Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Грот Константин Карлович

 

12 января 1815 г. - 30 октября 1897 г.

 

 

Среди почетных граждан Самары особое место занимает Константин Карлович Грот. Не было в нашем крае губернатора, который после ухода со своего поста думал, заботился о благе города до конца дней своих.

История жизни К.К. Грота хорошо известна. Сын обрусевшего немца получил прекрасное воспитание в Царскосельском лицее. Начав государственную службу в чине титулярного советника, стал вскоре чиновником особых поручений Министерства внутренних дел. Именно в этом ведомстве возникло Русское географическое общество, сыгравшее заметную роль в борьбе за освобождение крестьян от крепостного права. Константин Карлович занимал в обществе должность казначея. Направление 38-летнего чиновника в Самарскую губернию можно рассматривать как желание руководителей министерства иметь на местах прогрессивно мыслящих людей, способных проводить реформы.

12 мая 1853 года Константин Карлович приступил к исполнению обязанностей начальника Самарской губернии. А 21 июля следующего года ему присваивается звание действительного статского советника, и Правительствующий Сенат утверждает его в новой должности.

До образования самостоятельной Самарской губернии отдельные части ее территории административно подчинялись городам Уфе, Симбирску, Саратову, Астрахани; а также Казанской, Астраханской, Оренбургской, Симбирской губерниям.

Удаленность от центральных органов власти, бесконтрольность способствовали вседозволенности чиновников всех уровней. Они и составили костяк административных органов, созданной в январе 1851 года Самарской губернии. И одной из главных задач Константина Карловича стало, по мнению П.В. Алабина, водворение чувства долга в местных чиновниках.

Начинать свою деятельность губернатору пришлось с наведения самого элементарного порядка. Он требует направлять бумаги в свою канцелярию писанные четко, не блеклыми, а черными чернилами. Запрещает местным чиновникам отрываться от решения текущих дел, встречать и провожать начальника губернии при его поездках к ним. И в то же время требует не чинить препятствий и допускать к нему частных лиц «...везде и во всякое время без всяких формальностей».

Узнав, что «...городские и сельские управления, по требованию почтмейстеров, станционных смотрителей и почтарей, не оказывают должного содействия к безопасному следованию почт и не наряжают проводников», обязывает всех должностных лиц и местных жителей оказывать всяческое содействие безопасному следованию почты, выделять для ее сопровождения благонадежных и в достаточном количестве проводников.

Управлять огромной по территории губернией с населением более полутора миллионов человек без достаточного количества грамотных чиновников было несомненно сложно. И губернатор привлекает к работе в Самаре воспитанников Казанского, Московского, Петербургского, Харьковского университетов. В феврале 1858 года К.К. Грот отмечал, что несколько лет назад в губернии имелось всего 4-5 человек с высшим образованием, то теперь их 56. Более половины из них работали в губернских органах управления, юстиции, гимназиях, училищах, в медицине. Это были преимущественно люди, на которых губернатор мог положиться.

Хроника тех лет сохранила для нас немало событий, связанных с именем Константина Карловича. По его заказу умелец из села Екатериновка Самарского уезда Гольдебаев изготовил несколько десятков фонарей, работающих на спирто-скипидарной смеси, для освещения улиц губернского города. Начал работать губернский статистический комитет, взявший на себя сбор данных о количестве и состоянии земель, производственных силах, народностях, населяющих край, и составление его подробного описания.

Для более результативной борьбы с пожарами, а они преследовали Самару, увеличил штат пожарной команды, в обозе которой стало более пятидесяти лошадей. Впрочем, это не спасло город от очередного крупного пожара. В мае 1854 года сгорело 150 домов, уездное казначейство, уездное духовное училище, четыре салотопенных завода, дом купца Лебедева, который служил театром.

Правительство выделило 6 тысяч рублей на оказание помощи погорельцам. А для сооружения здания нового театра по инициативе Грота организован сбор средств. Три тысячи рублей позволили уже в августе начать строительство, а в ноябре 1855 г. театр на 550 мест открылся на Полицейской площади.

Летний пожар 1856 года, во время которого сгорело 176 торговых лавок, 246 жилых домов, вновь поставил вопрос о необходимости иметь водопровод. Но ни город, ни малочисленное состоятельное купечество не могли тогда позволить реализацию столь затратного проекта. Но мысль о необходимости противопожарного водопровода занимала умы ни одного администратора, пока не была воплощена в жизнь при П.В. Алабине.

Осенью 1855 года завершились работы по благоустройству спусков к рекам Волге и Самаре. Весной 1857 года напротив Иверского женского монастыря появились на Волге две пароходные пристани, а на следующий год стала работать пароходная переправа через Волгу. В 1859 году оба берега реки Самары соединил плашкоутный мост шириной 4 сажени. Если учесть, что ранее Самару и Новоузенск связал почтовый тракт, налажено сообщение по берегу Волги со Ставрополем, Симбирском, то нетрудно сделать вывод: Самара получила более доступные пути сообщения с населенными пунктами губернии, другими городами страны. Это облегчало работу не только по управлению губернией, но и позволяло успешнее вести торговлю. И прежде всего зерном, которое везли в наш город из соседних регионов, что и сделало Самару центром хлебной торговли.

Все изменения в жизни губернии учитывал статистической комитет. Его данные свидетельствовали, что в городе Самаре, уездах открывались новые школы, гимназии, приходские и земские училища. Уже к 1857 году край насчитывал 292 учебных заведения, мужских и женских, в которых получали образование более 24 тысяч молодых людей.

С именем Константина Карловича Грота связано и открытие в январе 1859 года при газете «Самарские губернские ведомости» доступного для всех кабинета для чтения. Это было крайне необходимо для города, ибо выписывать газеты, журналы для многих было крайне затруднительно. И число подписчиков на «Самарские губернские ведомости», московские, петербургские издания, журналы «Сын Отечества», «Отечественные записки» не превышало 400 человек. Общественный кабинет для чтения дал толчок к организации библиотечного дела в Самаре, где уже на следующий год открылась публичная библиотека на 800 томов. Многие годы она находилась под покровительством Константина Карловича.

Некоторые современники называли самарского губернатора очень жестким человеком. И действительно, есть тому свидетельства. Узнав, например, что смотритель Бугурусланского приходского училища Г.Н. Потанин не первый раз позволяет себе грубость в отношениях с учащимися, К.К. Грот потребовал принять к нему самые решительные меры. Смотрителя уволили, хотя у будущего литератора и этнографа Потанина были весьма влиятельные покровители. Константин Карлович руководствовался своим понимаем долга, служения обществу, отечеству. Иначе не стал бы, рискуя нажить неприятности, добиваться включения в губернский комитет по улучшению быта помещичьих крестьян опального Ю.Ф. Самарина.

Константин Карлович Грот покинул окончательно Самарскую губернию летом 1860 года. Труды действительного статского советника были отмечены орденами Св. Станислава 1 степени и Св. Анны 1 степени, благодарностями императора. Вознаградило бывшего губернатора и самарское общество – своей признательностью. Городская дума выделила 2 тысячи рублей на учреждение в женском училище 1 разряда двух стипендий имени Грота, за что удостоилась благодарности императора Александра II. А 30 марта 1864 года самарское городское общество приняло решение об избрании Грота своим почетным членом.

Дальнейшая карьера бывшего самарского губернатора складывалась вполне успешно. Он работал в комиссии по губернским и уездным учреждениям, которая пришла к необходимости организации крестьянских присутствий, введения института мировых посредников, земских учреждений.

Несколько лет он возглавлял Департамент накладных сборов, в 1879 году стал членом Государственного Совета, а в начале 80-х руководил IV отделением собственной его Величества канцелярии. И все эти годы не прерывались его связи с Самарой.

