Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экспансия НАТО на Восток

Начиная с 1993 года, центральное место в дискуссиях о НАТО занял вопрос о возможности расширения альянса и вступления в него бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы и Балтии. Россия пыталась вести политическую кампанию, предупреждая о нежелательности и опасности для европейской безопасности возникновения в Европе новых разделительных линий. Однако назвать эту кампанию активной и последовательной можно лишь с большой натяжкой. Одной из принципиальных ошибок российской дипломатии было то, что она сосредоточила весь упор на переговорах с США и НАТО, как бы игнорируя двусторонние переговоры непосредственно с самими странами - потенциальными кандидатами на вступление в НАТО. Вместе с тем необходимо понимать, что и объективные возможности противодействовать процессу расширения НАТО на Восток у России были весьма ограничены.

Со стороны НАТО подчеркивалось, что вступление в альянс новых членов никому не угрожает, а наоборот расширяет зону стабильности на континенте, будет сопровождаться сдержанностью в распространении военной инфраструктуры блока на Восток с одновременным интенсивным наращиванием связей с Россией.

Однако на первом месте среди мотивов Запада был и есть военно-стратегический и, прежде всего, стремление, воспользовавшись распадом ОВД и СССР, не просто усилить военно-стратегические позиции НАТО в Европе, а сделать их доминирующими. При этом расширение альянса позволяет США без особых усилий установить свой контроль над районами, прежде входившими в ОВД или СССР, обеспечить здесь новые рынки сбыта для своих вооружений. В геостратегическом плане речь идет об утверждении лидирующей роли США на всем евроатлантическом пространстве.

Судя по всему, НАТО все больше рассматривается Соединенными Штатами как удобный и проверенный инструмент обеспечения своих претензий на единоличное глобальное лидерство. Отсюда стремление к "глобализации" задач альянса, к расширению его функций и выводу его за пределы установленной географической сферы действия. Следует признать, что США и НАТО удалось использовать кризис на территориях, входивших в Югославию, чтобы сделать легитимной эту тенденцию в глазах западного общественного мнения.

В январе 1994 года на встрече на высшем уровне в Брюсселе руководители Североатлантического союза подтвердили, что союз открыт для вступления других европейских государств, способных развивать принципы Вашингтонского договора (1949 г.) и вносить вклад в обеспечение безопасности Североатлантического региона1 (рис. 10).

 

В течение 1995 года после решения министров иностранных дел стран-членов НАТО (декабрь 1994 г.) союзники изучали принципиальные и организационные вопросы будущего приема новых стран в Североатлантический союз. Было подготовлено "Исследование о расширении НАТО"2 (сентябрь 1995 г.), принципы которого и теперь составляют основу подхода НАТО к приглашению новых членов. На вопрос, "почему" НАТО расширяется, в исследовании дается ответ: с окончанием "холодной войны" и исчезновением Организации Варшавского Договора возникла необходимость и уникальная возможность упрочить безопасность во всем евроатлантическом регионе, не создавая при этом разделительные линии.

Расширение НАТО, согласно исследованию, является дальнейшим шагом к достижению главной цели Североатлантического союза - усиление безопасности и стабильности в евроатлантическом регионе, дополняя более широкие тенденции к интеграции, в частности, расширение ЕС и ЗЕС и укрепление ОБСЕ. При этом утверждается, что само расширение ни для кого не представляет военно-политическую угрозу: НАТО будет оставаться исключительно оборонительным союзом.

В исследовании делается вывод о том, что расширение Североатлантического союза:

  • будет способствовать демократическим реформам и поддерживать их, вводя гражданский и демократический контроль над вооруженными силами;
  • будет развивать модели сотрудничества, консультаций и формирования консенсуса;
  • создаст условия для добрососедских отношений во всем евроатлантическом регионе;
  • повысит транспарентность в военном планировании и составлении военных бюджетов, укрепляя доверие между государствами и усиливая тенденцию к интеграции и сотрудничеству в Европе;
  • повысит способность Североатлантического союза вносить свой вклад в европейскую и международную безопасность и поддержание мира под эгидой ООН или ОБСЕ;
  • упрочит и расширит трансатлантическое партнерство.

 

По вопросу, "как" будет осуществляться расширение, в исследовании подтверждается, что оно будет проводиться, как и раньше, в соответствии со ст. 10 Североатлантического договора. После приема новые члены будут пользоваться всеми правами и примут на себя все обязательства, связанные с членством по Договору, то есть они должны будут соблюдать принципы, направления политики и процедуры, обязательные для всех членов союза. Причем желание и способность выполнять данные обязательства не только на бумаге, но и на практике будет важным фактором при принятии решения о приглашении страны вступить в альянс.

Союзники также стремятся избежать такой ситуации, когда новый член НАТО может "закрыть двери" для приема других стран. Государства, вовлеченные в межэтнические конфликты или внешние территориальные споры, включая ирредентистские притязания или внутренние юрисдикционные споры, должны урегулировать эти вопросы мирными средствами в соответствии с принципами ОБСЕ прежде, чем стать членами НАТО.

