Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Меттерних, Клеменс (Metternich, Klemens) (1773-1859)

Консерватизм.

1 слайд. «Традиционное единство»- лозунг консерватизма.

Является одной из четырех так называемых базовых идеологий (то есть имеющих за собой традицию и продолжающих «работать» сегодня) демократизм, либерализм,социализм и консерватизм. «Лозунгом социализма служит всеобщее равенство. Лозунгом демократизма — полноправное членство. Либерализма — индивидуальная свобода. Консерватизма — традиционное единство»

Слайд.

«Многозначность определения.»

Консерватизм (от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике — ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях — протекционизм.

В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований и даже «предрассудков».

 

Слайд.

Определение из большой советской энциклопедии.

Консерватизм (франц. conservatisme, от лат. conservo — охраняю, сохраняю), приверженность ко всему устаревшему, отжившему, косному; враждебность и противодействие прогрессу, всему новому, передовому в общественной жизни, науке, технике, искусстве. (БСЭ, 1969-1978)

Слайд.

Возникновение консерватизма как идейно-политического течения связано с эпохой Просвещения и Великой французской революцией XVIII ст., которые ознаменовали начало эпохи крушения феодализма и развития капитализма. Распространение идей французских просветителей, Великая французская революция, якобинский террор, революционные и наполеоновские войны, индустриализация (особенно в Англии) – все это вызывало ненависть и отпор реакционных классов феодальной Европы. Феодальная реакция особенно усилилась после поражения Наполеона в войне с Австрией, Россией и Пруссией. Монархи этих государств образовали Священный союз, к которому позднее присоединились монархи других европейских государств. За революцией последовали реставрации. Консерватизм развился из роялизма и укоренился в Англии в период Реставрации.

(Рояли́сты — сторонники монархической формы государственной власти, монархисты. В более узком смысле под «роялистами» могут пониматься представители следующих политических движений:

· Сторонники короля Карла I в период Английской революции XVII века («кавалеры»);

· Сторонники династии Бурбонов в период Великой французской революции и Реставрации;

· Сторонники короля Фердинанда VII в период войны за независимость испанских колоний в Америке.)

Роялисты поддерживали абсолютную монархию, развивая теорию божественного происхождения королевской власти. Они отвергали теорию, что независимость исходит от народа, власти парламента и свободы вероисповедания.

Слайд.

После Славной революции 1688 года, консерваторы, известные как тори, признали, что суверенитет держится на трёх сословиях: королевской семье, палате лордов и палате общин. Но во время длительного правления вигов британский консерватизм отошел на дальний план. В качестве главной политической силы вновь вернулась уже переименованная в 1830-х годах консервативная партия, совместив в себе непростой союз аристократов и рыночных капиталистов.

* Славная революция— принятое в историографии название государственного переворота 1688 года в Англии, в результате которого был свергнут король Яков II Стюарт.

*Тори — консервативная партия в Англии (земельная аристократия)

В конце XVIII – начале XIX в. с осуждением Французской революции выступил ряд политических мыслителей

Слайд.

Впервые термин «консерватизм» употреблен Ф. Шатобрианом (1818);. Издавал журнал «консерватор», где защищал интересы дворянско- монархических трудов. Биография- на слайде.

Слайд.

Родоначальником консерватизма был английский политический деятель, философ и публицист Эдмунд Берк (1729-1797), который в своих многочисленных трудах осуждал Французскую революцию. Его книга «Размышления о революции во Франции» (1790) стала своеобразной Библией консерватизма.

Родился в Дублине 12 января 1729 в семье судебного поверенного, протестанта; мать Бёрка исповедовала римско-католическую веру. Был воспитан в духе протестантизма. В 1758 основал ежегодный альманах Annual Register — обзор мировых событий, который издавал на протяжении 30 лет. В 1765 году Бёрк стал личным секретарём премьер-министра Англии маркиза Рокингема (от партии вигов), а вскоре и членом парламента. Бёрк выступал за более терпимое отношение к английским колониям в Америке и настаивал на отмене правительством Акта о гербовом сборе, предусматривавшего налогообложение колоний и вызывавшего большое недовольство у колонистов. Он критиковал английское правление в Ирландии, особенно за дискриминацию католиков. Бёрк был против попыток Георга III усилить королевскую власть и доказывал необходимость создания политических партий, которые могли бы отстаивать свои ясные и твёрдые принципы. Разразившаяся в 1789 году Французская революция положила конец долгой дружбе Бёрка с вождём английских либералов, Чарльзом Фоксом. Как и многие другие борцы за свободу личности, Фокс приветствовал события во Франции, в то время как Бёрк воспринял их крайне негативно, считал их ужасной демонстрацией власти толпы и подверг резкой критике. В книге «Размышления о Французской революции», опубликованной в 1790 году и положившей начало неоконченной до сих пор дискусии, Бёрк показал свою убеждённость в том, что свобода может быть только в рамках закона и порядка и что реформы должны осуществляться эволюционным, а не революционным путём.

