Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основы международной безопасности

(1) Определение «безопасности». Подходы к пониманию феномена безопасности.

Основные трактовки сущности безопасности. На обыденном уровне безопасность понимается как «отсутствие опасности; сохранность, надежность» Отвлекаясь от обыденных представлений, обратимся к трактовкам феномена безопасности в современной научной и философской литературе.

 

Первая трактовка феномена безопасности, с которой можно вести отсчет теоретическому рассмотрению проблемы: безопасность есть состояние защищенности интересов. Данный подход сложился в сер. XX в. в США при концептуализации представлений о национальной безопасности (Г. Моргентау). Он реализован в российском законодательстве и получил широкое распространение в научном сообществе.

Вторая трактовка развивает обыденное представление: безопасность есть состояние / условие деятельности, способствующее сохранению и успешному функционированию субъекта.

 

Третья трактовка заключается в следующем: безопасность есть специфическая деятельность по выявлению и нейтрализации опасностей.

Четвертая трактовка основывается на рассмотрении взаимосвязи между безопасностью и развитием: безопасность есть фактор развития, и одновременно безопасность обеспечивается развитием.

 

Пятая трактовка, сложившаяся сравнительно недавно в связи с развитием социальной синергетики: безопасность есть устойчивость / стабильность открытых нелинейных неравновесных самоорганизующихся систем. Данная традиция пересекается с четвертой, поскольку рассматривает объекты через их динамику, развитие, эволюцию.

 

Шестая трактовка состоит в интерпретации безопасности как реализуемости природы / интенций субъекта.

 

(2) дилемма безопасности человека и общества.

 

Дилемма безопасности — парадоксальная ситуация, в которой как рост национальной безопасности государства, так и его ослабление могут вызвать угрозу со стороны других государств.

 

По Джервису, русский проблема состоит в том, что методы, с помощью которых укрепляется безопасность государства, по своей природе снижают безопасность других государств. Усиление могущества ведет к тому, что другие страны также увеличивают свои расходы на оборону, его же ослабление воспринимается ими как слабость и потенциально грозит агрессивными действиями с их стороны[1]. Данный парадокс был описан американским теоретиком международных отношений Дж. Херцем в своей работе «Политический реализм и политический идеализм» в 1951 г.

 

(3) Современные представления о безопасности.

 

Современные представления о феномене безопасности необычайно разнообразны и варьируются от его отождествления с "родовым понятием"1 до признания симбиозом "экологической, экономической и всякой другой безопасности, противостоящей системе угроз личности и общества от различного рода опасностей".

 

граница безопасности (security border) - это такая граница, которая очерчивает различные (дополняющие друг друга или конкурирующие) "пространства безопасности". Поскольку сама идея "границы безопасности" родилась в недрах школы конструктивизма, она предполагает возможность реартикуляции и реконфигурации этих пространств под воздействием меняющихся представлений, формирующихся в области публичной политики;

 

режим безопасности (security regime) - это совокупность принципов, правил и норм, которые задают рамки поведения для акторов безопасности и обеспечивают взаимность и позитивное взаимодействие между ними;

 

управление безопасностью (security governance ) - это порядок сотрудничества между акторами безопасности в важнейших сферах, определяющих их жизненно важные интересы;

 

комплекс безопасности (security complex) - это транснациональный регион, включающий в себя страны или их составные части, которых объединяют устойчивые представления о безопасности и отношения в области безопасности.

 

сообщество безопасности (security community) - это форма "комплекса безопасности", которая формируется на основе совместимости ценностей, регулирующих поведение в сфере безопасности. Часто можно встретить точку зрения о том, что "сообщество безопасности" включает в себя страны Северной Америки и Западной Европы[29]

 

геобезопасность (geo-security) - этот широкий концепт вбирает в себя совокупность "практик безопасности" (security practice) и "идентичностей безопасности" (security identity), которые формируют "пространственный образ безопасности" (security spatial image) на определённой территории, очерченной границами.

культура безопасности (security culture)

парадигма безопасности (security paradigm)

 

(4) Опасность и угроза как атрибуты безопасности. Источники опасностей и угроз.

 

Опасность как понятие, имеет много значений: а) опасность – это объективно существующая возможность негативного воздействия, например, на социальный организм, в результате которого ему может быть причинен какой – либо ущерб, вред, ухудшающий его состояние, придающий его развитию нежелательные динамику или параметр б) опасность – это возможность или предчувствие причинения зла (в) опасность – это возможные или реальные явления, события и процессы, способные уничтожить тех или иных субъектов (личность, социальную группу, народ, государство) или же важные для людей объекты или природные ценности, либо нанести им ущерб, вызвать деградацию, закрыть путь к развитию .Угроза же рассматривается в следующих случаях.

 

а) угроза – запугивание, обещание причинить кому–нибудь неприятность, зло (б) угроза – наиболее конкретная и непосредственная форма опасности, создаваемая целенаправленной деятельностью откровенно враждебных сил ( в) угроза – опасность на стадии готовности перейти из возможности в действительность, предупреждением словом или демонстративным действием о последующих опасных событиях, или введение в заблуждение с главной целью – использованием страха для приобретения преимущественного положения в каком –либо отношении.

 

К числу постоянных источников опасностей, угрожавших отдельным людям и обществу в целом на протяжении всей истории человечества, как правило, относят следующие источники.

Первый – альтернативную природу человека, его способность быть гуманным и антигуманным, созидательным и разрушительным (саморазруши­тельным) существом. По мере развития цивилизации задача сохранения человеком гуман­но-созидательной направленности своей жизнедеятельности усложняется, а не упрощается. В то же время, последствия антигуманно-разрушительных действий людей приобретают более тяжкие последствия, причем даже в том случае, когда на такой путь становятся отдельные люди, мелкие группы.

Другой – альтернативную природу об­щественно – политических институтов. Политические партии, течения, группы, различные организации, вплоть до государства, могут избирать как прогрессивную, так и реакционную, как гуманную, так и антигуманную линию поведения. Они могут искать как пути взаимопонимания и сотрудни­чества, так и возможности конфронтации, вплоть до установки на истребление другой стороны.

