Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПОЛЕВИК И ПОЛЕВЫЕ ДУХИ



 

Служебный дух Светлой Нави, живущий в полях. Старший над всеми полевыми духами, которых превеликое множество: хлебные поля охраняет Житный дед, поля по­севной гречихи стережёт Гречуха (или Гречишник), поля хлопка – лохматый Хлопчатник; за межами и границами на полях присматривают Межевики, а за первой зеленью трав – Зеленчуки и Зеленушки…

Любимое время Полевика – летний полдень, когда каждый может увидеть этого маленького старичка с телом цвета земли, с разноцветными глазами, с волосами и бородою из трав и колосьев. Но в начале лета можно увидеть его и в образе высокого молодого мужчины, который с большой скоростью передвигается по зеленеющим полям, чтобы наполнить молодые всходы силой и здоровьем. Живёт Полевик в поле только во время роста и созревания хлебов, трав, льнов, гречи и других полевых растений, помогая им и людям в их трудах. С началом жатвы и уборки начина­ется для него нелёгкая, безсонная пора – старается, чтоб каждый злак, трава, овощ были замечены и убраны человеком или живностью лесной на хранение, чтобы ничего из даров земных не пропало. Последний сноп на поле люди оставляют для зимнего приюта Полевика и относятся к этому снопу с особым почётом: иногда наряжают и с песнями несут в деревню или житницу, где он будет храниться до нового сева; иногда оставляют украшенным на поле. Зёрнами из последнего снопа начи­нают новую посевную, чтобы дать Полевику возможность возродится с новыми всходами. Считается, что задобренный Полевик станет всячески обере­гать ниву зорким хозяйским глазом. Поэтому и приносят ему земле­пашцы угощение по праздникам, перед началом сева и жатвы. После окончания уборочной поры благодарят уставшего и состарившегося Полевого деда, отпуская на покой и обещая не безпокоить зимой его поля.

Если Полевика чем-то рассердить, то он может уйти с нивы обидевших его людей, что привлечёт на это поле всякие напасти. Или может все хлеба перепутать так, что вырастет среди ржи пшеница, а меж проса – ячмень, лён поляжет, а трава высохнет. Да и с человеком злым или ленивым может недобро по­шутить – среди знакомого поля может с тропы сбить и в болото завести!

Его детки и внуки – Межевички и Луговички – во всём помогают Полевому деду в присмотре за по­лями. Луговичок – маленький, мохнатенький зелёный человечек в одежде из трав; служебный дух лугов. Он помогает росту трав, готовит их к сенокосу и цветению. Когда он бежит по лугу – видно, как трава шевелится, тропкой завивается (словно ветерок по полю гуляет). Люди думают, что он живёт в норках, и часто оставляют ему там угощение. Луговичок бывает очень сердит, когда люди покос прозевают или придут косари «не в пору». Тогда и траву заплетёт так, что не разорвать, или высушит на корню, тогда и косы будут враз тупиться – сколько не точи, или просто обломаются о кочки. На будущий год трава на плохом покосе может плохо расти. Следит Луговик и за жадными травниками – лишняя трава им впрок вряд ли пойдёт.

Дружен Полевик и с Полудницей – дневной Солнечной девой. Полуд­ница бдит, чтобы в жаркий полдень, когда вся природа отдыхает (и даже птицы затихают), никто не тревожил посевы и травы. Пора её трудов и стражи – время цветения трав и злаков. Говорят, что это таинство (начало цветения) свершается в полдень, поэтому и дали этой хрупкой, но строгой Деве такое имя. Никто не должен потревожить начало цветения, так как от этого зависит будущий урожай. В такое время и люди должны отдыхать – и в труде, и в пути. Иначе Солнеч­ная дева закружит голову, опалит солнечным огнём, наведёт сон прямо на поле или вовсе заведёт не туда, уводя с хранимых ею посевов. По этому поводу в «Поучении Владимира Мономаха» сказано: «Спаньё в полдень предназначено самим Богом всякой твари, и зверю, и птице, и человеку»… А когда заколосится рожь, в ней поселится Ржаница, которая любит бродить по колосяще­муся полю, любуясь колосьями и шевеля их прозрачной рукой, помогая наливаться зерну силой и спелостью. Её можно узнать по венку из колосьев на голове или по букетику колосьев в руках. Если злой и жадный человек пожалеет эти колоски и закричит на неё, желая прогнать, чтобы она не ходила среди посевов – он обязательно пожалеет об этом: сами собой появятся в посевах множество троп, начнут ходить по ним лесные звери, а само зерно либо обсыпится, либо птицы его поклюют…

Чтобы Полевые духи могли перезимовать без нужды и забот, крестьяне до сих пор, сле­дуя стародавнему обычаю, оставляют на полях несколько несжатых колосьев, нескошенный пучок трав или пару неубранных кореньев или бахчевых культур. Оставленные колосья и травы с песнями и молитвами связывают за макушки пучком, иногда украшают лентами – это называется «завивать бороду» Велесу (богу-покровителю плодородия и скота) в знак уважения и призна­тельности за богатый урожай. Это древний бог Велес, помогая крестьянам, распоряжается всеми домашними и полевыми духами, домашними и лесными животными; он считается покровителем Полевика. В христианские времена люди стали называть его «Власием, ходящим по полям». Говорят, что и в наши дни поздней осенью, после уборки урожая, ходит по полям этот древний Волосатый Дед и проверяет всё ли убрано, как положено, везде ли соблюли обычай, везде ли уважили Полевых помощников, помогая им устроиться и пережить зиму. От этого и зависит, – как он распорядится, каким урожаем на будущий год наделит людей, хозяев полевых угодий.

 

 

«Нас много есть в полях. Мы сторожим межи,

В канавах прячемся, оберегаем нивы…

Кто помнит имена богини Севы, Жнивы,

Олёны-Скирдницы, Овсяницы? Скажи,

Ты видел ли когда Зеленчуков во ржи,

По-человечески кричащих шаловливо?

А Деда Житного, бредущего лениво?

 

В полдневный летний зной выйдь в поле и лежи

В кустах меж нивами, борясь с дремотой сонной,

И ты увидишь, как тропинкой потаённой,

Склонясь опасливо, колосьями шурша,

Пройдёт Полудница, так дивно хороша,

Что взор свой оторвать не сможешь ты влюблённый,

И будет тосковать по ней душа».

(«Полевые боги» А. Кондратьев)

 

«Ходила она, ходила – видит однажды этакое гнёздышко-шала­шик. Шалашик ей всего до лодыжки, но внутри кто-то как будто ше­буршит. «Живое нашла… Перепёлочка!» – ахнула девочка тихо и в шалашик заглянула. А там совсем и не перепёлочка, а крохотный ста­ричок. Он синими глазками смотрит и говорит девочке: «Ну вот, я хоть кого-то дождался!». «Кого же ты дожидался?» «Ваших деревен­ских…». «Да кто ты сам такой?» – удивляется девочка. «А я Полеви­чок! Я вашим деревенским посевное зёрнышко сохранил. Оно – сча­стливое. Только надо за ним поухаживать. Зови сюда всех желающих».

(«Сказка про чудесное зёрнышко», русская сказка)

 

«Как-то раз жала Аннушка в поле, да устала и прилегла отдохнуть на самом солнцепёке. Не заметила, как вздремнула, а проснулась от­того, что кто-то толкает её в бок. Глядь – стоит перед ней высокая красивая девушка, одетая в белое, а волосы у неё золотые, как сол­нечные лучи. «Полно спать!» – говорит незнакомка, – «Давай лучше поглядим, кто из нас кого перепляшет». И завела весёлую песенку. Аннушка и не хотела, да ноги у неё сами в пляс пустились…

В конце концов, рухнула Аннушка без сил, а девушка засмеялась и говорит: «Ничего, завтра ещё попляшем!». И исчезла. Глянула Аннушка – а полоса-то не сжата! Весь день она, выходит, проплясала, вместо того, чтобы трудиться? Стоит сама не своя…

А дома ма­тушка ещё добавила нашей бедняжке: «Ведь ты не иначе, как саму Полудницу переплясать надумала», – сказала, укоризненно качая головой. – «Пока это ещё никому не удалось. Ну, а если сыщется такая мастерица, говорят, одарит её Полудница невиданно богатым приданым. Вот только вряд ли это возможно – Полудницу переплясать».

