Основные принципы консерватизма. Специфика неоконсерватизма
Введение
Характерной особенностью консерватизма является отсутствие четко сформулированной идеологической концепции. В разные исторические периоды консерватизм приобретает различные формы. Тем не менее, можно выделить ряд основных принципов, которые обязательно присутствуют в идеологических воззрениях консерваторов: подчинение мироздания всеобщему моральному порядку, предопределенному религией; традиционализм; идея несовершенства человеческой природы; отрицательное отношение к идее равенства и вера в естественную иерархию; существование элиты является обязательным условием гармоничного функционирования общества; рассредоточение, ограничение и сбалансированность политической власти, способной предотвратить возможную тиранию правления большинства; приверженность медленным и осторожным социальным изменениям и т.д.
Основные принципы консерватизма.
В представлении идеологов консерватизма в обществе все должно подчиняться всеобщему моральному порядку, который предопределен богом. Во главу угла ставится религиозная мораль, которой обязаны руководствоваться в своей деятельности люди, государственные и общественные организации. Свои поступки человеку должно соотносить не только с религиозной моралью, но и с существующими законами, обычаями и традициями. Традиции рассматриваются как сформировавшиеся, устоявшиеся общественные ценности и нормы поведения, правомерность которых считается настолько естественной, что даже не подвергается сомнению.
Консерваторы считают, что человеческая природа несовершенна, низменна и порочна. «Человеческая природа склонна к насилию и хищна и может находиться под контролем только благодаря трем силам: благовонию Бога, страху перед виселицей и давлению социальной традиции, – тонко и бессознательно действующих в качестве тормозов человеческих инстинктов», – отмечал Т.Аттли
Пессимистический взгляд на природу человека предопределил негативное отношение консерваторов к демократии, их приверженность элитизму.
Существующее в обществе неравенство людей консерваторы считают естественным и закономерным. Оно обусловлено самой природой человека, т.к. все люди изначально обладают неравными способностями. Равенство людей признается лишь перед богом и законом. Постулат о естественном неравенстве людей тесно связан с идеей иерархической структуры общества. Общество, по мнению консерваторов, представляет собой естественную иерархию. Доминирует точка зрения, что группы, образующиеся на основе разделения труда, социальных, профессиональных различий и т.д., образуют достаточно устойчивую социальную структуру. Границы между этими группами не закрыты, и любой человек на основе личных заслуг может переместиться в иную группу. Эффективно функционировать такое общество может только при условии управления им элитой. Консерваторы выступали и выступают за сильное государство. Функции, выполнение которых предписывалось государству, различались в зависимости от этапа развития консерватизма. Но всегда обязательными признавались следующие: сильная и независимая внешняя политика, защита прав граждан, частной собственности, поддержание общественного порядка, борьба с преступностью, сохранение культурного наследия, обычаев и традиций нации.
Консерватизм признает важной ценностью политический авторитет. Его олицетворяет авторитет государства, являясь символом могущества нации, предметом гордости и гарантом частной собственности. Однако консерваторы считают, что людям, находящимся у власти, также могут быть свойственны недостатки. Поэтому они сдержанно, а порой негативно относятся к повышенной активности сильной государственной власти, выступают против интервенционизма государства.
Специфической чертой консерватизма является также осторожное отношение к переменам, происходящим в обществе, ориентация на сохранение существующего общественного порядка. Это не означает, что консерваторы отрицают прогресс вообще. Позитивные перемены необходимы. Но осуществляться они должны медленно, т.к. порочная природа человека требует перманентного сдерживания социальными институтами, общественной моралью и традициями. Поступательное развитие общества, медленно развертывающееся во времени, сообразующееся с законами, традициями и порядком, принесет больше пользы и выгоды человечеству, нежели радикальные реформы и революции.
Первоначальной формой консерватизма был так называемый классический консерватизм XVIII-XIX веков, выражавший интересы сословной феодальной аристократии и духовенства, потерявших привилегированное положение в результате буржуазных революций. Представителями классического консерватизма были Э.Берк, С.Кольридж (Англия), Ж. де Местр, Л. де Бональд (Франция), А.Мюллер, А.Мозер (Германия) и др.