Кроме того, не оставлена без внимания военная составляющая деятельности альянса. В исследовании отмечается, что способность стран вносить военный вклад в коллективную оборону, в поддержание мира и в другие миссии Североатлантического союза будет одним из факторов, определяющих возможность приглашения их присоединиться к союзу, и подтверждается известное положение: союзники принимают решение о приглашении нового члена по принципу консенсуса и в индивидуальном порядке, основываясь на собственном мнении о том, будет ли членство конкретной страны способствовать безопасности и стабильности в североатлантическом регионе. Ни одна страна, не входящая в Североатлантический союз, не имеет "права вето" или "права надзора" за расширением или решениями, связанными с ним.

На мадридской встрече на высшем уровне (июль 1997 г.) после всестороннего рассмотрения результатов индивидуальных переговоров с рядом государств-партнеров главы государств и правительств союзных стран пригласили Венгрию, Польшу и Чешскую Республику начать переговоры с НАТО о присоединении. В декабре 1997 года с каждой из трех стран были подписаны Протоколы о присоединении, которые требуют ратификации всеми шестнадцатью союзниками в соответствии с их национальными процедурами. Целью руководства НАТО было завершить ратификацию к пятидесятой годовщине подписания Вашингтонского договора (апрель 1999 г.).

В Мадриде, как и ранее, союзники еще раз подчеркнули, что НАТО - открытая организация для тех стран, которые способны развивать принципы Вашингтонского договора и вносить реальный вклад в безопасность евроатлантического региона.

Вопрос о странах, которые выразили заинтересованность стать членами НАТО, но не получили в Мадриде приглашения начать переговоры о присоединении, будет решаться на основе Исследования о расширении НАТО (1995 г.), независимо от их географического расположения. При этом ни одна европейская демократическая страна, прием которой будет соответствовать целям Договора, не будет исключена из рассмотрения. Союзники договорились о том, что дальнейшие шаги в продолжающемся расширении союза должны в равной степени учитывать интересы в сфере безопасности всех стран-членов альянса, служить общим интересам всего Североатлантического союза и усиливать безопасность и стабильность в Европе в целом.

На вашингтонской встрече на высшем уровне (апрель 1999 г.) был принят "План действий по подготовке к членству в НАТО" (ПДПЧ)3, основные положения которого следующие:

  • представление претендентами индивидуальных годичных национальных программ подготовки к возможному будущему членству, охватывающих соответствующие аспекты политики, экономики, обороны, ресурсов, безопасности и права;
  • механизм целевой и беспристрастной обратной связи по текущим вопросам выполнения государством-претендентом своих программ, включающий в себя политические и технические консультации, а также ежегодные совещания в формате (19+1) на уровне Совета НАТО для оценки достигнутых результатов;
  • контрольно-аналитическая деятельность для координации помощи странам-претендентам в оборонной/военной области;
  • определенный подход к военному планированию, рекомендуемый претендентам и включающий разработку и анализ согласованных плановых показателей.

Министры иностранных дел стран НАТО постоянно анализируют процесс расширения, в том числе результаты выполнения Плана действий по подготовке к членству, а руководители стран НАТО рассматривают итоги и ход этой работы на своих встречах.

Принятие ПДПЧ помогло странам, стремящимся вступить в НАТО, больше сориентировать свою подготовку в соответствии с требованиями альянса. При этом его выполнение перестало быть делом, которым занимались только министерства иностранных дел и обороны. Проведение на государственном уровне межведомственных совещаний по задачам плана позволило на согласованной и систематической основе активизировать привлечение к работе других министерств и ведомств.

ПДПЧ обеспечивает конкретную обратную связь и консультирование Североатлантическим союзом стран-претендентов по вопросам их подготовки к будущему вступлению в союз. Этот план предусматривает широкий круг различных видов деятельности, выполнение которых может повысить шансы страны-претендента на вступление, но ПДПЧ не замещает программу "Партнерство ради мира" и он не является простым контрольным списком требований, которые должно выполнить государство-претендент.

Подобно ПРМ, ПДПЧ, как утверждают разработчики, руководствуется принципом самодифференциации: государства-претенденты могут сами выбирать те положения ПДПЧ, которые наиболее соответствуют их государственным приоритетам и реалиям.

О своей заинтересованности во вступлении в НАТО заявили девять стран, участвующих в ПДПЧ: Албания, Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и бывшая югославская Республика Македония4.

Все претенденты уже представили ежегодную национальную программу подготовки к будущему вступлению, охватывающую политические, экономические, оборонные, военные вопросы, а также области ресурсов, безопасности и права. Они определили свои задачи, показатели и графики работы. Ожидается, что претенденты будут ежегодно уточнять эти программы, хотя внесение поправок возможно в любое время.

От стран-претендентов ожидается достижение определенных целей в политической и экономической областях. К ним относятся:

  • урегулирование мирными средствами всех международных, межэтнических или внешних территориальных споров;
  • наглядное проявление приверженности верховенству закона и правам человека;
  • демократический контроль над вооруженными силами;
  • содействие упрочению стабильности и благосостояния за счет обеспечения экономической свободы, социальной справедливости и ответственного отношения к охране природы.