(«Кто кого перепляшет», русская сказка)

 

«А маленька-то она была», - начнёт припоминать старая коми-пермячка, отмеривая рукой от пола высоту ржаного стебля перед тем, как на нём расцветать колосу. И расскажет…

…И наступает час цветения ржи, после которого злак «растёт туго». Ровно в полдень свершается, по приметам коми-пермяков, таинство начала цветения. Отсюда и второе имя Оборонихи – Полудница. Тишина стоит в этот час звенящая. Голубеют ржаные поля. Затаивается лес. Люди в этот час, какие бы неотложные дела ни звали их, все по домам. Двери заперты. Окна завешаны. Нельзя Оборониху видеть, нельзя мешать ей в час великого таинства осуществлять своё предназначение.

А была сама Оборониха (кто-то же видел её, несмотря на запрет!) крохотной милой женщиной. Глазки – синь васильковая. Льняные волосы. Как снимет с головки шемшур (головной убор), так и рассыпятся они по хрупким её плечикам. Кожа на ножках, на ручках, на личике нежная. Ровно в полдень, едва рожь цветки раскроет, замелькает она по узким тропинкам среди полей. Спешит, пока люди оставили землю в покое, обойти поля. Отогнать заразу от цветущего злака, развеять всяческую нечистоту, утихомирить в полях малейший шум. Ни жертв, ни молитв ей не надо, лишь бы среди полей вдоль опушек были бы проложены тропки для неё, лишь бы не меркла красота земная. Развевается на ходу её белое платьице, блестят васильковые глазки.

И вдруг! – по истечению заветного часа, сворачивает она в лес. Лишь веточка черёмуховая шевельнётся за ней – и всё... Прощай до будущего года. Осуществилось! Быть урожаю».

(«Тропы Оборонихи» Д. Ризов)

 

ПОЛКАН

 

Древнее существо, получеловек-полуконь, обитатель гор, степей и лесных чащ. Очень сильный, отличается буйным и весёлым нравом. Полкана (то есть «пол-коня») – по-гречески называют «Кентавр». Многие из них, например, греческий Кентавр Хирон, о котором записано во многих легендах, очень мудры и благожела­тельны. Они помогают людям, и даже бывают их наставниками в науках, воинском искусстве, траволечении. В старинных русских преданиях упоминается Кентавр Китоврас, кото­рый днём правил людьми, а ночью становился царём зверей.

Они быстры, смелы и воинственны; владеют оружием. Их предна­значение – охрана границ; это первые «по-граничники». Только сме­лый и сильный человек мог дружить с Полканом-Кентавром и нести с ним совместную воинскую службу. Даже одно из созвездий названо в их честь – «Стрелец», так как Полканы были отличными стрелками из лука и пращи. Дружили они и с девами-воительницами, которых сей­час называют «амазонки». До сих пор в русских деревнях принято лепить глиняные свистульки Полканов в виде коня с четырьмя ногами и человеческой головой. До сих пор люди верят, что их свист и пение отгоняют злых духов и врагов.

Предания о царе Кентавре Китоврасе относятся к древнейшим време­нам, и известны многим Славяно-Арийским народам. В них гово­рится, что Китоврас построил летучий корабль и путешествовал на нём по небу, а с земли мог добраться до мира богов. Ещё он по­строил у свещенной горы Эльбрус безпримерный храм Солнца в честь Всевышнего бога. Точнее, вытесал его из цельного камня (горы) с помощью птицы Гамаюн, чьи когти острее любой стали. Описание этого под­небесного храма Солнца есть в «Книге Коляды», где приводятся даже его размеры и описываются украшения, которым не было и нет рав­ных в Явном, земном мире. В иранской поэме «Шах-Наме» есть опи­сание чудесного арийского города, который был построен рядом с этим храмом Солнца для всех желающих:

«Ты скажешь: не город – языческий храм –

Цветами, парчой всё украшено там…

Раскинулся город как рай перед ним,

Пленяя невиданным блеском своим…

Сокровища всюду: там – клад золотой,

Здесь – лалы и жемчуг слепят красотой…

В алмазных уборах, нарядны, стройны,

Красуются девы свежее весны».

 

 

«Славяне почитали Полкана полубогом и приписывали ему сверхъестественную силу и прыткость в беге… Был Полкан необы­чайно отважен и воинствен, и когда наши древние предки воевали, он и его сородичи норовили непременно выступить им на подмогу, и сра­жались столь отважно, что слава их пережила века! Часто изображали Полкана с луком и стрелами или с вырванным из земли деревом».

(«Энциклопедия русских преданий»)

 

«Держись!» – прокричал ему кто-то, спина под Егором вздрогнула, стукнули копыта, и он понёсся по кругу. Бородатый обернулся, ух­мыльнулся, и Егор увидел, что сидит на том существе, которое при­нято называть Кентавром.

«Покатаемся?» – спросил Кентавр, – «Меня зовут Полкан». И не дожидаясь ответа, взмыл над костром. Дохнуло жаром. Егор покрепче обхватил Полкана за торс, а неразлучный кот Курдыш обнял Егора за шею мягкими лапами».

(«Башня птиц» О.С. Корабельников)

 

«Не робок ты, гляжу, человече. Давай поступим так: «Коня злато­гривого – мне, а одну из моих царь-девиц – тебе». И опять не сробел перед огненным взором Святовида наш молодец. Сказал: «Не дело простому конепасу жениться на царь-девице. А с конём моим злато­гривым я и сам себе невесту добуду!».

«Добудешь, добудешь», – ответствовал бог, роняя слова, будто тяжкие каменья, – «Отныне ты и все твои потомки станут Полканами – полуконями, полулюдьми. Будете до окончания веков стеречь моих коней и искать себе невест. Ступай прочь, Полкан!».

С той поры и завелись на земле Полканы…»

(«На Дивьей горе», русская сказка)

 

«Аслан стоял в центре целой группы престранных созданий, окружавших его полукольцом. Там были духи деревьев и духи источников – Дриады и Наяды, как их зовут в нашем мире, – с лирами в руках. Вот откуда слышалась музыка. Там было четыре больших Кентавра. Сверху они были по­хожи на суровых, но красивых великанов, снизу – на могучих лоша­дей, таких, какие трудятся в Англии на фермах. Был там и Единорог, и бык с человечьей головой, и пеликан, и огромный пёс. А рядом с Асланом стояли два леопарда…».

(«Хроники Нарнии» К.С. Льюис)

 

ПРОСТРЕЛ-ТРАВА

 

С наговорами, с причитаниями отправлялись в старину русские травознаи в лес и луга за «подснежным тюльпаном» – так называл этот ранний цветок писатель С.Т. Аксаков: «Все скаты гор покрываются подснежными тюльпанами, называемыми «сон»…» («Детские годы Багрова-внука»). В народе этот синий подснежник называют Сон-травой за его волшебное свой­ство напускать сон на человека и животных, в том числе – вещий. Для этого собирают Сон-траву с наговорами в мае при цветении, на растущей Луне, с вечерней росой. Опускают в студёную воду и ждут полнолуния. По­сле этого можно класть её под подушку и видеть вещие сны: к добру ли, к худу ли – получить ответы на свои вопросы. Говорят, что если правильно собрать и высушить Сон-цвет – его можно год использовать как волшебное снотворное.

Учёные называют этот цветок Pulsatilla и считают его лечебным. В одном старинном лечебнике сказано: «Есть трава именем Прострел, растёт в борах: в Марте и Апреле месяце сквозь снег, ростом с пяду, цвет синь, и как станешь её рвать, в то место положить великоденское яйцо. И носить ту траву при себе, и от того человека дьявол бежит; и в доме добро держать, а хоромы строить – под угол класть, жить стройно будет». В другой книге сказано, что если кто хочет, чтобы дом его был безопасен от грозы и пожара, и чтобы житьё в нём было счастливое, он должен сорвать Прострел-траву и положить её под ос­новное бревно здания. А ещё она избавляет от порчи и залечивает раны, полученные от острого орудия. Когда домашний скот заболе­вает прострелом (родом падучей болезни), то знахари советуют при­вязывать эту траву к рогам захворавших животных.

