Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие «социально-реабилитационная деятельность »

Если на начальных возрастных этапах на восприятие со­циальных воздействий негативно влияет первичный дефект, то в дальнейшем, если не проводится его коррекция, ведущую роль начинают играть вторичные отклонения, которые пре­пятствуют социальной адаптации ребенка, порождая педаго­гическую запущенность, расстройства эмоционально-волевой сферы, личностные нарушения. Чтобы не допустить такого развития событий, ребенка, имеющего тот или иной дефект, необходимо своевременно включить в социально-реабилита­ционный процесс, так как вторичные нарушения требуют не медицинского вмешательства, а соответствующих социаль­ных воздействий. Такую помощь могут оказать специалисты по социальной реабилитации, профессиональная деятельность которых — социально-реабилитационная деятельность — вызвана необходимостью более эффективной подготовки де­тей, имеющих отклонения в развитии, к жизни в условиях противоречивого современного мира.

Понятие «социально-реабилитационная деятельность* по своей сути имеет много общего с понятиями «образование», «педагогический процесс», «обучение» и «воспитание», «пе­дагогическая деятельность», которые широко используются в педагогической практике. Рассмотрим, в каких отношениях они находятся, воспользовавшись исследованиями В.А. Слас-тенина, в которых, на наш взгляд, названные понятия пред­ставлены наиболее полно.

Согласно его взглядам, человек становится личностью, обретая способность выполнять социальные функции, в про­цессе социализации, которая предполагает и ее развитие, и самоопределение, и самореализацию. Причем эти зада­чи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией называется образованием. То есть под образованием(от слова «образ» ) понимается еди­ный процесс физического и духовного формирования личнос­ти, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном соз­нании социальные эталоны (например, гармонично развитая личность и др.)-

Специфические особенности образования наиболее полно раскрываются в понятии «педагогический процесс». В обоб­щенной формулировке педагогический процесс — это движе­ние от целей образования к его результатам путем обес­печения единства обучения и воспитания. Его также можно рассматривать и как педагогическую систему, поскольку структурные компоненты педагогической системы в своей основе адекватны компонентам педагогического процесса. Педагогическая системаэто множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных общей образова­тельной целью развития личности и функционирующих в це­лостном педагогическом процессе. Педагогический процесс с этой точки зрения представляет собой специально организо­ванное взаимодействие педагогов и воспитанников (педаго­гическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педаго­гических средств) с целью решения задач образования, направ­ленных на удовлетворение как потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Главным компонентом педагогического процесса является педагогическое взаимодействие,понимаемое как преднаме­ренный контакт (длительный или временный) педагога и вос­питанников, следствием которого являются взаимные изме­нения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагог и воспитанник, включенные в педагогическое взаимодейст­вие, выступают наиболее активными элементами, что позво­ляет говорить о них как о субъектах педагогического процес­са, влияющих на его ход и результаты.

Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны, прежде всего, содержанием и технологией педагогического взаимодействия. То есть в педагогическом процессе выделяются еще два ком­понента: содержание образования и средства образования (материально-технические и педагогические — формы, ме­тоды, приемы). Взаимодействие таких компонентов, как педагоги и воспитанники, содержание образования и его сред1 ства, составляют реальный педагогический процесс как дина­мическую систему.

Педагогический процесс реализуется учителем. Педаго­гическаядеятельность — это профессиональная активность взрослых людей, в которой с помощью различных средств воз­действия на учащихся решаются задачи их обучения и вос­питания.

Предпосылкой ^возникновения педагогических систем яв­ляется цель образования как социальный заказ. Цель, будучи выражением заказа общества и интерпретированная в педа­гогических терминах, выступает в роли системообразующего фактора. То есть педагогическая система создается с ориен­тацией на цель. Способами (механизмами) функционирования педагогической системы в педагогическом процессе является обучение и воспитание.

Воспитаниеэто специально организованная деятель­ность педагогов и воспитанников для реализации целей обра-зования в условиях педагогического процесса. Обучение — спе­цифический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него нормативны­ми предписаниями как содержательного, так и организаци­онно-технического плана (государственный стандарт, урок, учебники и т. д.).

Воспитание и обучение как способы осуществления педа­гогического процесса характеризуют, таким образом, техно­логии образования, в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвину­тых целей образования.

Педагогическая технологияэто последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспита­ния и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач. Педа­гогическая задача является единицей педагогического про­цесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие. Поэтому пе­дагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы может быть представлена как взаимосвязанная

последовательность решения бесчисленного множества за­дач разного уровня сложности, в которую неизбежно вклю­чены во взаимодействии с педагогами и воспитанники.

Педагогическая задачаэто материализованная ситуа­ция воспитания и обучения (педагогическая ситуация), ха­рактеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитан­ников с определенной целью. Таким образом, «моменты» педагогического процесса прослеживаются от совместного решения одной задачи к другой. Воспитание и обучение обус­лавливают качественную характеристику образования — результаты педагогического процесса, отражающие степень реализации целей образования.

Понятие «социальная реабилитация детей с ограниченны­ми возможностями здоровья»можно рассматривать в раз­личных его вариантах: как процесс, как конечный результат и как деятельность. Социальная реабилитация как процесс представляет собой динамическую систему, в ходе которой осу­ществляется последовательная реализация постоянно возни­кающих в ходе взаимодействия с ребенком тактических задач на пути к достижению стратегической цели — восстановления его социального статуса, формирования устойчивой к травми­рующим ситуациям личности, способной успешно интегриро­ваться в общество. Процесс социальной реабилитации осуществ­ляется под руководством специалиста в этой области, протекает, как и педагогический процесс, в специально организованных условиях, в ходе которых используются различные формы, ме­тоды и специальные средства воздействия на ребенка.

Социальная реабилитация как конечный результат —это достижение ее конечных целей, когда человек, имеющий ограниченные возможности здоровья, после прохождения комплексной реабилитации в соответствующих реабилитаци­онных учреждениях, вливается в социально-экономическую жизнь общества и не ощущает своей неполноценности.

