Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мяч нельзя задерживать в руках, надо перебрасывать его другому игроку как можно быстрее.



Игра "Змейка" (бег с препятствиями, координация движений)

Все дети берут друг друга за руки, образуя живую цепь. Ребенок, стоящий первым, становится ведущим. Он начинает бежать, увлекая за собой всех остальных. На бегу ведущий несколько раз должен резко изменить направление движения всей группы: побежать в противоположную сторону, сделать резкий поворот (под углом 90°), закрутить цепочку "змейкой", описать круг и т.д.

Правила:

1. Все дети должны крепко держаться за руки, чтобы "цепочка" не порвалась.

2. Игроки должны точно повторять все движения ведущего и стараться бежать "след в след".

3. Хорошо использовать в игре естественные препятствия: обегать вокруг деревьев, наклоняться, пробегая под их ветками, сбегать но склонам неглубоких оврагов. При игре в помещении можно создать "полосу препятствий" из больших кубиков или спортивных предметов (обручей, кеглей, гимнастических скамеечек).

4. Игру можно остановить, если "цепочка" порвалась, и выбрать нового ведущего.

  РЕКЛАМА  
НОВОСТИ
     
Изменения
     
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер
 
СЧЕТЧИК
 
 
   

 

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
© 2010

 

ГЛАВА II. Практическое использование дидактических игр на экологических занятиях с дошкольниками

2.1 Методика проведения игр

Основными задачами экологического воспитания дошкольника в возрасте 3-5-ти лет являются[14]:

1) расширение представлений детей об окружающей природе;

2) углубление знаний о растениях и животных, окружающих их;

3) привитие детям любви и бережного отношения к природе;

4) развитие умений узнавать представителей живого мира по их описанию, повадкам, месту обитания, сезонным изменениям, образу жизни;

5) формирование у детей природоориентированной картины мира;

6) воспитание бережного отношения к природе.

Занятия на экологическую тему проводятся, как правило, в соответствии с временами года, т.е. осенний, зимний, весенний и летний блоки. Дети знакомятся с понятиями: «экология», «экологические цепочки», «экологическая опасность», «разнообразие», «место обитания», «экосистема», «круговорот веществ в природе», «росток», «стебель», «побег» и др.

Дидактические игры органично включаются в содержание занятий по изучению окружающего мира. Главные условия их использования – яркая эмоциональная окрашенность игры, активное участие в ней детей, наличие обратной связи, то есть дети должны понимать, какие знания они приобрели в процессе игры.

Дидактические игры, используемые для формирования у детей экологических знаний могут быть различными по содержанию. Например, закрепить название растений можно в игре «Наши растения». У детей большие карты, у воспитателя — маленькие. Показывая маленькую карточку, ведущий называет растение и спрашивает: «У кого есть такое растение?» Ребенок смотрит в своей карте и, если есть такое растение, называет его. Правильно назвавший получает карточку. Выигрывает тот, кто первый закроет клетки на своей карте. Игра может быть проведена с целью закрепления названий цветов и уточнения, где они растут, кукую пользу приносят человеку.

Игра «Разведчики» может быть проведена и с целью закрепления знаний о цветах. Воспитатель раскладывает в разных местах групповой комнаты различные цветы: садовые, полевые, луговые, комнатные. Дети, разделенные на группы, ищут цветы, называют их и рассказывают все, что знают, а потом составляют из цветов букеты. Зимой эта игра может проводиться с использованием карточек, на которых изображены цветы, или с искусственными цветами.

Игра «Что было бы, если из леса исчезли…»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Игра «Узнай и назови»

Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям.

Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)

Игра «Четвёртый лишний»

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

1. заяц, ёж, лиса, шмель;

2. трясогузка, паук, скворец, сорока;

3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5. пчела, стрекоза, енот, пчела;

6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7. таракан, муха, пчела, майский жук;

8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9. лягушка, комар, жук, бабочка;

10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

Игра в слова

Педагог: Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).

Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.)

Игра «Летает, плавает, бегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

Игра «Береги природу»

На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

Делим детей на несколько групп и раздаем каждой группе карточки с названиями разных животных или птиц. Предлагаем детям написать меню завтрака, обеда и ужина для своего животного или птицы из даров леса, поля, луга и т.д.

Например меню для белки:

Завтрак – стакан березового сока и каша из молотых желудей;

Обед – грибной суп с листьями крапивы, котлеты из лесных орехов и компот из черники;

Ужин – творог из орехово-грибной пасты и чай из зверобоя и мяты.

Все меню детей склеиваются в книгу: “Лесные рецепты”.

Игра «Гимн природе»

Дети встают в круг. Все они маленькие снежинки. Просим каждую снежинку сказать о своей матушке Зиме несколько добрых слов. Дети не должны повторять ответы других детей. Педагог записывает все слова, и из них получается гимн Зиме.

Дети могут быть травинками, осенними листочками, капельками дождя.

Игра «Природа и Я»

Предлагаем детям закончить предложения:

· Когда я прикасаюсь к чистой, прозрачной воде, я чувствую….

· Солнце сегодня весь день слепит глаза и напоминает мне….

· Капли дождя на стекле, словно….

· Облака сегодня такие пушистые и нежные, будто….

· Я иду босиком по земле, и мне кажется, что мои ноги….

· Я дотрагиваюсь до капелек росы на деревьях и чувствую, как….

· Этот цветок так благоухает, что….

· Это дерево такое огромное, что когда я смотрю на его вершину, мне кажется, будто….

После этого делим детей на 2 группы. Дети из первой группы по очереди называют только ту часть предложения, которую они составили сами. Дети из второй группы догадываются, из какого предложения была сказана фраза. Затем группы меняются. Предлагаем детям нарисовать самые яркие из своих образов, а затем описать их по рисункам друг друга.

Чтобы формировать у детей «экологически гуманное чувство» – чувство сопричастности ко всему живому, осознание планеты Земля «общим домом»; привить детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное можно использовать также прием используем экотренинга. Данный вид работы с детьми дает заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряженность и настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому. Положительный эмоциональный фон занятий помогает снимать у детей стрессы и агрессивность.

Понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами. Для этого можно предложить детям вообразить себя попугайчиком, хомячком и т.д. Человек для них - великан. «Представьте, что человек берет попугайчика Сашу, хомячка Иру в ладонь и начинает дергать их за хвост, за лапки, кричать. Что вы чувствуете?»

Дети обычно отвечают так: «Я могу оглохнуть», «Я могу умереть».

Так ребенок учится ставить себя на место слабого, на место того, кто нуждается в уходе и защите, и понимать, что жестокость по отношению к живому – это зло. После этого они начинают бережно относиться к обитателям живого уголка.

Экологические дидактические игры могут использоваться на занятиях по любым темам: при развитии речи, математических, природоведческих и т.д. Кроме того, они обязательно присутствуют в содержании специализированного экологического занятия. Приведем пример использования таких игр в комплексном занятии по воспитанию экологической культуры в средней группе детского сада «В гостях у Лесовичка».

Цель данного занятия: Обогащать знания детей о лесе. Продолжать формировать связную речь и закладывать основы экологической культуры.

Предварительная работа: ознакомление с обитателями леса и растениями; рассматривание иллюстраций леса в разные времена года; чтение рассказов, сказок; заучивание стихотворений о природе; разгадывание загадок.

Материалы к занятию: Две картины изображающие два царства; шапочки животных и птиц для детей; шапочка Лесовичка, текст правил поведения, картинки – схемы по правилам, два набора разрезных картинок, корзинка с природным материалом, макеты деревьев и цветов, фонограмма «Шум леса».

Ход занятия

В начале занятия дети находят в своем почтовом ящике большой конверт. Вместе с воспитателем они узнают, что письмо из леса от Лесовичка. В письме содержится текст правил поведения в лесу и рисунки, изображающие содержание правил. Воспитатель зачитывает детям правила, все вместе рассматривают рисунки.

Предложенные правила:

1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешать!

3. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – ещё вырастет!

4. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

5. Пучеглазую лягушку, ползучего жука, кусачих муравьев можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

6. Звери всякие нужны – звери всякие важны! Не обижай, не пугай их зря!

Воспитатель: Все ли правила верны?

Дети: Нет.

Они выбирают нужные. И доказывают, почему они их выбрали.

Воспитатель: Теперь мы знаем с вами правила поведения в лесу и смело можем отправиться в лес, но не в простой, а в сказочный. А чтобы нам туда попасть, мы должны с вами одеть вот эти шапочки, изображающие животных и птиц.

Воспитатель надевает шапочку Лесовичка. Все входят в музыкальный зал, который оформлен макетами разных деревьев. Возле деревьев растут лесные цветы и грибы. Звучит фонограмма «Шум леса». Дети ходят и рассматривают все вокруг.

Воспитатель садится на пенек.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я – Лесовичок, хозяин этого леса. Вижу, справились с моим заданием, наверно устали, так присядьте возле меня, отдохните. Я вам сказку расскажу.

Дети усаживаются, а воспитатель вывешивает на деревья две картины. Одна изображает «Царство Растений», другая «Царство животных».

Воспитатель: Есть на нашей Земле 2 царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут – то на одной территории, и все у них общее: земля, реки, моря. Называются эти царства так: Царство Растений и Царство Животных. Жители Царства Растений занимаются земледелием: добывают из земли пищу, которой кормится само и кормит дружественное Царство Животных. Жители Царства Животных со своей стороны оберегает Царство Растений от болезней и вредителей и помогает его жителям обогащаться между собой: ведь жители Царства Растений, крепко привязанное к земле, не имеет возможности передвигаться с места на место.

В какой бы далекий уголок Земли мы не попали, всюду встретим жителей обоих царств, которые в самых суровых условиях не только не враждуют, но поддерживают, помогают друг другу. А как же иначе? Когда живешь на одной планете, нужно стараться жить в мире, а не враждовать. Представляете, что было бы, если между этими двумя царствами вспыхнула война? На земле вообще не осталось бы ни одного царства. Мы с вами принадлежим к Царству Животных, и должны подчиняться главному закону этого царства – уважать интересы Царства Растений и каждого его представителя: каждого дерева, кустика и цветка. Потому что мы, живем на общей планете. И на нашей Земле могут существовать либо оба царства, либо ни одного. Вот так, ребятки. Понравилась вам сказка?

Дети: Да, очень

Воспитатель: Вижу, любите вы сказки, а загадки отгадывать умеете?

Дети: Да, умеем.

Воспитатель загадывает детям загадки:

Зимой с седой бородой,

Летом новая вырастает,

Осенью отпадает.

(Лес).

У кого есть шапка без головы,

Нога - без сапога?

(Гриб).

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Ягоды).

То рыжая, то серая,

А названьем белая.

(Белка).

Зимой спит, летом ульи ворошит.

(Медведь).

Слетают с ветки золотые монетки.

(Осенние листья).

Рук нет, а дома себе строят.

(Птицы).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вижу, что и загадки умеете отгадывать. А сейчас задание посложнее. Но сначала я вам предлагаю разделиться на две команды. Одна команда «Царство Растений», другая команда «Царство Животных».

Детям предлагаются разрезные картинки, с помощью которых образуются две команды. Они собираются в команды, выкладывая и соединяя детали. Одна картинка изображает животное, другая растение.

Воспитатель: Вот, команды наши собрались, а теперь вам всем вот такое задание. Придумайте рассказ о том, что происходит с природой осенью.

Дети совещаются в командах и представляют свои рассказы.

Воспитатель: Хорошие получились рассказы. Но какой лучше, я даже не знаю. Может, вы мне подскажите, какой рассказ вам больше понравился? И расскажите, почему?

Дети высказывают свои мнения.

Воспитатель: Понравилось вам у меня в лесу? А что больше всего понравилось, или запомнилось?

Дети высказываются.

Воспитатель: На прощанье я хочу вам подарить подарок, надеюсь, он вам пригодится.

Вручает корзину с природным материалом. Дети благодарят Лесовичка, снимают шапочки и возвращаются в группу. В группе дети изготавливают поделки из природного материала. Оформляется выставка.

Такое занятие будет очень интересно детям, поскольку оно наполнено яркими эмоциями, включает в себя разнообразные виды деятельности и требует от детей твердых знаний по экологической тематике. Его целесообразнее проводить в качестве обобщающего и закрепляющего знания по экологической теме.

2.2 Оценка эффективности использования дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников среднего возраста

На основании приведенных выше примеров использования дидактических игр в практике экологического воспитания детей 3-5-ти лет, мы можем сделать выводы об их эффективности в педагогическом процессе.

Дидактические игры экологического содержания расширяют представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.

В структуре дидактических игр выделяются следующие структурные элементы: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия, заключение или окончание игры[15].

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, формулируется педагогом и отражает его обучающую и воспитательную деятельность.

Правила игры обусловлены познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Они содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к соблюдению ими норм поведения. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Игровые действия - основа игры. Чем они разнообразнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия связаны с игровым замыслом и исходят из него.

Подведение итогов - проводится сразу по окончании игры. Это может быть выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание, определение команды-победительницы и т. д.

Дидактические игры экологического характера включает два относительно самостоятельных блока[16]:

o игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);

o игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.

Для лучшего развития эстетического, эмоционального восприятия природы игры желательно проводить в естественной природной среде. Дидактические игры дадут наилучший воспитательный результат, если будут проводиться с небольшой подгруппой детей (5-7 человек). Игры, направленные на развитие положительного отношения к природе, как и игры для обогащения экологических представлений, целесообразно использовать вариативно в зависимости от уровня экологической воспитанности детей.

В дидактических играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность. При общении с природой у ребенка зарождается эмоциональное побуждение, исключается равнодушие и безразличие, возрастает мыслительная напряженность, степень участия творческого мышления, желание узнать больше нового, следовательно, идет процесс эмоционально-психологической готовности принять информацию о природе.

Использовать дидактические игры для обогащения экологических представлений следует с учетом представлений, которые сформированы у детей среднего дошкольного возраста: о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах; о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе; о человеке как части природы; о культуре поведения в природе.

Игры можно проводить в вербальной форме, а также с использованием природного и иллюстративного материала.

В вербальных дидактических играх дошкольники, опираясь на представления о природных объектах, углубляют свои знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные познавательные задачи: описывают объекты, выделяют их характерные признаки, отгадывают по описанию, объединяют по разным свойствам и признакам.

Пониманию детьми содержащихся в дидактической игре задач, созданию особого эмоционального игрового настроения содействует включение в ее ход сказочного персонажа, который объясняет правила игры, следит за их соблюдением, поощряет ребят. При первом появлении персонажа воспитатель знакомит с ним детей и в дальнейшем берет его роль на себя – и таким образом ведет игру.

Повышению интереса к дидактической игре и природным объектам способствует введение элемента соревнования или проблемной ситуации[17]. Введение проблемных ситуаций в ход дидактических игр наполняет их экологическим содержанием, что, в свою очередь, способствует не только обогащению экологических представлений детей, но и воспитанию у них гуманного отношения к природе.

Чтобы поддержать стремление детей отражать полученные в дидактических играх экологические представления и игровые навыки в самостоятельной игровой деятельности, в группах в отдельных уголках целесообразно разместить материал для организации детьми игр экологического содержания (планшеты с изображением природных зон, муляжи, картинки с изображением растений, животных, гербарии и т. п.). Таким образом, будет удовлетворяться возрастающий интерес к природе, будут конкретизироваться полученные ранее представления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Взаимодействие с миром природы обладает большим психолого-педагогическим потенциалом для юного человека, который реализуется в следующих функциях – психофизиологической, психотерапевтической, реабилитационной, эстетической, познавательной, функции удовлетворения потребности в компетентности, функции самореализации, функции общения. А формирование у дошкольника бережного отношения к природе развивает его морально-нравственный потенциал, помогает раскрыться таким качествам как доброта, бережливость, совестливость, ответственность за свои поступки. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, таким образом, способствует закладыванию основ общей культуры человека.

Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Это подтверждается живыми реакциями детей, отражением праздничных впечатлений в рисунках, играх, рассказах.