 

В скандинавском эпосе «Эдда» записано предание: «Положили под голову Брунгильды Сон-траву, она тут же и заснула…». А на Руси у охотников есть притча про то, как увидел один из них медведя, который осенью землю дерёт, корешки выкапывает да облизывает. И захотел сам мед­вежьего лакомства отведать. Полизал корешок, да и захмелел. Залез в берлогу и проспал там до весны. Проснулся – а в руке корешок Сон-травы.

 

«Зацвела Сон-трава – зашатались дерева,

Белки головы попрятали,

Дожди в обморок попадали…

Тихий сон. Дивный сон. От травы – синий звон…»

(Т. Смертина)

 

РАЗРЫВ-ТРАВА

 

Где растёт эта сказочная Разрыв-трава, как она выглядит и как правильно её называть, сейчас никому не ведомо. Только написано о ней так много в старых сказках и травниках, что до сих пор ищут её люди, начиная с Купальской ночи. Достать её трудно, стерегут её духи различные, пугают и отгоняют случайного человека. Говорят, что любит та трава расти на пустырях, где надо в полночь косить железной косой. Если лезвие косы ударится о Разрыв-траву, оно переломится. Надо тогда собрать в этом месте всю скошенную траву и бросить её в реку или ручей. Обыкновенная трава поплывёт вниз по воде, а Разрыв-трава – против течения, тут её и бери! Причём брать надо только левой рукой.

Эта волшебная трава открывает любые запоры, если приложить к запертой двери или к замку. Против неё не устоит никакое оружие, и даже самые креп­кие доспехи не защитят врага: если тронуть Разрыв-травой человека, он может умереть. А если смелый и смышлёный человек сам смог взять Разрыв-траву – он становится неуязвимым, нельзя его и в темницу заключить, он всё равно освободится. Кладоискатели тратят большие деньги в поисках этой травы, так как она «отпирает» заговорённые места хранения кладов. Про это записано во многих преданиях:

«В старину, говорят старики, разбойники зарывали награб­ленное добро на известное число лет, запирали железными ключами, а ключи бросали в воду. Сила человеческая недостаточна бывает для разрушения дверей и замков, потому что нечистая сила, которой по­ручено стеречь клад, защищает его своею спиною». («Русский народ, его обычаи, обряды, предания…»).

 

Разрыв-трава снимает с таких кладов заклятия прежних хозяев.

«Вот, мальчуган, так и скажи своим! – закончила бабушка своё повествование. – Скажи: клад у них под ногами лежит в земле, они ходят по нему. Видеть его можно, а вытащить трудно. Скажи, если отыщут скоро Разрыв-траву – ладно, не отыщут, – пусть пеняют сами на себя, придётся подождать! Скажи: когда станут вырывать клад, чтобы каждый из них носил на груди, ближе к сердцу, эту Разрыв-траву. Но скажи им ещё: клад с каждым днём уходит в землю всё глубже и глубже…. Ну, теперь прощай! Спать хочу».

Сказала и полезла на печку. Попрощался Ваня со старухой и от­правился в обратный путь».

(«Разрыв-трава» П.В. Полонский)

 

РУСАЛКА

 

Служебный дух стихии Воды; сказочная жилица земных вод (Во­дяница, Водяная дева, Шутовка). Красивая девушка с длинными, рас­пущенными и мокрыми волосами, с которых всегда струится вода. Это весёлое, но холодное шаловливое созданье. По народным поверьям, в Русалку может превратиться и умершая девушка-утопленница. Живёт в воде, но может выходить на берег, бегать по прибрежным лугам, качаться на ветвях деревьев. Любит разговаривать с людьми, хохотать в сумерках над запоздавшими прохожими, щекотать встречных юношей (если они приняли их за простых девушек) или завлекать их в воду.

Русалки живут дружно, часто – обществами, семьями. Иные думают, что у них вме­сто ног – рыбий хвост, так удивляет людей способность Водяниц быстро передви­гаться сквозь толщу воды. Если при Водяной деве есть гребень, то она мо­жет затопить сухое место: пока чешет мокрые волосы, с них бу­дет струиться вода. А если Русалка сама или её волосы обсохнут, то она может умереть (уйти в мир иной). Говорят, что на юге до сих пор Русалки молодые, весёлые и шаловливые; и что на Севере они старше. С этими Водяницами надо уметь разговаривать и уметь вести себя, иначе они могут заманить слабого человека в воду и выпить (т.е. отнять) у него жизнен­ную силу. Любят сильных и весёлых людей, которым могут помочь в трудных обстоятельствах на воде или предупредить о беде.

Русалки заботятся о своём водоёме и его обитателях, следят за чистотой воды и сердятся, если кто-то сливает в их водоём грязь. Могут путать у рыбаков сети и выпускать из них рыбу, если рыбак берёт больше улова, чем надо ему и его семье. Обидеть Русалку трудно, но можно рассердить (например, излишним шумом в воде, мусором на берегу). Тогда к воде лучше не подходить, так как и её сёстры, и сам Водяной вступятся за Водяницу.

Полная воля и власть на земле дана Русалкам летом во время Русальной не­дели («Зелёных святок» накануне Купальских праздников), когда они выходят на берег, поют и водят свои хороводы. Одни люди считают, что зимой Русалки отдыхают вместе с водными обитателями – спят подо льдом рек. Другие говорят, что на зиму Водяные девы возвращаются в миры Светлой Нави. Ждать их возвращения (пробуждения) надо, когда на реках и озёрах сойдёт лёд. Когда очистится ото льда вода, люди приносят на берег угощение и подарки Русалкам (бусы, ленты, сладости и другое). Сейчас эти Водяницы почти отовсюду вытеснены деятельностью и шумом людей. Да и любят они только чистую воду.

 

Вила – светлая Русалка-берегиня, в белой одежде с распущенными длинными косами, способная перелетать с дерева на дерево. Она охра­няет прибрежную растительность и берега рек. Это их часто видят люди, сидящими на ветках прибрежных деревьев, с длинными зелёными волосами. Любят летними вечерами тихие песни, созвучные плеску воды. Вилы родственны и речным Водяницам, и облачным Лебединым девам, и духам летних дождей. Умеют передвигаться по воде, земле и воздуху, но могут по­гибнуть от огня. Могут жить, как и все Русалки и Берегини, только в чистой природной местности рядом с водоёмом.

 

А ещё есть Берегини-Бродницы. Это Водяные девы, охранитель­ницы речных бродов. По преданиям, Бродницы любят жить рядом с боб­рами в тихих заводях. Сейчас об этих хрупких и миловидных девушках с длинными светлыми волосами почти забыли, а когда-то их очень почитали наши предки, а особенно – воины. Когда к поселениям людей приближаются враги, эти Водяницы отво­дят чужакам глаза от своих бродов, направляя их в топь или омут. Поэтому каждый раз, пользуясь бродом, человек оставлял водяной Берегине угощение, или подарок, или просто благодарил земным по­клоном за службу и охрану родных земель.

 

 

«Русалка плыла по волне голубой,

Озаряема полной луной;

И хотела она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

И шумя и крутясь, колебала река

Отражённые в ней облака;

И пела Русалка – и звук её слов

Долетал до крутых берегов.

И пела Русалка: «На дне у меня

Играет мерцание дня;

Там рыбок златые гуляют стада,

Там хрустальные есть города…».

(«Русалка» М.Ю. Лермонтов)

 

«Русалка – самая красивая женщина. Я её сам видел. В двенадцать часов я купался. Вышла девушка. При себе у меня было ружьё, я хо­тел выстрелить, но улыбка её обрела власть надо мной. Когда я нажал курок, дуло ружья было поднято вверх. Она подошла ко мне, приче­сала голову и говорит: «Спи, я к тебе больше не приду». Это случи­лось давно, в моей жизни один раз, в детстве».

«В Печинки идёшь, там три речки. Так вот, есть Середняя речка. Мать рассказывала – на ветках ёлок девки сидят, песни сказывают да над ней хохочут. Мама сказывала: «Как пойду, всё девки хохочут».

«На речке Чудовке блудят, теряются. Ещё отец был маленьким, с ним такое было: Русалки на деревьях, будто бы, сидели и чесали во­лосы. Сидят и кричат. Не заманивают, а кричат они к плохой погоде».

(«Былички и бывальщины»)

 

«Отплыла Русалка напрочь, посередь речки на камень присела, сапогом себя, будто веером, от волнения обмахивает. Солдат чуть не в плачь: «Отдай сапог! На кой он тебе, один-то! А мне, полураздетому, хоть на глаза взводному не показывайся…».