Социальная реабилитация как деятельность относится в равной мере как к личности специалиста, являющейся ее организатором, так и к личности ребенка, включенного в со­циально-реабилитационный процесс, который выступает в нем как субъект деятельности и общения. Социально-реа­билитационная деятельностьэто целенаправленная активность специалиста по социальной реабилитации и ре­бенка с ограниченными возможностями здоровья в целях под­готовки последнего к продуктивной и полноценной социаль­ной жизни посредством специальным образом организованного

обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий. Названный вид деятельности требует от специали­ста по социальной реабилитации глубоких профессиональных знаний, высоких морально-нравственных качеств, уверенно­сти в том, что ребенок, отягощенный дефектом развития, мо­жет стать полноценной личностью

Социальная реабилитация детей с ограниченными возмож­ностями как процесс и как деятельность по своему строению и целям близка педагогическому процессу и педагогической деятельности и ее можно рассматривать как их разно­видность.Главным, что их объединяет, является то, что они выполняют единую функцию, — обеспечивают овладение рас­тущим человеком достижениями культуры и социальным опытом, накопленным предшествующими поколениями, в ви­де знаний, навыков, умений, моральных ценностей, норм поведения, и на этой основе формируется личность ребенка, способного жить в обществе и выполнять определенные соци­альные роли. В этой связи едиными являются и большинство понятий, используемых в равной мере как в педагогической деятельности, так и в социально-реабилитационной практи­ке (обучение, воспитание, формирование личности и др.).

Вместе с тем понятия «педагогическая деятельность» и «со­циально-реабилитационная деятельность» не тождественны. Отличие социально-реабилитационной деятельности от педа­гогической состоит в том, что первая направлена не на всех детей, а лишь на тех, у которых возникают трудности при вхождении в социальный мир. Поэтому и содержание, и сред­ства в достижении поставленных целей, и направленность воз­действий в социально-реабилитационной практике обуславли­ваются, прежде всего, спецификой развития ребенка с огра­ниченными возможностями.

Социально-реабилитационная деятельность, как и любой другой вид деятельности, имеет свои качественные характери­стики. Наиболее общие из них: целенаправленность, опосре-дованность, субъективность, интенсивность, динамичность, эффективность.

Целенаправленность социально-реабилитационной дея­тельности проявляется в том, что процесс социальной реаби­литации строится с учетом четко очерченной цели, осознания того, какими личностными и психическими качествами дол­жен обладать ребенок на завершающем этапе.

Специфика опосредованности социально-реабилитационной деятельности состоит в том, что социально-реабилитационные воздействия оказывают влияние на ребенка с ограниченными возможностями не прямо, а косвенно — врезультате социаль­ной обусловленности социально-реабилитационной деятельно­сти, еесвязи со значениями, фиксированными в понятиях язы­ка, нормах морали, ценностях. Социально-реабилитационное воздействие будет иметь эффект лишь в том случае, если оно будет осмыслено на уровне сознания и будет принято индиви­дом как свое собственное.

Субъективность социально-реабилитационной деятельно­сти выражается в проявлениях индивидуальности как специа­листа по социальной реабилитации, так и ребенка, включен­ного в социально-реабилитационный процесс. Ее качественные характеристики будут определяться активностью его участ­ников, наличием прошлого опыта, установками, эмоциями, целями и мотивами, особенностями межличностных отно­шений, а также уровнем профессиональной компетентности специалиста по социальной реабилитации.

Интенсивность социально-реабилитационного процесса обусловлена наличием у каждого специалиста по социальной реабилитации индивидуального стиля деятельности. Его на­личие позволяет каждому из них при наличии разных осо­бенностей нервной системы, разной структуры способностей, характера добиваться определенной эффективности при ис­пользовании разных способов и средств воздействия.

Динамичность социально-реабилитационной деятельно­сти определяется поступательным движением в реализации текущих задач в работе с ребенком. Для социально-реабили­тационного процесса важно добиваться хотя бы маленьких, но положительных сдвигов в психике. Динамические изме­нения социально-реабилитационного процесса в этом случае могут привести к более существенным положительным изме­нениям в развитии личности в целом.

Эффективность социально-реабилитационной деятель­ности проявляется в соотношении достигнутого результата к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Определить ее можно только в том случае, если будут четко выделены качественные критерии измерения ре­зультатов. В числе основных показателей определения эффек­тивности социально-реабилитационной деятельности могут быть взяты сравнимые изменения в уровне развития личнос­ти ребенка, достигнутого за соответствующий период, и его способность к адаптации и интеграции в социальную и эко­номическую жизнь с учетом реабилитационного потенциала.

К числу других важных особенностей социально-реаби­литационного процесса следует отнести то, что, в отличие от педагогического процесса, его обязательным условием явля­ется, во-первых, проведение диагностического обследования ребенка, с учетом результатов которого и строится реабили­тационный процесс, во-вторых, осуществляется он в нераз­рывном единстве с проведением медицинских мероприятий (медицинская реабилитация), психической и педагогической реабилитациями и социальной адаптацией.

В ходе медицинской реабилитацииребенок проходит курс лечебных мероприятий, направленных на сохранение и ук­репление здоровья, восстановление и развитие физиологиче­ских функций, нарушенных болезнью, на выявление и ак­тивизацию компенсаторных возможностей его организма с целью обеспечения в дальнейшем условий для возвращения к активной самостоятельной жизни.

Психическая реабилитациялиц с ограниченными физиче­скими и психическими возможностями предполагает про­ведение комплекса психологических мероприятий, ориенти­рованных на коррекцию или компенсацию нарушенных пси­хических функций и состояний. Возвращение к психическому здоровью в процессе психической реабилитации предусмат­ривает устранение нежелательных установок, неуверенности в своих силах, чувства тревоги и страха. Процесс психической реабилитации требует создания специальных условий, содей­ствующих сохранению положительного эффекта лечения (досуг, общение, диспансеризация).

В процессе педагогической реабилитациис помощью сис­темы методов и приемов обучения, воспитания и развития ре­шаются вопросы восстановления, коррекции и компенсации утраченных и нарушенных функций в процессе образования (как общего, так и специального). Кроме того, в этом процессе ребенок усваивает основы научных знаний и вырабатывает со­ответствующие навыки и умения, постигает опыт человече­ских отношений и жизни в обществе; азы бытовых (культура внутрисемейных отношений); деловых (культура профессио­нальных отношений); правовых и политических стереотипов поведения.

В тесной связи с медицинской, психологической и педаго­гической реабилитацией находится процесс социальной адап­тации. Социальная адаптация— постоянное, активное при­способление индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Хотя социальная адаптация идет непрерывно, этот процесс обычно связывается с периодами кардинальных изменений в жизни и деятельности индивида и его окружения. Центральным аспектом социальной адап­тации является принятие индивидом социальной роли.

Формирование готовности к проведению максимально воз­можной социальной адаптации обеспечивается созданием сис­темы комплексной реабилитации, осуществляемой в соответ­ствии с индивидуальной программой реабилитации каждого ребенка (см, рис 2.1.).

Она может быть представлена в виде трех основных этапов: адаптационно-диагностического, коррекционного и интегра­ционного, в каждом из которых реализуются свои специ­фические задачи. На первом этапе проводится диагностика личностного развития ребенка, определяются его реабили­тационный потенциал и оптимальные режимы коррекцион-но-воспитательной работы с ним. Второй этап подчинен ор­ганизации и проведению реабилитации ребенка и обучению родителей реабилитационным технологиям. На третьем эта­пе подводятся итоги комплексной реабилитации за определен­ный промежуток времени и определяются пути интеграции ребенка в социальную среду.

