Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Рекомендуемые усилия на органы управления



Тип органа управления Величина усилия, Н
Рукоятка 20-40
Кнопки, тумблеры, переключатели: «легкого типа» «тяжелого типа»   1,4—1,6 6—12
Ножные педали управления, исполь­зуемые: редко часто   20—50
Рычаги управления, используемые: Периодически постоянно   120—160 20—40

 

Наиболее точные ощущения характерны для дви­жений, совершаемых на расстоянии 15 — 35 см от сред­ней точки тела. Уже на расстоянии 40 — 50 см точность анализа существенно снижается. Точность попадания рукой в нужное место на пульте управления составля­ет ±15 мсм в средней зоне ниже груди и ±30 мсм в крайних зонах. Точностные характеристики движений определяют также вероятность ошибочных реакций оператора [192]. Этот вопрос более подробно рассмот­рен в конце данной главы.

Уменьшению утомляемости и повышению произ­водительности труда способствует соблюдение прин­ципов экономии движений и энергии, основанных на учете физиологических и биомеханических особенно­стей двигательного аппарата (рис. 14.2).

К принципам экономии движений относят следу­ющие:

 

Рис. 14.2. Принципы экономии движений и усилий.

■ принцип непрерывности, в соответствии с которым каж­дое последующее движение должно быть естественным продолжением предыдущего;

■ принцип параллельности, заключающийся в обеспечении одновременности движений обеих рук, а также рук и ног работающего;

■ принцип благоприятных траекторий, предусматриваю­щий возможность симметричных, плавных, круговых, не­прерывных движений вместо несимметричных, зигзаго­образных, прямолинейных;

■ принцип оптимальной интенсивности, обеспечивающий высокую производительность труда при оптимальных значениях физического и нервного напряжений;

■ принцип ритмичности, заключающийся в регулярной по­вторяемости движений через определенные (равные) про­межутки времени (наиболее благоприятным является ес­тественный ритм);

■ принцип привычности движений, обеспечивающий авто­матическое их выполнение, что достигается тренировкой, в результате которой вырабатываются динамические сте­реотипы действий.

Заканчивая рассмотрение характеристик управля­ющих движений, необходимо хотя бы кратко сказать об особенностях формирования двигательных навыков. В процессе их формирования изменяются взаимоотно­шения между видами движений. На первой ступени обычно преобладают гностические движения. Позднее они редуцируются и настолько тесно сливаются с ра­бочими движениями, что их трудно бывает разделить. В результате движения становятся более плавными и стабильными. На начальных ступенях образование двигательного навыка происходит под контролем зре­ния; впоследствии же этот контроль все более перехо­дит к чувствительным приборам двигательного аппара­та — к тактильному и кинестетическому анализаторам. При этом образуется внутренний контур регулирова­ния, определяемый действием этих анализаторов, в котором сигналы проходят значительно быстрее (0,4 с), чем по внешнему контуру регулирования, включающе­му зрительный контроль (1 — 2 с). Это важное свойство может быть использовано также для повышения каче­ства управления путем подачи сигналов обратной связи не на зрительный, а непосредственно на тактильный анализатор. Это связано с тем, что знание оператором результатов своих действий (самоконтроль своей ра­боты) является важным средством повышения эффек­тивности труда.

Помимо мануальных действий, как уже отмечалось, в ряде случаев для управления машиной могут исполь­зоваться рабочие действия ногами. Обычно они носят вспомогательный характер, однако иногда эти действия оказываются весьма важными (например, управление самолетом, станком, автомобилем и т. п.).

Скорость и точность движений, выполняемых сто­пой, могут соперничать с некоторыми движениями, выполняемыми руками. Так, временные параметры элементарных движений рукой, встречающихся в опе­раторской деятельности (в частности, «время дотяги­вания») при расстояниях 150 мм ничуть не меньше, чем время выполнения этих движений стопой. Эксперимен­ты по определению точности приложения статических сил к средствам управления самолетом (рычаги, штур­вал) показывают, что точность выполнения операций с помощью ног примерно такая же, как с помощью рук. Силовые возможности ног зачастую выше аналогич­ных возможностей рук [7].

Биомеханические характеристики нижних конеч­ностей необходимо учитывать при конструировании органов ножного управления (педалей). Основными из них являются антропометрические размеры, массоинерционные, кинематические, силовые и точностные характеристики. Довольно подробно они приведены в работе [7]. Примеры учета их при конструировании педалей приведены в главе XVII.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.