, при формировании бюджетов разных уровней, четкое разграничение ответственности за их выполнение между различными ветвями власти и др.

Проблема социальной защиты населения по-разному решается в рамках определенной социально-экономической формации, конкретной страны и более целенаправленно в рамках республик и краев Р.Ф. Проблема социальной защиты населения по-разному решается в рамках определенной социально-экономической формации, конкретной страны. Чтобы обеспечить такую защиту, государство, прежде всего, должно в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизм их реализации и функции предоставления социальной поддержки.

Социальную защиту населения обеспечивают также предприятия (или предприниматели) и сами наемные работники через свои профсоюзные организации.

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальная и местные (городские, районные) программы.

В данной работе рассмотрим структуру органов социальной защиты Удмуртской республики.

 

1. Сущность социальной защиты населения.

Что касается социальной защиты населения, то она на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан .

Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Социальная защита населения в широком смысле слова – это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований. Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

1.1 Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности . Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.

Основные целисоциальной защиты населения сводятся к следующим:

1) избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;

2) оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях;

3) содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности . [2]

Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.

Основные целисоциальной защиты населения сводятся к следующим:

1) избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;

2) оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях;

3) содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

 

2. Система социальной защиты населения Р.Ф. и У.Р.

 

Следует различать понятия "социальное обеспечение" и "социальная защита". В период перехода к рыночным отношениям в нашей стране с появлением экономической нестабильности, усилением расслоения общества, обнищания, ростом числа безработных, беженцев, бомжей очень остро встала проблема социальной защищенности граждан . Решить эту проблему в рамках одной отрасли - права социального обеспечения - невозможно, поскольку здесь необходим выход на несколько отраслей права: трудовое право - проблемы безработицы, занятости и трудоустройства населения, повышения социальных гарантий в области труда (например, установление минимального размера оплаты труда) , жилищное право - вопросы, связанные с обеспечением жильем, семейное право - вопросы государственной поддержки брака и семьи, установление прав и обязанностей родителей, детей, супругов и т.д., экологическое право - проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т.д.

Вместе с тем, основные вопросы социальной защиты населения относятся к праву социальное обеспечение. Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», а социальное обеспечение является составной частью социальной защиты.

Систему органов, осуществляющих социальную защиту населения, возглавляет Министерство труда и социального развития РФ (Минтруд России).В регионах России: автономных республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге вопросы социальной защиты находятся в ведении Департаментов или Комитетов администрации соответствующей территории, а вопросы пенсионного обеспечения - в Отделениях Пенсионного фонда РФ (за исключением отдельных регионов, где пенсионная служба относится к органам социальной защиты).

Так, например , в Удмуртской Республике создано Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики основными задачами министерства являются:

-реализация государственной политики по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики;
-реализация государственной политики по обеспечению отдельных категорий граждан пособиями, компенсациями и иными выплатами, возложенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики на органы социальной защиты населения;
-реализация государственной политики по предоставлению государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам;
-реализация государственной политики по пенсионному обеспечению, предоставляемому за счет средств бюджета Удмуртской Республики;
-реализация государственной политики в области социального обслуживания населения;
-участие в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территории Удмуртской Республики;
-участие в реализации государственной политики по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

1 августа 1992 года в связи с реорганизацией Министерства социального обеспечения Удмуртской АССР создано Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, на основании распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 01.08.1992 г. № 640-р.

Структура Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики :

 

Социальная защита осуществляется следующими органами и учреждениями Удмуртской республики :

1. Департамент социальной защиты населения .

2. Управления социальной защиты населения.

3. Районные управления социальной защиты населения,

4. Центры социального обслуживания,

5. Бюро медико-социальной экспертизы,

6. Центры помощи семье и детям,

7. Социальные приюты для детей,

8. Пансионаты для ветеранов,

9. Психоневрологические интернаты,

10. Детские дома-интернаты для умственно-отсталых детей,

11. Реабилитационные центры для инвалидов

12. Центр социальных выплат,

13.Центры технических средств реабилитации: ( Социальная поддержка населения ; Социальная защита ветеранов ; Социальная защита инвалидов ;Социальная поддержка семьи и детей ; Социальное обслуживание населения; Государственные пособия и компенсации ; Адресная поддержка малообеспеченных граждан ; Прожиточный минимум ;Опека и попечительство .

