В современной России становится популярным представление о том, что необходимо вернуть женщину в семью. В определенной мере это продиктовано естественным стремлением преодолеть сверхзанятость женщин. Однако пропагандирование образа женщины - домашней хозяйки преследует также цель уменьшить предложение рабочей силы посредством устранения с рынка труда большой группы претендентов на рабочие места. Между тем, вытеснение женщин с рынка труда неизбежно ведет к многочисленным негативным последствиям: подрыву возможностей для самореализации личности, снижению доходов и, соответственно, обеднению семей, а в долгосрочной перспективе - к утере значительной части образовательного и квалификационного потенциала, накопленного населением страны.
По данным официальной статистики 2007 года, в экономике занято 70814 тысяч человек, из них 35110 - женщины. Самый высокий уровень занятости (86%) отмечен среди женщин в возрасте от 30 до 49 лет; женщины в более молодом возрасте чаще всего заняты выполнением семейных обязанностей; рождение детей и уход за ними нередко заставляет их оставить работу; женщины в более старшем возрасте, во-первых, могут заработать право на льготную (по разным основаниям) пенсию, а во-вторых, иногда вынуждены оставлять работу по причине проблем со здоровьем или необходимости оказывать помощь в воспитании внуков. Кроме того, конкурентоспособность женщин в таком возрасте на рынке труда минимальна, приспособиться к новым требованиям им довольно трудно, поэтому шансы найти новую работу взамен утраченной весьма невелики. Уровень образованности работающих женщин выше, чем мужчин.
Среди всех занятых, имеющих высшее образование, женщины составляют 52,8%, имеющих среднее специальное образование - 57,5%. Это обусловлено помимо прочего наличием «женского сектора» занятости в народном хозяйстве - сферы образования, воспитания, медицинского и социального обслуживания, культуры. Высокая вовлеченность женщин в трудовую сферу обусловливает серьезную угрозу безработицы для них. За годы экономических реформ женщины в России потеряли 7 млн. рабочих мест, а мужчины - от 1 до 2 млн.; участие в производстве женщин в возрасте 20 - 24 лет сократилось на 12 процентных пунктов (у молодых мужчин этот показатель вдвое ниже). Женщины составляют 69% всех безработных с высшим образованием и 74% безработных со средним образованием. Однако общеизвестно, что только треть женщин (и одна пятая часть мужчин) из числа тех, кого по методологии Международной организации труда нужно считать безработными, обращаются в нашей стране к помощи служб занятости из-за их крайне низкой эффективности. Не регистрируется службой занятости значительная часть «первичных» безработных, занятых поисками рабочего места после окончания общеобразовательной школы, ПТУ, средних специальных и высших учебных заведений, причем в основном это молодые женщины в возрасте до 30 лет.
Особо уязвимую категорию на рынке труда образуют женщины, слабо защищенные в социальном плане: лица, имеющие малолетних детей, детей-инвалидов, одинокие матери, девушки, только что окончившие учебные заведения и не имеющие опыта работы либо, наоборот, женщины, находящиеся в предпенсионном возрасте, жены военнослужащих, вынужденные часто менять место жительства и потерявшие квалификацию в силу подобной частой смены работы. Так, среди безработных, воспитывающих несовершеннолетних детей, а также инвалидов с детства, насчитывается 78% женщин, среди безработных одиноких родителей - 91% женщин, среди многодетных безработных - 77% женщин. Не оправдались прогнозы о сокращении в связи с радикальными социально-экономическими реформами прежде всего женщин, занятых на трудных и вредных производствах. Безработица носит достаточно выраженный «интеллектуальный» характер, так как около половины зарегистрированных безработных имеют высшее и среднее специальное образование. Можно говорить о процессе общей деинтеллектуализации женского труда, так как рынок занятости предлагает женщинам вакансии в основном в сфере обслуживания, предусматривающие выполнение вспомогательных операций, а сфера принятия решений любого уровня все более считается прерогативой мужчин.
