Борьба с терроризмом должна стать одной из приоритетных задач национальной политики безопасности нашего государства, а меры борьбы должны делиться на внутренние и международные.
На внутригосударственном уровне можно выделить несколько направлений деятельности по противодействию терроризму:
§ Улучшение контртеррористического сотрудничества и возможностей.
§ Расширение профессиональной подготовки кадров, задействованных в данной сфере, формирование специальных высокопрофессиональных антитеррористических подразделений.
§ Усиление контроля за производством, оборотом и использованием огнестрельного оружия, взрывчатых веществ.
§ Улучшение технического обеспечения, оснащенности правоохранительных органов.
§ Пресечение финансирования террористической деятельности.
Усиление международного сотрудничества нашего государства по противодействию терроризму должно проходить по следующим направлениям:
§ Государство должно воздержатся от организации террористических актов на территории других государств.
§ Обеспечивать задержание и судебное преследование или выдачу лиц, совершивших теракты, согласно соответствующим положениям национального права.
§ Принимать активное участие в разработке и принятии модельных законов, регламентирующих различные аспекты борьбы с терроризмом.
§ Оказание взаимной юридической помощи.
ПРИМЕР:
Террористический акт в Бесла́не — захват заложников в школе № 1 города Беслана (Северная Осетия), совершённый террористами утром 1 сентября 2004 года во время торжественной линейки, посвящённой началу учебного года. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании 1128 заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в минимальных естественных потребностях.
Хотя большинство заложников были освобождены в ходе штурма, в результате теракта погибли 314 человек из числа заложников, из них 186 детей. Всего, включая спасателей, погибло 333 человека, и свыше 800 получили ранения разной степени тяжести.
Через 10 дней после развязки бесланской трагедии, 13 сентября 2004 г., выступая на расширенном заседании правительства с участием губернаторов, сенаторов и депутатов, Владимир Путин огласил программу политических реформ. Наиболее масштабными стали две инициативы – отмена прямых выборов губернаторов в связи с необходимостью укрепления вертикали власти для более эффективного противодействия террористической угрозе и создание Общественной палаты как органа контроля граждан за действиями государства.
В соответствии с подписанным президентом распоряжением была образована особая федеральная комиссия по Северному Кавказу, которую возглавил полномочный представитель президента в Южном федеральном округе. Ему были предоставлены широкие полномочия по координации ряда федеральных гражданских министерств, а по определенным функциям – и силовых правоохранительных ведомств.
Согласно указу президента от 16 февраля 2006 г. "О мерах по противодействию терроризму" был образован Национальный антитеррористический комитет. В соответствии с указом, образован Национальный антитеррористический комитет является органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющим подготовку соответствующих предложений президенту Российской Федерации.
Был принят Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35‑ФЗ "О противодействии терроризму", который устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Сразу после Беслана президент РФ Владимир Путин фактически приказал учесть при реформировании в МВД и ФСБ опыт трагедии в Северной Осетии, подписав Указ №1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом". Согласно указу, Правительству РФ, силовым министерствам и ведомствам было поручено "в двухнедельный срок разработать и представить предложения по созданию новой системы взаимодействия сил и средств, участвующих в урегулировании ситуации на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, и по созданию системы предотвращения и ликвидации кризисных ситуаций на территории Российской Федерации".
К весне 2005 г. структурные реформы МВД и ФСБ были закончены. Были изменены:
– принцип руководства контртеррористической операцией на Северном Кавказе; – принцип управления действиями силовых структур на случай диверсионно-террористических акций в регионе; – принцип сбора и анализа разведывательной информации о лидерах боевиков на территории Северного Кавказа; – тактика действий спецподразделений в регионе.
В декабре 2004 г. Владимир Путин подписал указ "О мерах по обеспечению пограничной безопасности в Северокавказском регионе".
Документ предусматривал строительство более 70 застав, нескольких штабов погранотрядов, центра подготовки кадров, ряда дорог и развитие инфраструктуры на местах проживания пограничников.
В июне 2005 г. на специальном совещании начальников органов безопасности Южного федерального округа было принято решение о создании новых пограничных постов на границах Северо-Кавказского региона.
В 2005-2006 гг. были ликвидированы все организаторы теракта в средней школе № 1 г. Беслана - Шамиль Басаев, Абу-Дзейт, Аслан Масхадов и Абу-Хавс.
Террорист Нурпаши Кулаев – единственный выживший из террористов – в 2006 г. осужден Верховным Судом республики Северная Осетия – Алания и в настоящее время отбывает пожизненное заключение в колонии на острове Огненный. Подсудимый был признан виновным в бандитизме, терроризме, убийстве, посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительных органов, захвате заложников, незаконном хранении, ношении, приобретении оружия, боеприпасов взрывчатых веществ и т.д. всего восемь составов преступления.