На современном этапе система социальной защиты населения Р.Ф. и У.Р. включает в себя:

– социальное обеспечение;

– социальное страхование;

– социальную поддержку (помощь).

 

 

2.1. Социальное обеспечение .

Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения. Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Социальное обеспечение можно охарактеризовать как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных и др.) стариков , больных, детей, нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях , установленных в законе.

Если говорить коротко, то под социальным обеспечением понимаются различные формы помощи общества своим членам.

Главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование. Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижении доходов ниже прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному государственному социальному страхованию.

Для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь создаются федеральные внебюджетные фонды.

- Фонд социального страхования РФ,

- Пенсионный фонд РФ,

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Другой организационной формой социального обеспечения является прямое ассигнование из федерального бюджета (например, пенсии военнослужащим, государственным служащим, предоставление социальных услуг престарелым и т.д. и т.п. Наряду с централизованными формами в последнее время получают распространение и формы негосударственного социального обеспечения. К их числу можно отнести:

А) Муниципальное социальное обеспечение

Так, например, Правительством Удмуртской республики осуществляется многоплановая социальная политика, направленная на улучшение жизни в Удмуртии всех социальных слоев и категорий.

В этих целях Правительством У.Р. ежегодно утверждается комплексная программа мер социальной защиты жителей Республики. В числе этих мер можно назвать выплату компенсации (или доплаты) неработающим пенсионерам (и отдельным категориям работающих) до социальной нормы.

Б) Негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Эти фонды осуществляют свою деятельность на основании Федерального Закона "О не государственных пенсионных фондах".

Исключительным видом деятельности НПФ является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Деятельность НПФ заключается в аккумулировании пенсионных взносов, размещении пенсионных резервов, учете пенсионных обязательств фонда и выплате негосударственных пенсий участникам фонда.

В) Благотворительную деятельность граждан и юридических лиц.Правовое регулирование осуществляется на основании Федерального закона от 11.08.95г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях .

2.2 Социальное страхование

Социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам .

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических, организационных мер направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Обеспечение по государственному социальному страхованию подразделяется на денежные выплаты, материальные блага и услуги. В современных условиях стали очевидными необходимость реформирования всей системы государственного социального страхования, более полное использование апробированных в различных странах мира принципов: гарантированность помощи застрахованному и обязательный характер условий и норм; платность; солидарность; автоматизация финансирования на основе аккумуляции страховых взносов; строго целевой характер средств и их возвратность; определение страхового пространства в сочетании с разграничением различных видов страхования и др

Это позволит превратить социальное страхование в важнейшую надежную составную часть системы социальной защиты населения.

 

 

2.3 Социальная защита населения .

Одним из элементов социальной защиты населения в кризисных условиях перехода к рыночным отношениям является социальная помощь, обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка человека со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях.

1. Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

2. 1) денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

3. 2) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи)[3].

4. Социальная помощь выполняет функцию вспомоществования по бедности отдельным группам населения в экстремальных условиях; носит характер периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях нейтрализации критических жизненных ситуаций, неблагоприятных экономических условий. Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.

Политика в сфере социальной защиты населения Удмуртской Республики.

За последние годы достигнуты ощутимые результаты в государственной поддержке социально уязвимых категорий граждан. Обеспечивается своевременная выплата пенсий, размер которых повышен практически всем категориям. Во многом это результат усилий по оздоровлению экономики предприятий республики, производящих отчисления в Пенсионный фонд.

В районах и городах республики действует 34 центра социального обслуживания, имеющих более 200 структурных подразделений различного профиля. Функционируют 6 специальных жилых домов для одиноких престарелых граждан. Необходимо и в дальнейшем продолжать совершенствование механизмов по социальной защите старшего поколения, расширять сеть учреждений социального обслуживания населения, чтобы в полном объеме реализовывать перечень гарантированных государством услуг для малоимущих престарелых граждан и инвалидов. Для этого дополнительно будет введено в строй 4 объекта социальной защиты населения.