В связи с ростом официальной и незарегистрированной безработицы, застоем и упадком в народном хозяйстве первыми жертвами увольнений становятся женщины, так как право на декретный отпуск и на льготы, гарантированные женщине законодательством, потенциально делает их менее выгодными работниками. Провозглашение равенства мужчин и женщин в международных документах, подписанных Российской Федерацией, в Конституции Российской Федерации все более расходится с действительностью, так как в условиях возрастающей социальной напряженности делается попытка решить болезненные социальные проблемы за счет более слабых в социальном отношении слоев - детей и женщин. Женщин увольняют под предлогом «возвращения в семью», увольнение называют «высвобождением» с работы; сферой женской занятости становятся преимущественно второстепенные, подсобные виды труда; все шире и откровеннее распространяется сексплуатация, т.е. эксплуатация, использование женщин в качестве товара. Таким образом, затянувшийся социально-экономический и морально-психологический кризис ведет к нарастанию пограничных и психопатических реакций и состояний, жестокости и агрессивности по отношению к более слабым, что находит отражение в увеличении масштабов внутрисемейного насилия, брутальных преступлений против женщин и детей.
Содействие адаптации женщин к новым условиям занятости, повышению конкурентоспособности женской рабочей силы является в современной России жизненно важной задачей.
В этой связи, в частности, в проекте Концепции предусматривается разработка и реализация превентивных мер по содействию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в частности женщин, что предполагает:
- внедрение эффективных механизмов профилирования безработных женщин. Необходимо развивать практику профилирования зарегистрированных безработных - деления их на половозрастные, социально-профессиональные группы, группы, различающиеся по степени активности и методам поисков работы;
- ориентацию политики содействия занятости (профориентацию, переподготовку, психологическую поддержку и другие) на каждую такую группу безработных женщин, закрепляя за группами специально подготовленных сотрудников службы занятости;
- реализацию принципа адресности в работе служб занятости, которая означает, в первую очередь, ориентацию государственной политики содействия занятости (в отличие от общеэкономической политики рынка труда) на слабо защищенные категории населения - женщин, многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, что предусматривает:
- обеспечение возможности для наименее социально защищенных категорий женщин получения в полном объеме услуг, предоставляемых органами службы занятости, по повышению их конкурентоспособности на рынке труда. С этой целью необходима разработка и реализация специальных программ трудоустройства, профессиональной ориентации и профессионального обучения, внедрение новых социально ориентированных технологий, внедрение современных форм обучения (таких как дистанционное и модульное), развитие специальной инфраструктуры органов службы занятости;
- развитие клубной работы по социально-трудовой адаптации безработных женщин, имеющих длительный перерыв в работе или отсутствие опыта работы;
- развитие различных форм семейного бизнеса;
- создание экономических и социальных условий для ликвидации факторов, обуславливающих элементы дискриминации на рынке труда по половому признаку.
Социальные, экономические, политические преобразования, происходящие в России в последние десятилетия, повлияли на все сферы жизнедеятельности общества, систему социальных отношений, привели к изменению жизненных и профессиональных стратегий различных социальных групп. Усилилась социальная дифференциация, возникли новые престижные профессии, требующие более высокой квалификации, создаются условия для свободного самоопределения и самореализации личности.
Профессиональная карьера зависит в настоящее время не от государственных гарантий права на труд, а от индивидуальных технологий на рынке труда, профессиональной подготовки и конкурентоспособности работников, их социально-профессионального старта.
С развитием рыночной экономики женщины ориентируются на занятость в профессиональной сфере, получение высшего образования, что в значительной мере обусловлено необходимостью улучшения материального благополучия семьи, потребностями в самоутверждении, самоуважении, общественном признании, экономической независимости, успехе, власти.