 

(5) Феномен национальной безопасности.

это категория политической науки, которая характеризует состояние социальных институтов, обеспечивающее их эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества… характеризует состояние нации как целостной системы.

Для сравнения приведем и другие определения

 

Национальная безопасность – состояние, при котором обеспечивается защита жизненно важных интересов государства и гражданского общества в экономической, политической, военной, экологической, гуманитарной и других областях.

 

Национальная безопасность – это защищенность жизненно важных интересов граждан, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе. Национальная.

 

безопасность – это состояние общественных отношений, гарантирующих защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. А вот как определяется национальная безопасность официально.

 

(6) Характеристика международной безопасности.

 

Международная безопасность- система международных отношений, основанная на соблюдении всеми государствами общепризнанных принципов и норм международного права, исключающая решение спорных вопросов и разногласий между ними с помощью силы или угрозы.

Принципы международной безопасности предусматривают

Утверждение мирного сосуществования в качестве универсального принципа межгосударственных отношений;

 

Ø обеспечение равной безопасности для всех государств;

 

Ø создание действенных гарантий в военной, политической, экономической и гуманитарной областях;

 

Ø недопущение гонки вооружений в космосе, прекращение всех испытаний ядерного оружия и полная его ликвидация;

 

Ø безусловное уважение суверенных прав каждого народа;

 

Ø справедливое политическое урегулирование международных кризисов и региональных конфликтов;

 

Ø укрепление доверия между государствами;

 

Ø выработка эффективных методов предотвращения международного терроризма;

 

Ø искоренение геноцида, апартеида, проповеди фашизма;

 

Ø исключение из международной практики всех форм дискриминации, отказ от экономических блокад и санкций (без рекомендаций мирового сообщества);

Ø установление нового экономического порядка, обеспечивающего равную экономическую безопасность всех государств.

 

(7)Операционные модели международной безопасности.

 

Международная безопасность - система международных отношений, основанная на соблюдении всеми государствами общепризнанных принципов и норм международного права, исключающая решение спорных вопросов и разногласий между ними с помощью силы или угрозы.

Принципы международной безопасности предусматривают.

 

утверждение мирного сосуществования в качестве универсального принципа межгосударственных отношений;

 

- обеспечение равной безопасности для всех государств;

 

- создание действенных гарантий в военной, политической, экономической и гуманитарной областях;

 

- недопущение гонки вооружений в космосе, прекращение всех испытаний ядерного оружия и полная его ликвидация;

 

- безусловное уважение суверенных прав каждого народа;

 

- справедливое политическое урегулирование международных кризисов и региональных конфликтов;

 

- выработка эффективных методов предотвращения международного терроризма;

 

- искоренение геноцида, апартеида, проповеди фашизма;

 

- исключение из международной практики всех форм дискриминации, отказ от экономических блокад и санкций (без рекомендаций мирового сообщества);

 

- установление нового экономического порядка, обеспечивающего равную экономическую безопасность всех государств.

Основными способами обеспечения международной безопасности являются.

 

двусторонние договоры об обеспечении взаимной безопасности между заинтересованными странами;

 

- объединение государств в многосторонние союзы;

 

- всемирные международные организации, региональные структуры и институты для поддержания международной безопасности,

 

- демилитаризация, демократизация и гуманизация международного политического порядка, установление верховенства права в международных отношениях.

 

В зависимости от масштабов проявления различают следующие уровни международной безопасности:

1) национальный,

 

2) региональный и

 

3) глобальный.

 

(8) Параметры международной безопасности XXI века.

 

В начале XXI в. оформился качественно новый набор приоритет­ных угроз международной безопасности. «Старые» угрозы, проистекав­шие из прямого соперничества, в первую очередь между наиболее мощ­ными в военном плане государствами и их союзами, начали отодвигаться на второй план (к «старым» угрозам, прежде всего, относятся те, которые могли привести к меж­государственному ядерному столкновению и широкомасштабной войне с применением обычных вооружений между ведущими странами мира.). Можно утверждать, что большинство «старых» угроз сегодня находится в «дремлющем» состоянии.

Эти угрозы существовали и раньше. Но в то время они были в тени «старых» угроз. Существенное повышение их приоритетности в последние годы объясняется развитием внутреннего потенциала и опас­ности каждой из этих угроз и их совокупности.

Международный терроризм выдвинулся во главу угла триады «но­вых» угроз. В последние годы наблюдается формирование нового каче­ства терроризма. Из локального явления, известного и ранее в отдель­ных странах, он превратился в не признающее государственных границ глобальное транснациональное движение, как по составу участников, так и по географии проведения операций. В качестве идеологической базы он использует крайнее течение исламистского радикализма. Глобальный характер угрозы международного терроризма поставил задачу международного объединения усилий по борьбе с ней. Можно констатировать, что в целом мировому сообществу удалось создать ши­рокую антитеррористическую коалицию вокруг идеи крайней опаснос­ти, абсолютной неприемлемости международного терроризма и необ­ходимости совместной борьбы с ним. Однако наблюдаются и процессы, ослабляющие и раскалывающие это единство.

 

(9) Угрозы международной безопасности XXI века.

 

После нападения мусульманских террористов – камикадзе на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября появился новый опасный вид террора – распространение возбудителей инфекционных заболеваний, например сибирской язвы. Таким образом, спектр террористических атак начал расширяться. В новой обстановке, после 11 сентября 2001 г. существенно изменились отношения и роли стран на мировой арене.

 

Кроме прямых, силовых методов подавления международных террористов с применением ракет, бомб, операций спецслужб и наземных военных операций

 

(10) Международное вооруженное вмешательство.

 

Международное вооруженное вмешательство может носить разные формы: война, самооборона, миротворчество.

Осуществляется либо в ответ на агрессию, либо с согласия сторон (самооборона/миротворчество).

Некоторые виды вмешательства вызывают вопросы: когда объект сам не просит, и особой угрозы не представляет.