Слайд.

«Идея наследия обеспечивает неоспоримый принцип сохранения, как и неоспоримый принцип передачи, совсем не исключая принципа совершенствования». Общество, развиваясь в таком духе, обнаружит, что «совершенствуясь, мы никогда полностью не обновляемся; а в том, что оставляем, мы никогда полностью не сохраняем устаревшее».

Слайд.

Его трактат «размышление..» построен на противоречиях. Сравнивая Англию и Францию, Э. Бёрк не просто сопоставляет две страны или два национальных характера – он формулирует основные постулаты консерватизма (присущие, по его мнению, англичанам) в противовес революционными принципами (которые «исповедают французы»).

Во-первых, для революционера, полагает Э. Бёрк, абстракция (обобщение, продукт спекулятивного размышления) выступает как мотив и план переустройства общества и государства. Революционеры готовы ради умозрительной идеи, ради мечты разрушить существующую социально-политическую систему

и на её руинах создать новую. Этому революционному принципу политического действия Э. Бёрк ротивопоставляет консервативный постулат: практика (а не абстракция) должна являться источником политических мероприятий. Только практика, практические потребности страны должны ставить цели перед политиками. Уважение существующего порядка вещей – долг политиков.

Во-вторых, Э. Бёрк доказывает, что революционеру свойственен абстрактный индивидуализированный рационализм. Этому принципу мышления Э. Бёрк противопоставляет традицию, которая является, по его мнению, квинтэссенцией практического опыта многих поколений. Английский мыслитель разрабатывает т.н. «апологию предрассудков», защищая традиционные нормы, которые французские революционеры «легкомысленно и самодовольно» третировали как невежество, предрассудки. Традиция для Э. Бёрка – продукт коллективного разума, проверенный на практике; тогда как индивидуальный разум не чужд заблуждениям, причём, порой весьма опасным заблуждениям (что Бёрк и демонстрировал на примере Франции). Традиция, кроме того, – это способ связи между поколениями, средство накопления позитивного опыта. Традиция трансформируется в череде поколений, каждое из которых проверяет действенность её норм на практике.

В-третьих, Э. Бёрк указывает, что революционному способу развития свойственно разрушение преемственности между различными этапами, уничтожение старых форм жизни ради реализации абстрактного идеала. Э. Бёрк противопоставляет революции эволюцию, которую он называет «медленный прогресс». Консерватизм, подчёркивает английский мыслитель, не отвергает изменений как таковых; но с точки зрения консерватизма они возможны лишь тогда, когда практически необходимы. «Медленный прогресс» предполагает преемственность – заимствование всего самого лучшего из предшествовавшего этапа, частичность любых реформ и т.п. Критерием прогрессивности изменений для консерватора является практика, а не степень близости к абстрактному идеалу (как для революционера). Верность же традициям – это именно тот якорь, который не позволяет обществу и государству соскользнуть к абстрактным революционным экспериментам.

В-четвёртых, Э. Бёрк полагает, что революционеры ошибочно отождествляют равенство и справедливость, призывая к максимальному равенству как к естественному положению вещей. Для консерватора, пишет Э. Бёрк, очевидно, что общество невозможно без иерархии. Естественный порядок вещей, по Бёрку, – не абсолютное равенство, а иерархия, где каждый человек занимает положенное ему место в соответствии с его способностями, энергией, волей, капиталами и происхождением. Люди не равны от природы: уравнять их – это значит дать одним (худшим из людей) то, чего они не заслуживают, и отнять у других (лучших) то, что им принадлежит по праву.

В-пятых, с точки зрения революционера, свобода – это ценность внеисторическая и универсальная, к которой стремятся все люди и народы во все времена, вне зависимости от уровня развития и культурных традиций. Э. Бёрк полагает такой подход неверным. Свобода, по его мнению, – не некий абсолютный идеал, а историческое состояние, подходящие для одних народов в одни времена, и не подходящее (или даже вредное) для других народов в другие эпохи.