…А она, с камешка повернувшись, кое-что и надумала: «Давай, солдатик, наперегонки гнаться! Я вплавь по воде, а ты по берегу – вон до той ракиты. Кто первый достигнет, того и сапог. Идёт?».

(«Солдат и Русалка», русская сказка из собрания А.Н. Афанасьева)

 

«Туман над озером дымился,

И красный месяц в облаках

Тихонько по небу катился.

На воды стал глядеть монах.

Глядит, невольно страха полный;

Не может сам себя понять…

И видит: закипели волны

И присмирели вдруг опять…

 

И вдруг… легка, как тень ночная,

Бела, как ранний снег холмов,

Выходит женщина нагая

И молча села у брегов.

Глядит на старого монаха

И чешет влажные власы.

Святой монах дрожит от страха

И смотрит на её красы.

Она манит его рукою

Кивает быстро головой….

И вдруг – падучею звездою –

Под сонной скрылася водой…».

(«Русалка» А.С. Пушкин)

 

«Василиса открыла глаза, но ничего не разглядела – только круги плыли перед ней. «Где я?». «На небе», – озорно хихикнули в ответ сразу несколько голосков. «Значит, я умерла, утонула?». Тот же голос, что велел ей не барахтаться, сказал: «Как же ты могла умереть, когда дышишь и разговариваешь? Разве мертвяки дышат? А ну-ка, очнись да посмотри вокруг себя!».

Повинуясь властному голосу, Василиса, наконец, заставила себя внимательно осмотреться по сторонам и тут же испуганно вскрикнула: «Нечистые! Русалки!». «Вот дура», – в сердцах сказала старшая Русалка, которая стояла напротив Василисы. «Какие ж мы нечистые, когда в воде обитаем? Ты ещё с нечистой си­лой не встречалась, а повезёт, так и не встретишься никогда. Ты те­перь одна из нас, сестричка, и не только не умрёшь, но и не соста­ришься. Ничего о себе не рассказывай – нам и так всё известно, а дитё твоё вырастим, славная из твоей дочки Водяная дева выйдет…».

(«Сказка» В.И. Калашников)

 

«Выбежала дочь из дому и в злости кричала всю дорогу по лесу: «Эй, Вила, где ты? Верни мне мою красоту! И ты мне завидуешь! Покажись, где ты?».

«Здесь я, - отозвалась Вила звонким голосом и появилась перед Зузкой. – Зачем мой полночный танец нарушаешь?». «Верни мне мою красоту!». «Не могу. Красота превратила твоё сердце в камень, ни к кому нет у тебя жалости. Прежде, чем вернётся к тебе твоя красота, тебе надо много добра людям сделать, тогда и станешь прежней красавицей Зузкой». «Значит, не вернёшь ты мне мою красоту?!». «Ты же слыхала, - много добрых дел тебе надо сделать».

Замахнулась Зузка, ударить Вилу хотела, да ведь нет у Вилы тела, как у людей. Тело их из лунного света и лёгких туманов, что поднимаются над лесными криницами и ручейками. Одежда их соткана светлячками. На такую вот нежную красоту замахнулась Зузка, да злой умысел ей не удался…».

(«Каменные розы», словацкая народная сказка)

 

СНЕГУРОЧКА И ЗИМА

 

Снегурочка это снежная белолицая девочка, внучка и помощница Деда Мороза. Красивая, добрая, нежная; любит играть с детьми и животными, ветрами и снегом. Под Новый год вместе со своим Дедушкой Морозом приходит к детям в гости и дарит им подарки. Поёт удивительные песни и танцует легко-легко, поднимаясь над землёй, словно снежинки кружатся и хоровод водят.

Снегурочка хорошая масте­рица, знает волшебство. Понимает язык ручьёв, ветров и деревьев, разговаривает с птицами и зверями. Зимой Снегурочка обычно живёт в наших лесах и разная мелкая живность – белки, зайцы, птицы у неё защиты ищут. В лесу её охраняет и служит ей Леший. Снегурочка помогает Деду Морозу уку­тывать деревья снегом и управляться со служебными духами Зимы, её бабушки. Любит тёплую снежную погоду, когда детвора забавляется зимними играми. Иногда живёт у людей до весны, помогает им. Говорят, что Снегурочка уходит, когда отцветают подснежники. Одни люди думают, что ле­том Снежная девочка обитает на далёком Севере, вместе со своим Дедушкой Морозом. Другие думают, что Снегурочка вместе с Морозом возвращаются в один из миров Нави, который называют Царством вечного льда. И что каждый раз она радуется возвращению на землю, в наш мир.

Мать Снежной девочки – красавица Весна. В народных сказках от лучей влюблённого в неё Ярилы-Солнца Снегурочка тает, чтобы возродиться с приходом новой зимы.

 

Любят в народе и бабушку Снегурочки – величественную Зиму. Устраивают ей радостную встречу – праздничное «Зазимье» и торжественные про­воды на покой в весенние «масленичные» дни. Это для неё строят из первого снега Снежных баб, украшают и угощают их. У Бабушки Зимы есть своя снежная свита – метели, вьюги, позёмки. Она старается, чтобы всё вокруг было красиво, чисто и прибрано: белым-бело, снежным-снежно! Укуты­вает землю, леса и дома людей снежным одеялом от студёного дыхания Мороза и его помощников Трескунов. Также, как и её внучка Снегурочка, любит тёплые снежные дни, когда детвора веселится в зимних заба­вах; любит когда в домах стряпают, топят печи и бани. Но если рас­сердится на кого – может сбить с дороги, замести в пути снегом, будет сту­чаться снежным ветром в окна и двери. Особенно плохо будет тому, кто оби­дит её любимую внучку Снегурочку.

Говорят, что на юге у Зимы плаксивый характер, там и зимой мо­жет пойти дождь. Это младшая сестра северной Бабушки Зимы. Но есть на нашей Земле места, где зима длится круглый год – это ледовые шапки Южного и Северного полюсов. Их хозяйку – властную и холодную красавицу – называют люди Снежной Королевой; у неё суровый и крутой нрав, сердце её холодно и равнодушно (т.е. она ровно и одинаково ко всем относится). Дворец Снежной Королевы находится на Северном Полюсе. Редкий человек отважится по своей воле посетить её вла­дения, только очень сильный духом и телом может привлечь её внимание и заслужить уважение. Снежной Владычице подвластны все полярные области, которые она, время от времени, облетает на тройке снежных коней.

Всем зимним духам и стихиалям Природы покровительствует богиня Морана (Марена) – богиня вечного покоя, проводница в миры Тёмной Нави. Люди называют её богиней Смерти, так как это она переводит человека «через Калинов мост, через речку Смородину» в иной мир: «с меры на меру» - отсюда и простонародное слово «с-мерть». В.И. Калашников в своей книге «Боги древних Славян» пишет: «В старой польской хронике есть выражение «по пути от весны до Мораны», то есть от юности до смерти». Раньше люди очень чтили эту строгую красавицу, считая, что она приносит и Природе, и всем живым существам покой и заслуженный отдых от трудов праведных.

 

 

«…Здравствуй, гостья Зима!

Просим милости к нам –

Песни севера петь

По лесам и полям.

 

Есть раздолье у нас, –

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

 

Нам не стать привыкать –

Пусть Мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!»

(«Встреча Зимы» И.С. Никитин)

 

«Старик принёс комочек снега в избу, положил в горшочек, на­крыл ветошкой (тряпочкой) и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять. Вот и слышат старики – пищит что-то в горшочке под ветошкой; они к окну – глядь, а в горшочке лежит де­вочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, и говорит им: «Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним сол­нышком пригрета и нарумянена».

Вот старики обрадовались, вынули её, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик, завернув Снегурочку в полотенечко, стал её нянчить и пестовать».

(«Девочка Снегурочка» В.И. Даль)

 

«Жили-были дед да баба, и не было у них детей. Очень они об этом горевали. И вот однажды зимой говорит дед бабе: «Пойдём-ка, баба, на двор, слепим снежное чучелко, нарядим, словно своего ребёнка – всё полегче станет!».

Слепили они снежную бабу, украсили её, как могли, и пошли домой. А утром глянули из избы – и ахнули: стоит на месте снежной бабы девица в шубке, в платочке, в валеночках – да такая ладная, румяная, такая пригожая!

