Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Конституционный контроль как функция властей в правовом государстве

Охрана конституции

Важным институтом современной демократии, правового государ­ства является конституционное правосудие, конституционная юсти­ция. Будучи высшим и основным законом, конституция в демократи­ческом государстве нуждается в особой защите, суть которой может пониматься как весьма широко, так и в относительно более узких смыс­лах.

Сущность и необходимость охраны конституции. Дело в том, что в обеспечении сохранения, соблюдения и действия конституции в дей­ствительно демократическом обществе должно быть заинтересовано все или почти все общество. Более того, как отмечается в ст. 15 Консти­туции РФ, все opганы государственной власти, местного самоуправле­ния, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблю­дать Конституцию РФ. И поэтому когда тот или иной орган государст­ва или местного самоуправления, какая-либо общественная организа­ция или даже отдельный гражданин сами строго соблюдают положения конституции, обеспечивают условия и предпосылки их соблюдения, предотвращают их нарушение и законными методами и средствами борются с допущенными нарушениями конституции, то это, несомнен­но, тоже охрана конституции, понимаемая в самом широком смысле — как дело общегосударственное, дело всего народа, всех граждан. В этой связи нельзя не упомянуть, что в конституциях ряда стран (ФРГ, Сло­вакия, Гана, Бенин и др.) предусмотрены даже неправовые средства защиты конституции — право народа, граждан на сопротивление не­конституционной власти.

Вместе с тем нельзя не видеть, что в системе государственных ор­ганов законодательно выделяются, прежде всего самими конституция­ми, и такие органы, которым прямо вменяется обязанность следить за соблюдением конституционной законности. Так, говорится, например, о том, что президент страны – гарант конституции, следящий за ее соблюдением и защитой (ст. 80 Конституции РФ; ст. 5 Конституции Франции и др.) Следить за соблюдением конституции и защищать ее, несомненно, входит и в обязанности правительства, парламента, судов общей юрисдикции, прокуратуры (осуществляющей общий надзор за законностью), уполномоченных парламента по правам человека (омбудсманов) и др. И все это, конечно, тоже охрана конституции, пони­маемая теперь уже в относительно более узком смысле, т.е. как одна из сторон многообразной деятельности определенных государственных органов, направленная на обеспечение соблюдения конституции. Для этих органов охрана конституции — это лишь одна из многих осущест­вляемых ими функций и задач.

Но чаще всего в понятие «охрана конституции» вкладывается еще более узкий смысл. Охрана конституции в узком, собственном, строгом смысле — это организация и деятельность специального органа, при­званного в установленных законом формах и процедурах осуществлять конституционный контроль (надзор) за соответствием конституции прежде всего действующего законодательства и иных нормативно-пра­вовых актов, а также решать некоторые другие задачи, или же наделе­ние общей судебной системы во главе с Верховным Судом соответст­вующими функциями. В таком смысле, т.е. как основа юридической охраны конституции, как главный элемент в ее правовой защите, она и будет пониматься в дальнейшем.

В литературе нетрудно заметить, что в одних случаях говорится о конституционном контроле, в другом — о конституционном надзоре, в третьем — эти понятия употребляются как равнозначные. Естественно, возникает вопрос об их соотношении. И хотя и по этому вопросу в научных и учебных изданиях нет однозначного решения, тем не менее можно констатировать, что эти понятия рассматриваются в них как очень близкие и однопорядковые, связанные с обеспечением соблюде­ния и охраны конституции. Вместе с тем есть известные основания для того, чтобы не отождествлять их, поскольку соблюдение и защита кон­ституции могут осуществляться различными способами и методами, что и находит свое отражение в использовании этих неравнозначных понятий.