Наконец, в-шестых, Э. Бёрк порицает революционеров за презрение к государственной власти как к угрозе для свободы. Для Э. Бёрка государство – гарант свободы в рамках правового поля. Государство – носитель традиции, выразитель коллективного разума народа. Государство должно обладать силой принуждения, чтобы иметь возможность пресекать устремления отдельных людей и групп изменить существующий порядок вещей. Консерваторы испытывают уважение к государственным институтам, стабилизирующим общество и подавляющим «неадаптивные элементы».

* * *

Изложенные постулаты легли в основу консерватизма, который, кстати, оказался чрезвычайно гибким (несмотря на своё название). Конкретное содержание консервативных теорий менялось, конкретно-практические политические программы консерваторов постоянно переписывались, но консервативный подход к осмыслению общественно-политических проблем оставался прежним и основывался на идеях Э. Бёрка. У этих идей обнаружилось одно важное достоинство – их мировоззренческий, а не конкретно-политический характер. Консерватизм, существенно изменившийся, до сих пор остаётся влиятельным общественно-политическим течением. В завершении необходимо предостеречь от смешения (и тем более – отож-дествления) рафинированного модернизированного (если угодно – «буржуаз-ного») западного консерватизма со средневековым и (или) азиатским традиционализмом.

Слайд.

Жозев местр

Родился 1 апреля 1753 в Шамбери в патриархальной аристократической семье: его отец был президентом Сената королевства Сардинии и Савойи и управляющим государственным имуществом. Когда наполеоновские войска в 1792 заняли Савойю, эмигрировал в Сардинию; жил в бедности в Лозанне (Швейцария). В 1800 Местр стал канцлером Сардинии, в 1803–1817 – полномочным министром-посланником сардинского короля Виктора-Эммануила при царском дворе в России.

Все произведения Местра были пропитаны ненавистью к Революции, однако, вместо того чтобы критиковать конкретные события, он начал с критики формы мышления, которая, с его точки зрения, их объясняла и сводилась к идее гордыни.

Слайд.

Когда-то Франция была центром европейского христианства, рассуждал де Местр. Но затем в литературе и во всех сословиях Франции распространились идеи, направленные против религии и собственности. Человек, который может все видоизменить, но не может ничего создать или изменить к лучшему без помощи божьей, возомнил себя источником верховной власти и захотел все делать сам. За это бог наказал людей, сказав – делайте! И революция, божья кара, разрушила весь политический порядок, извратила нравственные законы. Франция попала в руки злодеев, которые водворили в ней самый страшный гнет, какой только знает история. Революция обречена на бесплодие, утверждал де Местр, прочно лишь то, что основано на божественном начале; история свидетельствует, что революции всегда производят большее зло, чем то, которое они хотят исправить.

Подлинные конституции, писал де Местр, складываются исторически, из незаметных зачатков, из элементов, содержащихся в обычаях и характере народа. Все конституции закрепляют ту или иную степень свободы, причем народы получают свобод больше или меньше в зависимости от их потребностей. Изменение потребностей народов ведет к изменению конституций сообразно той доле свободы, которую они имеют. Де Местр призывал французов вернуться к своей старинной конституции, которую им дала история, и через монарха получить свободу. Тогда Франция снова станет честью и украшением Европы, заявлял он.

Политическая программа де Местра крайне реакционна. Она основана на представлении о греховной природе человека, способного делать только зло. Человек слишком зол, чтобы быть свободным, в его же интересах он нуждается в порабощении. Равным образом равенство противоречит и законам природы, и законам общежития. Греховность человека неизбежно порождает бесконечные преступления и требует наказаний. Человеком можно управлять, лишь опираясь на страх, даже на ужас, который внушает палач. “Все величие, все могущество, все подчинение возложены на него: в нем воплощены ужас и нить связи между людьми, – писал де Местр о палаче. – Лишите мир этой непостижимой силы – в одно мгновение порядок обратится в хаос, троны рухнут и общество исчезнет”.

Де Местр призывал вернуться к средневековым порядкам и идеалам. Только монархическая форма государства соответствует воле бога. Поскольку религия является основанием всех человеческих учреждений (политический быт, просвещение, воспитание, наука), католическая церковь должна восстановить былую роль вершительницы судеб народов. Просвещение и образование вредны, знания разрушают интуитивный стиль жизни и лишают традицию ее “магической власти”. Де Местр – сторонник средневековой теократии. Он утверждал, что в средние века папская власть была благодетельна – римские папы сдерживали государей, защищали простых людей, укрощали светские распри, были наставниками и [c. 325] опекунами народов. Мировой порядок станет прочнее, если авторитет римских пап будет поставлен выше власти монархов.

