Начиная с 1993 года, центральное место в дискуссиях о НАТО занял вопрос о возможности расширения альянса и вступления в него бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы и Балтии. Россия пыталась вести политическую кампанию, предупреждая о нежелательности и опасности для европейской безопасности возникновения в Европе новых разделительных линий. Однако назвать эту кампанию активной и последовательной можно лишь с большой натяжкой. Одной из принципиальных ошибок российской дипломатии было то, что она сосредоточила весь упор на переговорах с США и НАТО, как бы игнорируя двусторонние переговоры непосредственно с самими странами - потенциальными кандидатами на вступление в НАТО. Вместе с тем необходимо понимать, что и объективные возможности противодействовать процессу расширения НАТО на Восток у России были весьма ограничены.
Со стороны НАТО подчеркивалось, что вступление в альянс новых членов никому не угрожает, а наоборот расширяет зону стабильности на континенте, будет сопровождаться сдержанностью в распространении военной инфраструктуры блока на Восток с одновременным интенсивным наращиванием связей с Россией.
Однако на первом месте среди мотивов Запада был и есть военно-стратегический и, прежде всего, стремление, воспользовавшись распадом ОВД и СССР, не просто усилить военно-стратегические позиции НАТО в Европе, а сделать их доминирующими. При этом расширение альянса позволяет США без особых усилий установить свой контроль над районами, прежде входившими в ОВД или СССР, обеспечить здесь новые рынки сбыта для своих вооружений. В геостратегическом плане речь идет об утверждении лидирующей роли США на всем евроатлантическом пространстве.
Судя по всему, НАТО все больше рассматривается Соединенными Штатами как удобный и проверенный инструмент обеспечения своих претензий на единоличное глобальное лидерство. Отсюда стремление к "глобализации" задач альянса, к расширению его функций и выводу его за пределы установленной географической сферы действия. Следует признать, что США и НАТО удалось использовать кризис на территориях, входивших в Югославию, чтобы сделать легитимной эту тенденцию в глазах западного общественного мнения.
В январе 1994 года на встрече на высшем уровне в Брюсселе руководители Североатлантического союза подтвердили, что союз открыт для вступления других европейских государств, способных развивать принципы Вашингтонского договора (1949 г.) и вносить вклад в обеспечение безопасности Североатлантического региона1 (рис. 10).
В течение 1995 года после решения министров иностранных дел стран-членов НАТО (декабрь 1994 г.) союзники изучали принципиальные и организационные вопросы будущего приема новых стран в Североатлантический союз. Было подготовлено "Исследование о расширении НАТО"2 (сентябрь 1995 г.), принципы которого и теперь составляют основу подхода НАТО к приглашению новых членов. На вопрос, "почему" НАТО расширяется, в исследовании дается ответ: с окончанием "холодной войны" и исчезновением Организации Варшавского Договора возникла необходимость и уникальная возможность упрочить безопасность во всем евроатлантическом регионе, не создавая при этом разделительные линии.
Расширение НАТО, согласно исследованию, является дальнейшим шагом к достижению главной цели Североатлантического союза - усиление безопасности и стабильности в евроатлантическом регионе, дополняя более широкие тенденции к интеграции, в частности, расширение ЕС и ЗЕС и укрепление ОБСЕ. При этом утверждается, что само расширение ни для кого не представляет военно-политическую угрозу: НАТО будет оставаться исключительно оборонительным союзом.
В исследовании делается вывод о том, что расширение Североатлантического союза:
будет способствовать демократическим реформам и поддерживать их, вводя гражданский и демократический контроль над вооруженными силами;
будет развивать модели сотрудничества, консультаций и формирования консенсуса;
создаст условия для добрососедских отношений во всем евроатлантическом регионе;
повысит транспарентность в военном планировании и составлении военных бюджетов, укрепляя доверие между государствами и усиливая тенденцию к интеграции и сотрудничеству в Европе;
повысит способность Североатлантического союза вносить свой вклад в европейскую и международную безопасность и поддержание мира под эгидой ООН или ОБСЕ;
упрочит и расширит трансатлантическое партнерство.
По вопросу, "как" будет осуществляться расширение, в исследовании подтверждается, что оно будет проводиться, как и раньше, в соответствии со ст. 10 Североатлантического договора. После приема новые члены будут пользоваться всеми правами и примут на себя все обязательства, связанные с членством по Договору, то есть они должны будут соблюдать принципы, направления политики и процедуры, обязательные для всех членов союза. Причем желание и способность выполнять данные обязательства не только на бумаге, но и на практике будет важным фактором при принятии решения о приглашении страны вступить в альянс.
Союзники также стремятся избежать такой ситуации, когда новый член НАТО может "закрыть двери" для приема других стран. Государства, вовлеченные в межэтнические конфликты или внешние территориальные споры, включая ирредентистские притязания или внутренние юрисдикционные споры, должны урегулировать эти вопросы мирными средствами в соответствии с принципами ОБСЕ прежде, чем стать членами НАТО.