В декабре 1861 года он присылал в дар воскресной школе 12 экземпляров Евангелия и 100 букварей. В марте 1878 направляет городскому голове Е.Т. Кожевникову письмо. В нем говорилось: «Сохранив по сие время самое приятное воспоминание о моем многолетнем пребывании в Самаре и желая выразить чем-нибудь искреннюю признательность обывателям этого города за то лестное для меня внимание, которым я всегда пользовался с их стороны и после выбытия моего из должности губернатора, я возымел ныне намерение учредить в имеющем открыться в Самаре Реальном училище стипендию моего имени с тем, чтобы на проценты с жертвуемого мною на этот предмет капитала в 5000 рублей воспитывался в означенном училище сын одного из самых недостаточных лиц купеческого или мещанского сословия Самары». Седьмого сентября 1880 года на торжественном открытии реального училища директор А.П. Херувимов сказал о даре Грота.

В 1883 году городской голова П.С. Субботин сообщил гласным о предстоящей поездке почетного гражданина города Самары Грота в Оренбург, предложил встретить его полным составом думы и просить остановиться в городе. Константин Карлович предложение принял. 24 июля в честь высокого гостя был дан обед в Струковском саду, некогда приобретенном городом по инициативе Грота. Городской голова в приветственной речи отметил роль бывшего начальника губернии в развитии городского хозяйства, учреждении учебных заведений. Гласные решили прибрести поясной портрет К.К. Грота и поставить в зале думских заседаний.

В сентябре того же года по просьбе городского самоуправления Самары Константин Карлович возложил венок из живых розанов на могилу И.С. Тургенева, о чем и сообщил письмом П.С. Субботину. По предложению гласных письмо передали на хранение в публичную библиотеку. В следующем году сюда поступило от почетного гражданина несколько десятков различных книг.

В августе 1886 года Самара отмечала свое 300-летие. На торжества в числе почетных гостей был приглашен и К.К. Грот. Но он находился в то время за границей и прислал на имя городского головы П.В. Алабина телеграмму. Ее текст таков: «Искренне поздравляю вас и городское управление по случаю великого юбилея, выражая лучшие пожелания для будущности столь мне дорогой Самары и моих сограждан». Не смог приехать Константин Карлович в 1887 году на освящение самарского противопожарного водопровода. Но прислал в дар публичной библиотеке 3 ящика книг общим весом 12 пудов.

Почетный гражданин города Самары К. К. Грот скончался 30 октября 1897 года в Петербурге. 10 января 1898 года его душеприказчик сообщил в Самарскую городскую думу о последней воле покойного: передать все принадлежащие ему книги, за исключением литературы о ссыльных, публичной библиотеке города. 40 тысяч рублей в процентных бумагах перечислить в Самарское земское управление по образованию «... для улучшения жизни учителей и учительниц народных школ Самарской губернии». В 14 ящиках, присланных по железной дороге, оказалось около двух тысяч книг на русском и иностранных языках.

 

 

ГАСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 840; Ф. 3. Оп. 5. Д. 56; Оп. 114. Д. 24; Ф. 153. Оп. 36. Д. 1000;

Ф. 170. Оп. 1. Д. 55, 61; Оп. 6. Д. 190.

Самарские губернские ведомости. 1860. № 84; 1885. 26 ноября; 1890. № 84.

Журналы Самарской городской думы за 1883, 1885,1887, 1892 годы.

Носков А.И. Люди и события культурной жизни старой Самары. -Самара. 2002

Самарский краевед. - Самара. 1994

Автор текста – В. Н. Казарин // Почётные граждане города Самары XIX – XX веков: Биографический справочник.Самара:, 2007. – С. 22-26.

 

*****************************************************************

 

 

Послесловие:

 

Официального документа об утверждении Императором К. К. Грота в звании Почётного гражданина города Самары так до сих пор никто и не видел…

А ведь из истории этого звания известно, что только Император имел право утвердить решение так называемого «городского сообщества»…

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.