«Кто ты, девушка, будешь?».

«А я дочка ваша, Снегурочка».

И стала она жить со стариками, Уж они её приодели-приобули, как могли, пылинке на неё сесть не давали. А она такая оказалась умница, такая разумница: всё смотрит, что бы сделать по хозяйству!

Но вот настало лето…».

(«Сказочная азбука», русская сказка)

 

«С весёлым смехом бежали дети по дорожке. Николай Алексеевич увидел прелестную маленькую девочку, беленькую, с лёгким румян­цем на щеках, и удивился её лёгкому, не по сезону костюму: юбочка лёгонькая и коротенькая, башмачки летние, чулочки коротенькие, ко­ленки голенькие.

Николай Алексеевич спросил: «Откуда эта девочка? Дети ведите её скорее домой, вы её совсем заморозите». Дети, пере­бивая друг друга, звонкими радостными голосами кричали: «Это Сне­гурочка!». «Наша сестрёночка!». «Мы её сами сделали!». «Из самого чистого снега!». «Она будет играть с нами. Всю зиму!». «А весной уйдёт на высокую гору!».

Николай Алексеевич слушал их с недоуме­нием: «Ну, живо в комнаты. Ты совсем озябла, малюточка? Да ты от­куда?». Белая девочка сказала: «Я – Снегурка. Я из снега».

(«Снегурочка» Ф. Сологуб)

 

«Весна: «Ах, бедная Снегурочка, дикарка,

Поди ко мне, тебя я приголублю.

Красавица, не хочешь ли на волю?

С людьми пожить?».

Снегурочка: «Хочу, хочу, пустите!».

Мороз: «А что манит тебя покинуть терем

Родительский и что у берендеев

Завидного нашла?».

Снегурочка: «Людские песни.

Бывало, я, прижавшись за кустами

Колючими, гляжу не нагляжуся

На девичьи забавы. Одинокой

Взгрустнётся мне, и плачу. Ах, отец,

С подружками по алую малину,

По чёрную смородину ходить,

Аукаться; а зорькою вечерней

Круги водить под песни, вот что мило

Снегурочке. Без песен жизнь не в радость.

Пусти, отец!..».

(«Снегурочка», пьеса А.Н. Островского)

 

«Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина –Снежная королева; и шуба, и шапка на ней были из снега… Поцелуй её был холоднее льда, пронизал его холодом насквозь и дошёл до самого сердца, а оно и без того уже было наполовину ледяным».

(«Снежная королева» Х.К. Андерсен)

 

«Сказочник: «Снежная королева не посмеет сюда войти! С тем, у кого горячее сердце, ей ничего не поделать!».

Герда: «А где она живёт?».

Сказочник: «Летом – далеко-далеко на севере. А зимой она летает на чёрном облаке высоко-высоко в небе. Только поздно ночью, когда все спят, она проносится по улицам города и взглядывает в окна, и тогда стёкла покрываются ледяными узорами и цветами».

Герда: «Бабушка, значит, она всё-таки смотрела на наши окна? Видишь, они все в узорах».

Кей: «Ну и пусть. Посмотрела и улетела».

Герда: «А вы видели Снежную королеву?».

Сказочник: «Видел. Давным-давно, когда тебя ещё не было на свете… Я подбежал к дверям, и тут одна снежинка стала расти, расти, и превратилась в прекрасную женщину. Она была в белом с головы до ног. Большая белая муфта была у неё в руках. Огромный бриллиант сверкал у неё на груди. «Вы кто?» - крикнул я. «Я – Снежная королева, - ответила женщина, - хочешь, я возьму тебя к себе? Поцелуй меня, не бойся». Я отпрыгнул…».

(Снежная королева», пьеса Е. Шварца)

 

«В окне: там дев сквозных пурга,

Серебряных, - их в воздух бросит;

С них отрясает там снега,

О сучья рвёт: взовьёт и носит…

 

Так это ты (ужель, ужель!),

Моя серебряная дева

(Меня лизнувшая метель

В волнах воздушного напева).

Свивая нежное руно,

Смеясь и плача над поэтом, -

Ты просочилась мне в окно

Снеговым, хрупким белоцветом?..»

(«Я это знал» Андрей Белый)

 

ТИРЛИЧ-ТРАВА

 

Таинственная трава, обладающая волшебными свойствами. Русский сказочный «Тирлыч» – это золототысячник малый (Centaurium). Родовое латинское название этого растения произошло от слов «centum» (сто) и «aurum» (золото), что указывает на его большую ценность в древности. Существует предание о происхождении этого на­звания. Один богатый человек долго страдал от тяжкой болезни. Врачи не могли облегчить его страдания, и он потерял надежду. В от­чаянии он дал обет – в случае исцеления пожертвовать сто золотых монет (а это были очень большие деньги в те времена) в пользу бед­ных людей. Во сне к нему явился ангел и сказал: «Ты исцелишься, если будешь принимать траву, которую я принёс, но выполни свой обет», – и исчез, оставив больному пучок травы. Тот сразу же отдал бедным сто золотых монет и стал лечиться оставленной травой, и скоро выздоровел.

В западных странах Европы это растение иногда называют «кентавр­ский золототысячник». По преданию, сам Кентавр Хирон лечил его соком многие болезни. О лечебных свойствах Золототысячника ма­лого сообщали Гиппократ, Теофраст, Диоскорид – знаменитые лекари античного мира. Особенно ценился сок растения, способ приготовле­ния которого описал Одо из Мена: «Сок из него выжимают обычно порою осенней, высушив после, его помещают на солнце палящем».

На Руси издревле Золототысячник был известен как лекарственное растение и старому, и малому. Одно из его народных названий – «зо­лотник». Может это о нём пословица – «Мал золотник, да дорог»? Но запомнился он и вошёл в русские сказки, песни и предания как волшебная Тирлич-трава.

Иногда зовут его – «ведьмино зелье», так как вместе с другими таинственными травами (борец, красавка, белена, дурман и другие) золототысячник малый входил в состав мази, с помощью которой любая ведьма (т.е. ведающая, знающая женщина) могла «слетать на Лысую гору, опуститься в загробное царство». Вот что писал А.К. Толстой в своей книге «Князь Серебря­ный»: «…Есть Тирлич-трава, на Лысой горе под Киевом растёт. Кто её носит на себе, на того ввек царского гнева не будет…». Собирать волшебный Тирлыч нужно перед Купалой, в неделю перед полнолунием или новолунием.

«Поселяне думают, что трава эта обладает возможностью превращения и достаётся в удел одним ведьмам… Кудесники и чародеи дорожат Тирличем, как со­кровищем», – говорится в народных преданиях. Дорожат этой травой и обо­ротни (то есть люди, которые обладают способностью «оборачиваться» в животных или иных сущностей), использующие её сок при своих превращениях и для восстановления жизненных сил после них. Кроме того, Тирлич-трава считается верным охранительным средством против нечистой силы, для этого достаточно просто носить её с собой.

Сегодня современная медицина признаёт лекарственные свойства Золототысячника малого. Он применяется при болезнях желудка и заболеваниях печени, при малокровии и для восстановления сил, при кожных сыпях и трудно заживающих ранах. Древняя народная сказка о его чудесных лечебных свойствах оказалась правдой. Значит и его волшебные свойства могут быть вовсе не вымыслом. Просто мы забыли, как правильно пользоваться таинственными травами из бабушкиных сказок.

 

ТРАВА ПЛАКУН

 

«Есть трава с именем Плакун, а растёт при озёрах, высока в стрелу, цвет багров и та трава вельми добра; держи в чистоте, давай скоту, который вертится, или которые ребята не спят, клади в головы, а крест из неё вырезать, носить при себе вельми добро…», – гово­рится в одном старинном травнике. Плакун-трава – это дербенник иволистный (Lythrum salicaria). Ещё называют его в народе подбережником или дубняком. Так как растёт он по сырым местам – на боло­тах, на берегах рек и прудов, и в нём содержится много дубильных ве­ществ, которые скот не любит. Своё название «Плакун» растение получило за то, что через его устьица (щели) на листьях при повышенной влажно­сти воздуха выделяются капельки влаги. Подойдёшь к этой траве на солнцевосходе – увидишь, как с кончиков заострённых листьев вода каплет; действительно трава плачет! Напилась ночной влаги – и лишнее выплакивает… Поэтому есть примета: когда Плакун-трава «плачет» днём – она предсказывает дождь. В одном из христианских преданий говорится, что Плакун ро­дился из слёз Богородицы, которая оплакивала своего погибшего сына Христа.

