Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим



 

В случае длительного отсутствия гражданина - являющегося участником гражданских правоотношений в месте его постоянного проживания и неизвестности его места пребывания возникает юридическая неопределенность, последствиями которой может стать ущемление прав других участников правоотношений. Так, кредиторы не имеют возможности получить с данного гражданина причитающийся им долг; состоящие на иждивении гражданина нетрудоспособные лица перестают получать от него причитающееся им содержание и в то же время не могут обратиться за пенсией, поскольку считаются имеющими кормильца. Не защищены и интересы самого длительно отсутствующего лица, может быть причинен ущерб его имуществу, оставшемуся без присмотра.

Дабы устраненить этот пробел в области права, он обеспечивается институтом безвестного отсутствия и объявления гражданина умершим. Признание безвестно отсутствующим или объявление умершим возможно только по суду (в порядке особого производства) и лишь при наличии юридического состава из следующих юридических фактов:

а) длительное отсутствие лица в месте его постоянного жительства;

б) отсутствие сведений о месте его нахождения и невозможность их получения всеми доступными средствами;

в) истечение установленных законом сроков с момента получения последних известий о месте нахождения данного лица.

В данном случае закон не обязывает заинтересованных лиц разыскивать отсутствующего. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица (родственники, сослуживцы и др.) могут дать сведения об отсутствующем, а также запрашивает соответствующие организации (органы милиции, жилищно-эксплуатационные организации и пр.) по последнему известному месту жительства и работы отсутствующего об имеющихся о нем сведениях. При наличии данных о преднамеренности отсутствия лица в месте постоянного жительства (лицо скрывается от возмещения причиненного ущерба, уплаты алиментов, в связи с совершенным преступлением) суд должен воздержаться от признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим.

Признание гражданина безвестно отсутствующим. Суд может признать лицо безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания.

Существует три мнения об основаниях признания гражданина безвестно отсутствующим. Одни авторы в основу такого признания кладут презумпцию смерти гражданина, с чем трудно согласиться, ибо при этом стирается грань между признанием лица безвестно отсутствующим и объявлением его умершим и необъяснимы различия в правовых последствиях, которые наступают в каждом из данных случаев.

Другие авторы считают основой безвестного отсутствия презумпцию жизни, ибо нет достаточных оснований предполагать, что гражданина нет в живых.

Наиболее рациональной и обоснованной следует признать позицию тех авторов, которые полагают, что при признании гражданина безвестно отсутствующим не заложена ни та, ни другая презумпция, а констатируется лишь факт невозможности решения вопроса о жизни или смерти лица.

Здесь напрашивается вопрос - как исчисляются сроки отсутствия данных? Исчисление срока отсутствия данных о месте пребывания лица в месте его жительства начинается со дня получения последних сведений о нем. При невозможности установить день получения этих сведений началом исчисления срока считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года.

Признание лица безвестно отсутствующим естественно, как юридический факт, влечет определенные правовые последствия. Что касается его имущества, то оно при необходимости постоянного управления им по решению суда передается лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключенного с этим органом. Из этого имущества выделяется содержание гражданам, находящимся на иждивении безвестно отсутствующего, и погашается задолженность его по другим обязательствам. Иждивенцы безвестно отсутствующего приобретают право на получение пенсий по случаю потери кормильца в соответствии с пенсионным законодательством. Прекращается договор поручения, участником которого был безвестно отсутствующий, а также действие доверенности, выданной им или ему. Супруг лица, признанного безвестно отсутствующим, вправе расторгнуть с ним брак в упрощенном порядке.

В случае явки или обнаружения места пребывания лица, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о таком признании. На основании решения суда отменяется управление имуществом этого гражданина. Прекращаются и другие юридические отношения, возникшие из факта признания гражданина безвестно отсутствующим.

Очень важный факт, что бъявление гражданина умершим возможно, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет. Признание безвестно отсутствующим, предшествующее объявлению умершим, необязательно. Поэтому по истечении пяти лет со дня получения последних сведений о месте пребывания данного лица и наличии оснований предполагать его смерть оно может быть сразу объявлено умершим.

