Постановка проблемной задачи и процесс её решения происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает детей в совместный поиск, оказывая им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов.
Приёмы создания проблемных ситуаций различны:
• предъявить детям противоречивые факты
• столкнуть разные мнения детей
• дать похожие задания
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».
Характерные признаки проблемности на занятии:
· Возникает состояние интеллектуального затруднения;
· Возникает противоречивая ситуация;
· Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
· воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.
· воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
· ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
· ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.
Проблемная ситуация заставляет детей вести «поиск», пробовать способы изготовления поделки, приучает детей к самостоятельности, активизирует мысли.
Задачи поисково – исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста детей.
Младший, средний возраст:
• вхождение детей в проблемную ситуацию
• активизация желания пути разрешения проблемы (вместе с воспитателем)
• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности
Старший возраст:
• формирование предпосылок поисковой деятельности, инициативы
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, самостоятельно
• формирование умения принять данные методы, способствующие решению задачи, с использованием различных вариантов
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение беседы в процессе совместной деятельности
Этапы процесса решения проблемных ситуаций:
· поиск средств анализа условий проблемы с помощью наводящих вопросов с актуализации прежних знаний: «что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», « что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы?»
· процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиска ключа, идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных источниках знаний.
· доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.
Вопрос 14
Конструирование по образу (Ф. Фребель)
Детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п., и показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества. Как показали исследования А.Н.Давидчук, З.В.Лиштван, В.Г.Нечаевой и др., посвященные анализу конструирования из строительного материала, использование образцов — это необходимый и важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек. Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа — умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях и т.д. Такой структурный анализ способствует выявлению существенных отношений и зависимостей между частями объекта, установлению функционального назначения каждой из них, создает предпосылки для формирования у детей умения планировать свою практическую деятельность по созданию конструкций с учетом их основных функций. В качестве образцов рекомендуются рисунки, фотографии, чертежи, отображающие общий вид постройки (Ф.В.Изотова); а также конструкции из строительного материала с отсутствующими некоторыми необходимыми деталями, которые следует заменить имеющимися (А.Н.Давидчук). Кроме того, детям предлагаются задания на преобразование образцов с целью получения новых конструкций. Трудности деятельности, обеспечивающей «перетекание» одной целостности в другую средствами конструирования только из деталей конструкторов, являются для дошкольников непреодолимыми. Такой характер деятельности может быть обеспечен специально сконструированными объектами, позволяющими путем изменения пространственного положения скрепленных между собой частей получать разные целостности. К ним относится, например, разработанная Н.Н.Поддьяковым игрушка «Дрон». Таким образом, конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным обучающим этапом, на котором можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Конструирование по модели(А.Н. Миренова и А.Р.Лурия)
Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Как показало исследование А.Р.Лурии, постановка таких задач перед дошкольниками является достаточно эффективным средством активизации их мышления. Такой анализ обеспечивает поиск, направленный на передачу только внешнего сходства с моделью без установления зависимости между ее частями, а также функционального назначения. Для наиболее эффективного использования моделей в конструировании, как оказалось, следует предложить детям сначала освоить различные конструкции одного и того же объекта, выраженного в модели. На основе их анализа у детей формируются обобщенные представления о конструируемом объекте. Эти обобщенные представления, сформированные в процессе конструирования по образцам, в дальнейшем позволят детям при конструировании по модели осуществить более гибкий и осмысленный ее анализ. Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу, которое не получило своего распространения.
Конструирование по условиям (Н.Н.Поддьяковым)
Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования (А.Н.Давидчук, Л.А.Парамонова, Н.Н. Поддьяков). Отметим, что данная форма традиционно относится к конструированию из строительного материала.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам(С.Леон Лоренсо и В.В.Холмовская)
Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Дети, как правило, испытывают трудности в выделении плоскостных проекций объемных геометрических тел. Для их преодоления были специально разработаны шаблоны (В.В.Брофман), которые дети использовали для построения наглядных моделей (чертежи), отражающих их конструктивные замыслы. В результате такого обучения у детей развиваются образное мышление и познавательные способности. Как показали наши исследования, наиболее легко и естественно это происходит при использовании компьютерного конструирования во взаимосвязи с практическим (Л.А.Парамонова, И.Ю. Пашилите).
Конструирование по замыслу
Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы. Конструирование по замыслу неявляется средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее