В российских образовательных учреждениях используются дистанционные технологии организации учебного процесса. Портал дистанционного образования является универсальной точкой доступа ко всем дистанционным сервисам обучения. В данной статье сделана попытка взглянуть на портал дистанционного образования как на электронную систему дистанционной поддержки образования.
Бурное развитие компьютерных технологий оказало огромное влияние на систему образования, обозначив в ней две системообразующих составляющих – реальную и виртуальную [1]. Во многих учебных заведениях нашей страны используется устойчивое словосочетание – «Портал дистанционного обучения», который по задумке должен был стать центральным элементом системы дистанционного образование организации. Но сегодня это понятие не в полной мере отражает контекст использования данного инструмента. Портал используется для: хранения электронных учебно-методических материалов, для внедрения элементов дистанционного образования в традиционный учебный процесс, для организации доступа обучающихся к учебному контенту (независимо от формы обучения), для промежуточной аттестации в форме компьютерного тестирования.
Использование дистанционных технологий под общим агрегирующим понятием – портал дистанционного обучения не совсем правильно, поэтому предлагается обозначить этот комплекс информационных, технических, организационных средств как систему дистанционной поддержки обучения. И развивать ее уже в этом направлении. Рассмотрим три основных составляющих электронной системы дистанционной поддержки обучения и тех инновациях, которые можно туда внести.
Поддержка создания учебного контента
Система дистанционной поддержки обучения является удобным инструментом размещения контента в учебной среде и управления доступа к нему. В настоящее время большинство образовательных учреждений нашей страны используют СДО Moodle [2].
В направлении поддержки создания учебного контента возможно расширение функциональных возможностей системы: установка новых модулей для работы с педагогическим контентом, а также усиление методической составляющей. В план мероприятий по развитию электронной системы дистанционной поддержки обучения можно включить разработку и интеграцию в среду видео-уроков, которые описывают все аспекты создания и управления педагогическим контентом через электронную систему, а также построение системы онлайн-консультаций.
Организация учебного процесса
Организация учебного процесса в системе дистанционной поддержки обучения предполагает создание специальных комплексных объектов – курсов. Каждый курс включает в себя обязательные элементы: учебный контент, способы и технологии для управления учебным контентом, и непосредственно участников курсов: преподавателей (учителей) и обучающихся, которые взаимодействуют с учебным контентом. Многие преподаватели (учителя) университета достаточно давно и успешно используют электронные курсы в учебном процессе. Основная задача в этом направлении – создание условия для трансляции этого положительного опыта в преподавание других дисциплин. Для этого необходимо расширение функционала системы.
Одним из способов решения этой задачи является внедрение облачного инструментария [3].
Облачный инструментарий – это совокупность web-сервисов, которые могут быть использованы в учебном процессе, а их применение способно существенно повысить мобильность студента и преподавателя.
Облачный инструментарий будет формироваться из доступных web-сервисов, разного назначения: онлайн-редакторы, виртуальные рабочие столы, системы нелинейных презентаций и т.д. Все сервисы будут абсолютно бесплатными и не требующими регистрации. У всех сервисов будет единая точка входа – электронная система дистанционной поддержки обучения.
В последнее время большую популярность приобрели системы, позволяющие использовать современные информационные системы в гуманитарных исследованиях и при преподавании гуманитарных дисциплин [4, 5, 6].
Также в электронной системе дистанционной поддержки обучения эффективно будет развернуть платформу для организации и проведения вэбинаров. Платформа позволит организовать и провести вэбинар любому авторизированному преподавателю (учителю) системы дистанционной поддержки обучения, как с внутренними, так и с внешними участниками.