Три типа:

Гуманитарное вмешательство.

 

- «Интервенция возмездия»

 

- Смена режимов

Примеры вмешательства

1983 – Гренада

 

1989 – Панама

 

1991 – Ирак

 

1992 – Сомали

 

1994 – Босния

 

1999 – Косово

 

1999 – В.Тимор

 

2001 – Афганистан

 

2003 – Ирак

 

В случае с Косово и 2-м вторжением в Ирак, не был получен мандат СБ ООН. Невмешательство: Курдистан, Чечня, Палестина, Колумбия.

Виды вмешательства:

 

- Была агрессия, но нет «обратного адреса» - пенитенциарные интервенции.

 

- Нет агрессии, но может быть – превентивные войны

 

- Вмешиваться не просили, но мы считаем, что нужно – гуманитарные интервенции.

 

11. Глобальная безопасность.

Понятие глобальной безопасности охватывает все наиболее актуальные проблемы всего человечества, подразумевает защищенность системы международных отношений и экологической ситуации от угроз, способных дестабилизировать обстановку в мире, вызвать кризис общепланетарного масштаба.

На сегодняшний день важнейшими направлениями укрепления глобальной безопасности являются разоружение и контроль над вооружениями, защита окружающей среды, содействие экономическому и социальному прогрессу развивающихся стран, борьба с международным терроризмом и незаконным оборотом наркотиков, предотвращение и урегулирование этнополитических конфликтов, сохранение культурного многообразия в современном мире, обеспечение соблюдения прав человека, освоение космоса и рациональное использование земельных недр и богатств Мирового океана.

С появлением ядерного оружия, способного нанести урон большей части планеты Земля, глобальная безопасность становится лишь видимостью. Если быть точнее, в современных условиях в мире царит «глобальная небезопасность». Особенную актуальность это понятие приобретает при условии отсутствия авторитетных и влиятельных международных институтов, призванных сохранять мир во всем мире и не допустить развязывания вооруженных конфликтов.

 

12 Региональная безопасность.

 

Региональная безопасность --- составная часть международной безопасности, характеризующая состояние международных отношений в конкретном регионе мирового сообщества как свободное от военных угроз, экономических опасностей и т.п. На мой взгляд, региональная безопасность представляет собой проекцию концепции национальной безопасности на региональном уровне, которая нацелена на обеспечение защиты жизненно важных интересов индивида, общества, государства от внутренних и внешних угроз, а также от вторжений и вмешательств извне, связанных с нанесением ущерба, посягательств на суверенитет и независимость государств региона.

 

(13) Доктрина национальной безопасности США.

 

Доктрина национальной безопасности в США – это интеллектуальный продукт, совокупность взаимосвязанных идей в области управления тенденциями, реальными и прогнозируемыми, для защиты постоянных интересов общества и государства.

Стратегия национальной безопасности США, обновляемая с известной периодичностью, является лишь официальным, документальным резюме по вопросам национальной безопасности.

Доктринальное видение национальной безопасности в США имеет следующую структуру:

 

1. Фундаментальные (постоянные) интересы, которые, по заявлению М.Олбрайт, неизменны в течение более чем 200 лет и заключаются в обеспечении безопасности, процветания и свободы американского народа;

 

2. Миссия страны на данном этапе (это и есть доктрина, отражающая национальные интересы в конкретном понимании президента США);

 

3. Конкретные целевые установки, разрабатываемые и достигаемые президентской “командой”, государственными структурами, группами влияния, коммерческими и неправительственными организациями – субъектами национальной безопасности страны.

 

(14) Концепции национальной безопасности Франции.

 

К жизненно важных Концепции национальной безопасности Франции: территориальная целостность, суверенитет, защиту населения Стратегические интересы заключаются в: поддержании мира на европейском континенте, в зонах, к нему прилегающих с востока и юга, в средиземноморском бассейне и на Ближнем Востоке, 2) в сохранении полноценной экономической активности страны, свободы внешней торговли и коммуникаций, безопасности м орских путей Интересы, связанные со статусом Франции как мировой державы заключаются в: 1) обеспечении независимости страны, 2) выполнении международных обязательств, 3) укреплении демократии и правопорядка в, 4) распространении в мире французского.

 

(15) Концепции национальной безопасности Японии.

Японский социум ориентирован на непосредственное реагирование на изменения в окружающей среде.
Япония, так же как и США, рассматривает себя преимущественно островной страной, развитие которой связано с морской геополитической ориентацией. Если рассматривать геополитические устремления Японии в исторической ретроспективе, то можно выделить три, свойственные ей модели.

"Эмоциональный азианизм" означает ту же независимость от США в сфере военной политики, правда, ограниченной азиатским пространством. И тот и другой варианты предполагают, что национализм будет определять внешнюю политику Японии.

 

"Доктрина Ёсида" – это политика тесного союза с США с ориентацией на участие в глобальном соперничестве на стороне США.

 

"Пан-тихоокеанский регионализм" – та же самая политика, но сфокусированная на регион.

 

Иногути почти не уделяет внимания "эмоциональному азианизму", видимо, полагая, что национализм в Японии вряд ли может приобрести силу, способную формировать внешнеполитический курс страны.

 

(16) Оборонная политика Германии.

 

Немецкая оборонная политика определяется в большой степени тремя факторами:

– многонациональная интеграция Бундесвера в рамках структуры внешней политики сосредоточилась на объединении Европы, трансатлантическом партнерстве и глобальной ответственности,

– измененный операционный спектр Бундесвера и увеличенное число международных операций,

– доступные ресурсы.

 

17 Стратегия национальной безопасности Великобритании.

 

Стратегия национальной безопасности Великобритании, По словам Дэвида Кэмерона и Ника Клегга

 

 

Стратегия Национальной безопасности, Стратегическая Защита и Обзор Безопасности мобилизуют силы Правительства для защиты интересов безопасности нашей страны. Задача защищать нашу безопасность никогда не будет выполнена до конца, поэтому в эпоху неопределенности мы должны остаться бдительными, регулярно изучая изменяющиеся угрозы, с которыми мы сталкиваемся. Таким образом, мы будем ежегодно отчитываться Парламенту по Стратегии Национальной безопасности, и мы будем пересматривать новую Стратегическую Защиту и Обзор Безопасности каждые пять лет.