Они выступали с критикой идей Просвещения, концепции общественного договора, идеи народного суверенитета, категорически отрицали принципы буржуазной демократии, республиканского правления, конституционализма. Их основными идеями были: сохранение королевской власти, феодальных устоев, дворянско-клерикальных привилегий.
С конца XIX – начала XX века консерватизм претерпевает существенные изменения и превращается в идеологию буржуазии. Он начал выражать интересы той ее части (мелкая буржуазия), которая принимала развитие капитализма, но сопротивлялась формированию монополистических тенденций. Теперь консерваторы стали выступать против «регулируемого капитализма», вмешательства государства в сферу экономики. Они отстаивали принципы
свободного рынка, абсолютизировали раннебуржуазные отношения. Таким образом, консервативную функцию сталавыполнять именно та идеология, которая была объектомкритики классического консерватизма. Широкого распространения эта форма консерватизма не приобрела, т.к. не имела ни должного интеллектуального обоснования, ни серьезной поддержки влиятельных социальных сил.
Консерватизм как политическая идеология представляет собой не только систему охранительного сознания, предпочитающую прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определенные ориентиры и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и т.д. Консерватизм возник как реакция на Великую Французскую революцию 1789—1794 гг. Потрясенные попытками радикального политического переустройства духовные отцы этого направления – Ж. де Местор, Л. де Бональд и особенно Э. Берк пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков.
Система воззрений консерватизма базировалась на приоритете преемственности перед инновациями, на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленной свыше иерархичности человеческого сообщества, а стало быть, и привилегией известных слоев населения, а также соответствующих моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности. По их мнению, сохранение прошлого способно снять все напряжение настоящего и потому должно рассматриваться как моральный долг по отношению к будущим поколениям. Понятно, что такие принципы отрицали оптимизм либеральной идеологии относительно общественного прогресса, тот дух индивидуальной свободы, который, с точки зрения консерваторов, разрушал целостность человеческого сообщества.
На основе этих фундаментальных подходов сформировались и окрепли характерные для консервативной идеологии политические ориентиры:
1) признание существования раз и навсегда установленного универсального морального порядка, санкционированного религией;
2) естественное неравенство людей необходимым образом делит их на управляемых и управляющих, что является основой для правления аристократии;
3) в силу природной «греховности» и «неразумности» людей функции власти должны быть закреплены за государством (предпочтительный политический режим – монархия);
4) неверие в силу прогресса, опора на традиционные, проверенные временем способы власти и управления;
5) отношение к конституции как к проявлению высших принципов, воплощающих неписаное божественное право, которые не могут поэтому произвольно изменяться человеком;
6) убежденность в необходимости правления закона и обязательности моральных оснований в деятельности независимого суда;
7) понимание гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы и т.д.
Эти основополагающие идеи и принципы, однако, заметно модифицировались в процессе общественного прогресса. Так, кризисное развитие индустриальных держав в начале XX в. спровоцировало появление различного рода реакционных консервативных течений: антисемитизма, расизма, иррационализма, национализма и др., которые выказали полное неприятие демократии и стали проповедовать социальную и национальную дискриминацию. Здесь проявился в целом нехарактерный для консерватизма, уверенного в способности политики смягчать социальную напряженность, радикализм, стремление к силовым способам разрешения конфликтов.
В послевоенный период, когда консерватизм вынужден был обратиться к более тонкой и сложной апологетике капиталистического образа жизни, возникли новые формы этой идеологии. Так, попытки обосновать «третий» (в отличие от предлагаемых либерализмом и социализмом) путь общественного развития, наряду с традиционными течениями, вызвали к жизни разнообразные национальные формы консерватизма, а также технократический (А. Гелен, X. Шельски, Г. Фрейер), христианско-католический, «реформаторский» консерватизм и другие типы этой идеологии. Значительно мягче относясь и к государственному регулированию производства и к участию населения в управлении, эти идейные течения решительно ставили вопрос об укреплении законности, государственной дисциплины и порядка, не признавали инициированных реформ. Консерваторы, в стремлении пересмотреть идею демократии с собственных позиций, предлагали даже дополнить выборность народных представителей выдвижением в органы управления наиболее «достойных» (с точки зрения властей) граждан.