Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Конструирование по замыслу

Вопрос 13

Постановка проблемной задачи и процесс её решения происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает детей в совместный поиск, оказывая им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов.

Приёмы создания проблемных ситуаций различны:

• предъявить детям противоречивые факты

• столкнуть разные мнения детей

• дать похожие задания

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Характерные признаки проблемности на занятии:

· Возникает состояние интеллектуального затруднения;

· Возникает противоречивая ситуация;

· Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

· воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.

· воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

· ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

· ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Проблемная ситуация заставляет детей вести «поиск», пробовать способы изготовления поделки, приучает детей к самостоятельности, активизирует мысли.

Задачи поисково – исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста детей.

Младший, средний возраст:

• вхождение детей в проблемную ситуацию

• активизация желания пути разрешения проблемы (вместе с воспитателем)

• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности

Старший возраст:

• формирование предпосылок поисковой деятельности, инициативы

• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, самостоятельно

• формирование умения принять данные методы, способствующие решению задачи, с использованием различных вариантов

• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение беседы в процессе совместной деятельности

Этапы процесса решения проблемных ситуаций:

· поиск средств анализа условий проблемы с помощью наводящих вопросов с актуализации прежних знаний: «что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», « что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы?»

· процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиска ключа, идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

· доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.

Вопрос 14

Конструирование по образу (Ф. Фребель)

Детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, по­делок из бумаги и т.п., и показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается пря­мая передача детям готовых знаний, способов действий, осно­ванная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества. Как показали исследования А.Н.Давидчук, З.В.Лиштван, В.Г.Нечаевой и др., посвященные анализу кон­струирования из строительного материала, использование образ­цов — это необходимый и важный этап обучения, в ходе кото­рого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек. Правильно организованное обследование образ­цов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа — умением определить в любом предмете основные части, устано­вить их пространственное расположение, выделить отдельные де­тали в этих частях и т.д. Такой структурный анализ способствует выявлению существенных отношений и зависимостей между час­тями объекта, установлению функционального назначения каж­дой из них, создает предпосылки для формирования у детей умения планировать свою практическую деятельность по созданию конструкций с учетом их основных функций. В качестве образцов рекомендуются рисунки, фотографии, чертежи, отображающие общий вид постройки (Ф.В.Изотова); а также конструк­ции из строительного материала с отсутствующими некоторыми необходимыми деталями, которые следует заменить имеющимися (А.Н.Давидчук). Кроме того, детям предлагаются задания на преобразо­вание образцов с целью получения новых конструкций. Трудности деятельности, обеспечивающей «перетекание» од­ной целостности в другую средствами конструирования только из деталей конструкторов, являются для дошкольников непрео­долимыми. Такой характер деятельности может быть обеспечен специально сконструированными объектами, позволяющими путем изменения пространственного положения скрепленных между собой частей получать разные целостности. К ним отно­сится, например, разработанная Н.Н.Поддьяковым игрушка «Дрон». Таким образом, конструирование по образцу, в основе кото­рого лежит подражательная деятельность, является важным обу­чающим этапом, на котором можно решать задачи, обеспечиваю­щие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Конструирование по модели(А.Н. Миренова и А.Р.Лурия)

Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроиз­вести из имеющегося у них строительного материала. Таким обра­зом, ребенку предлагают определенную задачу, но не дают спо­соба ее решения. Как показало исследование А.Р.Лурии, постановка таких задач перед дошкольниками является достаточно эффективным средством активизации их мышления. Такой анализ обеспечивает поиск, на­правленный на передачу только внешнего сходства с моделью без установления зависимости между ее частями, а также функцио­нального назначения. Для наиболее эффективного использования моделей в конструи­ровании, как оказалось, следует предложить детям сначала осво­ить различные конструкции одного и того же объекта, выражен­ного в модели. На основе их анализа у детей формируются обобщенные представления о конструируемом объекте. Эти обобщенные представления, сформированные в процессе конструирования по образцам, в дальнейшем позволят детям при конструировании по модели осуществить более гибкий и осмысленный ее анализ. Конструирование по модели является усложнен­ной разновидностью конструирования по образцу, которое не получило своего распространения.

Конструирование по условиям (Н.Н.Поддьяко­вым)

Не давая детям образца постройки, рисунков и спо­собов ее возведения, определяют лишь условия, которым пост­ройка должна соответствовать и которые, как правило, подчер­кивают практическое ее назначение. Задачи конструи­рования в данном случае выражаются через условия и носят про­блемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется уме­ние анализировать условия и на основе этого анализа строить прак­тическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования (А.Н.Давидчук, Л.А.Парамонова, Н.Н. Под­дьяков). Отметим, что данная форма традиционно относится к конст­руированию из строительного материала.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам(С.Леон Лоренсо и В.В.Холмовская)

Моделирующий характер самой деятельности, в ко­торой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Дети, как правило, испытывают трудности в вы­делении плоскостных проекций объемных геометрических тел. Для их преодоления были специ­ально разработаны шаблоны (В.В.Брофман), которые дети ис­пользовали для построения наглядных моделей (чертежи), отра­жающих их конструктивные замыслы. В результате такого обучения у детей развиваются образное мыш­ление и познавательные способности. Как показали наши исследования, наиболее легко и естественно это происходит при использовании компьютерного конструирования во взаимосвязи с практическим (Л.А.Парамо­нова, И.Ю. Пашилите).

Конструирование по замыслу

Обладает большими возможностями для разверты­вания творчества детей, для проявления их самостоятельности. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и ча­сто меняются в процессе деятельности. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творче­ский процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами кон­струирования и уметь искать новые способы. Конструирование по замыслу неявляется средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.