Современная практика организации процесса социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями препод­носит немало интересных примеров комплексного подхода.

Полезный опыт этой работы накоплен в центре социальной реабилитации для детей и подростков с ограниченными возмож­ностями «Контакты—1» (г. Москва), в дошкольном центре соци­альной реабилитации в академгородке г. Новосибирска (школа Бороздина), в реабилитационном центре детей с ограниченны­ми возможностями в г. Курчатове и лагере для умственно от­сталых детей «Летняя деревня» Курской области и др.

Так, в работе центра «Контакты—1» основной упор делает­ся на реализацию программы социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями через развитие социальных умений и навыков и программы социализации личности ребенка или подростка, имеющего ограниченные возможности. В центре работают школы ремесел, компьютер­ной грамотности, эстетического развития и другие кружки, которые помогают ребятам осваивать наиболее интересные для них виды прикладных ремесел, повышать свой образова­тельный уровень. «

Работа центра в академгородке г. Новосибирска основана на комплексном (полисенсорном) воздействии на личность ребенка по всем возможным каналам связи: визуальному, аудиальному, эмоциональному и пр. В программу реабилита­ции входит как работа с детьми, так и работа с родителями детей-инвалидов.

Работа с детьми организована по трем основным направ­лениям, позволяющим задействовать здоровые отделы мозга и через их развитие расширять возможности пораженных от­делов. Сюда входят занятия музыкой, изобразительной дея­тельностью, мероприятия по психологической реабилитации и общему развитию, а также медицинское обеспечение детей.

В работу с родителями включены следующие виды деятель­ности: психологическая диагностика, психологическая реа­билитация и консультация, помощь в организации занятий с ребенком дома, распространение и обмен опытом.

Конечной целью своей работы центр считает полную адап­тацию и интеграцию детей в детские коллективы и общество в целом.

Реабилитационный центр для детей с ограниченными воз­можностями в г. Курчатове Курской области в социальной реабилитации детей с различными видами нарушений ориен­тируется на комплексный подход. Программа реабилитации представляет собой систему медицинских, психологических, педагогических, культурологических и других мероприятий, проводимых с участием родителей и направленных на лик­видацию или коррекцию патологических изменений в разви­тии детей, и на максимально полную и раннюю их адаптацию в социальную среду, формирование положительного отноше­ния к жизни и труду.

Определенный интерес для понимания сущности социаль­но-реабилитационной деятельности представляют идеи раз­вития и реабилитации детей и подростков, апробированные многолетней практикой функционирования «Центра моло­дежных лидеров» и лагеря умственно отсталых детей «Лет­няя деревня» в Курске.

Наиболее привлекательным в их опыте является то, что здесь, во-первых, наиболее полно раскрываются сферы, в ко­торых происходит социализация личности: деятельность, общение и самосознание, что и способствует наиболее актив­ному расширению и умножению социальных связей личности каждого ребенка и подростка с окружающей социальной сре­дой. Сотрудники названных коллективов создают для своих воспитанников такую социальную ситуацию, в которой они на практике познают и осваивают не только ближайшую мик­росреду, но и всю многообразную систему социальных отно­шений.

Во-вторых, создаются такие условия, когда окружающая социальная среда становится управляемой.

Вместе с тем, несмотря на многочисленные положитель­ные примеры организации социальной реабилитации детей-

 

инвалидов, сдерживающим фактором в повышении эффек­тивности этой работы выступает отсутствие концептуальной модели организации процесса социальной реабилитации как самостоятельной практики. В настоящем учебном пособии предлагается один из вариантов такой модели. В ней отраже­ны теоретические представления о принципах, целях и за­дачах социально-реабилитационной деятельности, даются ответы на такие вопросы, как: зачем нужен специалист по социальной реабилитации? Какими профессиональными ка­чествами он должен обладать? Чем конкретно он должен зани­маться? и др.

Основные принципы, цели и задачи

социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Принципыэто основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. В социально-реабилитационной практике принци­пы отражают основные требования, предъявляемые к соци­ально-реабилитационной деятельности и определяющие ее организацию, содержание, формы и методы реабилитацион­ных воздействий.

В социально-реабилитационной деятельности можно вы­делить следующие основные принципы: гуманистической направленности социально-реабилитационного процесса; единства диагностики и коррекции; нормативности развития; опоры на ведущую деятельность; обучения деятельности; развития; овладения культурой; опоры на положительные и сильные стороны личности ребенка; психологической ком­фортности.

Принцип гуманистической направленности социально-реабилитационного процесса предполагает необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого прин­ципа требует подчинения всего социально-реабилитационно­го процесса формированию личности ребенка, ориентирован­ной на отношения достоинства. В такой культуре ведущей ценностью является ценность личности человека. Именно культура достоинства создает лучшие условия для выхода из социальных катаклизмов, потому что ребенок, воспитанный в культуре достоинства, как подчеркивал Л.С. Выготский,

«приспособлен к социальной динамике, а не к социальной ста­тике».

Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность оказания помощи ребенку в условиях социально-реабилитационного процесса. Его суть в том, что, во-первых, началу собственно социально-реабилитационных воздействий обязательно должен предшествовать этап комплексного диаг­ностического обследования ребенка, на основе которого со­ставляется первичное заключение об уровне его развития, и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Во-вторых, реализация плана социально-реабили­тационных мероприятий требует постоянного контроля ди­намики изменений личности, ее поведения, деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний. Такой контроль позволяет вносить необходимые коррективы в про­грамму социальной реабилитации, вовремя изменять и допол­нять методы и средства воздействия.

Принцип нормативности развития ребенка. Норматив­ность развития понимается как последовательность сменяю­щих друг друга возрастных этапов в онтогенезе. Каждый возрастной этап в жизни человека характеризуется своей социальной ситуацией, динамикой развития, психическими новообразованиями, ведущей деятельностью. Реализация названного принципа предполагает обязательный учет осо­бенностей возрастного развития ребенка и происходящих изменений на всех этапах процесса социальной реабилитации. Наряду с понятием «возрастная норма» в социально-реабили­тационной практике широко используется понятие «индиви­дуальная норма», что позволяет вносить коррективы в про­грамму социальной реабилитации с учетом индивидуальных особенностей ребенка, специфики и тяжести дефекта и само­стоятельного пути развития.

Принцип опоры на ведущую деятельность. Процесс соци­альной реабилитации на разных возрастных этапах ребенка дол­жен соответствовать ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного этапа (игра, учение, общение) и психоло­гическим возможностям и ограничениям, связанным с возрас­тными особенностями (самооценка, самосознание и др.)