Гарантировать, что наши силы в Афганистане имеют оборудование, в котором они нуждаются;

Начать приводить оборонные программы к балансу; и

Сделать все возможное, чтобы Великобритания сохранила лучшие и самые универсальные Вооруженные силы в мире – лучше оборудованные для защиты нашей безопасности в эпоху неопределенности.

 

0.14 Стратегия национальной безопасности, как любая стратегия, должна быть совокупностью целей (то к чему мы стремимся), методов (пути, для достижения целей) и средств (ресурсы, которые мы можем направить на достижение целей).

0.15 Стратегия должна отражать контекст, в котором она разработана, особые силы и навыки, которые мы можем пустить в ход (области нашего сравнительного преимущества); быть четкой, но при этом гибкой, принимать во внимание неопределенность и изменения. Также она должна принимать во внимание деятельность других: положительное участие союзников, партнеров, и частного сектора; и отрицательное воздействие противников, которые стремятся помешать нашим целям. Поэтому стратегия должна также быть основана на творческом понимании того, как лучше всего достигнуть наших целей и препятствовать достижению целей противников. Это должно сбалансировать цели, методы и средства. Средства и методы, с помощью которых мы стремимся достигнуть наших целей, должны быть соответствующими и достаточными, а цели в свою очередь должны быть реалистичными и исходить из имеющихся средств.

0.16 Первая и вторая части Стратегии Национальной Безопасности в общих чертах описывают наш анализ глобальной стратегической обстановки и нашу оценку места Великобритании в мире. Они также излагают наши основные цели:

обеспечение безопасной и гибкой Великобритании – защита наших людей, экономики, инфраструктуры, территории и образ жизни от всех основных рисков, которые могут затронуть нас непосредственно; и

формирование устойчивого мира – активность за пределами наших границы, дабы сократить вероятность специфических рисков, затрагивающих Великобританию или наши прямые интересы за рубежом.

 

(18) Концепция национальной безопасности Китая.

 

Первые 30 лет после образования нового Китая считалось, что основными проблемами мирового характера являются война и революция, поэтому концепция безопасности была сконцентрирована на оборонной и политической безопасности, т. е. на защите территориальной целостности и суверенитета страны, а также на укреплении государственной власти. Такую концепцию мы называем традиционной. В данный период Китай, не упуская из виду традиционных угроз безопасности, акцентирует внимание и на нетрадиционных угрозах в таких областях, как экономика, финансы, информатика, энергетика, продовольствие, здравоохранение, а после 11 сентября 2001-го – также и на борьбе с терроризмом. Таким образом, сформирована Всеобъемлющая концепция национальной безопасности КНР, учитывающая как традиционные, так и нетрадиционные угрозы.

 

(19) Концепция национальной безопасности РФ.

 

Концепции национальной безопасности РФ»)- это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции на основе Конституции Российской Федерации.

 

•суверенитет, целостность и неприкосновенность территории России;

 

•мирные условия для стабильного политического, экономического и духовного развития страны и общества;

 

•стабильность в прилегающих к границам России регионах;

 

•свобода деятельности в мировом океане и космическом пространстве, свободный доступ к важным для России международным экономическим зонам и коммуникациям;

 

•стабильность конституционного строя, законность, правопорядок в стране, общественная безопасность;

 

•защищенность граждан России в зонах военных конфликтов и в других случаях от угроз для их жизни, связанных с вооруженным насилием.

 

Основные разделы концепции национальной безопасности

 

1. Россия в мировом сообществе - в котором характеризуется положение в мире.

 

2. Национальные интересы России - в котором определяются национальные интересы государства, интересы личности и общества в различных сферах.

 

3. Угрозы национальной безопасности РФ в различных сферах и основные задачи в области обеспечения национальной безопасности.

 

4. Обеспечение национальной безопасности России.

 

20. Основы теории военной безопасности.

 

На протяжении всей истории человечества национальная безопасность отождествлялась с военной безопасностью, защищенностью государства от вооруженного нападения извне. В наше время данный компонент национальной безопасности также играет важную роль. При этом учитываются такие факторы, как.

 

1 состояние вооруженных сил страны и возможных театров военных действий;

 

2 наличие (или отсутствие) военных союзников;

 

3 размеры военного бюджета;

 

4 научно-технический, экономический и демографический потенциал страны, моральный дух нации.

роль военной политики в системе факторов национальной безопасности как важного направления общей политики государства, политических партий, социальных сил и институтов. Военная политика имеет своей целью организацию и применение средств вооруженного насилия для разрешения определенных политических задач.

К задачам военной политики относятся:

 

1) обеспечение национальной безопасности и прежде всего целостности и неприкосновенности государственной территории;

 

2) обеспечение безопасности плавания своих флотов;

 

3) защита граждан государства за пределами его территории в случае возникновения угрозы их личной безопасности.

 

Для решения указанных задач создаются специальные социально-политические институты:

вооруженные силы;

 

правительственные и парламентские органы, занимающиеся вопросами военной политики;

 

военно-промышленный комплекс;

 

специальные службы и т. д.

 

(21) Источники военной опасности в современных условиях.

 

Другим источником военной опасности являются гонка вооружений, особенно быстрое качественное совершенствование существующих систем оружия и настойчивые поиски оружия на новых физических принципах, сохранение сильных армий в основных государствах мира, наличие подготовленных мощных группировок вооруженных сил, как отдельных государств, так и их блоков, находящихся в высокой степени боевой готовности.

Определенную военную опасность представляют сохраняющиеся во многих развитых странах могущественные милитаристские политические силы – приверженцы военно-силовых решений в межгосударственных отношениях. Подобные силы находятся у власти и в ряде развивающихся стран. Они упорно стремятся к получению оружия массового поражения и не скрывают своих замыслов об использовании ОМП для решения существующих у них проблем с другими государствами.

