Отношение человека к лесной природе за последние несколько тысячелетий истории человеческой цивилизации менялось самым радикальным образом. На ранних этапах лес был для человека, прежде всего враждебной "пустыней", у которой с большими усилиями приходилось отвоевывать территорию для развития сельского хозяйства. Впоследствии, с развитием товарного производства продукции из древесины, ростом потребности в дровах и древесном угле, развитием связанной с лесом промышленности, лес стал одним из важнейших источников материальных благ, необходимых для развития человеческого общества - прежде всего, "фабрикой древесины". И лишь относительно недавно, под воздействием постоянных неблагоприятных изменений в окружающей среде, человечество стало осознавать важность нематериальных свойств и функций леса. Сейчас лес рассматривается как жизненно важный компонент биосферы Земли, от которого во многом зависит поддержание здоровой и пригодной для существования человека окружающей среды.
Академик И.С. Мелехов в отношении лесного хозяйства говорил: “ Чтобы знать настоящее и создавать будущее, надо изучать прошлое”.
Судостроение одна из древнейших отраслей промышленности.
Главным стимулом возникновения мореплавания, равно как и связанного с ним кораблестроения, явилось развитие торговли между народами, разделенными морскими и океанскими просторами. Первые корабли передвигались с помощью весел, лишь изредка используя в качестве вспомогательной силы - парус. Затем, приблизительно в X - XI веках, наряду с гребными судами появились чисто парусные суда.
Лесное дело в древней и средневековой Руси
Около XV века до нашей эры произошло «отпочкование праславянских племён от индоевропейского массива». Расселившись в среднем течении Днепра, «сколоты» использовали древесину для укрепления градов. Известно, что в это время «на Верхнюю Волгу, Клязьму и Оку с юга проникали носители фатьяновской культуры», использовавшие в земледелии медные орудия, для изготовления которых требовался древесный уголь. Больше его расходовалось в VIII-VII веках до нашей эры, когда «в лесах Приднепровья и Поволжья, на Каме, в Сибири и на других территориях стали пользоваться железом».
С IV-III веков до нашей эры древесина была предметом экспорта. А во II-I веках до нашей эры «Южная Русь поставляла некоторое количество зерна и пеньки, меха, воск и, может быть, немного мёда и небольшое количество золота с Урала». Как видно, некоторые из этих товаров заготовляли в лесу. Издавна лес давал материал для строительства судов, с помощью которых осуществлялась международная торговля, это был и самый удобный транспорт по голубым дорогам лесной Руси «скифов-земледельцев» — наших предков.
Леса выполняли и оборонную роль. Из стволов выпиливали и строгали стрелы, селения укрепляли частоколом. В период со II века до нашей эры и по IV век нашей эры обожжённые брёвна укладывали в основание земляных валов, у южного подножья которых выкапывали глубокий ров. «Морские флотилии славян VI в. осаждали Константинополь и плавали по Эгейскому и Средиземному морям».
По границе со степью засечные леса соединяли рвами в непрерывную цепь. Деревья валили на высоте 1,0...1,5 м кроной к неприятелю, стволы сцеплялись с пнями, сучья с сучьями, и создавалась неприступная для вражеской конницы засека шириной до 1 км. Поскольку ствол не отделяли от пня, засека долго сохранялась «живой». Глубокие рвы с валом устраивали и рядом с засекой.
Дерево было основным материалом для градостроения. Сохранилась память о древнерусском государстве городов — Гардарике. На побережье Днепра между Каневом и Киевом обнаружено городище IV-V вв., которое имело площадь в 200 га. Конечно, деревянные города на Руси становились легкой жертвой огня варваров. С другой стороны, благодаря лесу они быстро восстанавливались. Например, при раскопках в Москве обнаружен сруб дома, построенного через 10 лет после разорения Москвы Батыем. Типовое строительство позволяло заготовлять детали домов в лесу, нумеровать их и без большого труда собирать на новом месте. Так был построен на Волге целый город Свияжск для подготовки взятия Казани Иваном Грозным. В костромских лесах строили на продажу дома на плоту, чтобы транспортировать их по полой воде.
В многолесных районах городские мостовые устраивали из сосновых плах шириной 30 — 40 см, укладываемых плоской стороной вверх. Плахи клали на круглые лаги. Водопроводные трубы изготавливали из стволов сосен диаметром 36 — 40 см с 20-сантиметровой полостью. Колена труб обертывали берестой. Крыши домов покрывали тесом, на который клали бересту или дерн.
С помощью деревянного флота русичи вели торговлю, войны. Ахмед Ибн-Фадлан сообщает, что в 913 г. русы численностью 50 тыс. человек на 500 кораблях совершили поход в страны южного побережья Каспийского моря, а в 941 г. в походе на Царьград участвовало 10000 судов. Каждое долбленое судно вмещало 60 воинов.
В судостроении использовали местную древесину и привозную. Так, в Великий Новгород доставляли лиственницу из лесов восточнее Ладожского озера и из Камского бассейна, а самшит (для изготовления двусторонних гребней) даже из лесов Кавказа.
На карте XVI в. «Большой чертёж» показывалось, что по всем берегам рек европейской части России до самого устья произрастали дремучие леса из широколиственных и хвойных пород. В Центральном государственном архиве древних актов числятся в описи «Два чертежа городам и селам Казанской губернии XVIII века». На них показаны леса по рекам Суре и Свияге от широты Нижнего Новгорода до Симбирска.
При таком изобилии лесов фактическая рубка его до XV в. разрешалась везде. В XV в. и в течение нескольких столетий в России развивается производство поташа из древесной золы для изготовления стекла, красок, мыловарения, отделки кож. Всё в большей мере в лесу выжигают древесный уголь. Смолокурение, возникшее в XII в. становится повсеместным. Много дров расходуется на вываривание соли из грунтовых растворов. С ростом населения повысились расходы древесины на строительство мелких судов, зданий, на мощение главных улиц, на обжиг извести и кирпича. Мало оставалось ближайших лесов на топливо. В них самой жизненно необходимой была липа. Она давала кровлю для жилья (лубок), мочало из коры, материал для построек (голяк после снятия лубка), тару (кошель, кули, кадки), сундуки, лодки-долблёнки, токарные изделия, пря-лочные круги, посуду, корыта, верёвки, обувь (лапти) и прочую утварь (циновки, рогожи, решета, лотки). Всё это настолько уменьшило участие липы да и лесистость вокруг городов, что, например, Пскову пришлось в XV в. просить сократить размер подати мёда Москве. А раньше встречались дупла с 20 пудами мёда.
С XV в. появляются законодательные акты по регулированию рубки леса. Ранее они закрепляли права собственников на охоту и лесное пчеловодство (бортничество). В первой (дошедшей до наших дней) Охранной грамоте Ивана III от 1485 г. запрещались въезд и свободная рубка в лесах Троице-Сергиева монастыря без монастырского позволения, туда был направлен царский пристав для охраны лесов. В 1556 г. Иван Грозный выдал охранную грамоту на мурманские леса Печенгскому монастырю и запретил рубить лес в 30-верстном кольце вокруг Москвы. В 1558 г. он пожаловал семье Строгановых большую площадь земель с лесами, которые получили название заводских.
Царь Алексей Михайлович издал также указы о строгом сбережении засечных лесов, о сбережении заповедного леса в Рязанском уезде, о запрещении уничтожения лесов в истоках рек. «Получив донесение, что близ Белгорода леса сильно вырублены... царь постановил: будных станов (поташных заводов) в тех местах никому не давать, а для осмотра существующих станов послал дворян из Пушкарского приказа».
Все эти и другие акты исходили из государственного понимания значения леса образованным главой государства. Алексей Михайлович прошел весь курс средневекового русского гимназического образования. В 11...12 лет имел библиотеку не только по богослужению, но и западноевропейские источники.
Ростки лесоводственных знаний были ещё слабы. В записке одного летописца XIII в. сообщалось о необходимости прореживания леса в 20 — 40 лет для хорошего роста и получения правильных стволов.