Принцип обучения деятельности предполагает активи­зацию детей с целью овладения детьми различными видами деятельности, начиная от простейших предметно-практиче­ских действий до сложных действий в познавательной сфе­ре. У детей должны быть сформированы умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Ребенок должен уметь самостоятельно ставить цели и организовывать свою деятель­ность для ее достижения.

Принцип развития предполагает выделение не только ве­дущего дефекта, но и вторичных нарушений, оценку причин их возникновения и прогнозирования последствий, ориенти­рует на целостное развитие личности ребенка, ее готовность к дальнейшему самосовершенствованию. Процесс социальной реабилитации должен быть нацелен на то, чтобы каждому ре­бенку были созданы такие условия, в которых он мог бы мак­симально реализовать не только свой интеллект, способности, активность, а, прежде всего, личность.

Принцип овладения культурой. Культура — это способ­ность человека ориентироваться в мире и действовать в соот­ветствии с результатами такой ориентации и с интересами и ожиданиями других людей. Использование данного прин­ципа в процессе социальной реабилитации состоит в том, что ребенок, включаясь в систему предлагаемых форм воздейст­вия, осваивает нормативные способы действий в окружающем мире и социальной среде.

Принцип опоры на положительные и сильные стороны личности ребенка. У каждого ребенка, даже если у него име­ются значительные проблемы в развитии, есть стремление к нравственному самосовершенствованию. Это стремление можно и погасить, если с ним обращаться с помощью упреков и нотаций, и усилить, если взрослый вовремя заметит даже малейшие положительные изменения в поведении или дея­тельности ребенка. Если ребенок, овладевая новыми формами поведения и деятельности, добивается положительных ре­зультатов, он переживает радость, что укрепляет уверенность в своих силах, стремление к дальнейшему росту.

Принцип психологической комфортности предполагает создание в социально-реабилитационном процессе доверитель­ной, раскованной, стимулирующей активность ребенка атмо­сферы, с опорой на внутренние мотивы и, в частности, на мо­тивацию успешности.

Центральным звеном всякой педагогической системы явля­ются цели воспитания и развития личности ребенка. Цель — элемент сознательной деятельности, который характеризу­ется предвосхищением в сознании результата деятельности и путей ее достижения. Цель социально-реабилитационной деятельности по отношению к ребенку с ограниченными возможностями определяется, с одной стороны, на основе понимания сущности человеческой личности, с другой — зна­ния особенностей развития конкретного ребенка, полученных в результате его изучения с помощью психодиагностических и других средств. Цель выступает как системообразующий фактор социально-реабилитационного процесса.

В социально-реабилитационной деятельности цель может выполнять следующие функции: цель — идеал; цель — стра­тегическая задача; цель — тактические и оперативные задачи.

Цель идеал — это идея всестороннего развития всех сущностных сил человеческой личности, ее наиболее полная фи­зическая, интеллектуальная и духовно-нравственная самореа­лизация и постоянное самосовершенствование на этой основе.

Цель стратегическая задача состоит в том, чтобы сформировать граждански устойчивую, внутренне дисципли­нированную личность, способную взаимодействовать с окру­жающими людьми зачастую в неприспособленной для нее социальной среде. Достигается в результате более полного раз­вития у ребенка с ограниченными возможностями его духов­ных и физических сил.

Цель тактические и оперативные задачи вытекает из цели — идеала и стратегической цели формирования личности. Она представляет собой систему конкретных вос­питательных, образовательных, развивающих, коррекцион-но-реабилитационных воздействий, организация и эффектив­ная реализация которых призвана обеспечить положительные изменения в развитии личности ребенка.

Задачи — это цели, заданные в определенных условиях, т. е. это понятие более конкретное, чем понятие цели. Соци­ально-реабилитационная задача — основное звено социаль­но-реабилитационного процесса. Взаимодействуя с детьми, специалист по социальной реабилитации постоянно ставит перед собой цели и задачи, вытекающие из ситуаций, а затем переводит их в задачи детей с целью стимуляции их актив­ности. Социально-реабилитационный процесс можно пред­ставить как цепочку последовательно возникающих социаль­но-реабилитационных ситуаций, в ходе которых ставятся и решаются многочисленные воспитательные, развивающие и коррекционные задачи разного уровня сложности. Социаль­но-реабилитационная ситуация это совокупность усло­вий, в которых специалистом по социальной реабилита­ции ставятся цели и задачи развития и коррекции ребенка с отклонениями в развитии. Основной «клеточкой» соци­ально-реабилитационного процесса, как и педагогической деятельности, являются оперативные задачи, последователь­ность выполнения которых приводит к решению тактической и стратегической целей.

Чтобы социально-реабилитационные задачи были грамот­но поставлены, необходимо учитывать следующие их особен­ности:

— Социально-реабилитационная задача должна включать в себя характеристику психического развития ребенка до кор-рекционного воздействия и желательные изменения, которые должны произойти в его психике на определенном этапе со­циально-реабилитационного процесса.

— Считать ребенка как активного равноправного соучаст­ника социально-реабилитационного процесса, имеющего соб­ственную логику поведения.

— При решении оперативных и тактических задач не упус­кать стратегической цели реабилитации, умело конкретизи­ровать их в зависимости от условий.

Специалист по социальной реабилитации — это организатор жизни и деятельности детей с ограниченными возможностями в процессе социальной реабилитации. Его задача состоит в том, чтобы рационально определять все виды социально-реабилита­ционного процесса: диагностическую, коррекционную, разви­вающую, образовательную, пропагандистско-консультативную деятельность, деятельность по самообразованию и саморазвитию и др., которые были бы не только адекватными целям и задачам социальной реабилитации, но и целесообразными с точки зре­ния удовлетворения потребностей ребенка.

Важно, чтобы в ходе осуществления этих мероприятий у него зародилась жизненная цель — перспектива самого ре­бенка, которая в процессе социальной реабилитации должна быть осознана и понята. Вся последующая социально-реабили­тационная деятельность во многом будет зависеть от умения взрослых использовать жизненную перспективу ребенка, лич­ные стимулы, приводящие в движение его внутренние силы и индивидуальные способности.

Основные направления социально-реабилитационной деятельности

Главная задача всех лиц, работающих с ребенком, состоит в том, чтобы обеспечить положительные изменения в развитии его как личности. Но для этого необходимы не разовые и не односторонние меры, а комплексный, системный подход, предполагающий учет как внешних, так и внутренних фак­торов, воздействующих на личность. Вот почему деятельность специалиста по социальной реабилитации детей с ограничен­ными возможностями здоровья должна быть многоплановой и включать в себя все основные направления социально-реа­билитационного процесса.