В Русском народе Плакун-трава почитается особо и считается од­ной из самых таинственных трав. Начинают добывать её в Купальские дни (лучше – в неделю после полнолуния или новолуния), на ранней утренней заре, без всяких железных орудий.

Считается, что корень и цвет Плакун-травы обладают великой силою: они смиряют злых духов, делают их по­слушными воле человека, уничтожают злые чары, спасают от дьявольского искушения и всяких болезней. Она открывает доступ к заговорённым кладам и заставляет демонов плакать. Кому посчастливится найти и выкопать корень Плакуна, тот должен стать лицом к востоку и произнести: «Плакун! Плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало. Не катись твои слёзы по чистому полю, не разносись твой вой по синю морю. Будь ты страшен злым бесам, по­лубесам, вредным колдунам киевским. А не дадут тебе покорища – утопи их в слезах; а убегут от твоего позорища, замкни в ямы преис­подние. Будь моё слово при тебе крепко и твёрдо. Век веком!».

Наши предки называли Плакун-траву всемогущей и говорили о ней: «Всем травам мати». Это её советуется брать с собой тем, кто в Купальские ночи отправляется искать Цвет папоротника – для за­щиты от злых духов, которые стерегут этот Цвет. Сведущие люди в старину ис­пользовали корень Плакуна, когда хотели изгнать из дома вредного Домового или злую Кикимору. Можно с помощью этого корня изгнать беса из одержимого человека, обезсилить чёрного мага, пройти по кромке миров Нави.

До сих пор цветёт по берегам рек таинственно красивая, огненно-синяя волшебная Плакун-трава. И сегодня травознаи-лекари выходят с корзинами в Купальские дни для сбора Дербенника иволистного. Слава Плакун-травы столь велика, что пережила тысячелетия. Разгадать все её загадки людям ещё только предстоит.

 

ТРАВЫ ЧАРОДЕЙНЫЕ

 

«Земля сотворена как человек, вместо власов былие (траву) имеет!» – утверждали древние всеведы (то есть всё ведающие люди). А ещё говорят в народе, что «любая трава целебна, если собирать её знаючи»,так как если соби­рать цветы и травы в определённый природой срок, то защитят они от болезней, бед и нечистой силы. Одни из них – лечат, другие – при­дают сил, третьи – защищают. Знатоки травяных зелий и ко­реньев назывались раньше зелейниками, травниками и травознаями. А слово «от­рава» означало снадобье из травы, которое могло быть как полезным, так и вредным (так как на разных людей действовало по-разному). Издревле на Руси травами лечились, питались, парились в бане. Но есть в Русском народе сказки и предания об особых, чародейных травах, которые обладают вол­шебными, чудесными свойствами. Если человек знает: где, когда и как собирать эти травы, - он получит от них удивительные способности и защиту, разгадает множество тайн, научится понимать язык птиц и зверей, начнёт ви­деть сокрытое от других. Например, в народе говорят, что есть такая трава, соком кото­рой смачивают ноги для того, чтобы можно было спокойно ходить по любому морю и воде!

Такие волшебные травы требуется собирать по-особому и в определённое время. Например, иные из них нужно рвать, очертя место вокруг золотом или сереб­ром, это называется «пронимать сквозь серебро или злато». Так про­нимают Кликун-траву (Колюку), Одолень-траву, Папороть безсер­дешную и другие таинственные травы. Но и после того, как они попа­дали в руки человека, сила растения могла проявиться только с помощью особого, заговорного слова. Траву нужно уговорить («умолвить») по­мочь человеку и выполнить задуманное. Если знать слово заговорное, обращающееся к тайной силе растения, то и привычная трава будет помогать человеку своими особыми свойствами. Например, Черно­быльник (Полынь обыкновенная) может оберегать человека, отгоняя злых духов, может чис­тить тела людей и животных от паразитов. А если повесить пучок Полыни над дверями – она защитит дом от плохих гостей. Подсолнечник, будучи сорван в августе и завёрнут вместе с волчьим зубом (по народному поверью его нужно носить на поясе) – избавляет человека от воров и привлекает к нему всеобщее доброе расположение. Особо почитается в народе всем нам привычный Чеснок. Он может снимать порчу с чело­века, защищать от злых духов и сглаза, он очищает сознание от всякого очарова­ния и наваждения. Чеснок – растение бога зимнего солнца Хорса, воина Руси. Во время свадебного пиршества Чеснок кладут на стол каждому из гос­тей, чтобы уберечь молодых супругов от порчи и сглаза. «От духа чесноковаго бегает всяк гад, которой ядовитой», - писалось в старинных русских травниках.

Среди множества трав, пользующихся уважением в народе, есть особо почитаемые и таинственные. Про них сложено много преданий и песен, написано много сказок, с ними связаны множество примет и заговоров.

 

Дивосил.Так красиво в Русском народе называют солнечный Девясил (Inula helenium) за его удивительную способность восстанавли­вать силу уставшего или больного человека. Говорят, что Девясил на­деляет человека девятью силами, отчего и ещё одно его народное на­звание – «девятисил». Если сорвать Дивосил накануне Купальского дня (до восхода солнца, лучше – после полнолуния) и смешать с росным ладаном, то можно сделать обережную ладанку для себя и любимого человека, или – приворотное зелье. Лечебные свойства Девясила сейчас общеизвестны и всеми признаны.

Перелёт-трава. В народе рассказывают, что эта трава сама собой переносится с места на место тёмной ночью, сияя в своём полёте, как маленькая звёздочка – всеми радужными красками. Счастлив тот, кто её добу­дет, так как все его желания будут исполняться. И сам человек сможет парить над землёй, в мгновение ока переносясь туда, куда хочет. Как выглядит Перелёт-трава – уже никто не помнит, остались только упоминания о ней в народных преданиях и записи в старинных травниках.

Лазорев цвет.Так удивительно называют Горечавку синюю (Gentiana). Существует народная примета, что собирать «синюю траву» нужно в том месте, куда на землю ночью падают звёзды (там, где они «рассыпаются»). Собирать Ла­зорев цвет надо на зорьке, пока ещё лежит роса, и пока открыты нежные лепестки Го­речавки. Начинают сбор в Купальские ночи и продолжают до окончания августовских звездопадов. Травознаи готовят из Лазорева цвета настои и отвары от простуды и множества других болезней, поэтому есть у него в народе и другие названия – «лихоманник», «ведьмино зелье». Сегодня лечебные свойства Горечавки подтверждены современной наукой.

Нечуй-ветер. Волшебная трава, которая селится у рек и озёр и мало кому даётся в руки. Люди считают, что тот, кто обладает этой травой, всегда может остановить ветер, будет ловить рыбу без невода, способен изба­вить себя и своё судно от утопления. Собирают эту траву зимой под Васильев вечер, в глухую полночь. Говорят, что слепые от рождения люди могут чувствовать её присутствие под любыми снегами. А если они смогут поднять её не руками, а губами – тогда они сразу же овладеют её силой и смогут видеть мир особым зрением. Вот только, как выглядит эта трава – уже никто не знает.

Царь-трава.Трава эта очень сильна и полезна, хоть и ядовита. Это Аконит (Aconitum), по-русски её ещё называют Борец – за способности преодолевать любую болезнь и отгонять тёмных навей. «Как громовые стрелы небес­ные гонят тёмных бесов в преисподнюю, так и Царь-трава могучей силой прогоняет далеко силу нечистую», - написано в старинном травнике. Собирают её с августа, начиная с Перуновых дней, по октябрь. Если нужны цветы – берут их во время цветения на полнолуние. Есть у Аконита и ещё одно народное название – При­крыш-трава, так как используют её для свадебных наговоров и защиты мо­лодых супругов от порчи. Удивительные лечебные свойства Царь-травы используются и сегодня.

