Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Разгосударствление и приватизация



Переход к рыночным отношениям потребовал ликвидации государственного монополизма в экономике, снятия с государства большинства функций хозяйственного управления, передачи соответствующих полномочий на уровень предприятий.

Разгосударствление- это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.

Изменение роли государства в процессе производства может протекать по двум вариантам:

· свертывание предпринимательской деятельности государства

· создание государством условий, специализирующих формирование производственных структур в иных формах собственности

В любом из этих вариантов происходит снижение доли государственного сектора. Роль государства усиливается в сфере распределения: больше внимания уделяется бюджету с целью развития социальной сферы, перераспределению доходов, обеспечения обороны страны.

Основные направления разгосударствления:

1. Либерализация – процесс формирования конкурирующих структур в тех секторах экономики и рынках, для которых характерна полная государственная монополия. Снятие запретов и устранение барьеров, препятствующих доступу на рынок новых конкурентов. Формирует новых хозяйствующих субъектов, снижая роль государственных структур в создании благ и услуг.

2. Коммерциализация – заключается в переводе госпредприятий на коммерческий расчет в подчинении принципам рыночного механизма. Это выражается в том, что государство либо частично, либо полностью сокращает их бюджетное финансирование, льготное налогообложение, не списывает кредитную задолженность. Это позволяет решить проблему дефицита госбюджета за счет прекращения инвестирования предприятий. В результате осуществляется санация финансово неустойчивых предприятий.

3. Денационализация – преобразование госпредприятий в предприятия, основанные на других формах собственности.

4. Приватизация– передача государственной собственности в руки отдельных граждан и юридических лиц. Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия с/х и т.д. После приватизации субъектами собственности становятся: частное лицо, работник предприятия, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные общества и т.д.

Известны следующие виды приватизации:

· эволюционный (Великобритания)

· государственно-коммерческий (Египет, Замбия)

· умеренно-радикальный (Чехия, Венгрия, Словакия, Болгария, Китай)

Масштабы приватизации в той или иной стране зависят от того, насколько использовался в них метод национализации в предшествующий период. Насчитывается около 22 способов частичной и полной передачи государственной собственности и ее функций частному сектору (распродажа, безвозмездное распределение акций, подряды на оказание услуг, продажа государственного жилья квартиросъемщикам и т.д.)

Процесс приватизации – длителен: в Японии он осуществляется 10 лет, в Западной Европе – 10 – 15 лет. Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.

Особенности приватизации в России:

1.Проведение приватизации в условиях зарождающихся рыночных отношений (неумение работать в рыночных условиях, необходимость адаптации к динамично изменяющимся внешним факторам, к изменению степени жесткости бюджетных ограничений, к изменению системы управления предприятием и пр.)

2.Директивность

3.Высокие темпы приватизации. За период с 1991 – 1995 гг. было приватизировано 50% предприятий.

4.Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного направления было выбрано превращение государственной собственности в частную. Недооценивались, а иногда и игнорировались другие формы преобразований госсобственности, связанные с распределением прав собственности. В результате российская модель была жестко нацелена на перераспределение экономической власти между различными социальными слоями общества.

5.Номенклатурно-корпоративный характер приватизации.

6.Приоритет социально-политических целей над экономическими. (Максимальное распределение собственности между членами общества посредством ваучерной приватизации без учета экономической эффективности).

7.Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала. Провозглашенная цель приватизации превратить всех граждан в собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась сосредоточением государственной собственности у отдельных групп и отторжением от реального государственного имущества основной массы населения.

8.Проведение приватизации без учета отраслевой и региональной специфики.

9.Проведение приватизации в условиях неразвитого фондового рынка. ( Основная масса средних и крупных предприятий приватизировалась в виде превращения государственных предприятий в открытые акционерные общества).

10.Проведение приватизации в условиях отсутствия денежных средств и накоплений у широких слоев населения (обеспечение накоплений в результате инфляции, массовые задержки заработной платы и пр.). Это одна из причин, которая позволила усилить процесс концентрации собственности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.