Такими направлениями, на наш взгляд, являются: органи­заторская деятельность; деятельность по диагностике пси­хического и личностного развития ребенка; развивающая и коррекционная работа; консультирование и просвещение детей, родителей и специалистов, занимающихся с детьми; деятельность по охране здоровья и безопасной жизнедеятель­ности и социально-диспетчерская работа.

1. Организаторская деятельность— это деятельность, на­правленная на достижение определенной цели или целей. Она пронизывает все сферы жизни человека и необходима там, где возникает потребность управлять людьми или организовывать себя на выполнение конкретных задач. Данное направление связано со всеми другими направлениями социально-реаби­литационной деятельности и выступает как необходимая, обя­зательная их составляющая.

Организаторская деятельность является реализацией на практике задач социальной реабилитации и условием более целенаправленного и реального проектирования своей дея­тельности. По существу, каждое действие специалиста по со­циальной реабилитации носит организаторский характер.

В структуре организации социально-реабилитационной деятельности можно условно выделить два больших аспекта: подготовительный (конструктивный) и организационной.

Подготовительный аспект. Включает деятельность, свя­занную с проектированием, планированием процесса социаль­ной реабилитации, определением его содержания, целей и за­дач; условий, содержания и форм проведения коррекционных и развивающих занятий; участия детей в игровой, трудовой, обслуживающей деятельности, варианты организации меж­личностных отношений и т. п. Готовясь к встрече с детьми, специалист по социальной реабилитации подбирает методики и технологии взаимодействия с ними, подготавливает соответ­ствующее оборудование, продумывает последовательность собственных действий, а также действий каждого конкретного ребенка и группы в целом.

 

Организационный аспект. Специалист по социальной реа­билитации реализует на практике цели и задачи социальной реабилитации. Организаторская деятельность многопланова и многофункциональна. К числу основных организаторских действий, используемых в работе с людьми, относят: прось­бы, советы, пожелания, указания, замечания, требования. Наиболее часто применяемой формой побуждения детей в со­циально-реабилитационном процессе является педагогиче­ское требование, в котором задаются формы деятельности и которое направлено на формирование у детей стремления к достижению цели реабилитации определенными средствами и способами. Чрезвычайно завышенная и заниженная (либе­ральная) оценки в одинаковой мере пагубно влияют на конеч­ные результаты. В случаях завышения требований у детей нарастает психическое напряжение, нежелание выполнять ту или иную деятельность. Когда же требования занижены, то у них теряются внешние опоры организации собственной дея­тельности.

2. Диагностикапсихического и личностного развития ребенка.Цель диагностики — выяснение с помощью психоди­агностических средств сущности индивидуально-психологи­ческих особенностей личности с целью оценки ее актуально­го состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей обследования. Предме­том психологического диагноза является установление осо­бенностей развития ребенка, как в норме, так и в патологии. Основными этапами психодиагностического обследования являются: сбор данных; обработка и их интерпретация; вы­несение решения — установление психологического диагно­за и определение на его основе прогноза развития.

Психологическая диагностика — неотъемлемая часть процес­са социальной реабилитации. Ее результаты необходимы для:

— составления социально-психологического портрета ре­бенка, имеющего ограниченные возможности (психологиче­ского диагноза);

— выяснения сильных и слабых сторон в его развитии как личности;

— определения содержания и форм социально-реабилита­ционной работы, выбора средств и форм психологической кор­рекции и личностного развития ребенка;

— установления обратной связи, сигнализирующей об из­менениях в психическом и личностном развитии на разных этапах процесса социальной реабилитации.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Согласно Л.С. Вы­готскому, содержание прогноза и диагноза совпадают, но про­гноз строится на умении настолько понять внутреннюю логи­ку самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечают путь дальнейшего развития. Прогноз рекомендуется разбивать на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.

Практическая психодиагностика предполагает наличие у специалиста по социальной реабилитации психологических знаний, определенных навыков изучения ребенка, интуиции, богатейшего клинического и житейского опыта. От него тре­буется соблюдение свода правил применения психодиагности­ческих средств, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этиче­ских и профессиональных норм психодиагностического обсле­дования.

3. Развивающая и коррекционная деятельность. Данное направление является центральным в социально-реабили­тационной работе с детьми и подростками. Исходными его данными являются результаты психодиагностического обсле­дования. Содержание, формы и методы развивающей и кор-рекционной работы должны обеспечивать целостное воздей­ствие на личность ребенка или подростка.

Развивающая работа традиционно ориентирована на раз­витие познавательной, эмоциональной, волевой и социальной сфер личности. Ее содержание вытекает из целей и задач со­циальной реабилитации и определяется рабочей программой и индивидуальным планом коррекции и развития личности каждого ребенка. Реализация этой программы осуществляет­ся путем включения ребенка э различные формы общения и деятельности. Это могут быть: специальным образом орга­низованная с учетом развивающего эффекта игровая, обслу­живающая, трудовая деятельность, учебная, специальные развивающие занятия, на которых решаются задачи, напри­мер, формирования навыков общения, сотрудничества или конкурентного поведения, навыков понимания чувств и пере­живаний других людей, самооценки и самоанализа своего по­ведения и многие другие. В процессе такого взаимодействия у детей постепенно развивается не только интеллектуальная сфера, но и расширяется опыт социальных отношений, приоб­ретается определенный духовный и эмоциональный опыт.

Психокоррекционная работа ориентирована на решение конкретных проблем, связанных с вторичными нарушениями в развитии ребенка. Основным ее инструментарием являются коррекционные методики и технологии, которые позволяют моделировать ситуации, в которых наиболее полно задейст-вуются сферы личности ребенка, нуждающиеся в исправле­нии. Психокоррекционная работа осуществляется в двух фор­мах: индивидуальной и групповой. Выбор названных форм и подбор коррекционных методик определяется конкретными задачами, поставленными перед каждым ребенком.

4. Просвещение и консультирование детей и подростков, родителей и сотрудников* участвующих в обслуживании де­тей с ограниченными возможностями.

Психолого-педагогическое просвещение. Главной его за­дачей является приобретение детьми и подростками опре­деленных знаний и навыков, которые призваны помочь им успешно взаимодействовать с другими людьми, повысить мотивацию жизнедеятельности, активность. Чтобы знания, навыки и умения, передаваемые и прививаемые ребенку, ак­тивно включались в процесс личностного развития, необхо­димо серьезно подходить к отбору содержания доступного и интересного ребенку, а также к выбору форм его подачи. Основным условием здесь выступают учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, уровень их реального раз­вития, готовность к усвоению тех или иных знаний. Наиболее эффективными формами для ребенка можно считать те, ко­торые являются для него доступными, привлекательными, актуально значимыми.