В республике уделяется большое внимание обеспечению реализации установленных государством социальных льгот и выплат ветеранам и инвалидам. В результате проведенной работы в республике указанные категории граждан получают льготы по лекарственному обеспечению, санаторно-курортному лечению, оплате жилищно-коммунальных услуг, услугам связи, по проезду на пригородном, городском и междугородном транспорте. Улучшилось обеспечение инвалидов Великой Отечественной войны путевками на санаторно-курортное лечение, автомобилями, креслами – колясками.

На ближайшие годы стоит задача обеспечить полноценную реализацию социально-значимых льгот, предусмотренных Федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», активно решать вопросы по реализации законных прав ветеранов радиационных аварий и участников локальных войн.

В рамках реализации Федерального закона «О государственной социальной помощи» продолжится выделение средств республиканского и местного бюджетов на оказание адресной помощи ветеранам и инвалидам. Социальная помощь будет оказана одиноко проживающим пенсионерам, инвалидам первой и второй групп, семьям, воспитывающим детей-инвалидов. В первую очередь это ремонт жилья, оплата лечения и приобретение медикаментов, зубопротезирование, проведение торжеств, посвященных Дню Победы, Дню пожилых людей.

Кроме того, основными задачами в области социальной защиты на ближайшие годы остаются:

- разработка и реализация плана практических мероприятий по работе с социально неблагополучными семьями, подростками, лицами без определенного места жительства и освобожденными из мест лишения свободы;

- обеспечение круглогодичного отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

-ликвидация накопленной задолженности по государственным детским пособиям;

- формирование Государственной службы реабилитации инвалидов, формированию реабилитационной инфраструктуры, осуществляющей комплекс мероприятий по всем направлениям реабилитации;

- обеспечение координации и поддержки общественных инициатив, связанных с разработкой и реализацией проектов и программ социальной защиты населения и благотворительности.

 

Заключение

 

Для решения поставленных задач по развитию социальной защиты населения необходимо:

1) улучшение порядка взаимодействия в области социальной политики между федеральными органами исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями различных форм собственности;

2 )повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию;

3) развитие негосударственного сектора в социальной защите населения;

4) совершенствование кадровой политики в системе социальной защиты населения, включая повышение социальной защищенности социальных работников;

5) организация лицензирования деятельности негосударственных структур, физических лиц и государственных служб, занимающихся оказанием социальных услуг населению;

6) обеспечение максимальной реализации принятых федеральных и областных программ социальной защиты населения, а также повышение минимального размера оплаты труда, максимальное приближение его к величине прожиточного минимума трудоспособного человека.

Вот для этого ежегодно собираются различные форумы государственного значения .Так напримерс 27 по 30 мартав соответствии с проектом плана научно-практических мероприятий по вопросам демографического развития на 2013 год Министерства труда и социальной защиты Российской в г. Санкт-Петербурге состоялся Международный форум «Старшее поколение». Основная цель этого социально значимого Форума – не только привлечь внимание российского общества к проблемам старшего поколения, но и оказать помощь специалистам, осуществляющим деятельность в данной сфере, в определении путей решения наиболее актуальных проблем пожилых людей. В работе Форума принимали участие представители органов здравоохранения, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда медицинского страхования, подразделений медико-социальной экспертизы, а также общественных организаций, осуществляющих деятельность в интересах пожилых людей и другие. От Министерства в Форуме приняла участие делегация из Удмуртии в количестве шестнадцати человек – начальники территориальных органов Министерства, директора муниципальных учреждений социального обслуживания Удмуртской Республики .Все принятые решения отобразятся в политике Удмуртии по улучшению социальной политике населения.

 

 

Список источников

1. Конституция РФ.

2. Федеральный закон №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ».

3. . Федеральный закон №178-ФЗ «О государственной социальной помощи в РФ».

4. Постановление Правительства РФ №739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания».

5. Распоряжение Правительства РФ №1063-р «Социальные нормативы и нормы».

6. Постановление Государственного Комитета РФ по стандартизации и метрологии от №327-ст «О принятии и введении национального стандарта «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг».

7.Приказы Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.