Военная безопасность как состояние, зависит от многих объективных и субъективных обстоятельств – факторов. К их числу отнесем внутреннюю и внешнюю политику, экономические мероприятия по укреплению обороны страны, социальную и национальную политику, духовный потенциал народа, информационную среду, геополитические условия, военно-стратегическое положение государства, подготовку театров военных действий, строительство вооруженных сил, их подготовку к защите отечества, развитие образования, науки и техники, мобилизационную подготовку, гражданскую оборону, оборонно-массовую работу и др.

 

(22) Стратегия национальной безопасности Росси о военной безопасности государства.

 

В соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности основными угрозами военной безопасности России на современном этапе ее развития является прежде всего политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на:

-достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах;

-распространение ядерных, химических, биологических технологий;

-производство оружия массового уничтожения либо его компонентов и средств доставки.

Наиболее опасным для России - одной из ведущих мировых военных держав, а также одной из двух основных (наряду с США) ядерных держав - является первое направление, которое в обозримом будущем может быть реализовано различными способами.

Во-первых, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, а также стратегических вооружений в неядерном оснащении. К высокотехнологичным средствам ведения вооруженной борьбы необходимо отнести оружие на новых физических принципах (ОНФП).

 

(23) Основные принципы «Военной доктрины РФ.

 

Структурно Военная доктрина Российской Федерации состоит из 4 разделов:

1. Общие положения.

2. Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации.

 

3. Военная политика Российской Федерации.

 

4. Военно-экономическое обеспечение обороны.

Эти опасности, сформулированные в Военной доктрине, уже вызвали серьезный международный резонанс, особенно со стороны администрации США и Генерального секретаря НАТО.

 

Военные опасности разделены на внешние и внутренние. Всего сформулировано 11 внешних военных опасностей, которые при определенных условиях могут перерасти в угрозы Российской Федерации:

 

1. Стремление наделить силовой потенциал НАТО глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран-членов НАТО к границам РФ, в т.ч. путем расширения блока.

 

2. Попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность.

 

3. Развертывание воинских контингентов иностранных государств на территориях, сопредельных с РФ.

 

4. Создание и развертывание систем ПРО, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, милитаризация космоса.

 

5. Территориальные претензии к РФ и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела.

 

6. Распространение ОМП, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием.

 

7. Нарушение отдельными государствами международных договоренностей, несоблюдение заключенных договоров.

 

8. Применение военной силы на территориях сопредельных с РФ государств в нарушение Устава ООН.

 

9. Наличие очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с РФ и ее союзниками государств.

 

10. Распространение международного терроризма.

 

11. Возникновение очагов межнациональной (межконфессиональной) напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и насильственного экстремизма в отдельных регионах мира.

 

(24) Виды оружия массового уничтожения.

 

оружием массового поражения (ОМП) в частности следующие виды оружия:

химическое оружие,

биологическое оружие,

ядерное оружие

Многие виды ОМП имеют экологически опасные побочные эффекты. (Например, радиоактивное загрязнение местности продуктами ядерного взрыва.)

Последствия, сравнимые с последствиями применения экологически опасных видов ОМП, могут наступить также в случае применения обычного оружия или совершения террористических актов на экологически опасных объектах, (например: АЭС или химических заводах, плотинах и гидроузлах, и т. д.). Также воздействие ОМП деморализует как войска, так и гражданское население.

Одним из перспективных видов ОМП считается электромагнитное оружие.

 

(25) Режим нераспространения ядерного оружия.

 

Догово́р о нераспростране́нии я́дерного ору́жия многосторонний международный акт, разработанный Комитетом по разоружению ООН с целью поставить прочную преграду на пути расширения круга стран, обладающих ядерным оружием, обеспечить необходимый международный контроль за выполнением государствами взятых на себя по Договору обязательств с тем, чтобы ограничить возможность возникновения вооружённого конфликта с применением такого оружия; создать широкие возможности для мирного использования атомной энергии.

 

Одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 12 июня 1968 и открыт для подписания 1 июля 1968 в Москве, Вашингтоне и Лондоне. Ратифицирован СССР 24 ноября 1969 (Российская Федерация — правопреемник СССР по выполнению Договора). Вступил в силу 5 марта 1970 после сдачи на хранение ратификационных грамот государствами-депозитариями (СССР (подписал в 1968), США (1968), Великобритания (1968)), а также 40 другими странами. Франция и КНР подписали Договор в 1992. 11 мая 1995 свыше 170 стран-участниц договорились продлить действие Договора на неопределённый срок без каких-либо дополнительных условий.

 

Участниками договора являются почти все независимые государства мира. Не являются участниками договора Израиль, Индия, Пакистан и КНДР.

 

(26) Вертикальное и горизонтальное ядерное распространение.

Такова диалектическая взаимосвязь этих двух важнейших сторон влияния ядерного оружия на мировую политику. Поэтому иногда всю эволюцию ядерного фактора характеризуют как ядерное распространение:

 

Ø «вертикальное» распространение между ведущими ядерными державами в смысле наращивания их ядерных потенциалов и

 

Ø «горизонтальное» распространение в виде расширения числа государств, имеющих ЯО в вооруженных силах.

 

«Вертикальное» распространение на своем пике к концу 80-х годов XX в. достигло уровня примерно по 10-12 тыс. ядерных боезарядов только в стратегических силах СССР и США, а вместе с тактическим ядерным оружием (ТЯО) - до 25-40 тыс. единиц у каждой из двух держав. А «горизонтальное» распространение охватило за прошедшие полвека девять государств — США, СССР, Великобританию, Францию, КНР, Израиль, ЮАР, Индию, Пакистан. Сразу четыре страны вместо одной стали ядерными в итоге распада СССР (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан), но потом три из них передали ЯО России.

 

(27) Основные тенденции в области ядерного сдерживания и нераспространения в конце ХХ-начале XXI вв.