Вышеуказанный пятилетний срок сокращается:

а) до шести месяцев, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (например, при исчезновении геологической группы, работавшей в непосредственной близости к кратеру вулкана после начала его извержения). Срок исчисляется со дня несчастного случая;

б) до двух лет, если лицо пропало без вести в связи с военными действиями. Срок исчисляется со дня окончания военных действий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

Объявление лица умершим, основанное на презумпции его смерти, является юридическим фактом, влекущим такие же последствия, какие наступают в случае смерти.

Среди ученых-юристов существуют разные мнения о влиянии объявления гражданина умершим на его правоспособность. Одни авторы считают, что при объявлении человека умершим прекращается его правоспособность, аргументируя это тем, что правовые последствия в таком случае те же, что и в случае смерти. Сторонники другой точки зрения считают правоспособность неотделимой от самого человека, и поэтому одно лишь предположение о смерти не может прекратить правоспособности.

Тот факт, что лицо, объявленное умершим, может явиться, вследствие чего решение суда об объявлении умершим должно быть отменено, свидетельствует в пользу второй точки зрения. Когда лицо, объявленное умершим, в действительности живо, юридические последствия объявления его умершим действуют там, где нет сведений о том, что данное лицо живо. Однако если гражданин, объявленный умершим, будучи в действительности живым, совершил юридически значимые действия, они считаются действительными, т.е. его правоспособность сохраняется там, где неизвестно об объявлении его умершим.

Итак, объявление гражданина умершим влечет за собой следующие правовые последствия:

) иждивенцы приобретают право на получение пенсий и пособий;

) открывается наследство;

) прекращается брак с лицом, объявленным умершим (без вынесения специального решения о прекращении брака);

) прекращаются обязательства, которые носят личный характер.

Предположение о смерти лица, объявленного умершим, опровергается в случае его явки или обнаружения места пребывания. В этом случае суд отменяет решение об объявлении данного гражданина умершим. Это является основанием для аннулирования записи о смерти в книге записей актов гражданского состояния.

Такой юридический факт, как брак гражданина, ранее объявленного умершим, восстанавливается по совместному заявлению супругов, если другой супруг не вступил в новый брак.

Гражданин независимо от времени своей явки в соответствии с п. 2 ст. 46 ГК вправе потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим (прежде всего это касается наследников) за исключением денег и ценных бумаг на предъявителя.

Лица, к которым имущество гражданина, объявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязаны возвратить ему имущество, если доказано, что, приобретая его, они знали, что гражданин, объявленный умершим, жив. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость.

Но следует обратить внимание, что от объявления гражданина умершим следует отличать установление в судебном порядке факта смерти. Такая необходимость возникает, когда имеются доказательства наступления смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, а орган загса отказывает в регистрации смерти. В этом случае заинтересованные лица могут в любое время обратиться с соответствующим заявлением в суд. Решение суда об установлении факта смерти служит основанием для регистрации смерти в органах загса.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исследовав материал можно сделать следующий вывод, что чтобы быть субъектом гражданского права, гражданин должен обладать определенными законом качествами, которые в совокупности составляют гражданскую правосубъектность. Гражданская правосубъектность - сложная юридическая категория, включающая правоспособность и дееспособность гражданина.

Гражданская правоспособность - есть признаваемая государством за гражданином возможность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности.

Под гражданской дееспособностью физического лица (гражданина) понимается его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Определенная часть правоспособных граждан полностью или частично не обладает дееспособностью, поэтому институт опеки и попечительства имеет целью восполнить недостающую дееспособность этой категории граждан для обеспечения и защиты их интересов. Этот институт позволяет осуществлять приобретение и реализацию гражданских прав и обязанностей (за исключением тех, которые носят сугубо личностный характер и не могут быть осуществлены через представителя) недееспособными или неполностью дееспособными людьми с помощью полностью дееспособных людей, действующих в роли опекунов и попечителей.

Признаки, индивидуализирующие гражданина как субъекта гражданского правоотношения - имя гражданина, место жительства. Действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан, именуются актами гражданского состояния.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.