Колюка (Кликун-трава).Собирается эта трава чародеями в Петровки (то есть в Перуновы дни, в начале ав­густа) и засушивается. Ружьё, окуренное этой травой, метко стреляет и никто не сможет его заговорить или испор­тить никакими заговорами. Воины и охотники использовали эту траву для своих целей и для оберега своего оружия. Заговорённое Кликуном оружие может само находить противника, обладает удивительной силой и меткостью.

 

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА

 

Заколдованная сказочная царевна, превращённая в Лягушку на оп­ределённый срок. Очень красивая девушка и мастерица на все руки. Знает волшебство. Царевна-лягушка – помощница тех, кто вершит свои дела ради любви, добра, красоты. Она наделяет победой достой­ных – тех, кто умеет за «лягушачьей кожей» увидеть светлое начало, понять высокие помыслы. Царевна-лягушка это олицетворение красоты человеческой души, ко­торая взращивается в трудах и в добрых делах для других людей. Своим поведением учит стойко и терпеливо принимать выпавшие на её долю уроки: «Каждому уроку – свой срок», – говорят в народе. Человек, сумевший пройти через все земные испытания с добрым сердцем и верой в Высший Промысел, всегда побеж­дает – возвышается Духом и очищается Душой. Отсюда и такое странное (на первый взгляд) название девушки, которое соединяет в себе холодное, болотное существо – «Лягушка» и возвышенное, красивое и всеми уважае­мое в Русском народе – «Царевна».

 

Лягушка – обитательница двух стихий: Земли и Воды. Но во мно­гих сказках она единственная из всех, кто может преодолеть Огненную реку и перенести царевича в Тридевятое царство по воздуху. Часто древняя Лягушка – мудрый советчик, живущий на Земле дольше и птиц, и животных, и человека. Говорят, что она была обитательницей земли, когда ещё деревьев и лесов на нашей планете не было. Это к ней в сказках обращается Баба-Яга за по­мощью и советом для Ивана-царевича, когда никто другой помочь не может.

В старинных народных преданиях говорится: «Лягушки – это бывшие люди, затопленные всемирным потопом; у них, как и у людей, по пяти паль­цев на руках и ногах: четыре долгих, а один коротенький. Придёт время, и они снова станут людьми, а мы, ныне живущие, обратимся в лягушек. Убивать их – грех». По другим поверьям, лягушки это за­клятые люди, они все понимают человека, наблюдают за ним; они все когда-нибудь станут людьми. Существует множество примет и пове­рий в Русском народе, связанных с поведением лягушек. Например: «Если даже нечаянно убить лягушку – пойдёт дождь, небо заплачет». Водяной их оберегает, так как они нужны для здоровья и процветания его водоёмов. А ещё он очень любит слушать, как поют лягушки, – их «лягушачьи концерты».

 

 

«Упала стрела у старшего сына на боярский двор, подняла её бо­ярская дочь. У среднего стрела упала на купеческий двор, подняла её купеческая дочь. А у младшего, Ивана-царевича, упала на болото, и подняла её Лягушка. Закручинился он. Да делать нечего, принёс он её домой, и сыграли три свадьбы. Велел царь каждой из жён сшить ему по рубашке. Плачет Иван-царевич, а как уснул, ски­нула Лягушка лягушачью кожу, обернулась красавицей Василисой Премудрой. И получилась её рубашка самой красивой. Она свернула её и положила возле Ивана-царевича, а сама обернулась опять Лягуш­кой».

(«Лягушка-царевна», русская народная сказка)

 

«Баба Яга села рядом с Андреем. Он ест, она выспрашивает: как он на Марье-царевне женился, да живут ли они хорошо? Андрей всё рас­сказал: как женился и как царь послал его туда – не знаю куда, добыть то – не знаю что.

«Вот бы ты помогла мне, бабушка!».

«Ах, зятюшка, да ведь про это диво-дивное даже я не слыхивала. Знает про это одна старая Лягушка, живёт она в болоте триста лет. Ну, ничего, ложись спать, утро вечера мудренее».

Андрей лёг спать, а Баба Яга взяла бе­рёзовый веник и полетела на болото. Стала звать: «Бабушка, Ля­гушка-скакушка, жива ли?».

«Жива!».

«Выдь ко мне из болота!».

Ста­рая Лягушка вышла из болота, Баба Яга её спрашивает: «Знаешь ли, где то – не знаю что? Зятю моему дана служба, укажи, сделай ми­лость!».

«Я б его проводила, да больно стара, мне туда не допрыгать. Донесёт твой зять меня в парном молоке до Огненной реки, тогда скажу…».

(«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»,

русская народная сказка)

 

«И вот настала страшная засуха, тучи ушли от тех мест подальше. Посохли поля, скотина хиреть стала, речки обмелели, но дождя нет. Старуха каждый день, уходя, наказывала служанке, чтоб ни за что не спускалась в погреб. А бедная девка просто помирала от любопыт­ства и, наконец, не выдержала: забралась туда и очень удивилась, увидав только один горшок. Сняла она тряпицу – и в тот же миг от­туда одна за другой начали выпрыгивать Лягушки. Поскакали по сту­пенькам вон из погреба, радостно квакая: «Ква-кой дождь будет! Ах, ква-кой дождь!». Стоило им выскочить во двор, как тучи завозились в вышине, а потом ка-ак хлынуло с небес ливнем! Мигом ожили поля, зазеленели нивы, радостно замычала и заблеяла скотина…».

(«Дождь и лягушки», русская сказка)

 

«Спускаюсь без опаски

С горы крутой к реке:

Зелёная, как в сказке,

Лягушка на песке.

 

Взяла меня досада,

И я решил сказать:

«Расколдоваться надо,

Пора Царевной стать».

 

Она взглянула гневно –

И пусто на песке…

Живёт моя Царевна

В зелёном тростнике».

(«Царевна» В. Катанов)

 

«Во дворе выкопали колодец. Возле колодца поселилась Лягушка. Она целыми днями сидела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое ведро.

Однажды Митёк направился к колодцу за водой и заметил, что кто-то прыгнул к ведру. Митёк сначала испугался, но потом взял кирпич и стал подкрадываться к ведру. Он подкрался, опрокинул ведро ногой и увидел на земле Лягушку. Бежать Лягушке было некуда, она припала к земле и, не мигая, уставилась на Митька большими печальными глазами.

Митёк опустил руку с кирпичом. Ему вдруг вспомнилась одна сказка. В сказке говорилось о том, как Иван-царевич спас молодую царевну, которую злой Кощей превратил в лягушку. Митёк потоптался на месте и тихо сказал: «Не бойся».

Постоял немного и спросил: «Ты царевна?».

Лягушка всё так же смотрела на него чёрными круглыми глазами и быстро задвигала белесоватым мешочком ниже подбородка, словно силилась что-то сказать…».

(«Царевна» Ю. Куранов)

 

ЦАРЬ МОРСКОЙ

 

Хозяин моря, Полдонный царь, Водяник морской. У каждого моря есть свой хозяин, часто люди называют его своим именем. Например, у хозяина Чёрного моря (в древности Русичи называли его Черёмным – то есть красивым, красным на закате) было имя Черномор. Это о нём писал А.С. Пушкин:

«… Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Из вод чредой выходят ясных

И с ними Дядька их Морской».

 

Царь Морской живёт в пучине, любит тишину морских глубин. На поверхности показывается редко и всегда – в свите морских обитателей. Людям является в виде седого величественного старца, чьи власы и борода белы, словно пена морская. Его прозрачный хрустальный дворец стоит на морском дне. Люди думают, что этот дворец сделан из хрусталя потому, что в хорошую, ясную погоду он светится из-под толщи воды и переливается всеми цветами радуги. Говорят, что светится он ещё и оттого, что полон золотом и сокровищами с затонувших кораблей. Вместе с Хозяином морским во дворце обитают его дочери – Моряны и множество подводных существ. Ему безпрекословно повинуются все обитатели глубин. Всегда знает, что происходит в любом месте его владений.

Царь Морской любит повеселиться и часто устраивает пиры подводные. От тех пиров и веселья поднимаются на море ветер и волны огромные. Говорят, что когда Хозяин морской спит – на море стоит безветренная тихая погода, и даже чайки умолкают, оберегая его сон.

Люди стараются дружить с ним, но не всякому человеку он отвечает взаимностью; оказывает знаки внимания тем людям, кто беззаветно любит море и посвещает ему жизнь. Раньше капитан каждого морского судна перед выходом в плавание приносил ему дары, испрашивал разрешения и ждал от Царя Морского соответствующего благого знака на берегу.