Консультирование — еще один вид практической работы специалиста по социальной реабилитации. Консультирование рассчитано на работу с детьми старшего возраста — подростками и старшими школьниками. Консультирование, как правило, — индивидуальный вид работы и организуется в большинстве случаев по запросу детей и по результатам психодиагностиче­ского обследования. Оно может иметь различное содержание, касаться.многих проблем развития и личностного самоопределе­ния подростка или юноши, взаимодействия с другими людьми, взаимоотношения полов и т. п.

В функции специалиста по социальной реабилитации входит не только просвещение и консультирование детей и подростков, но иродителей. Консультирование родителей и сотрудников, занимающихся социальной реабилитацией детей, является важным условием налаживания отношений и совместного сотрудничества, выяснения точек соприкосновения в решении задач социальной реабилитации.

5. Деятельность по охране здоровья и безопасной жизне­деятельности. Охрана здоровья ребенка — важнейшая задача всех реабилитационных мероприятий. Специалист по соци­альной реабилитации должен знать закономерности возник­новения, течения и исход болезни как базовой предпосылки при определении и разработке основных подходов социальной реабилитации ребенка. Чтобы грамотно организовать социаль­но-реабилитационный процесс, важно учитывать особенности защитно-приспособительных реакций и перестройки дина­мического стереотипа организма в процессе выздоровления и их влияние на процесс реабилитации. Нужно ясно осоз­навать и предвидеть как внутренние, так и внешние факто­ры, обуславливающие жизнедеятельность организма, знать основные принципы и подходы формирования безбарьерной атравматической окружающей среды для детей с ограничен­ными возможностями здоровья по признаку аномалии.

Важно также добиться, чтобы ребенок осознал, что резуль­таты его выздоровления и развития находятся в прямой за­висимости от полноценной жизни и многих других факторов: питания, состояния окружающей среды, наличия вредных привычек, психогигиеническогих навыков, физической тре­нированности организма.

Оздоровительная работа. В ее задачу входит развитие и укрепление физических сил и возможностей ребенка.

6. Социально—диспетчерская деятельность.Цель — по­лучение детьми, их родителями и коллегами от специалиста по социальной реабилитации социальной и психологической помощи, во-первых, выходящей за рамки его функциональ­ных обязанностей, а, во-вторых — за рамки его компетенции. В этих целях он должен обладать банком данных о службах и специалистах, которые смогли бы оказать реальную помощь ребенку. Причем, специалист по социальной реабилитации не только дает консультацию, но и сам организует это взаимо­действие.

В рамках социально-диспетчерского направления предпо­лагается решение следующих задач:

— определение характера проблемы и возможностей ее ре­шения;

— поиск службы или специалиста, способного оказать ре­бенку помощь;

— подготовка необходимой сопроводительной документации;

— отслеживание результатов взаимодействия ребенка со специалистом;

— осуществление психологической поддержки ребенку во время его взаимодействия со специалистом;

— контроль за организацией помощи ребенку в условиях образовательного учреждения.

Итак, мы рассмотрели основные подходы к организации со­циально-реабилитационной работы, выделили основные ее направления. Следует иметь в виду, что процесс социальной реабилитации определяется, прежде всего, компетентностью специалиста по социальной реабилитации. Знание рассмот­ренных подходов поможет ему стать профессионально грамот­ным и четко представлять круг своих обязанностей.

Средства, способы и формы реализации целей и задач социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями

здоровья

Цель социальной реабилитации — наиболее полное разви­тие у ребенка с ограниченными возможностями духовных и физических сил посредством использования его сохранных функций, возникающих потребностей и интересов, его собст­венной активности и создания соответствующих внешних и внутренних условий, в которых они могут наиболее эффек­тивно проявляться. При этом важно, чтобы в процессе соци­альной реабилитации у ребенка, подростка или юноши с от­клонениями в развитии произошли изменения в восприятии своего собственного «Я» и окружающей действительности, чтобы они научились быть равными с так называемыми здоро­выми людьми и у них сформировались качества, противодей­ствующие травмирующим воздействиям и способствующие успешному осуществлению жизненных планов.

Чтобы реализовать названные задачи специалист по соци­альной реабилитации должен владеть средствами и метода­ми воздействия на ребенка.

К средствамреабилитационного воздействия относятся различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), психологической помощи (психолого-профилактиче­ская и просветительская работа, психологическое консуль­тирование, психокоррекция и психотерапия), специальной помощи (игротерапия, арттерапия или терапия искусством — музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, проективный рисунок, сочинение историй, сказкотерапия, куклотерапия); предметы материальной и духовной культуры (технические приспособления и оборудование, необходимые для ребенка с ограниченными возможностями, литература, произведения искусства, аудиовизуальные технические сред­ства, средства массовой информации и др.).

Процесс социальной реабилитации протекает только в дея­тельности. Она обеспечивает познание ребенком окружаю­щего мира, порождает новые потребности, стимулирует возникновение у детей чувств, активизирует волю, является важнейшим источником овладения опытом межличностных отношений и поведения. Основными видами деятельности ребенка и подростка, в которых они наиболее полно развива­ются, являются игра, учение и труд.

Игра -— это форма деятельности в условных ситуациях, в которой воспроизводятся типичные действия и взаимодей­ствия людей. Она для ребенка является формой реализации активности и сферой жизнедеятельности, где он получает удо­вольствие. Воссоздаваемые в игре реальные и воображаемые предметы, образы, игрушки помогают ребенку познать ок­ружающий мир, приучают его к целенаправленной деятель­ности, способствуют развитию мышления, памяти, речи, эмо­ций. Особое значение для развития ребенка имеет ролевая игра. Распределяя роли в игре, и, общаясь друг с другом, в соответствии с принятыми ролями (врач-больной и др.), дети осваивают социальное поведение, учатся взаимодействовать между собой. На следующем этапе — игре по правилам — эти черты поведения получают свое дальнейшее развитие.

Учение это форма деятельности, в которой действия человека управляются сознательной целью освоения опреде­ленных знаний, навыков, умений. В ходе учебной деятельно­сти ребенок не только овладевает опытом предшествующих поколений, но и учится управлять своими психическими про­цессами, у него вырабатываются умения выбирать, органи­зовывать и направлять свои действия и операции, навыки и опыт в соответствии с решаемой задачей. Учение подготав­ливает человека к трудовой деятельности.