Нельзя отрицать и тот факт, что концепция де Местра оказало определенное влияние на славянофильство, т.к в России он провел 14 лет.

* В черновиках романа Льва Толстого «Война и мир» Жозеф де Местр дважды упоминается как посетитель салона А. П. Шерер в 1812 году;

* Имя де Местра упоминается Львом Толстым в т. IV романа «Война и мир» (ч.3, гл. XIX), где о нем говорится как об одном из «самых искусных дипломатов» эпохи войны 1812 года;

* Лев Толстой не раз цитировал в различные годы остроумное замечание де Местра о трудности краткого изложения мыслей: «Извините длинноту этого письма. Я не имел времени сделать его более коротким».

Слайд.

Меттерних, Клеменс (Metternich, Klemens) (1773-1859)

Клемент Меттерних родился 15 мая 1773 года в Кобленце, в семье Франца Георга фон Меттерниха. Молодость свою провел в родном городе. Под влиянием окружающей его среды — аристократии мелких рейнских государств, не имевшей никакого понятия о национальных стремлениях — в Меттернихе развился глубокий эгоизм, соединённый с выдержкой, вежливостью и вкрадчивостью обращения. Владениябыли конфискованы французской армией. Благодаря браку с Марией Элеонорой Кауниц, внучкой и наследницей канцлера Австрии графа Венцеля фон Кауница, Меттерних вошел в высшие слои венского общества. Меттерних был сторонником абсолютной монархии при опоре на сильную армию, бюрократию и союз между государством и церковью, считал нежелательными любые уступки либерализму. Фигура князя Клеменса Меттерних не просто хорошо изучена историками, но даже успела превратиться в историческом сознании в символ – воплощение контрреволюционных и антидемократических тенденций. Годы (1806 – 1809), проведенные в непосредственном контакте с Наполеоном, находившимся тогда в зените могущества, оказали большое влияние на формирование мировоззрения Меттерниха. Он признавал гениальность Наполеона как полководца, в меньшей степени – как политика и дипломата, и высоко ценил императора французов как человека, сумевшего обуздать революцию, написав, что видит в нем «плотину на пути анархистских теорий во Франции и в тех странах, которые оказались под его железной рукой». Абсолютизм Наполеона также был симпатичен Меттерниху, но австрийский дипломат ясно видел слабые места наполеоновской диктатуры. В своих воспоминаниях Меттерних пишет: «Одним из постоянных и живейших его огорчений было то, что он не мог сослаться на принцип легитимности как на основу своей власти. Немного людей более глубоко чувствовало, насколько власть, лишенная этого основания, преходяща и хрупка, как открыта она для нападения». Легитимизм был важен для Меттерниха не только как принцип, но и как фундамент, предохраняющий общество и государство от пагубных потрясений.

Слайд

«революционеры искушали общество не проверенными опытом и традицией идеями и теориями, в результате чего целые народы превращались в тупую и озверевшую толпу, которая «действует не размышляя». Противодействовать этому, по мнению консерваторов, могла только власть, опирающаяся на право и традицию.

«Только монархия способна объединять людей в компактную и эффективную массу, раскрывать их способности в совместном усилии, вести их к высокому уровню культуры и цивилизации», – заявил своему собеседнику Меттерних.

Перед отъездом в Дрезден Меттерних сочинил меморандум о принципах, которых хотел бы придерживаться во внешней политике. В числе прочих он упоминал о европейском равновесии.

О своих отношениях с Наполеоном Меттерних любил вспоминать до конца жизни и нередко проводил параллель между собой и французским императором. Он изображает свои отношения к Наполеону в виде партии в шахматы, "...во время которой мы зорко следили друг за другом: я - чтобы обыграть его, он - чтобы уничтожить меня вместе со всеми шахматными фигурами". В конце ноября 1809 года Меттерних узнал, что Бонапарт окончательно решил расстаться с императрицей Жозефиной. Наполеон просил руки русской великой княжны Анны, но царь отказал ему. Меттерних сделал все от него зависевшее, чтобы женить французского императора на австрийской принцессе. Не прошло и четырех месяцев со времени заключения Венского мира, как был подписан брачный контракт между дочерью императора Франца, Марией Луизой, и Наполеоном.

26 июня 1813 года состоялась знаменитая встреча Наполеона и Меттерниха в Дрездене. В течение девяти часов австрийский дипломат пытался убедить Бонапарта начать мирные переговоры и признать австрийское посредничество. Но так ничего и не добился. Меттерних пришел к выводу, что мир с Францией невозможен до тех пор, пока не сокрушено могущество Наполеона.