Кроме того, не оставлена без внимания военная составляющая деятельности альянса. В исследовании отмечается, что способность стран вносить военный вклад в коллективную оборону, в поддержание мира и в другие миссии Североатлантического союза будет одним из факторов, определяющих возможность приглашения их присоединиться к союзу, и подтверждается известное положение: союзники принимают решение о приглашении нового члена по принципу консенсуса и в индивидуальном порядке, основываясь на собственном мнении о том, будет ли членство конкретной страны способствовать безопасности и стабильности в североатлантическом регионе. Ни одна страна, не входящая в Североатлантический союз, не имеет "права вето" или "права надзора" за расширением или решениями, связанными с ним.
На мадридской встрече на высшем уровне (июль 1997 г.) после всестороннего рассмотрения результатов индивидуальных переговоров с рядом государств-партнеров главы государств и правительств союзных стран пригласили Венгрию, Польшу и Чешскую Республику начать переговоры с НАТО о присоединении. В декабре 1997 года с каждой из трех стран были подписаны Протоколы о присоединении, которые требуют ратификации всеми шестнадцатью союзниками в соответствии с их национальными процедурами. Целью руководства НАТО было завершить ратификацию к пятидесятой годовщине подписания Вашингтонского договора (апрель 1999 г.).
В Мадриде, как и ранее, союзники еще раз подчеркнули, что НАТО - открытая организация для тех стран, которые способны развивать принципы Вашингтонского договора и вносить реальный вклад в безопасность евроатлантического региона.
Вопрос о странах, которые выразили заинтересованность стать членами НАТО, но не получили в Мадриде приглашения начать переговоры о присоединении, будет решаться на основе Исследования о расширении НАТО (1995 г.), независимо от их географического расположения. При этом ни одна европейская демократическая страна, прием которой будет соответствовать целям Договора, не будет исключена из рассмотрения. Союзники договорились о том, что дальнейшие шаги в продолжающемся расширении союза должны в равной степени учитывать интересы в сфере безопасности всех стран-членов альянса, служить общим интересам всего Североатлантического союза и усиливать безопасность и стабильность в Европе в целом.
На вашингтонской встрече на высшем уровне (апрель 1999 г.) был принят "План действий по подготовке к членству в НАТО" (ПДПЧ)3, основные положения которого следующие:
представление претендентами индивидуальных годичных национальных программ подготовки к возможному будущему членству, охватывающих соответствующие аспекты политики, экономики, обороны, ресурсов, безопасности и права;
механизм целевой и беспристрастной обратной связи по текущим вопросам выполнения государством-претендентом своих программ, включающий в себя политические и технические консультации, а также ежегодные совещания в формате (19+1) на уровне Совета НАТО для оценки достигнутых результатов;
контрольно-аналитическая деятельность для координации помощи странам-претендентам в оборонной/военной области;
определенный подход к военному планированию, рекомендуемый претендентам и включающий разработку и анализ согласованных плановых показателей.
Министры иностранных дел стран НАТО постоянно анализируют процесс расширения, в том числе результаты выполнения Плана действий по подготовке к членству, а руководители стран НАТО рассматривают итоги и ход этой работы на своих встречах.
Принятие ПДПЧ помогло странам, стремящимся вступить в НАТО, больше сориентировать свою подготовку в соответствии с требованиями альянса. При этом его выполнение перестало быть делом, которым занимались только министерства иностранных дел и обороны. Проведение на государственном уровне межведомственных совещаний по задачам плана позволило на согласованной и систематической основе активизировать привлечение к работе других министерств и ведомств.
ПДПЧ обеспечивает конкретную обратную связь и консультирование Североатлантическим союзом стран-претендентов по вопросам их подготовки к будущему вступлению в союз. Этот план предусматривает широкий круг различных видов деятельности, выполнение которых может повысить шансы страны-претендента на вступление, но ПДПЧ не замещает программу "Партнерство ради мира" и он не является простым контрольным списком требований, которые должно выполнить государство-претендент.
Подобно ПРМ, ПДПЧ, как утверждают разработчики, руководствуется принципом самодифференциации: государства-претенденты могут сами выбирать те положения ПДПЧ, которые наиболее соответствуют их государственным приоритетам и реалиям.
О своей заинтересованности во вступлении в НАТО заявили девять стран, участвующих в ПДПЧ: Албания, Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и бывшая югославская Республика Македония4.
Все претенденты уже представили ежегодную национальную программу подготовки к будущему вступлению, охватывающую политические, экономические, оборонные, военные вопросы, а также области ресурсов, безопасности и права. Они определили свои задачи, показатели и графики работы. Ожидается, что претенденты будут ежегодно уточнять эти программы, хотя внесение поправок возможно в любое время.
От стран-претендентов ожидается достижение определенных целей в политической и экономической областях. К ним относятся:
урегулирование мирными средствами всех международных, межэтнических или внешних территориальных споров;
наглядное проявление приверженности верховенству закона и правам человека;
демократический контроль над вооруженными силами;
содействие упрочению стабильности и благосостояния за счет обеспечения экономической свободы, социальной справедливости и ответственного отношения к охране природы.