Сложность протекания указанных процессов в российском обществе опосредована рядом социальных факторов. Несмотря на то, что человеческий потенциал является основной движущей силой экономического роста, женщины, согласно документам ООН, остаются в нише «недоиспользованных человеческих ресурсов». Специфика реализации профессиональной карьеры женщин состоит в наличии барьеров, влияющих на возможности получения образования, трудоустройства, должностное продвижение, негативно влияющих на социальную и культурную интеграцию, стабилизацию общества. По данным официальной статистики, женщин-руководителей значительно меньше в сферах строительства, транспорта, сельского хозяйства, оптовой торговли и финансов, больше в непроизводственных отраслях (бытовое обслуживание, легкая промышленность, общественное питание, розничная торговля, здравоохранение, культура и социальное обеспечение). Сохраняется дискриминация оплаты труда женщин.
Разнонаправленность, рассогласованность социальных программ, недостаточная финансовая поддержка национальных и федеральных проектов по повышению социального статуса женщин снижают социальную роль женщин, чем и определяется актуальность исследования женских стратегий преодоления трудностей в профессиональной сфере. Посредством анализа этих практик можно прогнозировать перспективы развития гендерной системы и гендерных идентичностей.
1. Успешная профессиональная карьера в трансформирующемся российском обществе создает условия для повышения уровня и качества жизни, изменения социального статуса и социального положения индивидов. В новых политических, экономических, социальных, культурных условиях на профессиональную карьеру больше влияют индивидуальные качества, чем объективные условия.
2. Гендер-фактор проявляется в наличии институциональных и социокультурных барьеров для профессиональной карьеры женщин, в более низкой общественной оценке женского труда в целом, в сравнении с мужчинами, в гендерной асимметрии на рынке труда и профессиональной сегрегации по полу: мужчины преимущественно реализуют себя в высокостатусных отраслях (финансы, кредит, строительство, органы управления), женщины заняты в наименее доходных сферах (образование, культура, искусство, здравоохранение, социальное обеспечение, неформальный сектор)). Существуют и собственно женские проблемы (семейные обязанности, гендерные особенности первичной социализации, неумение и нежелание выделяться в коллективе и доказывать свой профессионализм, боязнь риска, меньшие по сравнению с мужчинами стремление к власти и амбициозность).
3. Активизация женщин в профессиональной деятельности опосредована ухудшением материального положения домохозяйств, кризисом государственной власти, «несостоявшейся маскулинностью», связанной больше с личными качествами мужчин. Женская маскулинность - результат высокой адаптированности женщин, ориентированных на профессиональную карьеру.
4. Карьерное поведение женщин вызывает изменения в традиционных институтах (семья), социальных организациях (специфика женского менеджмента), а в конечном итоге - изменения гендерной системы российского общества.
5. Женщины-предприниматели - наиболее активная карьерная группа с выраженными маскулинными чертами, применяющая радикальные практики адаптации при одновременном совмещении семейной и профессиональной сфер (ведение бизнеса, комбинирование стилей управления, рационализация и минимизация социальных ролей, сокращение социальных связей, делегирование части задач другим лицам - коллегам, родственникам, пользование услугами бытовых и сервисных служб). Предпринимательство, требующее от женщин концентрации профессиональных, личностных качеств и времени, обостряет взаимоотношения в семье, меняет их брачно-репродуктивное поведение.
Неизбежная в условиях рыночной экономики структурная перестройка требует пересмотра подходов к формированию рабочей силы, в частности женской. Речь идет о расширении сфер приложения женского труда и создании благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала женщин именно в тех областях и сферах деятельности, где их труд наиболее эффективен. Это важно не только для формирования политики занятости женщин на перспективу, но и для решения текущих, порой весьма острых проблем их трудоустройства.
Ситуация усугубляется тем, что традиционные формы профессиональной ориентации и обучения не обеспечивают в должной мере повышения их конкурентоспособности на рынке труда. Очевидна и их социальная уязвимость. В частности, на высших руководящих должностях женщин - менее 6%, а их заработная плата, как правило, ниже, чем у мужчин.
