Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

в Республике Башкортостан

ИНФОРМАЦИЯ

о приватизации земельсельскохозяйственного назначения

в Республике Башкортостан

В 1990 году в Российской Федерации началось проведение аграрной и земельной реформ основной целью которых являлась приватизация земель сельскохозяйственного назначения. Приватизация земель производилась путем передачи ее в собственность граждан работающих в сельскохозяйственных предприятиях с определением индивидуальных земельных долей.

Началом проведения земельных преобразований послужило принятие законов РСФСР от 23 ноября 1990 года № 374-1 «О земельной реформе» и от 22 ноября 1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Во исполнение указанных законов и проведения приватизации земель Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» установлена обязательная реорганизация колхозов и совхозов, означавшая изменение их правового статуса, и приватизацию земель, находящихся в государственной собственности.

В дальнейшем постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», от 4 сентября 1992 года «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993'Тода «О регулировании земельных отношений и ! развитии аграрной реформы в России» в субъектах Российской Федерации были сформированы совместные (районные и внутрихозяйственные) комиссии по приватизации земель, находящейся в пользовании колхозов и совхозов, » реорганизации этих хозяйств.

В соответствии с указанными нормативными актами членам колхозов и работникам совхозов было предоставлено право на беспрепятственный выход из~предприятия для создания крестьянских (фермерских) хозяйств с передачей им на бесплатной основе земельных долей (паев) в собственность. Кроме этого, по решению общего собранияколлектива хозяйства земельная доля (пай) могла быть предоставлена работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства.

Детальный порядок расчета и предоставления земельных долей, а также распоряжения ими был определен постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 1995 года «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев».

Таким образом, в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации все члены колхозов и работники совхозов, в том числе и ушедшие на пенсию, а также работники социальной сферы получили право на бесплатную земельную долю (пай) в общей долевой собственности и распоряжение ею по своему усмотрению в соответствии с действующим на тот период законодательством. По результатам приватизации земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации появилось 11,9 млн. собственников земельных долей, невостребованными остались более 1 млн. земельных долей.

В Республике Башкортостан в начале проведения земельной и аграрной
реформ были приняты соответствующие республиканские законы от 2\_ марта
1991 года № ВС-5/23 «О земельной реформе в Башкирской ССР» и от 21 марта
1991 года № ВС-5/25 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве в Башкирской
ССР». В соответствии с указанными законами и вышеупомянутым Указом
Президента Российской. Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 в
Республике Башкортостан в течение 1992-1993 годов была проведена работа по
определению среднего размера земельной доли (пая) по каждому хозяйству.
Исходя.из этого, в разрезе каждого сельскохозяйственного предприятия был
определен средний размер земельной доли (пая), приходящийся на одного
работника. На общих собраниях сельскохозяйственных организаций
(предприятий) были составлены и утверждены списки лиц, имеющих право на
получение земельной доли (пая), определены её размеры, но решение о
приватизации не было принято, правоустанавливающие и

правоудостоверяющие документы на земельные доли в • соответствии с законодательством Российской Федерации не оформлялись.

Причиной приостановления приватизации земель в Республике Башкортостан явилось подписание Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан от i августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном . делегировании полномочий между органами государственной власти Республики Башкортостан». В соответствии с пунктом 5 статьи 3 данного Договора решение вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами республики находились в ведении Республики Башкортостан. Исходя из этого Республика Башкортостан самостоятельно регулировала земельные правоотношения.

В соответствии со статьей 3 Закона Башкирской ССР «О земельной реформе в Башкирской ССР» и статьей 3 Земельного кодекса Башкирской АССР частная собственность на землю, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения, не допускалась. В новой редакции Земельного кодекса принятого 'Законом Республики Башкортостан от 25 февраля 1999 года № 221-3 передача земель сельскохозяйственного назначения в собственность граждан и юридических лиц также не предусматривалась.

Вопрос о частной собственности на землю был вынесен на республиканский референдум о земле, проведенный 17 декабря 1995 года. На котором гражданам республики было предложено выразить свое отношение к приватизации земель и ответить на вопрос: «Должна ли земля в РеспубликеБашкортостан быть объектом неограниченной купли-продажи». На референдуме большинство граждан (84,4 % голосовавших) высказали отрицательное отношение к приватизации земель и неограниченной купле-продаже земель, за исключением земельных участков граждан, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, дачного и гаражного строительства.

Возможность передачи земель сельскохозяйственного назначения в частную собственность в Республике Башкортостан возникла только с принятием Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан». К моменту принятия указанного республиканского закона утратили силу все федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации в соответствии с которыми ранее была осуществлена приватизация земель в других субъектах Российской Федерации.

В этой связи, а также в целях реализации положения статьи 21 Закона Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», предусматривающего начало приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с 1 января 2006 года, был принят Закон Республики Башкортостан от 7 ноября 2005 года № 230-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», устанавливающий порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения гражданам на праве общей собственности, перечень граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), размер земельной доли (пая), а также перечень земель сельскохозяйственного назначения, не подлежащих приватизации.

Также необходимо отметить, что при принятии Закона Республика Башкортостан от 7 ноября, 2005- гада № 230-3 Комитетом Государственного Собрания — Курултая - по аграрным вопросам, природным ресурсам, природопользованию и экологии было предложено Правительству Республики Башкортостан в целях ускорения проведения мероприятий по приватизации земель утвердить постановлением Правительства Республики Башкортостан, порядок бесплатного однократного предоставления земельных долей гражданам из земель сельскохозяйственного назначения. Данное постановление подготовлено Министерством имущественных отношений Республики Башкортостан и находится на согласовании в Правительстве Республики Башкортостан.

По вопросу установления сроков проведения приватизации земель сельскохозяйственного назначения сообщаем следующее.

Частью 4 статьи 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что приватизация земельных участков из- земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.

Согласно статьй~2Т Закона Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» начало приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в Республике Башкортостан установлено с 1 января 2006 года. Дата завершения приватизации сельскохозяйственных земель федеральным законодательством не предусмотрена.

Вместе с тем статьей 16 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции от 24 июля 2002 г.) было предусмотрено, что договоры аренды земельных долей, заключенные до вступления в силу настрящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с правилами Гражданского кодекса Российской Федерации в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» вступил в силу 27 января 2003 года. Следовательно, договора аренды земельных долей должны были быть приведены в соответствие с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации до 27 янващ_2005 года. Но Федеральным законом от 16 марта 2005 года 10-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» указанный срок продлен еще на 2 года, т.е. до ,27 января 2007 года.

В Республике Башкортостан приватизация земель

сельскохозяйственного назначения не проводилась и договора аренды земельных долей граждан не заключались из-за их отсутствия. Таким образом, вышеуказанный срок до 27 января 2007 года не может быть, отнесен к1 земельным долям в Республике Башкортостан.

Необходимо также отметить, что в соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки. Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. Если собственники невостребованных земельных долей, в счет выделения которых должен быть образован земельный участок, в течение девяноста дней со дня опубликования указанного сообщения не заявят о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности, субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот земельный участок.

Заместитель
Руководителя Секретариата л

Государственного Собрания ■ ^ а/

Республики Башкортостан JHtz&^-^^^T н. Зиганшин

/ О 7 . о 3 О А ?.


 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.