Трудовая деятельность это форма деятельности, на-правленная на производство определенных общественно полезных продуктов (ценностей), удовлетворяющих мате­риальные и духовные потребности человека. Разновидностями тРУДа в детском и подростковом возрасте выступают бытовой труд, труд в мастерских, труд по самообслуживанию и др. В практике социальной реабилитации постоянно возни­кают ситуации, когда ребенок или подросток не может са­мостоятельно справиться с проблемами, возникающими на жизненном пути, и ему необходима соответствующая помощь. В зависимости от возраста, состояния здоровья и особенностей жизненной ситуации такая помощь может быть оказана спе­циалистом по социальной реабилитации, психологом или психотерапевтом, а при наличии психопатологии — врачом-психиатром.

В понятие «психологическая помощь» могут быть вклю­чены следующие ее виды: профилактическая и консультатив­ная помощь, психологическая коррекция и психотерапия. Во всех названных видах помощи содержится психологический аспект, поскольку так или иначе она осуществляется в про­цессе общения и взаимодействия ребенка и взрослого.

Психопрофилактика в социально-реабилитационной дея­тельности преследует цель сохранения, улучшения и укреп­ления психического здоровья детей и подростков. К видам психопрофилактической работы могут быть отнесены и кон­сультирование, и корррекция, и психотерапия.

Понятие «консультация» включает такие значения, как совет, совещаться, забота, заботиться. Консультирование направлено на ориентацию подростка или юноши в выборе вариантов возможного решения возникшей проблемы. По сте­пени воздействия оно может носить информационный, ори-ентационный характер или направлено на изменение отноше­ний личности к себе.

Понятие «коррекция» означает исправление. Коррекцион-ные воздействия направлены на определенные психологиче­ские структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования ребенка с ограниченными возможностя­ми. По содержанию различают коррекцию познавательной сферы, аффективно-волевой сферы, поведенческих аспектов, личности, межличностных отношений.

Психотерапия это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных забо­леваний. В то же время термин «психотерапия» не является чисто медицинским понятием. Существует и психологическая модель психотерапии, цель которой не излечение от «пси­хических расстройств », а оказание помощи в процессе станов­ления и развития личности.

Наряду с рассмотренными видами помощи в практике социальной реабилитации широкое применение находят специальные виды помощи и, прежде всего, игротерапия и арттерапия (терапия искусством). Игротерапия метод коррекционного воздействия на детей с использованием иг­ры. Психокоррекционяый эффект игровых занятий у детей достигается, благодаря установлению положительного эмо­ционального контакта между детьми и взрослыми. Игра снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, расширяет способности детей к обще­нию, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. Применение игротерапии полезно при социаль­ном инфантилизме, замкнутости, необщительности, сверх­конформности и сверхпослушании, при нарушении поведения и наличии вредных привычек и др.

Арттерапия терапия искусством. Основная ее цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителей психоанализа важнейшей техникой арттера-певтического воздействия является техника активного вооб­ражения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия. С точки зрения представителей гуманистического направления, коррекци-онные возможности арттерапии связаны с представлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, в утверждении и познании своего «Я».

К основным видам арттерапии относятся: рисуночная тера­пия, музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, сочинение историй, сказкотерапия, куклотерапия.

Рисование — творческий акт, позволяющий ребенку ощу­тить и понять самого себя, выразить свободно мысли и чувст­ва, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, раз­вить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты

и надежды.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средств коррекции (прослушивание музы­кальных произведений, индивидуальное и групповое музици­рование). Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

Библиотерапия — специальное коррекционное воздейст­вие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его пси­хического состояния. Коррекционное воздействие чтения про­является в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и пред­ставлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направ­ляют их по новому руслу.

Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения обще­ния, межличностного взаимодействия. Цель танцевальной терапии — развитие осознания собственного тела, создание по­зитивного образа тела, развитие навыков общения. Танцеваль­ная терапия используется в основном в групповой работе. Она побуждает к свободе и выразительности движения, развивает подвижность, укрепляет силы как на физическом, так и на психическом уровне.

Сочинение историй, рассказов используется для оживле­ния чувств ребенка или подростка, для того чтобы претворить внутреннее беспокойство в конкретный образ, найти адекват­ные способы разрешения конфликтов, вызывающих наруше­ния поведения ребенка.

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную фор­му для интеграции личности, развития творческих способно­стей, расширение сознания, совершенствования взаимодейст­вий с окружающим миром. Тексты сказок вызывают у детей интенсивный эмоциональный резонанс, что помогает создать в сложной эмоциональной обстановке эффективную ситуацию общения.

Куклотерапия как метод основан на процессах иденти­фикации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Куклотерапия широко используется для улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму.

Методы в социальной реабилитации — это способы профессионального взаимодействия специалиста и ребенка с ограниченными возможностями с целью решения социаль­но-реабилитационных задач. Все многообразие методов, ис­пользуемых в реабилитационной практике, можно объеди­нить в три группы:

1. Методы организации социально-реабилитационного процесса и познавательной деятельности детей. К ним относятся словесные (рассказ, беседа, работа с книгой), на­глядные (метод примера) и практические (упражнения, приучение и др.) методы.

В практике социальной реабилитации наиболее широко ис­пользуемым методом является упражнение. Упражнение планомерно организованная деятельность, предполагающая многократное повторение каких-либо действий с целью фор­мирования определенных навыков и умений. Упражнения необходимы при обучении детей любой деятельностью и ов­ладении теми или иными формами поведения. Первоначально они опираются на такой метод, как приучение, представляю­щий собой организацию планомерного и регулярного выпол­нения определенных действий с целью превращения их в при­вычные формы поведения (привычки). Особенно эффективен он на ранних этапах развития детей.

В реабилитационной практике также широко применяет­ся метод моделирования воспитывающих ситуаций. Детямсоздаются такие условия, когда они становятся перед необхо­димостью выбирать определенное решение из нескольких воз­можных вариантов: промолчать, сказать правду или ответить «не знаю». Необходимо иметь в виду, что при использовании метода упражнений следует предусматривать прохождение трех взаимосвязанных этапов: воспроизведение действий по образцу; применение усвоенных действий в новых условиях; выполнение упражнений творческого характера.

При организации самостоятельной работы детей, как прави­ло, необходим такой метод, как инструктаж. Инструктаж в системе методов является исходным и применяется в тех случаях, когда дети не имеют ясного представления о способах и условиях решения тех или иных практических задач. Он обес­печивает понимание детьми задач и способов осуществления определенных действий, последовательности выполнения опе­раций, а также типичные приемы их использования.

2. Методы стимулирования мотивации и активности детей в реабилитационном процессе. Любая деятельностьпротекает эффективно, если у ребенка есть желание ее выпол­нять, имеются мотивы, побуждающие его быть активным. В целях подкрепления усилий ребенка действовать приме­няются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются: соревнование, поощ­рение и наказание.

Соревнование — метод, в основе которого лежит стремле­ние детей и подростков к соперничеству и самоутверждению.

