Цели и задачи сельскохозяйственной политики заложены в специальных законах, которые Конгресс принимает каждые 6 лет. Законы определяют основные пропорции между государственным регулированием и развитием рыночных отношений в сельском хозяйстве США. Цели сельскохозяйственной политики остаются неизменными: 1. Защита интересов американского сельхоз-товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках. 2. Развитие экономической и социальной инфраструктуры в сельском хозяйстве. 3. Обеспечение социальной стабильности на селе.
В сентябре 2001 г. была опубликована новая аграрная политика «Продовольствие и сельскохозяйственная политика: критическое переосмысление для нового века», где сформулированы следующие основные принципы:
1. Сельскохозяйственная политика и программы обязаны быть взаимосвязаны.
2. Сельскохозяйственная политика, включая обеспечение безопасности, обязана содействовать созданию устойчивости повышения благосостояния фермеров на основе рыночных отношений без формирования их долговременной зависимости от государственной поддержки. Помощь государства будет оказываться в непредвиденных и чрезвычайных обстоятельствах.
3. Внешнеторговая политика обязана быть нацелена на получение экономически выгодного доступа к иностранным сельскохозяйственным рынкам на основе уменьшения тарифов и отмены субсидий, исключающих стоимость экспорта.
4. Внутренняя сельскохозяйственная политика должна быть направлена на повышение конкурентоспособности американской сельскохозяйственной продукции, в то время как внешнеторговая — на поиск новых экспортных возможностей для фермеров.
5. Рыночная инфраструктура, от которой зависят рост и эффективность сельскохозяйственного производства, обязана быть переориентирована так, чтобы соответствовать сегодняшним реалиям с учетом вклада каждого звена продовольственного комплекса.
6. Политика консервации земель должна обеспечивать повышение роли сельского хозяйства в защите окружающей среды в соответствии с современными требованиями.
7. Приоритетным остается обеспечение гарантированного доступа американцев к здоровой и питательной пище с усилением продовольственной помощи семьям с низким доходом.
8. Разработка согласованной политики развития сельской местности, обучение сельской рабочей силы, альтернативное использование природных ресурсов, в том числе путем развития возобновляемых источников энергии и сокращения выбросов углекислого газа.
9. Сельскохозяйственная политика обязана реализовываться на основе системного подхода, с тем чтобы обеспечить координационное и эффективное функционирование продовольственных и сельскохозяйственных программ.
Таким образом, американская система экономического стимулирования сельскохозяйственного производства направлена на усиление государственного регулирования сельского хозяйства. Модель развития сельского хозяйства, по Е. Гайдару, в России с лозунгом «Рынок все отрегулирует» и привела к развалу сельской экономики и вымиранию самого села. Основными направлениями государственной аграрной политики США являются:
1. поддержание доходов сельскохозяйственных производителей через гарантированные цены;
2. залоговые операции и прямые бюджетные платежи;
3. строительство сельской производственной инфраструктуры (дорожное строительство, мелиоративные объекты, электро- и телефонизация, складские помещения);
4. организация кредитного обслуживания фермеров;
5. финансирование и организация сельскохозяйственного образования, научных исследований и внедрение достижений в практику;
6. охрана земельных и водных ресурсов;
7. контроль за качеством продовольствия и состоянием окружающей среды;
8. регулирование экспорта и импорта продовольствия.
Важнейшим фактором экономического развития в последние 20 лет стал научно-технический прогресс. В мировой аграрной науке доминируют США, где работают 2/3 ученых-аграрников и концентрируется 80 % всех расходов на аграрную науку. Государство в США выделяет на аграрную науку 35 % финансовых средств и 65 % финансируют промышленные корпорации. Государство:
финансирует охрану интеллектуальной собственности через систему патентования, лицензирования, участия в международных соглашениях;
организует внедрение научно-технических достижений в сельское хозяйство через специальную государственную службу:
выполняет жесткий экологический контроль условий хранения, транспортировки и применения сельскохозяйственных химикатов, ветеринарных препаратов, качество продовольствия.
Промышленные корпорации вкладывают капитал в исследования прикладного характера;
• выведение новых сортов сельскохозяйственных культур и пород скота;
разработку новых машин, оборудования, удобрений и др.;
биотехнологию.
Приоритет отдан наукоемким технологиям — биотехнологии и информатике, которые будут определять развитие сельского хозяйства в XXI в. Динамика сельскохозяйственного производства США в прогнозный период (2015 г.) будет определяться уровнем спроса на сельскохозяйственную продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Спрос на национальном рынке формируется под влиянием структуры личного потребления, уровня денежных доходов и демографического фактора — прироста населения. США и в XXI в. сохранят позиции крупнейшего в мире экспорта сельскохозяйственной продукции, поскольку имеют более низкие затраты на производство, по сравнению с другими странами. К 2015 г. объем сельскохозяйственной продукции возрастет на 20 % и объем основного капитала — на 18—19 % к уровню 2000 г. Уровень производительности труда в агроструктуре США возрастет на 50 % к 2000 г., численность работников, занятых непосредственно в сельском хозяйстве, сократится до 2,3 млн чел. против 2,8 млн чел. в 2000 г. (в России занято сейчас 16 млн чел.). В последние годы в США обострилась проблема качества питания. Обеспечение экологической (физиологической) безопасности питания стало главной задачей государственной продовольственной политики. Государство усиливает меры по контролю за качеством продукции, увеличивает финансирование на научные разработки оптимальных рационов питания для различных слоев населения, занимается пропагандой рационального питания. По оценкам США, от питания зависит 40—50 % нормальной жизни человека, а от развития медицины — всего 8—9 %, поэтому пищевая промышленность является ключевым звеном АПК, она состоит из 40 отраслей и насчитывает 22 тыс. предприятий. Обеспечение населения продовольствием требует огромных, финансовых, материальных и трудовых ресурсов, но эти затраты оправдывают себя. Согласно опубликованным данным (2001 г.), продовольственная система позволяет каждому жителю США потреблять ежедневно 3800 ккал и 110 г протеина, в том числе за счет продуктов животноводства обеспечивается 63 % нормы протеина и 25 г протеина — за счет зерновых продуктов. При этом следует отметить, что американцы расходуют на покупку продовольствия всего 10—11 % дохода, в то время как в Германии — 17 %, а в России — 60—70 %. Свое отношение к продовольствию американцы выражают фразой «мы есть то, что мы едим». И этой истиной руководствуются политики и сенаторы, разрабатывающие и реализующие продовольственную политику США.