· Понятие протекционизма, его место в современной экономике;
· Понятие фритредерства, его место в современной экономике;
· Заключение;
· Список литературы
Введение
В условиях рыночной экономики для поиска новых рынков сбыта рационально прибегать к внешнеторговым операциям. Внешнеторговое сотрудничество позволяет реализовывать расширенное воспроизводство в масштабах национальной экономики, увеличивать производственные силы, что, соответственно, позволит увеличить национальное богатство. Но в экономической практике не бывает однозначных процессов, следовательно внешняя торговля позволяет, как увеличить национальное богатство, так и стать причиной его снижения.
На протяжении истории государство выработало 2 подхода к введению внешнеэкономической деятельности: протекционизм (защита внутреннего рынка тарифными и нетарифными методами, снижение импорта) и фритредерство (либерализация внешней торговли, минимизация вмешательства государства во внешнеэкономическую деятельность). Два подхода характеризуют два типа экономических систем.
Протекционизм свойственен государствам, переживающим активное развитие внутренней экономики, в следствие чего для государства становится выгодным защищать внутреннего производителя и ограничивать импорт из-за рубежа. На современном этапе развития сформировалась такая категория стран, которые в силу специфичности своей экономической модели вынуждены прибегать к протекционистским методам. Для форсирования развития и формирования устойчивой структуры экономики протекционистские меры необходимы, как показывает мировая практика.
Фритредерство свойственно странам, пережившим первичную стадию накопления капитала, и обладающим ограниченными размерами внутреннего рынка. Для дальнейшего развития экономики страны проводят либерализацию внешнеторговой сферы и устранения барьеров для увеличения конкуренции между отечественными и иностранными производителями. Данный тип политики увеличивает конкурентоспособность отечественных производителей, способствует снижению цен на товары и услуги, стимулирует модернизацию производства и применение достижений НТП.
Данные типы государственной политики способствуют становлению и развитию национальной экономики, но поскольку основываются на разных подходах, то необходимо их учитывать положительное и негативное влияние. В экономической практике имеются примеры чрезмерных мер по защите или либерализации национальной экономики. На примере США, которые в своём экономическом развитии использовали элементы двух видов внешнеторговой политики, для создания основы индустриального развития необходимо вводить защитные меры внутреннего рынка. По мере развития производственных сил и насыщения внутреннего рынка, а также при выгодной внешней конъюнктуре необходимо проводить либерализацию внешнеторговой сферы.
На современном этапе развития экономики, когда мирохозяйственные связи приобретают наиболее интенсивный характер, проведение протекционистских мер весьма затруднено. Это объясняется рисками отставания от иностранных государств по уровню развития производственных сил и НИОКР. При чём одностороннее применение протекционистских мер может обусловить ответное применение аналогичных мер со стороны других стран. Имеется также практика «дискриминации» национальных экономик, не вступивших во Всемирную Торговую Организацию, независимо от уровня тарифных и нетарифных барьеров. Таким образом привычное понятие протекционизма и фритредерства трансформируется.
Понятие политики протекционизма, его место в современной экономике
Теоритическую основу политики протекционизма заложили ещё меркантилисты в 17 в. Протекционистские меры были характерны для периода индустриального развития стран Европы и США в период с 17 по 20 вв. И на современном этапе применяются различные меры по защите внутреннего рынка.
Протекционизм – политика защиты внутреннего рынка, и прежде всего производителей, с помощью тарифных и нетарифных методов. Тарифные методы представлены введением высоких импортных пошлин, акцизов, квот, различных обязательных проверок и сертификаций, обязательных платежей (например, утилизационные сборы в РФ); нетарифные методы - субсидиями и дотациями отечественным производителям и отраслям, размещение государственных заказов, государственные гарантии и т.д.
Политика протекционизма преследует следующие цели:
постоянная защита от иностранной конкуренции стратегических отраслей отечественной экономики (например, сельского хозяйства), в случае ущерба которым страна оказалась бы уязвимой в условиях войны;
временная защита относительно недавно созданных отраслей отечественной экономики до тех пор, пока они не окрепнут настолько, чтобы успешно конкурировать с аналогичными отраслями других стран;
принятие ответных мер при проведении политики протекционизма торговыми партнерами.
Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить следующие формы протекционизма:
селективный протекционизм — защита от конкретного товара, или защита от конкретного государства;
отраслевой протекционизм — защита определенной отрасли (прежде всего сельского хозяйства в рамках аграрного протекционизма);
коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;
скрытый протекционизм — защита с использованием нетарифных методов, в том числе методов внутренней экономической политики.
На современном этапе протекционистские меры с разной степенью интенсивностью применяют практически все страны мира. Так, например, несмотря на высокую степень интеграции между странами ЕС и уровень экономической свободы, такие страны, как Германия, Бельгия, Италия субсидировали своих производителей сельскохозяйственной продукции. Отказ от финансовой поддержки данного сектора вызвал негативные социальные последствия. Но из-за высокого уровня интеграции в мировое хозяйство, соответственно, зависимости от иностранных рынков, страны вынуждены применять нетарифные меры. Такой стратегией пользуются такие страны, как Китай, Россия и другие страны, размеры экономик и численность населения которых не позволяют устранить все барьеры для конкуренции с иностранными производителями.