 

Но есть покровитель и повелитель всех морей, всех океанов: древние греки называли этого бога Посейдоном, древние римляне – Нептуном. У народов Славян и Ариев имя бога всех морей – Ний. У этого славянского владыки морей и подводного мира есть родной брат Ниян – владыка подземного мира и земных глубин.

 

«Вечером завёл Морской царь пир на весь мир. Съехались цари да царевичи из разных морей, Водяные из разных рек да озёр. Напитков и кушаний у царя Морского вдоволь: пей! ешь!.. Наугощались гости, и говорит хозяин, царь Морской: «Ну, Садко, потешь, позабавь нас! Да играй веселей, чтобы ноги ходуном ходили!».

Заиграл Садко задорно, весело. Гости за столом усидеть не могли, выскочили из-за столов да в пляс пустились, и так расплясались, что на море-океане великая буря началась. И много в ту ночь кораблей сгинуло».

(«Садко», пересказ былины А.Н. Нечаева)

 

 

«Сидит у царя водяного Садко

И с думою смотрит печальной,

Как моря пучина над ним высоко

Сияет сквозь терем хрустальный.

 

Там ходят как тени над ним корабли,

Товарищи там его ищут,

Там берег остался цветущей земли,

Там птицы порхают и свищут.

 

Куда он ни взглянет, всё синяя гладь,

Всё воду лишь видит да воду,

И песни устал он на гуслях играть

Царю водяному в угоду…».

(«Садко» А.К. Толстой)

 

ЦВЕТ ПАПОРОТНИКА

 

Жар-цвет, Цвет-Свет (свет, свечение, аура) папоротника; обладает особыми таинственными свойствами, делающими это растение вол­шебным. В старинном травнике о Папоротнике сказано: «Есть трава чёрная Папороть, растёт в лесах, около болот, в мокрых местах; ростом в аршин, а на стебле маленькие листочки, с испода большие листы. А цветёт он накануне Купальского дня в пол­ночь. Тот цвет очень надобен, если кто хочет богат и мудр быти». У Папо­ротника всё не так, как у других растений: и ли­стья диковинные с острыми зубчиками, и размножается он не семе­нами, а спорами. Каж­дый лист, словно птичье крыло, по-древнерус­ски – «папороть», от­сюда и название пошло. Собраны эти листья в красивую розетку.

Называют ещё Цвет папоротника Перуновым цветом, так как люди думают, что он начинает «рас­цветать» в грозовые Купальские ночи. И при этом разливает такой яркий свет вокруг, как само солнце. А если ли­вень в Купальскую ночь про­шумит, так Папоротник-огнецвет сразу после грозы может распуститься-засветиться – тут уж гляди в оба, не упусти! Так как появляется Цвет-Свет только на короткое время, и всегда по-разному и в разных местах: то блеснёт короткой молнией на одно мгновение, то светит целый час после полуночи, а то и до первых петухов заливает округу призрачным светом. Вот и ищут люди Перунов цвет в короткие летние ночи, пока шумят благодатные грозы: с Купальских дней (летнего солнцестояния) до начала августа – дней Перуна-громовержца.

Много тех людей, кто ищет Цвет Папоротника, но мало кто видит этот волшебный Цвет-Свет, это тоже надо уметь сделать. А те, кто видят – не всегда знают, как взять его; а те, кто сумел взять – не всегда могут удержать. Совсем не каждому из людей даётся в руки заветный Жар-цвет папоротника. Надо ведь себя победить: лень со страхом одо­леть, от тщеславия да корысти изба­виться, с чувствами своими совладеть и советов умных строго слушаться. Где уж тут простому смерт­ному такое суметь! Охраняют таинственный Цвет-Свет лесные духи и Берегини, стерегут бесы и тёмные нави: напускают туман, сбивают с дороги, вызывают видения, отгоняют хохотом и свистом, хватают за подол и щекочут, могут даже знакомым человеком перекинуться (обратиться), чтобы уговорить вернуться. Все они защищают Перунов цвет от случайного прохожего.

Если же кто-то, наученный ведающими людьми, смог взять Жар-цвет, он должен все свои силы приложить к его сохранению. Говорят, что нельзя в эти мгно­вения оглядываться по сторонам и выходить за очерченный круг: нужно ждать до утра в молитве, закрыв глаза и прогоняя страх. Или, наоборот, в старых травниках советуется: «Сорвав цветок, сожми его в руке крепко-на­крепко и беги домой без оглядки. Если оглянешься – весь труд про­пал: Жар-цвет исчезнет!».

Но тот, кто оказался сильнее всех напастей и испил жизненную силу волшебного Цвета (то есть соединил её со своей силой) – словно бы получает часть силы Перуновой, божественной. Такой человек перестаёт бояться бури и грома, не страшны ему огонь и вода, недоступен становится он злому чародейству, может повеле­вать духами Природы (и светлыми, и тёмными). Обладателю Жар-цвета открыва­ются все клады и богатства земли, становится ведомо всё скрытое и тайное, прошлое и будущее, начинает понимать он язык птиц и зве­рей. Считается, что тот, кто носит при себе Цвет папоротника, может де­латься незримым для других и мгновенно перемещаться из одного места в другое. Но и постоянные испытания будут подстерегать этого человека – всегда най­дутся люди и тёмные сущности (нави), которые захотят от­нять Огне­цвет. Только чистые Душой и сильные духом люди могут владеть Цветом папоротника долго и счастливо.

 

 

«Один крестьянин искал накануне Купальского дня потерянную корову; в самую полночь он зацепил нечаянно за куст Папоротника, и чудесный цветок попал ему в лапоть. Тотчас прояснилось ему прошлое, настоящее и будущее; он легко отыскал пропавшую корову, сведал о сокрытых в земле кладах и насмотрелся на проказы лесных духов. Когда крестьянин воротился, домашние слыша его го­лос и не видя его самого, пришли в ужас. Но он разулся и выро­нил цветок – в ту же минуту все его увидали. С потерею цветка окончилось и его всевидение, и позабыл он места, где не­давно любовался зарытыми сокровищами. Рассказ этот заканчивается и так: к мужику, который сам не понимал, откуда далась ему муд­рость, явился переодетый чёрт, купил у него лапоть и вместе с лаптем унёс и Па­поротников цвет».

(«Энциклопедия русских преданий»)

 

«В ночь на Ивана Купалу (летнее солнцестояние), в глухую темень, выходят из своих шалашиков на болотных кочках маленькие старички-луговички, каждый с пенёк ростом, – на мир по­смотреть. Забредёшь в эту пору и померещится, что кто-то вы­глянул из-за бугорка и спрятался, а чуть поодаль – булькнуло вдруг в омуте. Ждёшь – вот-вот Огоньки-цветы покажутся…

Ходит и ходит вокруг Цветка мужичок с ноготок, борода длинная, зипунишко с деревянными пуговицами, шляпёнка мятая, на ногах сапоги без каблуков. Подпоясан свяслом, каким снопы вяжут, с тугими свисающими вниз пшеничными колосьями. А меж листьев Папоротника, похожих на крылья орла, всё мерцает и мерцает крас­ная почка. Когда наступит полночь, раскроется яркий Цветок, озарит всё вокруг ослепительным светом, и молнии засверкают в ярости. Начнёт тут Папоротник своими лапами махать. Всё машет и машет, будто хочет поймать кого-то. Старики сказывают, то нечис­тая сила в кустах бесится. А ты не бойся. Подойди, сорви, унеси цве­ток с собой. Все тайны земли тебе подвластны станут. И всю жизнь счастлив будешь».

(«Когда цветёт папоротник» В.С. Моложавенко)

 

«…Предание приписывает ему цветок серебристого цвета, чрезвычайно блестящий, напоминающий собой огонёк. Цветение продолжается в полночь не более часа. Этот Цвет, по народному верованию, очень полезен тем, кто желает быть умным и богатым…»

(«Русский народ, его обычаи, обряды предания»)

 

«Лист папоротника так древен,

Продуман так до мелочей,

Он так доносит шум деревьев

Из отдалённейших ночей,

Из непомерного начала,

Из тех хвощей, из тех лесов,

Где речь людская не звучала,

Где зверя был невнятен зов,

Но посмотри, какое диво

Зелёных кружев вп

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.