Вовлечение детей в процессе социальной реабилитации в борь­бу за достижение лучших результатов стимулирует их быть более активными, инициативными и ответственными. Сорев­нование может быть индивидуальным и групповым. В процес­се его организации следует соблюдать традиционные принци­пы: гласность, конкретность и сравнимость показателей. Для детей с ограниченными возможностями особенно важно, что­бы в ходе соревнования они испытывали переживание успе­ха. Поэтому необходимо подбирать такие задания, которые были бы по силам конкретному ребенку.

Поощрение —'способ выражения положительной оценки поведения и деятельности отдельного ребенка или группы де­тей. Его стимулирующая роль проявляется в том, что в нем содержится признание того образа действия, который избран ребенком. Переживая чувство удовлетворения, ребенок испы­тывает прилив сил, уверенность, желание выполнять дейст­вие и дальше.

Наказание — это такое воздействие на личность ребенка, ко­торое выражает осуждение действий и поступков, противоре­чащих нормам поведения, принятым в обществе. Средствами метода наказания являются замечание, выговор, порицание. Применение наказаний в процессе реабилитации требует от спе­циалиста такта и определенного мастерства. Применение метода наказания в любой форме в целях стимулирования активности ребенка является исключением и может быть оправдано лишь в экстремальных ситуациях.

Методы контроля эффективности социально-реабили­тационного процесса. Контроль направлен на получение ин­формации о результатах реабилитационных воздействий за определенный промежуток времени. Он необходим для того, чтобы внести коррективы в программу социальной реабили­тации ребенка. Методы контроля — это способы, с помощью которых определяется результативность социальной реаби­литации. Наиболее распространенными методами контроля в социальной реабилитации выступают наблюдение за дея­тельностью детей и методы психодиагностики. Чрезвычайно важно, чтобы у ребенка в процессе социальной реабилитации сформировались основы самоконтроля, позволяющие ему са­мому оценивать успешность выполняемых действий.

Наряду с понятием метод существует также понятие мето­дический прием. Прием это элемент метода. Он не имеетсамостоятельной задачи и подчиняется той, которую пре­следует данный метод. Например, при использовании метода

рассказа можно применить такой прием, как повторение одной и той же мысли, чтобы обратить на нее внимание. Прие­мы и методы в процессе социальной реабилитации выступают как единое целое. Методический прием может быть исполь­зован в разных методах.

Основная форма организации социальной реабилитации де­тей — реабилитационное (коррекционное) занятие, проводи­мое в условиях реабилитационного центра. Оно может осуще­ствляться в индивидуальной или групповой формах. В первом случае взаимодействие осуществляется один на один с ребен­ком при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае спе­циалист работает с группой детей, которые взаимодействуют не только "с ним, но и между собой. Группа облегчает процесс осознания своих чувств, установок, мыслей, желаний и по­ступков. В группе легче происходит самораскрытие, возрас­тает уверенность в себе.

Индивидуальное взаимодействие удобно тем, что быстрее снимаются психологические барьеры, которые могут возни­кать у ребенка в присутствии других детей. В то же время оно не эффективно в выработке навыков общения и межличност­ного взаимодействия. Противопоказаниями для организации процесса социальной реабилитации в условиях группы могут быть сильно выраженная эмоциональная возбудимость и эмо­циональная неуравновешенность ребенка, трудный характер, низкий уровень интеллектуального развития.

Кроме реабилитационных занятий, которые могут прохо­дить в виде тренинга, учебного занятия, в социально-реабили­тационной практике используются и другие формы: кружки и секции различного профиля, проведение различных вече­ров, встреч, дискотек, экскурсий, работа в мастерских и т. д. Использование различных форм в организации социальной реабилитации хорошо просматриваются, например, в деятель­ности Центра реабилитации детей и подростков с огра­ниченными возможностями здоровья Химкинского района. Названный центр является базовым учреждением Комитета социальной защиты населения Московской области. Здесь проводится амбулаторно-комплексная реабилитация (соци­альная, медицинская, профессиональная) инвалидов с рож­дения до 18 лет. Центр реализует следующие направления в своей деятельности: работа с детьми; работа с подростками; работа с родителями; научно-методическая работа. Помощь детям с ограниченными возможностями предусматривает со­циально-психологическую поддержку их семей.

В центре функционируют:

Группа социальной адаптации детей-инвалидов, где их готовят к обучению в школе, формируют необходимые для этого личностные качества.

Группа «Особый ребенок». Ее посещают неблагопо­лучные в медико-социальном отношении дети дошкольного возраста. Главная задача работы в этой группе — развитие ак­тивной речи детей, умений правильно пользоваться игрушка­ми, слушать и понимать сказки, музыку и др.

Клуб «Республика "Подросток"», объединяющий детей с 12 до 18 лет. Задача клуба — способствовать включению детей-инвалидов в общество сверстников и выбору ими про­фессии. В нем имеются: компьютерные курсы; секция кара4-тэ; фольклорный ансамбль «Лель»; кружки бисероплетения и батика. Клуб организует проведение вечеров, дискотек, встреч, бесед, экскурсий и т. д. .

— В центре оборудован компьютерный класс, работают гончарная мастерская, кружок декоративно-прикладного ис­кусства, функционирует отделение социально-бытовой ори­ентации, где дети учатся чистить овощи, делать салаты, печь блины. Родители и дети создали театр моды. Костюмы, из­готовленные в нем, использует молодежный фольклорный ансамбль «Лель». По программе реабилитации матерей обра­зован ансамбль духовной песни.

Большое внимание уделяется культурно досуговой реаби­литации детей-инвалидов и родителей. С ними проводятся экскурсии в Кижи, Сочи, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Псков, Муром, Владимир, на теплоходе по Волге и др.

В центре действует родительская академия, в которой спе­циалисты центра читают лекции, проводят семинары, орга­низуют «круглые столы», выпускают методическую литера­туру.

Все перечисленные направления и формы работы назван­ного центра реабилитации детей и подростков направлены на то, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность ребенка не была только личным делом семей и не заслоняла им весь мир.

Как в видим, у специалиста по социальной реабилитации имеется значительный арсенал средств, методов и форм орга­низации занятий с детьми с ограниченными возможностями, используя которые можно успешно решать поставленные за­дачи.

Коррекция психического

и личностного развития детей

с ограниченными возможностями здоровья

Чтобы обеспечить нормальное психическое и личностное развитие ребенка, нужна система целенаправленного разви­вающего воздействия, а в случае нежелательного развития и коррекция появляющихся новых психических образований и форм поведения. Понятия «развивающая» и «коррекцион-ная» деятельность не тождественны, каждое из них имеет свое содержание.

Развивающая деятельностьнаправлена на создание с

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.