Конституционный контроль — это такая проверка соответствия конституции действий органов государственной и общественной влас­ти, при которой орган такого контроля имеет право сам отменять не­конституционные действия подконтрольного органа. В отличие от этого, конституционный надзор связан лишь с дачей указания поднад­зорному органу на неконституционность его действий (вплоть до ре­шения об их приостановлении), но изменять или отменять его акты орган конституционного надзора не может. Иногда различение этих понятий проводится по иной линии: конституционный контроль — это выборочная проверка контролирующим органом деятельности подкон­трольного органа либо по собственной инициативе, либо по сигналу; а конституционный надзор — это постоянное наблюдение за деятельнос­тью поднадзорного органа.* В учебном плане можно и целесообразно, памятуя об этих оговорках, понимать конституционный контроль в широком смысле, как любую (надзорно-контрольную) форму провер­ки конституционности актов и/или действий любого органа государст­венной и общественной власти.

* О необходимости, строго говоря, известного разграничения понятий «конституциoнный контроль» и «конституционный надзор» говорит и практика организации cooтветствующих opганов. Так, предшествовавший Конституционному Суду РФ (органу конституционного контроля) Комитет конституционного надзора СССР обладал весьма ограниченными полномочиями.

- под понятием "конституционная юстиция" подразумевается совокупность конституционных судов и их деятельность по осуществлению конституционного правосудия. В Российской Федерации созданы и функционируют Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. Они входят в единую судебную систему Российской Федерации, но не образуют систему конституционных судов;

- создание в Российской Федерации института конституционной юстиции - это решительный шаг в деле защиты конституционного строя, формирования демократического правового государства. Он позволил расширить сферу судебного контроля, включив в него нормативные правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, обеспечив тем самым полное судебное "прикрытие" публично-правового пространства. Благодаря им принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную реализован не только в Российской Федерации, но и в отдельных субъектах Федерации;

 

КОНСТИТУЦИО́ННЫЙ КОНТРО́ЛЬ, вид правоохранительной деятельности (см. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ), проверка соответствия законов и нормативных актов конституции. В США, Аргентине, Дании, Японии конституционный контроль осуществляется всеми судами общей юрисдикции. В Австралии, Индии, Канаде, Швейцарии конституционный контроль является прерогативой верховного суда — высшей судебной инстанции. В Российской Федерации, Австрии, Германии, Италии созданы специальные конституционные суды, для которых конституционный контроль является главной функцией. Конституционный совет во Франции является особым органом несудебного характера по конституционному надзору.
Объектами конституционного контроля могут быть обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты палат, нормативные акты исполнительных органов власти в тех странах, где нет системы административной юстиции. В федеративных государствах объектом конституционного контроля являются также вопросы разграничения компетенции между центром и субъектами федерации. Конституционный контроль может быть формальным, когда проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов и нормативных актов; материальным, когда проверяется содержание законов и нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции; абстрактным, который осуществляется по инициативе уполномоченных на то субъектов без конкретного повода; конкретным, который осуществляется в связи с конкретным судебным делом; предварительным (до вступления проверяемого акта в силу); последующим (после вступления акта в силу).
Сущность конституционного контроля заключается в определении конституционности правовых актов органов государственной власти и в лишении неконституционного акта юридической силы. От понятия «конституционный контроль» отличают понятие «конституционного надзора». В отличие от контроля надзор ограничивается обнаружением неконституционных актов с последующим обращением к органу, принявшему неконституционный акт с требованием его отмены. Надзирающий орган осуществляет систематическое наблюдение (мониторинг) за соответствием правовых актов конституции. Функцию государственного надзора в Российской Федерации выполняют органы прокуратуры. Конституционный контроль помимо специализированного судебного органа — Конституционного суда осуществляют также Президент Российской Федерации, парламент, правительство, суды общей юрисдикции. В некоторых странах конституционный контроль и конституционный надзор объединены и осуществляются одним государственным органом. Право конституционного контроля дает такому органу право отмены или признания недействительным акта, противоречащего конституции.

) принцип верховенства Конституции, ее действие и охрана Конституции

конституционный контроль как функция властей в правовом государстве

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.