В ПДПЧ сформулированы задачи, стоящие перед кандидатами, по нескольким направлениям:

В военных и оборонных вопросах главное внимание уделяется способности страны вносить вклад в коллективную оборону и миссии Североатлантического союза. Существенным компонентом является полномасштабное участие в ПРМ. Индивидуальные программы ПРМ позволяют претендентам решить важнейшие вопросы, в частности, достичь плановых показателей, которые непосредственно относятся к областям, имеющим наибольшую актуальность для государств, претендующих на вступление в НАТО.

В вопросах ресурсов главное внимание уделяется необходимости для всех стран-претендентов выделять достаточные ресурсы на оборону, чтобы они в будущем могли выполнять обязанности, связанные с коллективной ответственностью НАТО.

В вопросах безопасности главное внимание уделяется необходимости принятия государствами-претендентами соответствующих процедур, обеспечивающих сохранение в тайне особо важной информации.

В правовой сфере подчеркивается необходимость обеспечения государствами-претендентами совместимости правовых механизмов и соглашений, регулирующих сотрудничество в НАТО, с внутренним законодательством.

Таким образом, этот план через индивидуальные программы "Партнерство ради мира" предлагает странам-претендентам практические консультации и помощь с акцентом на вопросах, связанных со вступлением, в частности, помогает государствам модифицировать свои вооруженные силы и подготовиться к выполнению обязательств и принятию на себя ответственности, связанных с членством в НАТО.

Руководство альянса постоянно подчеркивает, что активное участие будущих членов в СЕАП, в программе "Партнерство ради мира", ПДПЧ является их вкладом в политическую и военную деятельность союза. Однако диалог по широкому кругу политических, военных, финансовых вопросов, а также вопросов безопасности, связанных с возможным членством в НАТО, в рамках СЕАП, в Североатлантическом совете на уровне постоянных представителей, в секретариате, штабах и других органах НАТО не предрешает окончательного решения, принимаемого союзом5.

НАТО следит за ходом работы каждого из претендентов, консультирует их по политическим и техническим вопросам. Проводимые в течение года с каждым из претендентов встречи, совещания и семинары по различным вопросам с участием гражданских и военных экспертов НАТО позволяют обсуждать весь круг вопросов, относящихся к членству в союзе. На ежегодных весенних очередных сессиях НАТО на уровне министров иностранных дел и министров обороны представляется годовой сводный отчет о ходе работы по ПДПЧ.

Расширение союза, осуществляемое согласно Вашингтонскому договору, должно:

  • согласовываться с целями и принципами Устава ООН и способствовать их дальнейшему развитию, гарантировать свободу, общее наследие и ценности цивилизации всем членам союза и народам этих стран на основе принципов демократии, свободы личности и верховенства права. Новые члены должны соблюдать эти основные принципы;
  • строго согласовываться со ст. 10 Вашингтонского договора, в которой говориться, что "...стороны могут, по всеобщему согласию, предлагать любому другому европейскому государству, способному развивать принципы настоящего договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединяться к настоящему договору..."6;
  • исходить из того, что новые члены будут пользоваться всеми правами и принимать на себя все обязательства по Вашингтонскому договору;
  • усиливать действенность и сплоченность союза, поддерживать его политический и военный потенциал для осуществления основных функций совместной обороны, миротворческих операций и других новых видов деятельности;
  • являться частью общеевропейской структуры безопасности, основывающейся на подлинном сотрудничестве во всей Европе;
  • принимать во внимание важность в настоящем и будущем роли ПРМ, деятельность которой направлена на подготовку заинтересованных партнеров через их участие в ее работе, на использование преимуществ и выполнение обязательств, связанных с возможным членством в НАТО, а также служит средством укрепления отношений со странами-партнерами, которые не собираются вступать в союз или вообще, или в ближайшем будущем. Активное участие в программе "Партнерство ради мира" будет играть важную роль в эволюционном процессе расширения НАТО;
  • дополнять параллельный процесс расширения Европейского союза, который, в свою очередь, способствует безопасности и стабильности новых демократий на Востоке.

Новые члены на момент их вступления должны, как и все нынешние союзники по Вашингтонскому договору, принять на себя следующие обязательства:

  • объединить свои усилия для коллективной обороны и для сохранения мира и безопасности, урегулировать любые международные споры, в которые они могут быть вовлечены, мирными средствами так, чтобы мир, безопасность и справедливость не ставились под угрозу силы, и воздерживаться от угрозы применения силы любым способом;
  • способствовать развитию мирных и дружественных международных отношений через укрепление своих свободных институтов; лучшему пониманию принципов, на которых эти институты были основаны; а также созданию лучших условий для стабильности и процветания;
  • поддерживать действенность союза за счет разделения с союзниками ролей, потенциальных опасностей, обязанностей, расходов и преимуществ в процессе обеспечения достижения целей и задач общей безопасности.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.