 

1. В итоге окончания холодной войны, в течение 1990-х гг. в деле нераспространения ядерного оружия (ЯО) достигнуты значительные успехи. Около 40 новых стран вступило в Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), включая Францию и КНР. В 1995 г. Договор получил бессрочное продление. Четыре государства отказались от военных ядерных программ и даже от созданного или полученного ранее ЯО или были лишены их применением силы извне (ЮАР, Бразилия, Аргентина, Ирак).

Три государства, имевшие на своей территории ядерное оружие, оставшееся после распада Советского Союза, в итоге двухлетних переговоров не стали присваивать его и подписали Лиссабонский протокол в качестве неядерных государств (Украина, Белоруссия, Казахстан).

ДНЯО стал самым универсальным договором, его членами являются теперь 189 государств ООН и только 4 стоят за его пределами (Израиль, Индия, Пакистан и КНДР, которая вышла из Договора о нераспространении в 2003 г. год две тысячи три )

 

(28) Создание стратегических средств: противостояние СССР и США.

В декабре 1959 г.9в год одна тысяча девяносто пятьдесят девять) был образован новый вид Вооруженных сил - Ракетные войска стратегического назначения, в состав которых вошли первые межконтинентальные ракеты Р-7.

Однако ракетные комплексы Р-7 оказались очень несовершенными и в 1961 г. было начато развертывание новой межконтинентальной ракеты Р-16 (SS-7), которая выгодно отличалась от Р-7 по степени боеготовности и эксплуатационным характеристикам. В то же время, эта ракета также не была в полной мере пригодна для масштабного развертывания, которое позволило бы Советскому Союзу обеспечить примерное равенство с США.

В 1962 г. (тысяча девяносто шестьдесят два) Советский Союз с помощью баллистических ракет и бомбардировщиков мог доставить на территорию США не более 300 боезарядов. В составе же стратегических сил США в 1962 гв год (тысяча девяносто шестьдесят два). находились около 1300 бомбардировщиков, способных доставить на территорию СССР свыше 3000 боезарядов. Кроме этого, в состав стратегических сил США в 1962 г. входили 183 межконтинентальные ракеты Atlas и Titan, а также 144 ракеты на девяти подводных лодках Polaris. В октябре 1962 г. США начали развертывание новых твердотопливных ракет, Минитмен

отличавшихся очень высокой боевой эффективностью.

 

(29) Ограничение вооружений: Договор ОСВ-1 и Договор по ПРО.

 

Ставшие результатом переговоров документы - Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (Договор ОСВ-1) - были подписаны 26 мая 1972 г. и вступили в силу 3 октября 1972 г. Срок действия Договора ОСВ-1 составлял 5 лет, Договор по ПРО обладал неограниченным сроком действия.

Основным положением Договора ОСВ-1 стало обязательство СССР и США не начинать с 1 июля 1972 г. строительства новых стационарных пусковых установок баллистических ракет наземного базирования, а также не увеличивать количество подводных лодок и пусковых установок баллистических ракет морского базирования.

Основное положение Договора об ограничении систем противоракетной обороны заключается в запрете создания противоракетной обороны территории страны или района и запрете на создание базы для такого развертывания. В целом, Договор ОСВ-1 никак не ограничивал советскую программу создания стратегических ракетоносцев.

 

(30) Договор ОСВ-2.

 

Договор ОСВ-2 основывался на согласованных во Владивостокском соглашении ограничениях, к которым был добавлен ряд дополнительных ограничений. Кроме этого, ОСВ-2 предусматривал некоторое сокращение количества стратегических носителей, которое должно было быть проведено в течение двух лет, а также ряд ограничений на количество боеблоков, которыми могли оснащаться носители, и ограничения на модернизацию стратегических систем. Предусматривалось, что Договор будет находиться в силе до 31 декабря 1985 г. Сопровождавший Договор протокол, срок действия которого был ограничен тремя годами, устанавливал ограничения на развертывание мобильных ракет и крылатых ракет морского и наземного базирования.

Основным положением Договора ОСВ-2 стало ограничение количества стратегических носителей на уровне 2400 единиц. Кроме этого, стороны обязались к 1 января 1981 г. сократить количество носителей до 2150. Из общего количества стратегических систем только 1320 носителей могли быть оснащены головными частями с боеблоками индивидуального наведения. В число 1320 носителей с РГЧ ИН включались как ракеты наземного и морского базирования, так и тяжелые бомбардировщики, оснащенные крылатыми ракетами большой дальности. Без учета бомбардировщиков количество оснащенных РГЧ ИН носителей не должно было превышать 1200 единиц. Кроме этого, отдельное ограничение было установлено на оснащенные РГЧ ИН баллистические ракеты наземного базирования, количество которых не могло превышать 820. В целом, Договор ОСВ-2, хотя и ставил определенные рамки для количественного наращивания стратегических сил, не мог в полной мере решить проблему качественного совершенствования вооружений. К моменту подписания Договора как США, так и СССР в основном закончили процесс перехода к системам, оснащенным РГЧ ИН.

(31) Начало разоружения: Договор СНВ-1.

 

Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-1) был подписан 31 июля 1991 г. Основными положениями Договора СНВ-1 являются сокращение количества стратегических носителей до уровня 1600 единиц и количества боезарядов, размещенных на этих носителях, до 6000 единиц. В дополнение к общим ограничениям на количество боезарядов в Договоре СНВ-1 установлены ограничения на боезаряды, числящиеся за баллистическими ракетами наземного и морского базирования, количество которых не должно превышать 4900 единиц, а также за мобильными ракетами наземного базирования, на которых должно быть развернуто не более 1100 боезарядов. Количество тяжелых ракет должно быть сокращено вдвое, так что их число не должно превышать 154 единицы. Кроме этого, Договором ограничивается суммарный забрасываемый вес баллистических ракет, который не должен превышать 3600 тонн. Вскоре после подписания Договора СНВ-1 Соединенные Штаты и СССР в одностороннем порядке осуществили ряд мер по снижению боеготовности своих ядерных сил. Эти меры, о которых было объявлено в конце сентября - начале октября 1991 г., были в первую очередь призваны снизить вероятность несанкционированного использования ядерного оружия.