В ПДПЧ сформулированы задачи, стоящие перед кандидатами, по нескольким направлениям:
В военных и оборонных вопросах главное внимание уделяется способности страны вносить вклад в коллективную оборону и миссии Североатлантического союза. Существенным компонентом является полномасштабное участие в ПРМ. Индивидуальные программы ПРМ позволяют претендентам решить важнейшие вопросы, в частности, достичь плановых показателей, которые непосредственно относятся к областям, имеющим наибольшую актуальность для государств, претендующих на вступление в НАТО.
В вопросах ресурсов главное внимание уделяется необходимости для всех стран-претендентов выделять достаточные ресурсы на оборону, чтобы они в будущем могли выполнять обязанности, связанные с коллективной ответственностью НАТО.
В вопросах безопасности главное внимание уделяется необходимости принятия государствами-претендентами соответствующих процедур, обеспечивающих сохранение в тайне особо важной информации.
В правовой сфере подчеркивается необходимость обеспечения государствами-претендентами совместимости правовых механизмов и соглашений, регулирующих сотрудничество в НАТО, с внутренним законодательством.
Таким образом, этот план через индивидуальные программы "Партнерство ради мира" предлагает странам-претендентам практические консультации и помощь с акцентом на вопросах, связанных со вступлением, в частности, помогает государствам модифицировать свои вооруженные силы и подготовиться к выполнению обязательств и принятию на себя ответственности, связанных с членством в НАТО.
Руководство альянса постоянно подчеркивает, что активное участие будущих членов в СЕАП, в программе "Партнерство ради мира", ПДПЧ является их вкладом в политическую и военную деятельность союза. Однако диалог по широкому кругу политических, военных, финансовых вопросов, а также вопросов безопасности, связанных с возможным членством в НАТО, в рамках СЕАП, в Североатлантическом совете на уровне постоянных представителей, в секретариате, штабах и других органах НАТО не предрешает окончательного решения, принимаемого союзом5.
НАТО следит за ходом работы каждого из претендентов, консультирует их по политическим и техническим вопросам. Проводимые в течение года с каждым из претендентов встречи, совещания и семинары по различным вопросам с участием гражданских и военных экспертов НАТО позволяют обсуждать весь круг вопросов, относящихся к членству в союзе. На ежегодных весенних очередных сессиях НАТО на уровне министров иностранных дел и министров обороны представляется годовой сводный отчет о ходе работы по ПДПЧ.
Расширение союза, осуществляемое согласно Вашингтонскому договору, должно:
согласовываться с целями и принципами Устава ООН и способствовать их дальнейшему развитию, гарантировать свободу, общее наследие и ценности цивилизации всем членам союза и народам этих стран на основе принципов демократии, свободы личности и верховенства права. Новые члены должны соблюдать эти основные принципы;
строго согласовываться со ст. 10 Вашингтонского договора, в которой говориться, что "...стороны могут, по всеобщему согласию, предлагать любому другому европейскому государству, способному развивать принципы настоящего договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединяться к настоящему договору..."6;
исходить из того, что новые члены будут пользоваться всеми правами и принимать на себя все обязательства по Вашингтонскому договору;
усиливать действенность и сплоченность союза, поддерживать его политический и военный потенциал для осуществления основных функций совместной обороны, миротворческих операций и других новых видов деятельности;
являться частью общеевропейской структуры безопасности, основывающейся на подлинном сотрудничестве во всей Европе;
принимать во внимание важность в настоящем и будущем роли ПРМ, деятельность которой направлена на подготовку заинтересованных партнеров через их участие в ее работе, на использование преимуществ и выполнение обязательств, связанных с возможным членством в НАТО, а также служит средством укрепления отношений со странами-партнерами, которые не собираются вступать в союз или вообще, или в ближайшем будущем. Активное участие в программе "Партнерство ради мира" будет играть важную роль в эволюционном процессе расширения НАТО;
дополнять параллельный процесс расширения Европейского союза, который, в свою очередь, способствует безопасности и стабильности новых демократий на Востоке.
Новые члены на момент их вступления должны, как и все нынешние союзники по Вашингтонскому договору, принять на себя следующие обязательства:
объединить свои усилия для коллективной обороны и для сохранения мира и безопасности, урегулировать любые международные споры, в которые они могут быть вовлечены, мирными средствами так, чтобы мир, безопасность и справедливость не ставились под угрозу силы, и воздерживаться от угрозы применения силы любым способом;
способствовать развитию мирных и дружественных международных отношений через укрепление своих свободных институтов; лучшему пониманию принципов, на которых эти институты были основаны; а также созданию лучших условий для стабильности и процветания;
поддерживать действенность союза за счет разделения с союзниками ролей, потенциальных опасностей, обязанностей, расходов и преимуществ в процессе обеспечения достижения целей и задач общей безопасности.