С 1818 года и до самой своей отставки в 1848 году Меттерних стремился поддерживать систему абсолютизма, созданную Священным союзом. Все усилия расширить основы или изменить формы правления он подводил под одну мерку, считая их порождением революционного духа. Меттерних называл себя "лекарем революций". Он писал: "Прежнее общество находится в упадке. Ничто не находится в покое... Общество достигло своего зенита. При таких обстоятельствах идти вперед означает спускаться вниз. Такие периоды кажутся современникам долгими, но что значат два-три столетия в анналах истории?" Меттерних руководил Европой. Он был дипломатом, человеком европейской кабинетной политики. Он блистал в салонах, производил впечатление на дипломатических переговорах, проявлял по отношению к подчиненным решительность, а по отношению к равным себе - независимое превосходство, он был мастером в обхождении с коронованными особами и членами правящих домов. Меттерних поднимался по лестнице власти.

Меттерних становился все более и более непримиримым консерватором. Свое влияние он прежде всего использовал в Пруссии, особенно для преследования либеральной печати и устранения свободомыслия, а затем ту же практику перенес и в земли Австрийской монархии. Здесь полиция получила приказ делать все, чтобы в пределах монархии не возникали "заговоры сектантов, либералов и революционеров". От нее требовалось разоблачать и пресекать любую попытку "занести яд недовольства и новшеств в императорско-королевские земли", "злых или подозрительных индивидуумов... держать на крепкой узде и надежно обезвреживать". Меттерних стремился законсервировать все то из старых порядков, что способствовало сохранению исключительного положения феодальной знати и укреплению монархии, но, с другой стороны, положительно относился к промышленной революции и ее последствиям, требовал повысить образованность населения и весьма быстро понял значение строительства железных дорог для развития экономики.

12 марта 1848 года делегация от буржуазии и интеллигенции передала австрийскому императору петицию с требованием свободы печати, введения парламентского правления, выборного суда и полной отмены системы Меттерниха. 13 марта Меттерних был вынужден подать в отставку. После чего он сказал: "Я исполнил свой долг и прошу Бога, чтобы мое удаление послужило во славу и счастье родины". Сорок семь лет прослужил Меттерних габсбургскому государству, поднял его из глубочайшей пропасти во времена Наполеона и вывел в ведущие державы континента. И такой печальный конец. Отставка канцлера была встречена австрийцами с неописуемым восторгом. 14 марта была дана свобода печати и организована национальная гвардия из граждан для охраны общественного порядка. Сам же Меттерних вынужден был искать убежище в Англии. Находясь в изгнании в Англии и Бельгии, он вел светскую жизнь. До конца своих дней Меттерних сохранил ясность рассудка. Он внимательно следил за развитием войны между Австрией и Францией, которая явилась на помощь пьемонтскому королю. Но чем завершился конфликт, так и не узнал. Меттерних умер 11 июля 1859 года 86 лет от роду.

До конца своих дней Меттерних оставался поклонником женской красоты, на его счету множество любовных авантюр и несколько "великих" привязанностей. Он был трижды женат: тридцать лет на графине Элеоноре Кауниц. После ее смерти избранницей Меттерниха стала Антуанетта Лейкам, которая была моложе его на 33 года, но в 1829 году, через несколько дней после рождения сына Рихарда, она умерла. Два года спустя князь женился на 26-летней графине Мелании Зичи-Феррарис, темпераментной, интеллигентной и своенравной молодой даме, которая боготворила супруга, хранила ему верность, разделила с ним падение, изгнание, старость и умерла в 1857 году. Есть много свидетельств того, что князь в трех своих браках был любящим, заботливым, внимательным супругом и отцом. Меттерних до конца своих дней писал мемуары и упивался воспоминаниями о времени, когда председательствовал в Европе, когда сильнейшие из сильных мира сего добивались его благосклонности, когда континент находился в движении и он мог словом, решением, интригой изменить направление этого движения, а в благоприятном случае и временно втиснуть его в прокрустово ложе своих концепций и политических схем. Он служил нескольким императорам, пережил трех жен, раньше него ушли в мир иной и три его возлюбленные - русская княгиня Багратион; всегда элегантная и сказочно прекрасная герцогиня Вильгельмина Заганьская и умная, но холодная, как лед, восхитительная княгиня Доротея Ливен, жена русского посла при русском дворе.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.