 

(32) Договор СНВ-2.

 

Основным положением Договора СНВ-2 стало обязательство России и США осуществить сокращения количества боезарядов на стратегических носителях до уровня в 3000-3500 единиц

Работа над договором, который бы предусматривал более глубокие, чем СНВ-1, сокращения стратегических сил, была начата практически сразу после распада Советского Союза. Соглашение, зафиксировавшее основные положения будущего договора, который стал известным как СНВ-2, было достигнуто уже в июне 1992 г. Основными положениями этого соглашения стали сокращение суммарного количества боезарядов до уровня в 3000-3500 единиц, а также ликвидация всех ракет наземного базирования, оснащенных боевыми блоками индивидуального наведения, в том числе всех тяжелых ракет. Кроме этого, в июне 1992 г. СССР и США договорились об изменении правил заcчета боезарядов, числящихся за стратегическими бомбардировщиками. Подписание Договора СНВ-2 состоялось 3 января 1993 г.

 

(33) Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

Договор о нераспространении ядерного оружия - многосторонний международный акт, разработанный Комитетом по разоружению ООН с целью поставить прочную преграду на пути расширения круга стран, обладающих ядерным оружием, обеспечить необходимый международный контроль.

Одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 12 июня 1968 и открыт для подписания 1 июля 1968 в Москве, Вашингтоне и Лондоне. Ратифицирован СССР 24 ноября 1969 (Российская Федерация - правопреемник СССР по выполнению Договора). Вступил в силу 5 марта 1970 после сдачи на хранение ратификационных грамот государствами-депозитариями (СССР, США и Великобритания подписали в 1968), а также 40 другими странами.

Франция и КНР подписали Договор в 1992. 11 мая 1995 свыше 170 стран-участниц договорились продлить действие Договора на неопределённый срок без каких-либо дополнительных.

По Договору, каждое из государств — участников Договора, обладающих ядерным оружием, обязуется:

Ø не передавать кому бы то ни было это оружие или другие ядерные устройства, а также контроль над ними ни прямо, ни косвенно;

Ø равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над ними.

Каждое из государств — участников Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется:

Ø не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного и/или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над ними ни прямо, ни косвенно;

Ø равно как и не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств и не принимать какой-либо помощи в их производстве.

 

(34) Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).

 

Договор состоит из преамбулы, 17 статей, двух Приложений и Протокола. В соответствии со Статьей I Договора:

 

1. Каждое государство-участник обязуется не производить любой испытательный взрыв ядерного оружия и любой другой ядерный взрыв, а также запретить и предотвращать любой такой ядерный взрыв в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем.

 

2. Каждое государство-участник обязуется далее воздерживаться от побуждения, поощрения или какого-либо участия в проведении любого испытательного взрыва ядерного оружия и любого другого ядерного взрыва.

 

Статья II учреждает Организацию по ДВЗЯИ для достижения целей Договора и осуществления его положений, включая положения по международному контролю за его соблюдением.

 

Статья III предписывает осуществление национальных мер для реализации положений Договора.

 

Статья IV определяет режим контроля Договора, включая международную систему мониторинга, консультации и разъяснения, инспекцию на месте, меры по укреплению доверия.

Статья VI определяет процедуру урегулирования споров.

 

Статья ХIV определяет порядок вступления в силу Договора.

 

При этом движение к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ, одобрен спецсессией ГА ООН 10 сентября 1996 г. и открыт к подписанию 24 сентября того же года) осуществлялось поэтапно. В 1963 г. СССР, США и Великобритания подписали договор о запрещении испытаний в трех средах.

 

В 1974 г. последовала советско-американская договоренность об ограничении подземных испытаний 150 кт, а в 1976 г. указанный потолок был распространен на ядерные взрывы в мирных целях. На январь 2010 г. Договор подписали 182 государства, а 151 (включая Россию, Великобританию, Францию и всех союзников США по НАТО) ратифицировали его.

 

(35) Матрица глобальной безопасности.

 

матрицу глобальной безопасности. Основа основ данной философии заключается в том, что безопасность ни одного государства не может обеспечиваться за счет безопасности другого. Принципиально важно обеспечить практическое воплощение этого принципа через придание ему юридически обязывающего характера.

 

8 апреля 2010 года в Праге заключен Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений/

Как считает министр иностранных дел РФ С.Лавров, «данное соглашение является для Российской Федерации много большим, нежели отдельным проектом в области разоружения. Договор целенаправленно вписывался нами в российские концептуальные подходы к международному взаимодействию в области безопасности».

 

(36) Договор СНВ-3: переговорный процесс и основные положения.

 

С самого начала переговорного процесса сторонами подчеркивалось, что разрабатываемое соглашение призвано заменить Договор о СНВ 1991 года (ДСНВ), срок действия которого истек 4 декабря 2009 года. Кроме того, в ходе переговоров стороны условились о том, что со вступлением в силу нового договора прекратит свое действие и двусторонний Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов 2002 года (ДСНП), обязательства по которому также выполнены.

Переговорщики целенаправленно стремились к решению триединой задачи: выработать такую договоренность, которая.

Ø во-первых, обеспечивала бы национальную безопасность России,

 

Ø во-вторых, делала наши отношения с США более стабильными и предсказуемыми,

 

Ø в-третьих, укрепляла глобальную стратегическую стабильность.

 

(37) Ядерный фактор в «холодной войне.