Основной вид деятельности дошкольников – игра. А главная ее функция – развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка. Игра среди всех других видов деятельности имеет в дошкольном детстве первостепенное значение. Вот почему экологическое воспитание детей 3-5-летнего возраста возрасте необходимо построить на игровой основе – с большим включением в педагогический процесс дидактических игр. Дидактические игры, используемые на занятиях, привлекают детей к решению тех или иных экологических проблем, выполнению определенных обязанностей по отношению к природе. Дети не только познают мир, но и раскрывают свои творческие способности.

Правильное систематическое применение дидактических игр на занятиях экологического цикла с детьми среднего дошкольного возраста способствует активности детей на занятиях, пробуждает у них интерес, помогает лучше усвоить получаемые знания. Поэтому воспитателю и педагогу необходимо включать данные игры в занятия не только по экологии, но и в любые обучающие и воспитывающие мероприятия, проводимые в дошкольном учреждении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 1999.

2. Богданец Т. Охранять среду обитания – наша задача // Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. Обучающие дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста

3. Васина А.К. Практические работы как условие формирования эколого-биологических знаний у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Дополнительное образование. – 2005. - № 12.

4. Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998.

5. Газина О. Играя, познаем природу // Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. Обучающие дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста

6. Горщенко Е. Природа и люди. М., Просвещение, 1988.

7. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. / Под ред. С.Л. Новоселовой. М., 1985.

8. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981.

9. Егоренков Л.И. Основы экологии и охраны окружающей среды. М., ГУЗ, 1994.

10. Зенина Т. «На планете все твое и все мое» // Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. Конспекты занятий по экологии в подготовительной группе по программе С. Николаевой «Юный эколог».

11. Зотова Н.С. Формирование экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста. // Теория и практика дополнительного образования. – 2006. - № 4.

12. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. М., 1983.

13. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы». «Азбука экологии». С-Пб, 2002.

14. Красиков С. Лесная энциклопедия. М., ТОО «Природа и человек», 1997

15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. М.: Изд-во РОУ, 1996.

16. Лучич М.В. Детям о природе. М., Просвещение, 1990.

17. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. М., 1989.

18. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцевой. С-Пб, Акцидент, 1998.

19. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие / Л.П. Молодова. - М.: ЦГЛ, 2004.

20. Н.В. Кломина Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.: «Сфера» - 2005 г.

21. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.

22. О.А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию. С-П.: «Детство-пресс» - 2006 г.

23. Павлова Л.Ю. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. // Дополнительное образование. – 2005. - № 2.

24. Программа Васильева М.А. М.: Просвещение, 1993.

25. Рекомендации организаторам экологических игр / Сост. О.В. Шишкина. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005.

26. Сахарова В. Формирование первоначальных основ экологической культуры у детей дошкольного возраста // Приглашает детский сад. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002.

27. Симонова Л.П. Дидактические игры как элемент воспитательного образования / // Дополнительное образование. – 2004. - № 1.

28. Экология. Творчество. Дети. /Сост. А.А. Александров // Я вхожу в мир искусств. – 2000. - № 10.

29. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов. М., 2001.

[1] Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы». «Азбука экологии». С-Пб, 2002.

[2] Программа Васильева М.А. М.: Просвещение, 1993.

[3] Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 1999. С. 19.

[4] Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998. С. 31.

[5] Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. М.: Изд-во РОУ, 1996. С. 43.

[6] Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 1999. С. 27.

[7] Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998. С. 36.

[8] Там же. С. 38.

[9] Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов. М., 2001. С. 28.

[10] Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов. М., 2001. С. 22.

[11] Симонова Л.П. Дидактические игры как элемент воспитательного образования / // Дополнительное образование. – 2004. - № 1. С. 15.

[12] Газина О. Играя, познаем природу // Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. С. 23.

[13] Зотова Н.С. Формирование экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста. // Теория и практика дополнительного образования. – 2006. - № 4. С. 31.

[14]Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцевой. С-Пб, Акцидент, 1998.С. 12.

[15] Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие / Л.П. Молодова. - М.: ЦГЛ, 2004. Сю. 37.

[16]Егоренков Л.И. Основы экологии и охраны окружающей среды. М., ГУЗ, 1994. С.35.

[17] Н.В. Кломина Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.: «Сфера» - 2005 г. С. 51.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.