Высокая мотивация женщин к производительному труду и недооценка работодателями их способностей и трудового вклада, невозможность реализации ими своего образовательного и личностного потенциала, - причины того, что многие женщины, будучи высококвалифицированными специалистами, сталкиваясь с отторжением на рынке труда, соглашаются выполнять любую работу, нередко ниже своих возможностей. В силу психологических особенностей чаще всего они воспринимают такой поворот событий как личную драму. Объективно же это весьма негативно сказывается на экономике и социальных отношениях.
Государство и социум могут и должны защитить женщин от явной и скрытой дискриминации. В интересах экономического и социального прогресса нужно новое понимание их роли в жизни общества, результатом которого должно стать утверждение нового социального статуса женщин. Это продиктовано сложностью и многогранностью накопившихся проблем, невозможностью их решения традиционными методами.
Распространение информационно-телекоммуникационных технологий (ИТТ), содействуя росту занятости, потенциально способно создать рабочие места для женщин, улучшив их положение. Ведь именно на таких рабочих местах, где требуется точность и аккуратность при выполнении задания, женщины могут оптимально применить свои знания и способности. Тем не менее и здесь женщин по-прежнему оттесняют. По данным Международной организации труда, среди пользователей интернет женщин меньшинство (в Латинской Америке - 38%, в странах ЕС - 25%, в России - 19%, в Японии - 18%, на Ближнем Востоке - 4%.).
Для того чтобы превратить профессиональную ориентацию, психологическую поддержку и профобучение в действенное средство формирования личности и развития человеческих ресурсов в зависимости от их половозрастных и иных особенностей, требуются новые идеи и технологии.
Исходя из признания значимости повышения профессионального статуса женщин важно выявить их индивидуальные особенности, разработать способы, влияющие на мотивацию и ориентацию на определенный, наиболее подходящий вид профессиональной деятельности, показать социальные, экономические и нравственные преимущества трудовой карьеры. В этом - сущность нового концептуального подхода к обеспечению эффективного профессионального роста женщин.
Получающий все большее признание принцип «непрерывного обучения», применительно к женщинам означает, что мотивы и формы обучения должны учитывать особенности их жизненного цикла (большинство из них на три-пять лет, а некоторые на больший период "вырываются" из сферы профессиональной деятельности в связи с рождением и воспитанием детей). Если не предусмотреть этого в системе обучения женщин, неизбежной становится значительная или полная утрата профессиональных знаний и навыков. Общество не должно скупиться на помощь женщинам, желающим вернуться к профессиональному труду.
Формирование профессиональной карьеры - важнейший элемент активной политики занятости. Это целенаправленное избирательное регулирование государством (прежде всего органами службы занятости) поведения населения на рынке труда. Современное понимание карьеры включает успех не только в профессиональной деятельности, но и в жизни вообще. Каждая новая ступень в карьере человека является результатом его деятельности по реализации намерений, стремлений к определенному, осознанному и желаемому образу жизни. Карьера - это, прежде всего, достижение более высокого социального, экономического, научного, культурного и нравственного статуса.
Применительно к женской рабочей силе целесообразно постепенно переходить к новой стратегии - целевому формированию индивидуальной профессиональной карьеры женщин на основе системного консультирования с учетом личностных особенностей.
Современные технологии, используемые при формировании профессиональной карьеры женщин, позволяют воспринимать человека не как "звено технологической цепочки", а как творческую индивидуальность, способную конкурировать на рынке труда, самопроектировать профессиональный рост и реализовывать жизненные планы.
В условиях повышения требований к качеству подготовки к труду, важно формировать у женщин понимание роли профессионального образования как надежного и наиболее эффективного средства, увеличивающего их конкурентоспособность, уверенность и стабильность, облегчающего положение на рынке труда и карьерный рост.
Формирование индивидуальной профессиональной карьеры женщин с учетом гендерного фактора требует специальных знаний. Государство (в лице органов служб занятости) должно решать эту проблему комплексно, обеспечивая социальную защищенность женщин на рынке труда, стимулируя и поддерживая их усилия, направленные на всемерное использование личностных возможностей.