 

противостояние между СССР и США за превосходство в области ядерного оружия в период холодной войны. В январе-феврале 1951 г. было изготовлено ещё четыре атомные бомбы. Таким образом, у СССР к 1 марта 1951 г. имелось 15 атомных бомб типа РДС-1. К концу 1951 г. было изготовлено в общей сложности 29 атомных бомб РДС-1, в том числе первые три серийно изготовленные атомные бомбы. 29.08.1951 г. было принято решение Совета Министров СССР о начале строительства первых войсковых складов — ядерных баз, предназначенных для хранения и подготовки к применению атомных бомб. Их было всего четыре: на севере Крыма, на Западной Украине, в Белоруссии и на северо-западе России. Строительство двух первых баз хранения ядерного оружия было завершено в 1955 г. В 1956 г. была введена в строй центральная база хранения ядерного оружия. Страх перед взаимным уничтожением, экономические проблемы, связанные с гонкой вооружений, позволили запустить процесс «разрядки». СССР и США, наученные опытом начала 60-х, сумели договориться о некоторых положениях, ограничивающих рост ядерных арсеналов, подписав договора ОСВ-I и ОСВ-II о запрещении ядерных испытаний, об ограничении систем ПРО.

 

Но несмотря на это, ядерные запасы продолжали расти. Были разработаны системы ракет с разделяющимися головными частями. Обе страны по-прежнему были способны уничтожить друг друга несколько раз.

 

(38) Логика холодной войны и ее окончание холодной войны.

 

Холодная война" - период в развитии международных отношений и внешней политики СССР, длившийся почти 40 лет после окончания второй мировой войны. Сутью "холодной войны" было политическое, военно-стратегическое и идеологическое противостояние стран капиталистической и так называемой социалистической системы. Сложные, неоднозначные и противоречивые события второй половины XIX в., составляющие содержание "холодной войны" по сей день вызывают наиболее острые полемики среди историков, политологов, специалистов по международным отношениям. Нет до сих пор единого мнения даже о том, закончена ли "холодная война", тем более противоречивы мнения о ее причинах и условиях. Последствия "холодной войны" имеют большое значение не только для двух основных ее участников – США и уже исчезнувшего СССР – ее итоги имеют значение для всего мира, как исторический пример противостояния сверхдержав, происходящее на грани ядерной войны, способное привести к необратимым катастрофическим последствиям. Приход к власти Горбачева и завершение противостояния (1987-1991 гг.). Новый правитель СССР не хотел продолжать борьбу за идеологию в других европейских странах. Тем более, что его политика была направлена на устранение коммунистической власти, которая и была родоначальником политических и экономических репрессий в сторону США. Окончание «холодной войны» знаменовалось тем, что Советский Союз пошел на большие уступки и особо не претендовал на власть в Европе, тем более, что поверженные страны уже отошли от разрухи и начали самостоятельное развитие. СССР же начал переживать глубокий кризис, который привел в декабре 1991 года к окончательному распаду Союза Советских Социалистических Республик. Таким образом, «холодная война» не принесла позитивного результата нашему государству, а стала одним из элементов, которые привели к краху великого государства.

 

(39) Варианты развития пост биполярной системы.

 

Опираясь на анализ С. Хоффманна, рассмотрим основные из­мерения послевоенного международного порядка.

 

Так, горизонтальное измерение послевоенного международ­ного порядка характеризуют следующие особенности.

 

1 Децентрализация (но не уменьшение) насилия. Стабиль­ность на центральном и глобальном уровнях, поддерживаемая взаимным устрашением сверхдержав, не исключала нестабиль­ности на региональных и субрегиональных уровнях (региональ­ные конфликты, локальные войны между «третьими странами», войны с открытым участием одной из сверхдержав при более или менее опосредованной поддержке другой из них противополож­ной стороны и т.п.)

 

2. Фрагментация глобальной международной системы и реги­ональных подсистем, на уровне которых выход из конфликтов зависит каждый раз гораздо больше от равновесия сил в регионе и чисто внутренних факторов, касающихся участников конфлик­тов, чем от стратегического ядерного равновесия.

 

3. Невозможность прямых военных столкновений между сверх­державами. Однако их место заняли «кризисы», причиной кото­рых становятся либо действия одной из них в регионе, рассмат­риваемой как зона ее жизненных интересов (Карибский кризис 1962 г.), либо региональные войны между «третьими странами» в регионах, рассматриваемых как стратегически важные обеими сверхдержавами (Ближневосточный кризис 1973 г.).

 

4. Возможность переговоров между сверхдержавами и возглав­ляемыми ими военными блоками с целью преодоления создав­шегося положения, появившаяся в результате стабильности на стратегическом уровне, общей заинтересованности международ­ного сообщества в ликвидации угрозы разрушительного ядерного конфликта и разорительной гонки вооружений. В то же время эти переговоры в условиях существующего международного по­рядка могли привести лишь к ограниченным результатам.

 

5. Стремление каждой из сверхдержав к односторонним пре­имуществам на периферии глобального равновесия при одновре­менном взаимном согласии на сохранение раздела мира на «сфе­ры влияния» каждой из них.

 

(40) Ассиметричные войны (на примере концепции «неограниченной войны»).

 

Асимметричная война — война между противниками, в военных силах которых имеется существенный дисбаланс (асимметрия) либо которые применяют кардинально различные стратегии и тактику.

 

Чтобы компенсировать дисбаланс традиционных средств ведения боя, более слабая сторона асимметричной войны обращается к нетрадиционным средствам.

 

1 партизанская война;

2 пассивное сопротивление;

3 террористические акты;

4 психологическая война;

5 поддержка антиправительственных группировок;

6 поддержка антиправительственных движений (партий);

и так далее.

 

Примерами, по мнению некоторых, асимметричных войн могут служить:

 

Пиренейские войны начала XIX века, когда испанская сторона без армии и правительства успешно нейтрализовала непобедимую военную машину Наполеоновской империи.

Кавказская война

Революционный терроризм в Российской империи

Народно-освободительная война Югославии

Война за независимость Алжира

Война во Вьетнаме

Афганская война (1979—1989) — по другим данным, душманы перешли к асимметричной войне в 1982 году

Первая чеченская война — по другим данным, не относится к асимметричным войнами

Вторая чеченская война — по другим данным, боевики перешли к асимметричной войне в 2006 году

Война в Афганистане (с 2001)

Иракская война

Вторая ливанская война

Исламистский терроризм на Северном Кавказе

Операция «Литой свинец

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.